"Межпредметные и метапредметные связи: использование и эффективность в обучении детей изобразительному искусству"
Автор: Березина Анна Михайловна Должность: педагог дополнительного образования, методист Учебное заведение: ГОУ ДО ТО "Центр дополнительного образования детей" Населённый пункт: Город Тула Наименование материала: статья Тема: "Межпредметные и метапредметные связи: использование и эффективность в обучении детей изобразительному искусству" Раздел: дополнительное образование
"Межпредметные и метапредметные связи: использование и
эффективность в обучении детей изобразительному искусству"
Березиной Анны Михайловны,
педагога дополнительного образования объединения
"Изостудия "Цвета радуги", методиста
Аннотация: статья раскрывает опыт работы педагога дополнительного
образования использования методов стимулирования детской деятельность
по активному восприятию,
межпредметных и метапредметных связей на
занятиях по изобразительному искусству.
В настоящее время, когда усилия и педагогов, и психологов направлены
на решение одной из важнейших задач – формирования всесторонне,
гармонически развитой личности, все большее значение приобретает
проблема развития детского художественного творчества. Перед нашим
государством, школой, педагогами, воспитателями и родителями вырастает
задача чрезвычайной важности: вырастить каждого ребенка инициативным,
думающим, способным на творческий подход к любому делу.
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей
детей является актуальной, но не менее актуальной является проблема
формирования и поддержания интереса к изобразительной деятельности у
учащихся. Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве
индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно
рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых
начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до
10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).
Для детей школьного возраста изобразительная и творческая
деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако данные
статистики показывают, что к 13 - 14 годам многие дети утрачивают свой
интерес к рисованию. В своей практике мне тоже пришлось столкнуться с
данной проблемой. Возник вопрос: почему чем старше ребенок, тем с
меньшей охотой он берется за карандаш или кисть. Для того, чтобы ответить
на данный вопрос, мной был проведен опрос, который показал, что учащиеся
покинувшие объединение и редко его посещающие, называли следующие
причины мотивов: не получается рисовать, кто-то дал плохую оценку моему
рисунку, не успеваю, нет хороших материалов, надоело рисовать, пропал
интерес.
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность
реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными
источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие —
причинами отказа от изобразительного творчества.
Исходя из этого, я
считаю, что главной задачей педагога является формирование и поддержание
у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству.
У детей
рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она
2
имеет важное преимущество - целостность. Эта целостность разрушится,
если не будет связи между предметами. В результате знания, приобретенные
детьми, не закрепляются. Принципы целостности образа мира требуют
отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать
и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им
разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время -
сформирует умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
В.А.Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие
мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце
входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая
красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить
детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открывать его так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим
восстанавливается естественно - природный процесс познания мира
учащимися, а познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где
созданы определенные условия для ее развития. Поэтому, я считаю, что при
обучении детей изобразительному искусству нельзя обойтись без
межпредметных и метапредметных связей.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка,
изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура,
декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том,
что оно особо воздействует на человека своими специфическими
художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением,
красками, различными природными
материалами. Музыка, например,
непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура
затрагивает другие струны
человеческой души. Она передает нам наглядно
объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на
способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Каждый вид
искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А
это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства.
Поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним
видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное
эстетическое воспитание.
В своей работе по обучению детей изобразительному искусству я
стараюсь использовать такие методы, которые стимулируют детскую
деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом
произведения изобразительного искусства, художественными приемами,
используемыми автором. В процессе первичного восприятия темы занятия в
целях формирования в сознании детей более ярких образов, лучшего
понимания изучаемого материала я привлекаю исторический материал,
дополнительные сведения об авторе
произведения искусства, процессе его
создания, тем самым осуществляя связь изобразительного искусства с
историей и литературой. Для более глубокого воздействия на эмоциональную
3
сферу детей рассматривание репродукций, иллюстраций произведений
изобразительного искусства, практическая работа сопровождаются
подобранными к данной теме музыкальными произведениями. В своей
педагогической практике я стараюсь привлекать и опыт личных отношений
ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению,
сравнению переживаний, возникающих в процессе ознакомления с
произведением изобразительного искусства, слушания музыкального
произведения, с переживаниями, психическими состояниями,
рождающимися в жизненных ситуациях.
