"Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и факторов самореализации музыкально и артистически одарённых детей и подростков".
Автор: Калинина Наталья Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБУДО Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и факторов самореализации музыкально и артистически одарённых детей и подростков". Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и
факторов самореализации музыкально и артистически одарённых
детей и подростков».
Автор: педагог дополнительного образования Калинина Наталья
Владимировна.
Санкт-Петербург 2016г.
Ключевые слова: вокальная одарённость, музыкальная одарённость,
артистическая одарённость, психологический микроклимат, семья,
готовность к творчеству, мотивация, самореализация.
Развитие музыкальных и артистических способностей ребёнка,
самореализация в коллективе и социальная адаптация неразрывно связано с
семьёй. Тезисами в данной работе можно обозначить: моменты участия
родителей в раскрытии творческих способностей ребёнка, помощь семьи в
формировании психологической готовности к творчеству, роль семьи в
формировании психологической готовности к публичному выступлению,
формирование в семье аспектов повышения адаптационного потенциала
ребёнка и аспектов самореализации в коллективе, участие родителей в
формировании комфортного микроклимата в творческом коллективе.
Музыкально одарённый ребёнок достаточно рано проявляет свои
артистические способности. Голосом и артистическим подражание он
выражает свои эмоциональные переживания и первые театральные
впечатления. Если родители будут внимательны и не расценят подобные
способы самовыражения прежде всего как невоспитанность и только, они
смогут определить наличие определённых способностей у своего ребёнка.
Как правило, дальнейшая судьба развития вокальных и артистических
способностей их сына или дочки зависит от желания родителей помочь или
хотя бы не мешать творческой самореализации ребёнка.
Для более полного развития способностей, раскрытия истинного
творческого потенциала необходимо обучение с профессиональными
педагогами одной из целей которого является получение индивидуальных
умений и навыков владения своим творческим потенциалом.
В своей книге «Счастливые родители одарённых детей» Кэрол Тэкэкс
отмечает: «Семья способна развить или уничтожить творческий
потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте». Кроме того, приводя
результаты опроса родителей Тэкэкс приводит распространённое
высказывания на тему одарённости детей : «Я не хочу, чтобы мой ребёнок
был одарённым, пусть лучше он будет нормальным, счастливым
ребёнком- таким как все» . Хотя опрос проводился среди американских
родителей, у нас ситуация складывается подобным образом, если не
хуже(если брать во внимание экономические проблемы). Подобная точка
зрения часто связана с тем, что пока у ребёнка не выявилась одарённость или
склонность к какой-то сфере деятельности родители чувствовали себя
спокойно и им сложно привыкнуть к чувству дополнительной
ответственности и новым обязанностям, связанными с необходимостью
развивать способности ребёнка и уделять ему дополнительное время и
усилия. Темп и особенности современной жизни вынуждают родителей
напряжённо работать для обеспечения всего необходимого. Любовь к
ребёнку, желание ему помочь в самореализации входят в противоречие с
усталостью и «загруженностью» повседневными проблемами. Недостаток
времени требует постоянного выбора между «важным» и «могущем
подождать», что можно решить потом. В данном случае роль педагога
достаточно ответственна в жизни ребёнка. Педагогу необходимо объяснить
насколько «важно» развитие одарённости ребёнка для всей его дальнейшей
жизни. Необходимо подготовить близких к будущей ответственности и
трудам для наиболее полной реализации ребёнка в жизни.
