Напоминание

Сценарий мероприятия "Где живут нотки"


Автор: Шустова Оксана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Хасынский районный Центр детского творчества"
Населённый пункт: поселок Палатка, Магаданская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий мероприятия "Где живут нотки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шустова О.Ю. «Где живут нотки» ( сценарий мероприятия для учащихся начальных классов)
Цели:
1.Организация совместной музыкально – творческой деятельности, применение музыки как средства коммуникации, знакомство с традицией праздника. 2.Развитие творческих, музыкальных способностей детей. 3. Применение музыкальных знаний на практике. 4. Увлечение и приобщение к миру музыки, нравственно – эстетическое воспитание, развитие межличностных отношений.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации скрипичного ключа, нотного стана, нот. 2. Музыкальные инструменты и их макеты. 3. Плакаты: «День музыки», «Страна звукляндия». 4. Костюмы к сказке. 5. Шапочки для нот . 6. Загадки и стихи о музыке. 7. CD «Из чего родилась музыка», «Аэробика для малышей», диск «Природа, птицы, животные, деревья. Звуки и шумы», нотный материал и фонограммы песен, использование изученных произведений. 8. Предметы для игры: стеклянный стакан, пластмассовые шарики, деревянные ложки 9. Призы. 10. Красочное приглашение на музыкальный праздник для учащихся.
«Что за звуки! Неподвижен внемлю Сладким звукам я: Забываю вечность, небо, землю, Самого себя…» М.Ю.Лермонтов.
Ведущий:
Первое октября – Всемирный День Музыки. Ему мы посвящаем наш праздник «Где живут нотки». Сегодня мы расскажем вам, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты, музыкальная грамота и проведём различные музыкальные конкурсы. Вас поздравить с днем музыки пришли старшеклассники. Девочки исполнят для вас песню «Карлсон». Звучит песня «Карлсон» К.Костина в исполнении вокальной группы. Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты. Например, лук – звучание натянутой тетивы дало толчок созданию первых гусель. А рог для охоты – начало рождения духовых инструментов (рожок, дудочка, свирель). Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляя в разных звуках. Дети читают стихотворение «Послушай, дружок». Послушай дружок: Поёт ветерок, Гудит где-то шмель, Распевает капель. Журчит родничок, Стрекочет сверчок, Шуршит трава, Шелестит листва. Жук жужжит, Трамвай дребезжит, Калитка скрипит. Самовар пыхтит. Звенит звонок, Лает щенок, Стучит молоток, Визжит станок. Корова мычит, Ребёнок кричит, Гром гремит, Чайник свистит… Вокруг всё молчит. А не молчит.
Ведущий:
Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки?
Дети:
в шелесте листьев, журчании ручья, капели…

Ведущий
: Молодцы! А можете ответить на следующие вопросы? - Кто сочиняет музыку? (Композиторы) - Каких композиторов вы знаете? - Кто исполняет музыку? - Кто слушает музыку?
Ведущий:
А сейчас, ребята, посмотрите и послушайте сказку «Звуки музыки».
Действующие лица

Сказочник.

Король До диез 1.

Королева Фермата.

Принц Диез.

Придворная дама Фари.

Придворная дама Мими.

Ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Лесная фея Тишина.

