"ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ПЕДАГОГИКА И ДРУГИЕ НАУКИ"
Автор: Мордяшова Ирина Леонидовна Должность: секретарь учебной части Учебное заведение: ГАПОУ СО "Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж" Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: "ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ПЕДАГОГИКА И ДРУГИЕ НАУКИ" Раздел: дополнительное образование
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ.
ПЕДАГОГИКА И ДРУГИЕ НАУКИ
Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип
связи теории с практикой.
В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность
и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются
практикой. Реализация данного принципа состоит в следующих положениях:
1) постоянном, глубоком и диалектическом раскрытии связи теории с
практикой. Любая наука развивается под влиянием человеческих
потребностей:
2) общественно-исторической практикой доказывается необходимость
изучаемых научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания
найдут свое применение в жизни;
3) учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике,
осознавать жизненное значение своей работы;
4) обучение должно иметь связь с перспективой развития различных сфер
общества;
5) общественно полезный труд должен быть правильно организован,
необходимо воспитывать на практике сознательное и положительное
отношение к труду;
6) общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и
воспитательным целям.
7) в учебном процессе необходимо применять продуктивные и
экономические методы, анализировать и прогнозировать свою деятельность,
соединять умственную деятельность с практикой.
Педагогика, отделившаяся в свое время от философии, является
самостоятельной наукой, но она не потеряла своей тесной связи с другими
гуманитарными науками: философией, психологией, школьной гигиеной,
социологией. Философия выполняет важную методологическую роль в
процессе разработки педагогической теории: помогает определить исходные
позиции при исследовании педагогических явлений.
Психологияпомогает
решать конкретные вопросы обучения и воспитания, помогает составить
рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и
индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической
деятельности. Школьная гигиена
изучает и определяет санитарно-
гигиенические условия жизни учащихся.
Социология, занимающаяся
изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике
большой фактический материал для более рациональной организации
процесса обучения и воспитания.
Педагогика имеет также тесные связи с другими отраслями научного
знания:анатомией и физиологией человека, математикой, кибернетикой,
методикой. Педагогика заимствует их научные идеи: использует и
обрабатывает данные, полученные этими науками. Методика развивалась в
тесной связи с педагогикой. Важнейшая задача методики – разработка
содержания, форм и методов изучения отдельных предметов,
распространение передового педагогического опыта лучших педагогов.
Функции, выполняемые методикой, способствуют повышению
эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся.