"Роль сетевых образовательных проектов в развитии коммуникативной компетенции учащихся"
Автор: Зондуев Бабасан Доржиевич Должность: преподаватель английского языка Учебное заведение: ГАПОУ "БРТАТ" Населённый пункт: г.Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: "Роль сетевых образовательных проектов в развитии коммуникативной компетенции учащихся" Раздел: дополнительное образование
Доминирующая роль сетевых образовательных проектов в развитии
коммуникативной компетенции учащихся
Зондуев Б.Д. преподаватель английского языка ГАПОУ
«Бурятский республиканский техникум автомобильного
транспорта»
Главная цель обучения иностранному языку в школе – развитие коммуникативной
компетенции, или обучение общению на иностранном языке.
Благодаря сети Интернет, учащиеся получили доступ к богатейшим информационным
ресурсам. Сегодня, наряду с традиционными формами освоения образовательных
программ, становится актуальной реализация различного рода проектов в глобальной сети
Интернет. Появилась возможность общаться со сверстниками из других городов, регионов
и стран. Перспектива сотрудничества создает мощную мотивацию для самостоятельной
познавательной деятельности учащихся. Совместная работа стимулирует к ознакомлению
с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной
информации, к оценке собственных результатов.
При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности,
раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое, учится в
сотрудничестве со сверстниками. В то же время, богатые возможности современного
программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.
Специфика сетевых проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей
сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда
требует привлечения интегрированного знания. Учащиеся стремятся расширить свой
кругозор о странах изучаемого языка, их географии, истории, культуре, работая с
разнообразными иноязычными источниками информации, и в то же время, рассказывают
миру о своей стране, родном городе, школе.
Включение моих учащихся в проектную сетевую деятельность начиналось постепенно:
сначала это были школьные проекты, не требующие сотрудничества в сети Интернет
(«Тайны Рождества», «Легенды старой Англии»), а затем, по мере овладения проектными
технологиями и средствами ИКТ,- проекты более высокого уровня. Участвуя в них на
конкурсной основе, ребята могли сравнивать результаты своей исследовательской работы с
результатами учащихся из других школ. Свой первый опыт работы подобного плана мои
учащиеся приобрели, подключившись к сетевому межмуниципальному проекту
«Discoverer-2012/ «Исследователь-2012»». Проект проводился по теме «Utah - the place we
'd like to visit/ «Юта – место, которое мы бы хотели посетить». Почему Юта? Дело в том,
что Бурятия через содействие Российского Фонда мира укрепляет побратимские связи с
двумя американскими штатами: Арканзас и Ютой, а город Улан-Удэ является городом-
побратимом Беркли. Высокий уровень мотивации моих учеников поддерживался ещё за
счёт обмена впечатлениями от моей недавней учительской стажировки в
общеобразовательных учреждениях Беркли.
Целями сетевого проекта «Discoverer-2012» были:
- подготовка учащихся к межкультурному общению, формирование ценностно-
ориентационных представлений учащихся о мире;
- социокультурное развитие учащихся средствами английского языка;
- развитие коммуникативных компетенций обучающихся и повышение качества
подготовки учащихся общеобразовательных учреждений в области информационных
технологий;
- развитие умений самообразования, творческого поиска, самостоятельного подхода к
образованию.
В проекте участвовали ребята из 13 районов нашей области. Участие обогатило моих
учеников опытом работы в команде, умениями планировать свою деятельность, работать с
большим количеством информации, осуществлять её отбор и представление с
использованием современных сервисов web2.0 . Так, ими были освоены технологии
создания учебного фильма, on-line презентации с использованием сервисов Prezi, Stixy,
работа в рамках веб-квеста. Конечно, лучше самих ребят никто об этом не скажет:
«
Работа над проектом дала нам возможность больше узнать о жизни в Америке и штате Utah.
Очень важно, что мы научились работать в команде, хотя мы представляем учащихся разных
групп. Считаем, что при работе над заданиями проекта у нас значительно улучшилось
произношение английских слов. Особенно старались говорить красиво и выразительно при
создании фильма, когда чувствовалась ответственность, что выступаешь перед зрителями и
слушателями. Важно, что научились применять новые современные технологии. Рады, что
приняли участие в подобной коллективной работе, хотя она учитывала личные интересы
каждого».