Гном.
Перед декорацией с изображением опушки леса полукругом расставлены семь маленьких стульчиков, на спинках которых изображены ноты. Выходят ноты и садятся каждая на свой стульчик, появляется Сказочник.
Сказочник.
Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Был чудесный солнечный день. Я бродил по лесу и вышел на поляну… Нотки исполняют песню «Семь нот» Татьяны Пархоменко Каково же было моё удивление: на поляне сидели ноты. Они сидели на маленьких стульчиках и о чём-то между собой разговаривали. Сказочник уходит.
Нота До.
Чудесное место!
Нота Ре
. Ах какой покой! Даже не верится, что мы во владениях тётушки Тишины.
Нота Ми.
Давно мы собирались навестить её и послушать волшебные мелодии.
Нота Фа.
Мы были очень заняты.
Нота Соль
. Все время мы кому-то нужны…и звучим…звучим. Хорошо, что мы сюда сбежали. Появляется Лесная фея-тетушка Тишина. Лесная фея исчезает.
Нота Ля.
Исчезла…А волшебные мелодии? Я вспомнила, прежде всего нам надо помолчать – таков закон её волшебных мелодий.
Нота Си.
Ой, смотрите, кто-то притаился под ёлкой.
Нота Ля
. И правда, под ёлкой кто-то есть!
Нота Си
. Кто бы это мог быть? Уж не тётушка ли решила над нами пошутить? Появляется Гном.
Гном
. Здравствуйте, уважаемые ноты! Я слышал, вы хотите послушать волшебные мелодии тётушки Тишины – нашей Лесной феи. Как жаль, мои старшие братья отправились в далёкое путешествие, а меня оставили охранять наш дом. Мне так грустно. Но не буду вам мешать.
Нота Си.
Постой, Гном! Наше правило: если кому-то грустно, надо сделать так, чтобы стало весело. Нота До, начинай нашу любимую игру в куплеты. Все ноты встают полукругом, вперёд выходят ноты До и Ре и разыгрывают сценку, танцуя и напевая.
Ноты До и Ре.
Мишке с куклой очень весело, Очень весело, очень весело.
Раз, два, Три. Мишке весело, очень весело, Очень весело, очень весело. Посмотри. Мишка весело, очень весело, Крутит Мишенька головой. Кукле весело, очень весело, Ой, ой,ой. (Закончился завод.) Звучит песня «Домовой» К.Костина в исполнении вокальной группы.
Нота Си.
Ребята давайте поиграем вместе с гномом в игру «У жирафов». Музыкальная игра «У жирафов» Е.Железновой. Ноты кланяются Гному и садятся на свои места
Гном.
Спасибо вам, Ноты, как хорошо вы меня позабавили.(Уходит)
Нота Соль
. А теперь мы послушаем мелодии Лесной феи – тётушки Тишины. Появляется Сказочник.
Сказочник.
Только ноты приготовились послушать волшебные мелодии Лесной феи, как на поляну вышел мальчик. Был он грустен и о чём-то думал.
Нота Ля.
Ты кто?
Принц Диез
. Я – принц Диез. Мой отец, король Музыкального королевства До Диез 1, выгнал меня из дома за то, что я не пожелал учиться музыке.
Нота Си.
Но это не всё. Наш замок окружает удивительный сад с поющими розами. Стоит прикоснуться к одной из них рукой – розы начинают петь. За порядком в королевстве следят две придворные дамы: придворная дама Фари и придворная дама Мими. Я сейчас слышу их голоса. Появляются придворные дамы.
Фари
(приседая в реверансе). Принц Диез, вы пропустили урок! Это недопустимо для наследника королевства.
Мими
(приседая в реверансе). Вы…Вы до сих пор не поняли простую вещь: где музыка берёт начало, где ручейки её дорог? И это вы… будущий наследник нашего королевства. Принц закрывает уши.
Фари
(сердито топая ногой). Мы пожалуемся на вас королю. Появляется король.
Король До Диез1.
Ах, что я слышу! Всё…всё…всё… Моему терпению пришёл конец. Я больше не желаю вас видеть в Музыкальном королевстве! Если вы не поймёте, где музыка берёт начало, где ручейки её дорог, то не возвращайтесь! В таком случае я не могу сделать вас своим наследником. Король и придворные дамы уходят.
Нота До.
Не горюй, принц Диез. Мы поможем тебе. Появляется Лесная фея – тётушка Тишина.
Лесная фея
. Начнём с главного: где музыка берёт начало? Вспомни, Принц, как к твоей колыбели пришли первые волшебные звуки. А для этого закрой глаза и посиди тихо-тихо, и ты услышишь. Принц закрывает глаза, появляется с куклой королева Фермата и поёт колыбельную. Звучит «Колыбельная» Сергея Суэтова в исполнении солистки. Королева Фермата уходит.
Принц Диез
. Я вспомнил эту песню и мамин нежный голос.
Лесная фея
. Вот и хорошо. А дальше тебе помогут ноты.(Исчезает.)
Нота До.
Ну что ж, продолжим урок
.
Где музыка берёт начало? Где ручейки её дорог? Идём со мной. (Нота До подводит принца к декорации с изображением леса.) А теперь прислушайся! Что ты слышишь? Звук (Ветер в листве).

