"Мотивация к изучению английского языка у детей дошкольного возраста"
Автор: Коровенко Ольга Александровна Должность: педагог до, преподаватель английского языка Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №49 "Березка" Населённый пункт: Г. Новороссийск, Краснодарский край Наименование материала: Статья, рекомендации для родителей, игры для родителей с детьми Тема: "Мотивация к изучению английского языка у детей дошкольного возраста" Раздел: дополнительное образование
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из
важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе,
закладывающих правильное произношение, накопление лексического
запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в
несложной беседе, иначе говоря, происходит постепенное развитие основ
коммуникативной компетенции.
Английским языкам я занимаюсь с детьми от 4-х до 7-ми лет. Я считаю, что
раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для
того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира,
уважение к языкам и культурам других народов. Иностранный язык на
ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта
ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного
«Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью
которого ребенок овладевает социальным миром. Экспериментальные
исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере
утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для
обучения английскому языку – 4 года. В этом возрасте у детей гибкий
речевой аппарат, хорошо развито воображение и они очень любознательны.
Главной задачей изучения иностранного языка является не столько
обучение детей чужим словам и выражениям, сколько развитие каждого
ребенка, обогащение словарного запаса, расширение кругозора детей.
Занятия по английскому языку способствуют развитию личностных качеств
ребенка, памяти и речи детей. Основная цель – способствовать
эмоциональному и эстетическому развитию детей, развитие познавательных
способностей ребенка.
Обучение детей английскому языку я стараюсь организовать на
непроизвольной основе, т.к. условия реального общения легче моделируется
в игре, которая еще долго является одни из ведущих видов деятельности
детей этого возраста. Игра создает прекрасные естественные условия для
овладения языком, она помогает усвоению языка и в младшем возрасте
особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения
к миру взрослых, способом познания.
Занятия по английскому языку объединены общей темой. Я стараюсь, чтобы
деятельность дошкольников на занятиях была разнообразной: часто меняю
виды работы, перемежаю их динамическими паузами, играми с элементами
движения – малыши быстро устают! На занятиях сочетаю различные
организационные формы работы: индивидуальная, парная, групповая и
коллективная. Коллективное (групповое) решение коммуникативных задач
способствует созданию на занятиях атмосферы взаимодействия, взаимной
поддержки, подлинно коммуникативной обстановки. Для повышения
интереса к изучению английского языка на занятиях разучиваем с детьми
стихи, скороговорки, считалки. В мае дети принимали участие в городском
конкурсе чтецов и заняли призовые места.
На занятиях
использую
интерактивную доску, стол с подсветкой, PlayPadы; это делает занятия более
живыми и не дает заскучать ребенку на занятиях. Разучиваем с детьми песни
на английском языке. Песни развивают память детей, закладывают основные
грамматические структуры в сознание ребенка. Детям нравится играть в
ролевые игры, они дают навыки общения, развивают английскую интонацию.
Обязательно провожу подвижные игры, соревнования. Они помогают
постигать навыки общения на английском языке и делают занятия более
живыми. Рисование, картинки – дорисовки, картинки – закраски, диктанты –
раскраски превращают закрепление речевого материала в увлекательное
занятие. Дети участвуют в оформлении кабинета к праздникам – это
доставляет им большую радость. Дошкольники выступают на детских
праздниках, перед родителями – исполняют песни, читают стихи.
Использование на занятиях таких образовательных областей как рисование,
пение, счета делает занятия интегрированными.
Работая с дошкольниками, я столкнулась с определенными
трудностями, которые носят объективный характер, так как порождены
противоречиями внутри учебного процесса. Одним из противоречий
является желание родителей как можно раньше приобщить детей к
изучению английского языка и отсутствие у них (у детей) реальной
потребности в изучении иностранного языка и ограниченной возможности
использовать его в повседневной жизни. Для устранения этого противоречия
я стараюсь сформировать у детей положительное отношение к предмету и
разных видов мотиваций: познавательной мотивации – за счет отбора
материала, соответствующего возрастным интересам ребенка, за счет
организации обучения на основе диалога культур, когда овладение речевым
материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры
и страны изучаемого языка; стараюсь строить занятия на основе
увлекательного сюжета, игровых ситуаций, предусматривающих
взаимодействие детей друг с другом, персонажами сказок, мультфильмов.
