"Способы организации краеведческих исследований с учащимися в туристских походах"
Автор: Мигонькина Зиля Раисовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "СЮТур" Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Способы организации краеведческих исследований с учащимися в туристских походах" Раздел: дополнительное образование
Статья
Способы организации краеведческих исследований с учащимися в туристских походах
Мигонькина Зиля Раисовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной
категории МБОУ ДОД «СЮТур» г.Анжеро-Судженска Кемеровской области
Вопросы проведения краеведческой работы неновы. Краеведением со школьниками
занимались на всех временных этапах развития образования в нашей стране. Но, в свете реформы
системы образования в Российской Федерации, проблема организации и проведения
краеведческой работы требует основательной переработки. Базовые парадигмы дополнительного
образования, раскрытые в Концепции развития образования до 2010 года, говорят о личностно- и
практико- ориентированном процессе обучения, приоритете воспитательных и развивающих задач
над образовательными.
Современная общеобразовательная школа совместно с дополнительным образованием ведёт
интенсивную работу по совершенствованию общеобразовательной, трудовой, политехнической
подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Комплексный подход в постановке всей
воспитательной работы, вооружение учащихся умениями самостоятельно пополнять свои знания,
выработка активной жизненной позиции у школьника — гражданина своей Родины — вот
основные задачи, поставленные обществом перед образовательной системой.
Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является краеведческая
работа.
Краеведение в школе и в дополнительном образовании — это всестороннее изучение
учащимися, под руководством педагога, природных, социально-экономических и исторических
условий родного края (микрорайона школы или организации дополнительного образования, села,
района, города, области, края). Оно рассматривается как одно из важнейших педагогических
средств связи обучения и воспитания с жизнью, трудом и социальной позицией. Организация и
проведение краеведческой работы в туристском походе – это значимая и неотъемлемая часть
самого похода.
Роль краеведческой работы в общей системе образования и в практике учебно-
воспитательной работы современной школы и дополнительного образования позволяет
рассматривать краеведческую работу как систему.
Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности краеведения, позволяет
установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и
методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы краеведения определяются целями и
задачами образования и воспитания, требованиями учебных программ, особенностями
исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями
родного края. Краеведческая работа как система в учебно-воспитательной работе проводится в
плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других
направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными
структурными элементами общеобразовательного краеведения, тесно связаны между собой как по
своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Общим, например, для географического и природоведческого краеведения является
изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание
уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между растительным и
животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов,
между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно даёт возможность
учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и
технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении
природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы той или
иной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова,
животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью
человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения
и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между
отдельными сторонами хозяйственной жизни и т. д. В этом отношении географическое
краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы
является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-
экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного
творчества. Каждое из направлений краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими
перед тем или иным учебным предметом в школе или кружковым объединением в дополнительном
образовании. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляет собой
самостоятельную систему краеведческой работы с детьми. Как любая система, краеведение в
дополнительном образовании представляет собой комплекс элементов, находящихся в
определённых организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс
элементов краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой
работы, формы и методы её проведения, планирования и руководства.
Краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и
задачами воспитания и образования. Организация краеведческой работы в туристском походе
строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Среди многообразия принципов,
выдвигаемых каждым из авторов в организации краеведческой работы, наблюдаются и общие для
всех положения. Такими, например, общими принципами являются:
1) принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и
подготовки учащихся;
2) систематичности и непрерывности краеведческой работы;
3) принцип связи воспитания и обучения с жизнью;
4) развития творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской
деятельности.
Анализ методической литературы позволяет выделить основные принципы
географического краеведения (как основного в туристском походе), которые имеют важное
значение в его организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе
определения содержания, организационных форм и методов проведения географического
краеведения, являются:
1) подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной
работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся;
2) комплексный подход в организации краеведческой работы по географии;
3) систематичность и непрерывность;
4) поисково-исследовательский характер краеведения;
5) общественно полезная значимость, природоохранная и профориентационная направленность.
Туристские походы и экспедиции связаны с передвижениями по территории. Они бывают
одно-, двух- и многодневными и наряду с поисковой и общественно полезной направленностью
преследуют оздоровительные и физкультурно-спортивные цели.
Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный мир,
гидроэнергоресурсы, различные отрасли хозяйственной и культурной жизни района путешествия.
Этот краткий перечень, конечно, не ограничивает тематику краеведческих работ. Кроме того, во
время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.
Под краеведением обычно понимается изучение своего родного края, но для туристов
задачи краеведения зачастую выходят далеко за границы родного края, области или района.
Краеведческие задачи могут решаться как в местных, так и в дальних туристских походах.