В этом году была продолжена работа над второй частью проекта, когда бурятские
школьники делятся сведениями о культурно-исторических и экологических памятниках
региона со сверстниками. Новый проект регионального уровня “Our region: Known and
Unknown”проходит по адресу: Создавая условия для мотивации учащихся к изучению
истории своего родного города и развития лингвистической, речевой и языковой
компетентностей учащихся средствами сетевых информационно-коммуникационных
технологий, мы обеспечиваем достижение воспитательных целей. Проект нацелен на
воспитание чувства патриотизма, формирование интереса к стране изучаемого языка и
историческому наследию своей малой родины, воспитание толерантности к иноязычным
государствам, воспитание культуры общения. В качестве развивающих целей
рассматриваем развитие эрудиции учащихся, развитие навыков самостоятельной
поисковой работы и навыков работы в интернет-сервисах.
Все, без исключения, участники первого проекта изъявили желание заниматься
продолжением исследовательской работы. Имея уже начальный опыт работы над сетевым
проектом, моим ребятам было несложно распределить роли и обязанности внутри группы,
скоординировать свою деятельность (разве не эти умения требуются от современного
школьника?). В рамках нового проекта дети пробуют себя в разных социальных ролях:
менеджер туристического агентства, гид-экскурсовод, участник экологической экспедиции
“Green Earth”. Они рассказывают об экологических проблемах своей местности и
предлагают пути их решения, ведут поисковую работу об известных памятниках природы
на территории Республики Бурятия, разрабатывают экскурсию с включением информации
об исторических, географических фактах и экологических факторах развития своего
города. Продуктами проекта являются буклеты, сайты, веб-квесты, публикации. Но
главное – не это! Главное – это освоение нового, овладение новыми знаниями и умениями.
Ребята освоили технологии создания интерактивного плаката в сервисе Glogter: и
электронной книги в сервисе Zooburst.
Т.к оба проекта проходили при тесном сотрудничестве с Бурятским отделением
Российского Фонда мира, то я не мог оставить без внимания празднование
международного Дня мира 21 сентября. РМО учителей иностранных языков, был
разработан и реализован сетевой проект «Мир глазами детей». Целью этого проекта было
привлечение внимания учащихся к проблеме мира на Земле, повышение уровня их
творческого мышления. Поскольку проект явился первой подобной инициативой в районе,
в нём участвовало не так много образовательных организаций.
Команды-участники прошли 4 этапа конкурса:
1. “Let us introduce ourselves./ Давайте познакомимся” - Создание визитной карточки
команды с презентацией места, где они проживают
2. Конкурс эссе учащихся "Каким я вижу мир"
3. Создание галереи " Celebrate the World Peace Day with us!/ Празднуйте с нами
Международный день мира!”
4. Создание интерактивной газеты «Peace today and peace tomorrow./ Мир сегодня и мир
завтра”
Ребята на практике поняли важность изучения английского языка, изучив деятельность
таких организаций, содействующих укреплению мира, как Oxfam, Peace One Day и др. Мы
даже сами присоединились к международному проекту “Pinwheels for Peace/Флюгер
мира”, и стали второй российской школой-участницей этого движения. Ребятами было
сделано около 150 вертушек с написанными на них словами о мире, которые дети
установили возле мемориала «Молчащий колокол», чтобы привлечь внимание
общественности к проблеме мира на Земле.
Команда учащихся БРТАТ «Starkids» стала победителем муниципального проекта, заняв 1
место. Впоследствии ребята отправили видеофильм о себе и городе на международный
конкурс видеороликов «Welcome to my city/Добро пожаловать в мой город». Их радости не
было предела, когда они узнали, что их работа заняла 1 место в конкурсе такого высокого
уровня, и каждый участник получил именной диплом.
Я, в свою очередь, как учитель, рад, что могу помочь своим учащимся узнавать новое не
только в языковом плане, но и гораздо больше: помочь в освоении современных
информационных технологий, быть не просто учителем, а наставником.
Итак, опыт практической работы по обучению английскому языку с помощью сетевых
технологий позволяет сделать вывод о том, что проекты способствуют развитию
коммуникативных навыков и формированию интеллектуальных умений учащихся;
естественным образом формируют у учащихся навыки и умения работы с иноязычным
текстом и дают возможность получения аутентичной информации на изучаемом языке и
возможность общения с его носителями; содействуют индивидуализации и
дифференциации процесса обучения; обеспечивают доступ в открытое общество и,
следовательно, осуществляют социализацию и актуализацию личности учащегося.