Стараюсь не использовать упражнения, в которых для достижения
сиюминутного результата детям приходится многократно и немотивированно
повторять звуки, слова, фразы на иностранном языке. Может быть поэтому
дети с удовольствием посещают занятия по английскому языку и их
количество с каждым годом увеличивается.
Количество детей, посещающих занятия по английскому языку немного
уменьшается в течение учебного года в силу объективных причин: переход в
другой детский сад, по семейным обстоятельствам, посещение кружков в
других учебных заведениях, время занятий в которых совпадает по времени с
английским языком, редко – нежелание заниматься иностранным языком
(отсутствует интерес к обучению вообще).
Так когда же начинать изучение английского языка? Начинать изучение
английского языка никогда не поздно, но, я уверена, никогда не рано!
Советы родителям
Английский язык является средством жизнеобеспечения общества, поэтому
он стал обязательным предметом в ВУЗах, школах и во многих детских
дошкольных учреждениях. Английский язык вызывает интерес к языковому и
культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других
народов. Язык для ребенка – это средство не только общения, но и познания,
развития, воспитания.
Для чего же изучать английский язык
дошкольникам? Это прежде всего развитие памяти, внимания детей,
развитие речевых и познавательных способностей детей, обучение устной
речи на основе необходимых речевых навыков. Изучение английского языка
способствует нравственному и эстетическому воспитанию и расширению
кругозора ребенка.
Ваш малыш изучает английский язык. Результаты этого
будут проявляться постепенно и неожиданно. Нельзя требовать от ребенка
немедленного и полного овладения речевым материалом. У детей особое
свойство памяти – долговременность, поэтому ничего не ждите сразу. При
обучении дошкольников иностранному языку более приемлемо правило так
называемого отсроченного результата. Это методически оправдано в силу
нескольких причин:
1.Для того, чтобы речевой механизм созрел и начал функционировать,
требуется время, в течение которого происходит обильное впитывание
речевого потока.
2.Становление речевого механизма происходит у одних детей быстрее, у
других медленнее в зависимости от способностей. Следовательно, без
отсроченности результата невозможна индивидуализация. Если требовать от
ребенка выдачи результата сразу, это может привести к внутреннему
протесту и потере интереса к обучению.
Основная помощь родителей – участие и заинтересованность.
Игры для детей и взрослых
Игра-очень приятный и продуктивный вид деятельности для малыша. Я
расскажу вам, в какие игры вы можете играть со своими детьми. Помогите
ему стать победителем, поверьте, ребенку играть с вами очень понравится.
Таким образом вы закрепите лексический материал по разным темам и
эмоционально сблизитесь со своим ребенком. А он вам с удовольствием
расскажет правила игры, ведь в нее играли в детском саду.
1.
«Что исчезло?»
Выставите несколько игрушек там, где удобно – на столе, на диване, на
полу (фрукты, овощи, животные, посуду и т.д.). Ребенок в течении
минуты смотрит, затем по команде закрывает глаза. Убирается один
предмет. По команде “Ореn your eyes!” ребенок открывает глаза и
говорит, что исчезло. И так несколько раз.
2.
Разложите там, где вам удобно, несколько фруктов и овощей. Пусть
ребенок разложит по корзиночкам, а если нет корзиночек – по кучкам
отдельно овощи и фрукты и назовет их. В эту игру можно играть во
время приготовления обеда, ужина.
3.
Называйте детям слово по-русски, а ребенок отвечает по- английски.
Можно кидать мяч, называя слово.
4.
Задумайте слово по-английски, назвав ребенку тему этого слова, пусть
он догадается, а потом наоборот: ребенок задумывает, а вы отгады –
ваете.
Поверьте, на это не надо много времени. Во многие игры можно играть
на пляже, во время приготовления обеда, на прогулке, когда вы идете в
детский сад или возвращаетесь домой. Наглядный материал в таком
случае использовать необязательно, у детей очень хорошо развито
воображение. Играя в игры, проводимые на занятиях, вы поддержите
интерес сына или дочери к изучению английского языка.