Автор: Дрёмина Светлана Борисовна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МБОУ СОШ №20 Населённый пункт: с. Линево Озеро Наименование материала: статья Тема: "Из опыта работы в кружке акробатика" Раздел: дополнительное образование
" Физкультура и спорт становятся
средством воспитания тогда,
когда они любимое занятие каждого"
( В.А. Сухомлинский)
Воспитание детей в школе осуществляется через вовлечение их в различную
деятельность: учебную, трудовую, организаторскую, спортивно-оздоровительную и
т.д..
Особое место в нашей школе занимает спортивно-оздоровительная деятельность.
Многолетний опыт работы в школе №20, где я работаю уже 34 года, дает мне
возможность изложить суть своего подхода, методики педагогической и
воспитательной работы с учащимися. Своим выступлением я хочу показать, что
наличие кружка акробатики важно для нашей школы и села, т.к. центром
дополнительного образования является школа.
Юный гражданин России впервые пришел к нам в школу: маленький, живой
крепыш, любознательный, подвижный. Каким он станет через 11 лет? Насколько
разовьется физически? В какой мере приобретет способность трудиться на благо
общества? Всегда ли хватит у него сил, выносливости, чтобы выдержать учебную
нагрузку? И поэтому данный кружок в нашей школе является хорошим подспорьем
для подавления гиподинамии у детей.
Все эти вопросы сразу же встают перед школой. Думать о них, решать их
должен весь педагогический коллектив, но в первую очередь, пожалуй, учитель
физической культуры.
Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего
воздействия на занимающихся. В процессе выполнения акробатических
упражнений укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная
сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной
работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию
ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на
движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость,
воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к
занятиям, чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах и др.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют
ориентированность на знания и использование новых технологий, активная
жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и
проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное
социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Системообразующие направления воспитания, определенные в программе
(гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.), должны
«пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную
деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором
гармонично развивается личность ребенка.
Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС
выступает то, что в нем выделены следующие разделы: инвариантная часть и
внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Согласно Федеральному базисному учебному плану внеурочная деятельность
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, используется
по желанию учащихся в формах, отличных от урочной системы обучения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 часов на каждый
год обучения с 1-го по 4 класс и не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности
школьников, кроме учебной деятельности, в которых возможно и целесообразно
решение задач воспитания и социализации школьников.
Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как
содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных
программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности
школьников основывать на видах деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных
потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная
работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в
коллективе, между обучающимися и руководителем с целью создания крепкого
коллектива.
Задачи внеурочной деятельности
· реализация единства образовательного процесса;
· развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его
нравственных качеств;
· формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия
мира;
· формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку.
· обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые
являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые
недостаточно представлены в основном образовании;
· создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других
народов;
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Ну, где еще школьник почувствует себя раскрепощенным, свободным, не
зависимым от уроков, как не на внеклассных занятиях и мероприятиях
Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как на кружках и секциях.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него
ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного
совершенствования. Если подростком не будет внутренне приняты позиции: "Это
мне надо!", "В этом я через неделю, месяц, год. Могу достичь успеха!", то все
старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха - это результат сотворческой
деятельности подростка, он сопоставим с его ожиданиями.
Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья
детей, бесценен. Это необычайно благородная и благодарная роль. Результатом и
наградой будет сознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало
лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно
и физически здоровыми на благо себе и Отечеству.
В нашей школе уже много лет существует кружок акробатики, который я веду по
своей авторской программе.
Цель моего кружка - это привитие интереса к предмету физическая культура, а
также общения разновозрастных детей и развития у них художественного
творчества. развития у них художественного творчества, коммуникабельности и
культуры поведения.
Задачи кружка :
Продолжить работу по углубленному изучению раздела "Гимнастика".
Разучивать несложные акробатические связки и танцевальные движения.
Составлять номера к концертам и вечерам (самостоятельно).
Учить детей взаимопомощи и взаимоподдержке. Продолжить развитие тех
умений и навыков, которые были получены ранее.
Воспитывать чувства коллективизма и уважительного отношения друг к
другу, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь друг другу.
Для достижения ожидаемого результата мы вместе с ребятами сделали
нестандартное оборудование (гири (бутылки с песком), ленты на деревянных
палочках, страховой пояс), презентации по изучению акробатических элементов и
связок и др. При использовании этого оборудования и методического материала
раскрываются способности ребенка, повышаются их координационные
возможности, постепенно исчезает в некоторых случаях боязнь высоты,
происходит значительный прирост силы всех мышечных групп как вообще, так и
отдельно взятых. А также обеспечивает большой эффект на занятиях в направлении
развития всех физических качеств и воспитывает бережное отношение к
спортивному инвентарю. Особенностью проведения моих занятий является то, что
они проводятся:
Под музыкальное сопровождение. Любые занятия с ребятами нуждаются в
периодической стимуляции психической и физической работоспособности, в
эффективной профилактике утомления. Для этого я использую специально
подобранную музыку, которая помогает направленно стимулировать и
регулировать двигательную активность и психическое состояние
занимающихся на фоне положительных эмоций. Установлено, что
воздействие музыки не прямое, безоговорочное, "приказное", а
опосредованное, нежное и ненавязчивое. И на занятиях, и во время отдыха
музыка способна возбудить и успокоить, изменить душевный настрой от
грусти до эйфории, расслабить и вдохновить. Она легко отодвигает предел
физических возможностей.
