"Свет и цвет.Активизация творческого процесса учащихся на уроках композиции"(из опыта работы)
Автор: Лысова Татьяна Сергеевна Должность: преподаватель истории искусства, живописи, рисунка и композиции Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г.Хабаровска" Населённый пункт: г.Хабаровск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Свет и цвет.Активизация творческого процесса учащихся на уроках композиции"(из опыта работы) Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Детская художественная школа г. Хабаровска"
«Свет и цвет.
Активизация творческого
процесса учащихся на уроках
композиции»
(из опыта работы)
Методическая разработка
Лысова Татьяна Сергеевна
Преподаватель истории искусства, рисунка,
живописи и композиции
0
0
г.Хабаровск
2016 г.
1
1
1. Изображение контрастного освещения в творчестве известных художников
прошлых веков.
Одним из средств композиции, служащим для наиболее полного выражения замысла
автора, является свет, который помогает сделать акцент, выделить главное в картине.
В истории изобразительного искусства контрасты освещения характерны и для
больших стилей (барокко, романтизм) и для творчества отдельных художников различных
направлений и школ.
Это может быть теплый свет домашнего очага, а может – накал религиозного экстаза,
борьба светлых и темных сил через контраст света и тени или сказочное сияние
Рождественских ангелов. Можно вспомнить много произведений в истории живописи, где
использованы эффекты освещения.
Это – неистовые апостолы Феофана Грека, словно озаренные вспышками молний.
Такой эффект дает им белые «движки» на лице. Это таинственное свечение и разящий свет в
«Тайной вечере» и в «Битве архангела Михаила с сатаной» Тинторетто. Это – напряженное,
наэлектризованное свечение в пейзажах, в мифологических и религиозных сюжетах кисти
Эль Греко («Вид Толедо в грозу», «Лоокоон», «Вознесение Марии»).
А как естественно и остроумно обыгрывает Божественный свет или Сияние разящего
меча ангела в своих работах Караваджо («Призвание апостола Матвея»,«Обращение Савла»).
Последователи учеников Караваджо тоже известны нам своими работами. Это
«Снятие с креста», Рубенса; «Возвращение блудного сына» и «Асур, Аман и Эсфирь»
Рембрандта (также его портреты и офорты «Три дерева», «Библейский цикл»).
В творчестве великого французского художника 17 века Жоржа де Ла Тура свет
помогает художнику в решении философских вопросов мироздания: тайны рождения и
смерти, смысла бытия («Магдалина со свечой», «Рождество», «Святой Себастьян и святые
жены», «Явление ангела Иосифу»).
Интересные формы принимает предромантизм в Англии 18 века. Кроме интереса к
фантастическим сюжетам из Мильтона и Шекспира возрождается интерес к средневековым
легендам и народным фольклорным сюжетам. Появляются сказочные монстры с горящими
глазами, пугающими до слез, до обморока. Как в работе Генри Фюзели «Ночной кошмар».
В самом же романтизме отразилась страдание мятущейся души, которая летит в
надежде на зыбкий призрачный свет звезды, луны, костра и глубина ее переживаний подобна
глубине Океана. Словно море душа может быть безмятежной, но чаще ее штормит. Поэтому
и поэты, и художники-романтики используют символы: луна или костер и море. Это мы
видим и в работах русских художников 19 века: Куинджи («Лунная ночь на Днепре»);
Крамского («Русалки» /по Гоголю/, «Лунная ночь»), Айвазовского( «Вид Одессы в лунную
ночь», «Морской вид при луне», «Вид Константинополя...», «Чесменский бой»).
В начале 20 века жизнь ночного Парижа с красивыми переливами огней рекламы и
фонарей отобразил в своих пейзажах русский художник Константин Коровин. И ее же холод,
пустоту и одиночество с душевным надрывом передал Ван Гог в работе «Ночное кафе в
Арле». Тоже ночную бурную жизнь кафе шантанов и кабаре, с искажающим освещением
рампы снизу (словно «Мир наизнанку») отразили Анри Тулуз-Лотрек и Эдгар Дега.
Свет здесь контрастно, резко вырывает пятна кричащего цвета. Нервы натянуты до
предела, до отчаяния. Без этого контрастного освещения эти произведения потеряли бы
смысл.
1
Рассказывая детям о работах мастеров прошлого, можно сказать, что этот прием
контрастного освещения используется современными художниками- дизайнерами для
рекламы (в журналах, на плакатах), чтобы сделать ее более выразительной и эмоциональной.
Не страшно, если ученик не видел и не знает еще каких-то мастеров или работ. У него
все впереди. Зато уже есть богатый зрительный опыт, есть память и главное – воображение,
более эмоциональное и яркое, чем у взрослых.