Краеведческая работа туристов может иметь очень большое значение. Особенно ценны
комплексные описания района путешествия. Туристские группы часто путешествуют в
труднодоступных и редкопосещаемых районах и поэтому хорошее, грамотное географическое
описание района похода и маршрута уже само по себе представляет ценность и нередко имеет
самостоятельное научное значение. Сбор первоначальных сведений по физической и
экономической географии, палеонтологии, истории края и других краеведческих материалов
поможет научным учреждениям и музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного района.
В период подготовки похода следует уточнить наиболее интересные объекты, имеющиеся в
данном районе, и учесть это при
определении маршрута. Знакомство с литературой даёт первое
представление о том, какие вопросы краеведческого характера могут представлять интерес для
научных учреждений, музеев, туристских организаций и групп. Далее необходимо связаться с
научными учреждениями, музеями данного края, области или с центральными научными
учреждениями, предложив свою помощь в сборе материалов, выполнении наблюдений и иных
заданий. Естественно, задания выбираются с учётом знаний и опыта участников похода.
В горно-таёжных походах группы могут собрать сведения о наличии полезных ископаемых,
о запасах деловой древесины и возможностях её вывоза, об энергоресурсах рек.
Зоологи и ботаники могут поручить туристской группе собрать коллекцию или сделать те или
иные наблюдения за растительным и животным миром. Например, в Кемеровской области
учащиеся Чебулинского района активно помогают энтузиастам областного краеведческого музея в
палеонтологических исследованиях, раскопках на реке Кия в окрестностях села Шестаково, где
летом 2014 года был найден скелет динозавра, предположительно Пситтакозавра сибирского.
В горных районах туристы могут помочь в наблюдениях за ледниками. Гляциологи могут
посоветовать, как выбрать место для установки тура у кромки ледника, зафиксировать это место,
снять панораму. Простая работа на леднике с точной фиксацией места установки тура позволит
гляциологам через 10—20 лет определить характер происходящих процессов.
Другой краеведческой работой, вполне посильной туристам, является описание горных перевалов,
подходов к ним, изучение географии горных районов. Подобная работа самым тесным образом
связана с нашими туристскими маршрутами.
Немалый интерес представляют наблюдения туристов-лыжников над снежным покровом,
лавинами и погодой в отдаленных районах. Научным учреждениям порой бывает сложно посылать
специальные экспедиции для этой цели; в то же время туристские группы могут без особого труда
выполнить ряд наблюдений: произвести снегомерную съёмку — измерение мощности и плотности
снежного покрова; за температурами, направлением и силой ветров.
Туристы-водники при плавании по таёжным рекам могут собрать сведения,
характеризующие долину, русло и ложе реки, ее профиль, характер уклона. В водных походах
нетрудно составить описание условий плавания, описание порогов, указать глубины на плёсах и
перекатах, ширину водного потока на различных участках, источники его питания и факторы,
вызывающие заметные изменения уровня.
Почти в любом походе можно вести изучение вопросов экономики, прошлого и настоящего
района путешествия. В новых условиях экономического районирования особенно большое
значение приобретает изучение резервов для развития сельского хозяйства каждого
экономического района. Туристы могут оказать немалую помощь в решении этих задач. Местные
краеведческие музеи интересуются материалами по истории Великой Октябрьской
социалистической революции, Гражданской войны и иностранной интервенции, первых пятилеток
и Великой Отечественной войны. Наример, в Кемеровской области историческую ценность
представляют собой артефакты времён политических репрессий и спецпереселений в нашей
стране, так как Кемеровская область является одной их центральных частей некогда огромной
страны, куда ссылали и переселяли «неугодных».
Все эти краеведческие задачи группы могут решать попутно во время движения по
маршруту. Особой затраты времени на это не потребуется, если заранее с помощью педагога,
научных учреждений и музеев чётко определить задание и объём работы.
Краеведческие задачи могут явиться и центральной задачей всего похода. В этих случаях
понадобится провести большее число радиальных выходов или пройти в целом значительное
расстояние. Возможно, что при этом придётся дольше находиться в малонаселённой местности,
чем это предусмотрено руководящими материалами по туризму. Такие отклонения оправданы,
если группа берётся выполнить серьёзные краеведческие задания.