Принц Диез
. Шумят деревья.
Нота До.
Это они поют. Здесь каждое дерево имеет свою мелодию. Постарайся это услышать. Принц Диез слушает звуки живой природы. Звук «Ветер в листве и дождь».
Принц Диез
. Я и не знал, что у деревьев тоже есть свои колыбельные песни. Вот тот дуб (показывает рукой) спел мне сейчас песню, которую ему 300 лет назад пела мама. Как хорошо было бы рассказать об этом моему отцу (грустно). Нота До уходит, к Принцу подходит нота Ре.
Нота Ре.
В лесу поют не только деревья . Послушай «Звучат голоса лесных птиц, кукушка» Какой же лес без птиц? Птицы – главные певцы леса. Слышишь, как прилежно они повторяют свои гаммы? Это они для нас стараются. Ведь нельзя без репетиций даже птицам выступать. Звучат крики ночных диких птиц. Нота Ре уходит, к принцу подходит нота Ми.
Нота Ми
. Ну вот хор птиц умолк. Всё притихло, затаилось. И к земле трава склонилась. Пенье птиц умолкло вдруг. Нота Ми берёт в руки бубен и резко в него ударяет.
Нота Ми.
Вдруг… Гром бил в тучу, Гремел… И вдруг всё стихло. Тихо-тихо. Выходит Баба Дождевиха, За ней другая, Третья… Вот Уже их целый хоровод. И песню дождика поёт. Звучит «Гром с дождём».
Принц Диез
(радостно). Нота Ми, я понял, я всё понял. У дождя очень много разных мелодий. Нота Ми даёт принцу зонтик.
Принц Диез
(весело). Дождь под зонтиком идёт, Из-под зонтика поёт: «Я не редкий и не частый, Не случайный, не напрасный. Всё же дождик настоящий, Настоящий и живой Между небом и землёй!» Звучит «Тихий дождь». Нота Ми уходит, к принцу подходят ноты Фа и Соль.

Нота Фа
. О дорогой принц, ты что-то начинаешь понимать, но это еще не всё. В наших фантазиях тоже притаилась музыка. Постарайся её также услышать. Нота Фа берёт стакан и бьёт ложечкой о стакан.
Нота фа.
Мешаю чай в своём стакане, А думаю об океане. Лимон, как парусник, плывёт И в дальний путь меня зовёт. Звук « Хрустальный звон».
Нота Соль.
А теперь послушай меня. (Показывает принцу морскую раковину.) Эту раковину однажды выбросило на берег. Приложи её к уху. Звучит «Морской прибой». Слышишь? Море с глобуса в ней запело, и сердце наполнили брызги и пена.
Принц Диез(
слушая раковину
).
А я слышу, как море с ветром сердито говорит. Звучит «Море бурное с чайками». Нота Фа берёт в руки лист бумаги и шуршит им. Шелест, шепот, шорох, шум Это вам не бум, бум, бум Шорох, шох, шик, шик, шик Тихо, тихо пошуршим.
Принц диез.
А ведь шуршать может не только бумага.
Нота фа.
Ты прав принц прослушай и отгадай вместе с ребятами следующий звук. Звук «Подметают полы щёткой».
Нота Фа
. Сейчас мы поиграем и пошуршим нашими самодельными музыкальными инструментами. Ноты раздают детям самодельные погремушки сделанные из футляров кинде- сюрприза, наполненных крупой. Музыкальная игра «Шарики» Е. Железновой.
Принц Диез
. Ой, как интересно и весело. Правда, ребята?
Нота Соль
. А теперь возвращаемся на наш праздник. Стучит по треугольнику. У металла гулкий звук Не похож совсем на стук Он бывает и трубящий И призывный и бренчащий. Звук «Звон монет».
Нота Фа
. Деревянный звук, какой он? Он стучащий и сухой Тёплый и трескучий Тихий и гремучий. Звук « Дровосек рубит дерево». В исполнении учителя(баян) и ученицы(ложки) звучит русская народная плясовая «Барыня».
Нота соль
. Тик-так, тик-так, тик-так
Часы говорят нам, когда вставать Когда работать начинать А к ночи скажут время спать. Звук «Много часов тикает», «Часы с кукушкой».
Принц Диез.
Как много разных звуков в природе, это очень интересно!
Нота Соль.
Хорошо. Подойди теперь к нотам Ля и Си. Ноты фа и Соль уходят.
Нота ля
. Где музыка берёт начало? Где ручейки её дорог? В стихах – мне сердце подсказало – Начало музыкальных строк.
Нота Си
. Дорогой принц, ты понял где музыка берёт начало, где ручейки её дорог?
Принц Диез.
Конечно, музыка живёт рядом с нами.
Нота Си
. Король До Диез 1 и королева Фермата будут довольны. Ты можешь возвращаться домой.
Принц Диез
. Спасибо вам, ноты, прощайте. Я постараюсь стать достойным наследником музыкального королевства.
Нота До.
Нет-нет, принц Диез, до свидания! Мы ещё встретимся! А сейчас мы тебя проводим. Принц диез и ноты берутся за руки и вместе со всеми детьми поют песню «Каравай» В. Михайлова . Награждение грамотами за участие в музыкальном празднике.


В раздел образования