2. Из моего опыта работы с детьми над композицией.
Все знают, что у детей хорошо получается декоративно-плоскостные работы. Но с 11-
12 лет они хотят уже изображать окружающий мир более реалистично. Им, в процессе
обучения, рассказывают о том, что объем предмета можно «вылепить» через свет, тень,
полутень, рефлексы, блики. Пока ребенок рисует натюрморт, объем более-менее передается.
Как только переходим к композиции, то снова получаются милые сердцу декоративно-
аппликационые работы, чаще всего не увязанные в колористическом решении, яркие или
просто пестрые.
Здесь неоценимую услугу окажет нам работа ученика по памяти и представлению над
очень контрастным освещением. Когда ребенок поймет принцип освещения и распределения
светотени на предмете, ему легче будет и натюрморты писать. Тогда даже при сложном,
двойном или неясном освещении (чаще всего живописные натюрморты не освещаются
софитами) он сможет домыслить, как ему вылепить форму цветом, подчеркнуть тени и
рефлексы.
Во-первых: надо вспомнить с ребятами, что разные цвета, цветовые сочетания,
освещение вызывают у человека различные эмоции, разное настроения. Это наша
генетическая память и жизненный опыт. Мы по-разному реагируем на теплые и холодные
цвета. Нам кажется праздничным сочетание желтого с малиновым, но трагичным сочетание
черного с красным. Зеленый цвет успокаивает. В иконах – это символ надежды, новой жизни.
1
Примеры смотрите в 1 Папке: «Работы художников».
3
Потому что это цвет новых ростков, цвет летнего луга, будущего урожая. Потому детям
помладше обычно дают такие, например, задания:
- Изобразить образ Бабы-Яги и доброй Феи как образ зла и добра через цветовое
решение.
Во-вторых: плоскими, имеющими только свой локальный цвет, предметы выглядят в
дождливый или пасмурный день, в тумане, когда идет снег, или при рассеянном освещении
начинающегося рассвета.
Здесь рекомендую сделать два задания:
1)
упражнения на маленьких форматах (АЗ, А4)
2
2)
композицию на определенное состояние формата А2.
3
Сначала на форматах АЗ или одном листе формата А2, разделенном линией на две
части, делаем два эскиза на различное состояние природы по воображению: «дождь - закат»,
«туман - солнце», «ночь - рассвет» и т.д. Можно нарисовать одно дерево и по-разному
осветить, можно несложную композицию, лучше с рекой или озером, где будет отражаться
небо.
Для композиции («выставочного» формата А2) на общее эмоционально-
колористическое состояние романтического характера, когда все освещено ласковым
утренним солнцем, лучше брать сюжеты с рассветом или закатом на море и написать
мазками, как у импрессионистов, чтобы воздух вибрировал.
Если хочется передать слегка грустное, меланхолическое состояние, то лучше
изобразить пасмурный или дождливый день.
В-третьих: чтобы дети не путались с освещением и не освещали предметы на своей
картине вразнобой, одновременно с различных точек зрения, надо сделать этот источник
света наиболее контрастным ко всему остальному в композиции. Поверьте, даже
восьмилетние дети лихо справляются с этой задачей. Ведь здесь все просто – с какой стороны
источник света – с той стороны предмет и освещается. Тоже рекомендуется сделать два
задания:
1)
упражнения на формате АЗ.
2)
творческую работу формата А2.
Для упражнения на формате АЗ можно использовать технику восковых или жировых
мелков с акварелью (или воскографию, но она более трудоемка). Примерные темы сюжетов:
«Салют и крыши города», «Салют с корабля и русалочка», «Лучи батискафа, освещающие
рыб», «Эльф с фонариком» и т.д.3
2
Примеры смотрите во 2 Папке: «Упражнения на формате А3».
3
Примеры смотрите в 3 Папке: «Работы на настроение через состояние природы».
4
В творческой работе (формата А2) можно использовать следующие очень благодатные
темы для контрастного освещения:
«Рождество», «Новый год», «В походе у костра», «Избушка на курьих ножках», «Огни
ночного города» и т.п.
4
Причем более старшие или более способные (с яркой фантазией) дети могут
усложнить себе задачу: один источник света может быть холодным (луна, Вифлеемская
звезда, ангелы), а другой – теплым (младенец, костер, светофор, окна домов). Надо заметить,
что при одних и тех же технических приемах, оттенки настроения в различных сюжетных
линиях (и к этому надо подводить детей) могут быть разными. В «Рождестве», например,
настроение может быть веселым, таинственным, умиленным. И главная задача их, как
художников, передать эти эмоции, настроение, используя эффекты освещения. А не эффекты
ради эффектов, иначе работа будет «пустой» и не найдет глубокого отклика в душе другого
человека.
