Напоминание

"Системное использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы: "Обучение игре на музыкальных инструментах. Фортепиано"


Автор: Косаченко Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи"
Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системное использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы: "Обучение игре на музыкальных инструментах. Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема выступления:

«Системное использование цифровых образовательных ресурсов при

реализации программы: «Обучение игре на музыкальных инструментах.

Фортепиано»

Косаченко Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования по классу фортепиано

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» МО г. Братска.
В целях осуществления интеграции общего и дополнительного образования педагогам дополнительного образования необходимо изучить требования к образовательным результатам учащихся во ФГОС и на основе их, спроектировать педагогические действия по формированию итоговых образовательных результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ. Как организовать учебную деятельность, чтобы она стала для каждого учащегося не просто обязанностью, а радостью познания музыкального мира? Прежде всего, это создание педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы каждого учащегося. И одним из факторов, влияющих на повышение мотивации учащихся при игре на музыкальных инструментах являются проведение занятий с использованием ИК-технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность педагогических методов образовательного процесса и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), продуктивно используемых на учебных занятиях и развивающих мероприятиях. Сам педагог должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности и др. Так как этот вопрос только начинает внедряться в практику работы педагогов музыкальной направленности, то мною была поставлена цель: Системно использовать ЦОРы в образовательном процессе для повышения качества образования. Были определены следующие задачи:  Планировать и проводить учебные занятия на основе использования ЦОРов.  Создать методическое пособие по использованию ЦОРов для подготовки и проведения учебных занятий, развивающих мероприятий и родительских собраний.  Организовать использование персонального сайта педагога в образовательном процессе. Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс информационно - коммуникационных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить формы обучения. Использование современных ЦОР не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. В течение учебного года была проведена следующая работа по изменению содержания образовательного процесса:
1.Сформирована библиотека
ЦОР для качественного проведения учебных занятий и развивающих мероприятий, она состоит из:  блок лекций по теории музыки, включающих в себя: методический материал по изучению нотной грамоты и средств музыкальной выразительности;
 блок нотных учебных пособий – сборники педагогического репертуара для учащихся всех годов обучения в электронном виде;  набор видео-демонстраций занятий по фортепиано;  блок авторские презентаций:  презентации о жизни и творчестве композиторов;  тематические презентации;  презентации к родительским собраниям, отчетным концертам;  презентации к досугово – развивающим мероприятиям;  презентации для проведения олимпиад, викторин;  набор аудио, видеозаписи музыкальных произведений и создание видеозаписей учебных занятий для дальнейшей корректировки игры на фортепиано;  блок игр, тренажёров;  энциклопедии. Итого, собрано более 2500 единиц файлов и сформирована структура ЦОРов для комфортного качественного применения в практике работы. Применение ЦОРов на учебных занятиях помогают совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, обогащая арсенал методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы, усилить междисциплинарные связи в обучении, развить индивидуальные способности учащихся и сделать занятие интересным.
2.Разрабатаны сценарии учебных занятий
и развивающих мероприятий с использованием ИКТ. В контексте каждого учебного занятия стараюсь органично сочетать использование педагогических технологий и ЦОРов. Данное сочетание отражено в технологической карте, где раскрываются действия педагога и учащихся и различные формы использования ЦОРов. Все задания учебного занятия построены с учётом формирования Универсальных Учебных Действий (УУД), применением ИКТ и направлены на:  мотивацию  актуализацию опорных знаний  формирование новых понятий и способов действий  применение знаний, формирование умений и навыков  практический этап учебного занятия.  рефлексия Дополнительно – развивающие мероприятия разрабатываются с учётом тематики и возрастных особенностей учащихся, а также содержат познавательный и видео материал, усиливающий восприятие музыкальных произведений и развивающий общекультурную компетентность. С целью создания информационной открытости и перехода отношений между участниками образовательного процесса на новый уровень взаимодействия использую возможности персонального сайта. Он уже функционирует на протяжении трёх лет и в нём представлены все собранные материалы ЭУМК в рубриках: Музыкальная библиотека и Методическая копилка. Так же на сайте созданы и используются рубрики: Портфолио учащихся, Афиша, Результаты, Концерты, Хочу учиться. Сайт ориентирован на учителей, учащихся и их родителей, выпускников и всех, кому интересна жизнь нашего класса. В рубрике «Хочу учиться» представлены онлайн - игры по теории музыке и обучающие видеоуроки. Для информирования родителей на сайте создана рубрика «Родителям», где также размещены ссылки на полезные сайты, которые помогают родителям в разрешении вопросов, связанных с образовательным процессом и воспитанием детей. Заметки, статьи, отзывы об итогах аттестации, результатах участия в концертной и творческой деятельности, рассказывают рубрики «Концерты», «Зачёты», которые помогают родителям анализировать и корректировать учебную деятельность ребёнка.
Продолжается работа по созданию портфолио для каждого учащегося. Портфолио является одним из средств эффективной учёта достижений учащегося, позволяющее объективно оценить уровень его готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Формирование портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за весь период обучения. Для этого я создала на сайте рубрику «Портфолио учащихся», где разместила электронную оболочку для каждого ребёнка и наполнила его разделами: Творческие работы, Музыкальный альбом, Мои достижения. Каждый учащийся в определённое время посылает мне на электронный адрес материалы для пополнения своего портфолио. Сайт - это прекрасная площадка для выставки таких работ в различных форматах (видеозаписи, исследовательские работы, презентации, результаты концертной и конкурсной деятельности). Также, они могут стать поводом как для профессионального диалога с коллегами, так и быть фактором повышения самооценки учащегося. Сайт постоянно развивается и обновляется, появляются новые материалы, документы, новые работы в коллекции проектов, фотоотчеты, что дает возможность каждому посетителю сайта получить подробную информацию о творческом объединение «Школа игры на музыкальных инструментах». Системное использование цифровых образовательных ресурсов помогает в решении главной задачи педагога - сформировать в каждом ребенке музыканта- исполнителя с богатым содержанием духовно – нравственной культуры и ярко выраженной мотивации обучения. Это подтверждается 100% участием каждого учащегося в конкурсах различного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских, международных, где становятся победителями и лауреатами. В настоящее время совершенствуется работа по использованию новых ИК- технологий в обучении: введение элементов интерактивного обучения с помощью программы «Скайп» и онлайн консультации для детей и родителей, тем самым повышая эффективность использования ИКТ в образовательном процессе и создавая инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, на основе формирования УУД:  формирование навыков самостоятельного обучения;  способности самостоятельно мыслить и действовать;  способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки. Таким образом, эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потерю времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.


В раздел образования