Общественно-полезная работа туристских групп заключается в строительстве силами
туристов различных сооружений—постоянных переправ через реки, избушек (привалов, приютов)
в районах зимних походов и т.д. Ценность любой формы краеведческой и общественно-полезной
работы предопределяется уровнем подготовки и добросовестностью, регулярностью наблюдений.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что организацию и проведение краеведческой
работы в туристском походе условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной
(практический), заключительный (аналитический, отчётный). Подготовительный этап включает в
себя теоретическую подготовку учащихся: ознакомление с необходимой краеведческой
литературой; ознакомление с методиками проведения определённых исследований; подготовка
необходимого инвентаря и оборудования для исследований. Основной этап – практический, это
собственно «полевая практика», непосредственное выполнение тех или иных исследований в
рамках туристского похода. Заключительный – аналитический, подразумевает анализ полученных
в ходе исследований данных, подведение итогов краеведческой работы, оформление
исследовательской работы в виде отчёта, учебного стенда или пособий (коллекции (минералов,
горных пород или полезных ископаемых), гербарии, фотоальбомы и т.д.).
Как уже неоднократно говорилось выше, основным содержанием краеведческой работы
может быть изучение отдельных сторон или объектов природы своей местности. По мере
накопления знаний и опыта учащихся могут быть созданы отдельные микрогруппы из участников
похода, производящих исследования по следующим направлениям: метеорология, гидрография,
биология (зоология, ботаника) со всеми отдельными науками ей присущими, физико-
географическое, геология, топографическое, картографическое. Это напрямую зависит от
интересов и потребностей детей, а так же краеведческих целей и задач в определённом походе.
Итак, краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение»
заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его
культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению,
этнографии и другим наукам.
Краеведческая работа всегда считалась составляющей в учебной и внешкольной
деятельности. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется.
Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент регионального компонента
образовательных стандартов, отражающего своеобразие края.
Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение
знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и
привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его
культурного и природного наследия.
Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе – сложный и
многогранный воспитательно-образовательный процесс, который необходимо строить на основе
общих педагогических принципов в системе обучения и воспитания. Краеведческая работа в
походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить
научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а так же зависеть
от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение, как для
самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.
Таким образом, при организации и проведении краеведческой работы следует чётко
соблюдать этапы этой работы. Подготовительный и практический этапы, как правило,
соблюдаются педагогами. А этап подведения итогов, обработки и оформления результатов часто
упускается педагогом в силу ряда причин (большая занятость, нежелание возвращаться к уже
пройденному и т.п.), но от этого теряется вся ценность самой работы. Об этом необходимо
помнить.
Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным
критерием успешности развития индивидуальной личности учащихся. Приобретённые устойчивые
знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные
знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной
ориентации, выработке активной гражданской позиции в общественной жизни.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.
Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа
школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
2.
Близняк, Е. В. Водные исследования /– М.: Речиздат, 1952. – 205 с.
3.
Ильичёв А.И., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области: учебное пособие /– АО
Кемеровское книжное издательство, 1994.- 345с.
4.
Ионов Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу/ – Кемерово: Кемеровское книжное
издательство,1981.- 163с.
5.
Каргина З.А.
Некоторые аспекты содержания и методики учебно-воспитательной работы с
учащимися детского объединения дополнительного образования// Внешкольник. Воспитание и
дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. - №6.- С.18-22.
6.
Карпов Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы
педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
7.
Лебедева С. А. Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии //
Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
8.
Малолетко А.М. Введение в географическую ономастику: Учебное пособие / - Томск: Изд-во
Том. ун-та, 1995. - 123с.
9.
Малолетко А.М. Палеотопонимика: учебное пособие /- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992.- 264 с.
10. Маслов А.Г., Константинов Ю. С., Дрогов И.А.
Полевые туристские лагеря: учебно-
методические пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 297с.
11. Оболенский В. Н. Основы метеорологии / – М.-Л.: Сельхозгиз, 1957. – 371 с.
12. Озеров А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе: учебно-методическое
издание / – М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 216 с.
13. Озерова Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии / – М.: ЦДЮТур, 1998. –
С. 53-78.
14. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: практическое пособие / -
М.: АРКТИ, 2001.- 345с.
15. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика// Одарённый ребёнок. –
2005. - № 1. – С. 30-33.
16. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование//
Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
17. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: пособие для учителя / –
М.: Просвещение, 1991. – С. 61-73.
18. Соловьёв Л.И. Живи, Кузнецкая земля! - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат,
1997.- 287с.
19. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.-метод. пособие/ – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС,1999.- 157с.
20. Таран Ю. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря//
Народное образование.– 2004.-№3.- С.22-23.
21. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
22. Туризм в Кузбассе :Учебное пособие/ автор.-состав. Северный – Кемерово: ИПП
«Кузбасс»:ООО «Скиф», 2009.- 234с.
23. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения// Практика административной
работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
24. Юньев И. С. Краеведение и туризм /– М.:Знание, 1990г. – С. 94.