В-четвертых:
Если вы хотите, чтобы Ваш ученик прочувствовал построение глубокого
пространства, понял и осознал, что такое световоздушная перспектива, то чтобы ее
воспроизвести, лучше для сюжета взять ночь и снег. Здесь легче и контрастней проследить,
как изменяется цвет снега по мере удаления в глубину картины. Так легче избежать ошибок,
которые встречаются в детских работах.
Например, изображается на заднем плане ночное небо, дома с горящими окнами и
одновременно – очень светлый снег, одного тона по всей глубине горизонтальной плоскости,
дневного освещения (причем такие работы на детских выставках я вижу довольно часто).
Надо, когда работаете над композицией вовремя вспомнить, что глубину
пространства и общую цветовую «завязку» хорошо передают также блестящие и
отражающие поверхности.
Например: блестящие листья деревьев после дождя - отражают небо. Река, море, лужа,
снеговой наст – отражают небо, предметы и источники света. Купола церквей сверху –
отражают небо (голубые рефлексы в тенях), а снизу – предметы, стоящие на земле. Стекла
домов, машин – тоже отражают небо, предметы фонари. Поверхность земли в тени –
отражает небо (ярко синее небо – ярко синие тени). Это хорошо видно, когда лежит снеговой
наст. Надо объяснить детям, что все это происходит потому, что в тенях в пейзаже, как и на
предметах в натюрмортах, ярче и сильней видны рефлексы. А самый большой отражающий
рефлекс дает небо, которое может быть голубым, желтым, розовым, серым и т.д.
Бывает так, что один и тот же сюжет хотят изобразить два ученика. Тогда пускай один
4
Примеры смотрите в 4 Папке: «Рождественские сюжеты».
5
делает вечернее (или утреннее), а второй - ночное освещение. Потом можно сравнить, кто из
них лучше передал состояние. Можно давать также задания на различное освещение одного
и того же вида, объекта на небольшом формате (АЗ, А4).
5
Рисовал же Ренуар «Руанский
собор» (утром, в полдень, вечером...).
Подведем итоги, сделаем выводы
: Ученикам помладше легче выполнять работы
контрастного освещения с одним источником света (голубая луна или желтый фонарь).
6
Лет с 12-13 уже можно решать композиции с рассеянным освещением, когда
солнечные или лунные блики скользят по воде, деревьям или снегу, окутывают все предметы
и создают общий колорит картины.
Ученики постарше могут делать работы посложнее, на два источника света: холодный
и теплый (луна и костер).
7
Хотя все это относительно. Иногда у маленьких детей
воображение лучше развито и они не боятся цвета, не «засушивают» его.
3.
Тени в композиции.
Художники очень изобретательно
используют не только свет, но и тени в своих
произведениях. Так у Владимира Фаворского в его иллюстрациях к «Маленьким трагедиям»
Пушкина тени очень выразительно продолжают жесты героев. У Мартироса Сарьяна тень
подчеркивает изнуряющий зной на узких восточных улочках. А также создает различное
настроение: романтическое в работе «Ночь в Египте» и драматическое в работе «Ночь в
Испании» (это ночь перед кровавой корридой). У Эдгара Дега тени, их нервный ритм, вторит
нетерпеливому ожиданию лошадей начала скачек. У нас в школе эти приемы с тенями
успешно применяет в работе над композицией Бирюкова Нина Георгиевна. Вы увидите в её
детских работах и динамику хоккейной борьбы, и ритм движения лошадиных ног, и
ослепительное сияние снега, и веселый ритм теней маленьких лыжников.
8
Итак, свет и его источник хорошо видны в темноте. А при ярком свете мы об его
источнике можем судить по тени. Ведь чем ярче освещение, тем гуще тень. С помощью света
художник лепит форму и объём предметов, их расположение в реальной глубине
пространства. А с помощью ярких теней можно построить декоративное или графическое
изображение, которое «держит» плоскость листа, не прорывая его в глубину.
Желаю творческих успехов педагогам и их ученикам!
Пусть наш опыт пригодится в их работе над композицией!
5
Примеры смотрите в 5 Папке: «Композиция с разными вариантами одного сюжета».
6
Примеры смотрите в 6 Папке: «Композиция с одним источником света».
7
Примеры смотрите в 7 Папке: «Композиция с разными источниками света».
8
Примеры смотрите в 8 Папке: «Тени в композиции».
6