Война и мир в контексте межконфессионального и этнокультурного диалога. Из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентство РИК"
Автор: Бурак Надежда Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества № 4 Населённый пункт: г. Иваново Наименование материала: Статья Тема: Война и мир в контексте межконфессионального и этнокультурного диалога. Из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентство РИК" Раздел: дополнительное образование
Война и мир в контексте межконфессионального и этнокультурного
диалога. Из опыта работы образцового коллектива «Модельное агентство
РИК»
Автор педагог дополнительного образования Бурак Надежда Николаевна
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде,
получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации,
социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в детское самосознание.
В образцовом коллективе «Модельное агентство РИК» насчитывается около 12
национальностей: русские, украинцы, белорусы, евреи, армяне, азербайджанцы,
дагестанцы, и др. Это только те национальности, которые открыто заявили о своей
принадлежности к какому – либо культурному этносу. Поэтому активизируется процесс
поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав
и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Гуманистическая педагогика ориентирует нас на изменения самой личности,
связанное с самопознанием и самоопределением. К этому подводит нас и возросший в
детской среде эгоцентризм, т.е. желание видеть мир через призму своих собственных
интересов. В большинстве случаев дети не понимают, что перед ними иная культура и с
иной, своей собственной логикой мышления и поведения. В творческом объединении
«Модельное агентство РИК» на протяжении 7 лет обучения воспитанники постепенно
знакомятся с культурой и историей народов бывшего СССР, а также народов мира. Курс
истории костюма, заложенный в авторской программе обучения, предполагает изучение
истории, культуры и влияния этнокультурных установок на стиль поведения человека, что
в конечном итоге, как в зеркале, отражается в народном, национальном костюме.
На первое место выходит работа педагога не столько над проблемой расширения и
углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения
ребенка к другим культурам вообще.
Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять
иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур.
Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности его понимания. Данный шаг
очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других
культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он
заставляет воспитанника осознать и источник этого непонимания – иную логику
мышления.
Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур
является предпосылкой следующего шага педагога - организации групповой
коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены
на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их поло-
жительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало
над оценкой и осуждением.
Наконец, педагог организует осмысление воспитанниками своих действий в
процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить
их с помощью создания коллекций моделей одежды, где происходит органичный сплав
приобретенных знаний по культуре и истории определенного этнического направления,
музыкального, фольклорного сопровождения и ярко выраженной стилистики этого
направления. Таким ярким примером могут служить фольклорные коллекции моделей
одежды, созданные в творческом объединении «Курочка Ряба», «Славянский базар», «В
ритмах Африки», «Легенда о Покахонтас -Матаоке».
Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием
межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, мы
стараемся выполнить и дополнительную, вспомогательную функцию дополнительного
образования. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой
коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики,
прав человека, национальных отношений.