"Системное использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы: "Обучение игре на музыкальных инструментах. Фортепиано"
Автор: Косаченко Татьяна Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Системное использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы: "Обучение игре на музыкальных инструментах. Фортепиано" Раздел: дополнительное образование
«Системное использование цифровых образовательных ресурсов при
реализации программы: «Обучение игре на музыкальных инструментах.
Фортепиано»
Косаченко Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования по классу фортепиано
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» МО г. Братска.
В целях осуществления интеграции общего и дополнительного образования
педагогам дополнительного образования необходимо изучить требования к
образовательным результатам учащихся во ФГОС и на основе их, спроектировать
педагогические действия по формированию итоговых образовательных результатов
освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ.
Как организовать учебную деятельность, чтобы она стала для каждого учащегося
не просто обязанностью, а радостью познания музыкального мира? Прежде всего, это
создание педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы
каждого учащегося. И одним из факторов, влияющих на повышение мотивации учащихся
при игре на музыкальных инструментах являются проведение занятий с использованием
ИК-технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность
педагогических методов образовательного процесса и цифровых образовательных
ресурсов (ЦОР), продуктивно используемых на учебных занятиях и развивающих
мероприятиях. Сам педагог должен обладать информационно-коммуникативной
компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность
использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических
задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической
деятельности, оценки результатов деятельности и др.
Так как этот вопрос только начинает внедряться в практику работы педагогов
музыкальной направленности, то мною была поставлена цель: Системно использовать
ЦОРы в образовательном процессе для повышения качества образования. Были
определены следующие задачи:
Планировать и проводить учебные занятия на основе использования ЦОРов.
Создать методическое пособие по использованию ЦОРов для подготовки и
проведения учебных занятий, развивающих мероприятий и родительских
собраний.
Организовать использование персонального сайта педагога в образовательном
процессе.
Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс
информационно - коммуникационных технологий способно не только расширить
существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить формы
обучения. Использование современных ЦОР
не дополняют сложившийся традиционный
учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии
обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. В течение
учебного года была проведена следующая работа по изменению содержания
образовательного процесса:
1.Сформирована библиотека ЦОР для качественного проведения учебных
занятий и развивающих мероприятий, она состоит из:
блок лекций по теории музыки, включающих в себя: методический материал по
изучению нотной грамоты и средств музыкальной выразительности;
блок нотных учебных пособий – сборники педагогического репертуара для учащихся
всех годов обучения в электронном виде;
набор видео-демонстраций занятий по фортепиано;
блок авторские презентаций:
презентации о жизни и творчестве композиторов;
тематические презентации;
презентации к родительским собраниям, отчетным концертам;
презентации к досугово – развивающим мероприятиям;
презентации для проведения олимпиад, викторин;
набор аудио, видеозаписи музыкальных произведений и создание видеозаписей
учебных занятий для дальнейшей корректировки игры на фортепиано;
блок игр, тренажёров;
энциклопедии.
Итого, собрано более 2500 единиц файлов и сформирована структура ЦОРов для
комфортного качественного применения в практике работы.
Применение ЦОРов на учебных занятиях помогают совершенствовать и
оптимизировать учебный процесс, обогащая арсенал методических средств и приемов,
позволяющих разнообразить формы работы, усилить междисциплинарные связи в
обучении, развить индивидуальные способности учащихся и сделать занятие интересным.
2.Разрабатаны сценарии учебных занятий
и развивающих мероприятий с
использованием ИКТ.
В контексте каждого учебного занятия стараюсь органично сочетать
использование педагогических технологий и ЦОРов. Данное сочетание отражено в
технологической карте, где раскрываются действия педагога и учащихся и различные
формы использования ЦОРов. Все задания учебного занятия построены с учётом
формирования Универсальных Учебных Действий (УУД), применением ИКТ и
направлены на:
мотивацию
актуализацию опорных знаний
формирование новых понятий и способов действий
применение знаний, формирование умений и навыков
практический этап учебного занятия.
рефлексия
Дополнительно – развивающие мероприятия разрабатываются с учётом тематики
и возрастных особенностей учащихся, а также содержат познавательный и видео
материал, усиливающий восприятие музыкальных произведений и развивающий
общекультурную компетентность.
С целью создания информационной открытости и перехода отношений между
участниками образовательного процесса на новый уровень взаимодействия использую
возможности персонального сайта. Он уже функционирует на протяжении трёх лет и в
нём представлены все собранные материалы ЭУМК в рубриках: Музыкальная библиотека
и Методическая копилка. Так же на сайте созданы и используются рубрики: Портфолио
учащихся, Афиша, Результаты, Концерты, Хочу учиться. Сайт ориентирован на учителей,
учащихся и их родителей, выпускников и всех, кому интересна жизнь нашего класса. В
рубрике «Хочу учиться» представлены онлайн - игры по теории музыке и обучающие
видеоуроки. Для информирования родителей на сайте создана рубрика «Родителям», где
также размещены ссылки на полезные сайты, которые помогают родителям в разрешении
вопросов, связанных с образовательным процессом и воспитанием детей. Заметки, статьи,
отзывы об итогах аттестации, результатах участия в концертной и творческой
деятельности, рассказывают рубрики «Концерты», «Зачёты», которые помогают родителям
анализировать и корректировать учебную деятельность ребёнка.
Продолжается работа по созданию портфолио для каждого учащегося. Портфолио
является одним из средств эффективной учёта достижений учащегося, позволяющее
объективно оценить уровень его готовности к осуществлению профессиональной
деятельности. Формирование портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать
результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной за весь период обучения. Для этого я создала
на сайте рубрику «Портфолио учащихся», где разместила электронную оболочку для
каждого ребёнка и наполнила его разделами: Творческие работы, Музыкальный альбом,
Мои достижения. Каждый учащийся в определённое время посылает мне на электронный
адрес материалы для пополнения своего портфолио.
Сайт - это прекрасная площадка для выставки таких работ в различных форматах
(видеозаписи, исследовательские работы, презентации, результаты концертной и
конкурсной деятельности). Также, они могут стать поводом как для профессионального
диалога с коллегами, так и быть фактором повышения самооценки учащегося. Сайт
постоянно развивается и обновляется, появляются новые материалы, документы, новые
работы в коллекции проектов, фотоотчеты, что дает возможность каждому посетителю
сайта получить подробную информацию о творческом объединение «Школа игры на
музыкальных инструментах».
Системное использование цифровых образовательных ресурсов помогает в
решении главной задачи педагога - сформировать в каждом ребенке музыканта-
исполнителя с богатым содержанием духовно – нравственной культуры и ярко
выраженной мотивации обучения. Это подтверждается 100% участием каждого учащегося
в конкурсах различного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских,
международных, где становятся победителями и лауреатами.
В настоящее время совершенствуется работа по использованию новых ИК-
технологий в обучении: введение элементов интерактивного обучения с помощью
программы «Скайп» и онлайн консультации для детей и родителей, тем самым повышая
эффективность использования ИКТ в образовательном процессе и создавая
инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК).
ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и
проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных
педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать
достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни
в информационном обществе, на основе формирования УУД:
формирование навыков самостоятельного обучения;
способности самостоятельно мыслить и действовать;
способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные,
интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Таким образом, эффективный образовательный процесс в настоящее время
невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится
необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что
использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся
предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает
потерю времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.