Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыхание…»
«Шепот, робкое дыханье…» Афанасий Фет
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной
действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его
поэзии —
любовь и
природа. Его стихотворения отличаются тонкостью
поэтического настроения и большим художественным мастерством.
Особенностью поэтики Фета является то, что разговор о самом важном
ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример — стихотворение
«Шёпот, робкое дыханье…»
Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений
лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале « Москвитянин» (1850
год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет,
напечатано в сборнике «Стихотворения А.
А. Фета» (издан под редакцией
И. С. Тургенева)
I.
Омонимия, антонимия, синонимия.
1)
Шепот, робкое дыхание… -название по первой строчке.
Что-то тихое, таинственное, волнение.
2)
Морфологические вариации? (нет)
3)
Лексические ресурсы?
Дыханье, колыханье, лобзания – устаревшие слова
II.
Тропы:
Эпитеты:
Робкое дыханье
Сонный ручей
Ночной свет
Ночные тени
Волшебные изменения
Милое лицо
Дымные тучи
Метафора общеязыковая: сонный ручей
III.
Стилистические фигуры.
Инверсия: робкое дыханье, свет ночной
Анафора фонетическая: СС 3, 4, 5 строки, соединяются 1 и 2
четверостишья. ИИ (в 3 четверостишии)
Что Вы можете сказать о частях речи, которые использовал автор в этом
стихотворении (нет глаголов, много существительных, мало прилагательных,
динамика за счет множества существительных).
IV.
Композиция? (Три четверостишья)
Знаки препинания? (Запятые, нет точек, в конце –
восклицательный знак и многоточие (недосказанность)).
V.
Схема
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размер – ямб с элементами пиррихия.
VI.
Рифма – Перекрестная, мужская и женская.
VII.
Фоника – 1, 2 четверостишье – с, х, ш, ч, ц (плавность,
спокойствие, робость). 3 четверостишье – р, з (беспокойство, что-
то изменилось, нарушилась тишина, всплеск эмоций).
Так как Ряд волшебных изменений завязка, переломный
момент
Милого лица
Цветовая гамма?
До завязки – серебро, тени. После завязки – пурпур, янтарь.
Спокойное, не вызывающее, не особо заметное
яркое,
заметное.
Сильные позиции?
Дыханье – колыханье
Соловья – ручья
Конца – лица
Розы – слезы
Янтаря – заря
Шепот, заря (от тишины и спокойствия до озарения, восхода чего-
то), до какого-то события (в данном случае заря – явление
природы)
Шепот, робкое дыханье (от этого состояния)
И заря, заря… (до этого состояния, взрыв, нечто особенное,
контраст этих строчек)
VIII. Образы
Природа и лирический герой
Тема, проблема?
Событие в жизни лирического героя и в жизни природы, их
состояния, гармония человека и природы. Человек и природа едины.
(У) Прочитайте еще раз тему сочинения и в соответствии с
проделанным анализом сделайте выводы. В чем особенность этого
стихотворения.
(Д) Ярко выражена завязка, то, что находится до нее, после нее – в
контрасте, сначала – спокойствие, робость, спокойные цвета. Завязка:
изменение милого лица. Далее, пурпур, взрыв эмоций, озарение. Говорится в
стихотворении о человеке и о природе, об их гармоничном сосуществовании,
все, что происходит в душе у человека, отражается и в природе. Спокойствие
прервалось, милое лицо изменилось, изменился любимый человек, любовь
изменила человека и природу, далее совсем другое настроение, другие
чувства, другое состояние человека и природы.
(У) Молодцы. Теперь осталось придумать начало сочинения, то, что
плавно введет в курс дела, в то, о чем будет идти речь в сочинении и
оформить это в единое целое.
Д/З: Написать сочинение по стихотворению Фета «Шепот, робкое
дыхание…» на тему: Любовь и природа в лирике Фета.
Итог:
Из каких частей будет состоять ваше стихотворение?
1)
Ввести в курс дела.
2)
Особенности стихотворения в соответствии с темой сочинения,
выводы по анализу стихотворения
3)
Выводы, о чем хотел сказать автор, в чем особенности его стиля, с
опорой на тему сочинения.