Общение детей в неформальной обстановке, где старшие ребята с большим
уважением относятся к младшим, а младшие к старшим.
Проводятся индивидуальные беседы, как правило, для тех ребят, которые
более скованны, или когда создается конфликтная ситуация. Сами ребята и их
родители отмечают, что взаимоотношения между мной и детьми строятся на
принципах товарищества и творческого партнерства. Детям здесь тепло и
уютно.
Дети получают не только практические, но и теоретические знания, делают
сообщения и презентации.
Понимая важность влияния на личность ребенка, я пропагандирую
гуманистичность межличностных отношений, позволяющих ребятам
реализовывать свои задатки и ощутить свою значимость и защищенность. Ведь в
каждом коллективе ребенок, должен ощущать себя личностью яркой, самобытной,
интересной.
Виды деятельности на кружке разнообразные, поэтому каждый ребенок выбирает
занятие по душе. Исходя из этого, я стараюсь строить педагогический процесс на
создании ситуации успеха, цикла разнообразных дел, в которых может проявить
себя каждый ребенок. Встречи с детьми не ограничиваются одними занятиями. За
эти годы моей работы в школе всегда в кружке выявлялись талантливые,
творческие дети, которые успешно выступают на школьных, районных фестивалях,
конкурс "Восходящая звезда", "Я - артист" в номинации "оригинальный жанр".
Также традицией нашего коллектива стало презентация нашего кружка, который
мы проводим каждый год в начале учебных занятий - это мини-концерты. Как и во
всех кружках у нас есть актив группы. где ребята вместе со мной планируют
культурные мероприятия: чаепития, выход на природу, поздравления именинников,
экскурсии и др.
Для формирования положительной мотивации и интереса к занятиям, я знакомлю
ребят со своей спортивной жизнью, показываю очень много наглядностей и
фотографий из собственного архива. Мы активно следим за достижениями не
только спортсменов-акробатов, но и за деятельностью артистов эстрады и цирка.
Члены кружка с удовольствием готовят сообщения и минипрезентации.
Результатом годовой работы в кружке является концерт.
Цели и задачи концертной деятельности:
Создание культурной среды, культурного пространства вокруг ребенка.
Формирование нравственного идеала ребят в процессе художественно-
творческой деятельности.
Создание условий для самореализации и самоутверждения ребенка.
Установления позитивных взаимоотношений ребенка с окружающими.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование художественного
вкуса.
Приобщение детей к искусству, прежде всего к концерту, является важным звеном в
воспитательной системе школы. Чем притягивает ребят концертная деятельность?
Концерт - это праздник, а если он еще и необычный, а с незабываемыми номерами
сатиры, юмора, новых песен, танцев, спортивных номеров, в которых взрослые и
дети выступают не только исполнителями, но и авторами, то этот праздник
остается на всю жизнь в памяти и у артистов, и у зрителей. Главный
побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на сцену, - тайна
актерского перевоплощения. Выходя на сцену, ребенок всегда переживает: а как его
воспримут зрители, и он сам становится другим, для того, чтобы его увидели
красивым, умеющим показать то, чему он научился в кружке. Кроме того на
занятиях, репетициях ребята рассуждают вслух, обсуждают нравственные
проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные
нормы и чувства (сострадание, любовь, совесть, честность, искренность).
Подготовка к общешкольным концертам требует больших усилий и внимания. А
для того, чтобы номера были еще и зрелищными, приходится приложить много
труда для создания костюмов. В этом нам большую помощь оказывают учитель
технологии и родители. Концерт является основной и конечной формой творческой
самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку
пережить чувство радости от достигнутого результата, то есть пережить успех,
признание зрителей, а зрители - это вся школа.
Для того, чтобы увидеть результат своей работы, я провожу небольшую
диагностическую работу:
Опрос, где ребятам задаются несложные вопросы, на которые они отвечают.
Определение эмоционального состояния по цвету.
Отслеживание динамики посещаемости кружка.
Таким образом, это деятельность имеет огромное значение в воспитании
порастающего поколения и является составной частью гармонического развития
личности ребенка.
Я пришла к выводу, что работу с детьми веду в правильном направлении и
результаты нашего совместного труда заметны. С каждым годом все больше детей
проявляют желание посещать кружок акробатики.