"Формирование творческой активности учащихся в условиях дополнительного образования"
Автор: Панасенко Елена Ивановна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п.г.т. Уренгой Пуровского района Населённый пункт: п. Уренгой Наименование материала: статья Тема: "Формирование творческой активности учащихся в условиях дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО
РАЙОНА
629860 Пуровский район, п.Уренгой, 4 мкр., д.39, тел. (34934)93177 Urengoi_1@mail.
ru
Тема: «Формирование творческой активности учащихся в
условиях дополнительного образования»
Панасенко Елена Ивановна,
педагог ДО
МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
Уренгой, 2016
Гармонично развитый человек – это, прежде всего, человек творческий, умеющий
видеть, любить и творить красоту. Это также человек, понимающий своё единство с
окружающим миром, чувствующий ответственность за его сохранность, активно
действующий и легко адаптирующийся в новых социально-экономических условиях.
Прекрасно понимая, что каждый ученик - это личность, уникальная и непостижимая,
единственная в своём роде, и опираясь на интересы и склонности ребёнка, необходимо
научить его всему самому лучшему, честному и доброму.
Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие
уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все
те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес.
Только тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а
значит, формируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы
формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были
сформированные определенные способности.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с
которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут
развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные
задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой
стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться
значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность
заключается в том, чтобы учиться усваивать определенный набор знаний, умений и
навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого
ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, насколько это
возможно. При этом углубляются и расширяются учебные программы и появляются новые
образовательные технологии.
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития
способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе
индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало
дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные
качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также
определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом
или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими
предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но
оформиться окончательно это качество может только в процессе индивидуального
развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое
заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний,
стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само
преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию
процессов осмысленного учения, «добывания знаний».
Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой
характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль
в одном или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов знаний и
умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной,
оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль
воображения, интуиции и импровизации - неосознаваемых компонентов умственной
активности, а также потребность личности в само актуализации, в раскрытии и
расширении своих созидательных возможностей.
Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях
дополнительного образования ? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в
виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате
которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие
же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот
вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые
способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?
А какой, в связи с этим, видится
модель учителя, развивающего творческую активность
учащихся?
Мне представляется, что такой учитель:
1. Доброжелателен и чуток.
2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
3. С высоким уровнем интеллекта и широким кругом интересов.
4. Коммуникабелен.
5. Имеет живой и активный характер.
6. Готов к самосовершенствованию.
7. Имеет творческое мировоззрение.
8. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с
развитием творческой активности.
Модель творчески активной личности представляется нам в виде учащегося:
· с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями
и навыками;
· с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;
· обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного;
· умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении,
настойчивого в выполнении заданий;
· способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
· с богатым воображением;
· с развитой интуицией;
· воспринимающего неоднозначность вещей;
· с высокими эстетическими ценностями.
Педагоги признают, что лучший способ воспитывать творчество в детях – это самому быть
творческой личностью.
Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это
именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.