На занятиях в изостудии в качестве дополнительного задания можно
использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку
композиции, средств художественной выразительности.
В своей работе я поставила для себя следующие цели и задачи:
- заинтересовать учащихся искусством;
- научить любить искусство;
- понимать и наслаждаться искусством.
Для решения данных задач на своих уроках я использую
межпредметные и метапредметные связи.
Мы проиллюстрируем прочитанное стихотворение, произведение, дети
выражают свои эмоции, чувства при помощи рисунка. Я и ребята читают
стихи известных поэтов, соответствующие теме. (Например, на занятии
"Времена года" читаются или прослушиваются произведения Ф. Тютчева, С.
Есенина, И. Бунина и др. А во время работы звучит музыка П. И. Чайковского
из цикла «Времена года». На занятиях дети в изостудии "Цвета радуги"
прослушивают сказки, музыку, соответствующей заданной теме - связь
фольклора, музыки с ИЗО.
Нельзя обойтись на уроках ИЗО без связи с историей. При изучении
произведений изобразительного искусства я постоянно обращаюсь к
историческим источникам и событиям. Дети старшего возраста выполняют
композиции на исторические темы. На занятиях нельзя обойтись без
изучения жизни художников, истории развития искусства.
В школах введен предмет «Основы православной культуры». Многие
художники обращались в своем творчестве к религиозной теме:
Леонардо да
Винчи («Мадонна Лита»),
К.Петрова-Водкина («Мать», «Петроградская
мадонна»), М.Васнецова («Богоматерь с младенцем»), Рафаэля («Сикстинская
мадонна»); на занятиях звучит музыкальное произведение Ф.Шуберта «Аве
Мария».
На своих уроках я часто использую связи с краеведением.
Обучающиеся выполняют работы на областные конкурсы, связанные с
родным краем - Тульской областью.
При изучении тем, связанных с изображением людей, животных, птиц,
я обращаюсь к таким предметам, как биология, природоведение, анатомия,
математика. Часто опираюсь на уже полученные знания в школе. (Например,
4
занятия по темам: «
Пропорции человека», « Наброски животных (лошадь,
корова, коза, собака, кошка)», «Удивительные рыбы»).
На уроках ИЗО можно использовать связи даже с таким, казалось бы,
совершенно несовместимым с рисованием предметом, как физическая
культура. Например, выполняя композицию "Спорт" мы беседуем о том,
какие виды спорта известны детям, какие из них им нравятся больше всего. О
пользе физической культуры. Также можно провести связи и с ОБЖ.
Мною замечено, что на занятиях с использованием межпредметных
связей повышается уровень знаний детей по предмету, изменяется уровень
интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес,
активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение,
утомляемость. Организация обучения должна проходить с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к
обучению.
Технология использования межпредметных связей заключается в том,
что в занятие включается эпизодический материал других предметов, а
метапредметных - на базировании приобретенных знаний и умений,
интеграции занятий .
Практика подтверждает, что хорошие основания для межпредметных и
метапредметных связей дает сочетание предметов:
изобразительное искусство - биология, анатомия;
изобразительное искусство - литература;
изобразительное искусство – история, краеведение, МХК;
изобразительное искусство – музыка;
изобразительное искусство – ОБЖ, физкультура;
изобразительное искусство - математика, геометрия.
Обучение конкретному виду искусства невозможно без тесной связи с
другими видами.
В своей работе я пришла к выводу, что занятия с
использованием межпредметных и метапредметных связей – необычные по
замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся,
чем традиционные занятия, поэтому следует чаще практиковать такие
занятия. В результате моей деятельности такие занятия изобразительного
искусства не только оправданы, а дают положительный результат.
Список литературы
1.
Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: 2006.
2.
Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения
(пути развития). - М.: 2001.
3.
Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в
современной школе. - М.: 2000.
4.
Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного
образования // Инновационные процессы в системе современного
образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-
Алтайск, 2004 - 160 с.
5
5.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном
процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987, с. 52-67.