На своём многолетнем педагогическом опыте я убедилась, что искренняя
вера родителей в одарённость ребёнка, тесное сотрудничество с педагогами
и поддержка самых первых, может ещё и незначительных результатов
занятий, участие в конкурсах, концертах, фестивалях всегда приводит к успеху
и творческой самореализации ребёнка, способствует его быстрейшей
социальной адаптации и осознанному выбору его дальнейшего жизненного
пути. Утверждение родителей, что будучи «как все» ребёнок в большей
степени будет счастливым не так уж и верно потому, что нет детей таких «как
все». Каждый ребёнок и человек обладает индивидуальными чертами и
особенностями и склонен к тому или иному. У каждого из нас свой вкус, своё
восприятие окружающего мира. По общему мнению, человек чувствует себя
счастливым, когда его желания и возможности совпадают. Часто это связано
с тем, что человек уделяет время своим интересам, увлечениям больше чем
необходимым обязанностям. В данном случае от родителей в огромной
степени зависит будет ли связана основная сфера деятельности их ребёнка
с интересующим его предметом творчества или он выберет «нужную для
жизни» профессию. Общаясь с родителями важно отмечать, что достижение
успеха в любой профессии связано с мотивацией и приложением
достаточных сил и времени. Наличие способностей и базовой подготовки
ещё в школьном возрасте значительно облегчают достижение цели
«успешности» в жизни. Хочется привести для примера известный
американский фильм о сбежавшей невесте, где девушка постоянно сбегала
со свадьбы, так как не могла разобраться со своими вкусами и
предпочтениями. Возможно, это явилось одним из следствий желания быть
«как все».
Общаясь с родителями я стараюсь чаще отмечать, что открывая и развивая
способности своего ребёнка на дополнительных занятиях, родители
чрезвычайно помогают в развитии ребёнку и в его дальнейшему
профессиональному выбору. Налаживая взаимодействие с родителями
обучающихся, я стараюсь объяснить, насколько велика их роль в
формировании психологической готовности к творчеству и выступлениям.
Успешность вокальных и артистических занятий заключается в регулярном
репетиционном процессе. Воспитание ответственности к посещению
занятий, позитивный психологический настрой ребёнка требует от
родителей постоянных усилий. Часто студия находится не в шаговой
доступности, дети нуждаются в сопровождении и контроле. Сами занятия
связаны с определёнными физическими нагрузками и физиологическое
состояние ребёнка является иногда определяющим в результативности
обучения. Общаясь с родителями всегда хочется подчеркнуть, что подготовка
к занятиям часто начинается с воспитания у обучающегося самоуважения и
ответственности к себе и своим способностям. Культурное развитие , новые
художественные впечатления, совместные с близкими посещения театров,
концертов, музеев объединяет и обогащает личности и детей и взрослых.
Знакомство с результатами различного вида творчества развивает
мотивацию и психологическую готовность к регулярному творческому
процессу как необходимому пути в достижении результата.
Обращаясь к книге Кэрол Тэкэкс «Счастливые родители одарённых детей»
я хотела бы привести следующие слова: Однако«Многие родители
считают, что детям не надо говорить о том, как папа и мама любят и
ценят каждого из них. сами взрослые хотят слышать это, им почему-то
необходимо об этом напоминать. Так почему же мы так скупы на похвалы
и выражения своих чувств к детям?» Далее : «Делайте упор на взаимном
уважении, сопереживании и понимании, что важно для
социоэмоционального развития каждого ребёнка».
Из своего педагогического опыта хочу привести пример иллюстрирующий
советы Тэкэкс. У меня обучался одарённый мальчик со своим,
индивидуальным отношением к музыке, ответственным отношением к
занятиям и большим желанием развивать свои вокальные способности. В
своём семилетнем возрасте он предпочитал в основном классическую
музыку. Подобное отношение позволило достаточно быстро достичь
хороших результатов и активно участвовать в концертах. На начальном
этапе мама относилась положительно к занятиям, но изменение
местоположения студии стало определяющим в её желании поддерживать
своего сына в творчестве. Когда мальчик стал лауреатом городского конкурса
«Салют победы» она назвала этот конкурс «дворовым» (по словам самого
учащегося) и даже не пожелала получить награду и диплом. От участи в
дальнейших занятиях она отказалась. Я с горечью вспоминаю этот пример и
лишь надеюсь, что мальчику удалось найти возможность заниматься
музыкой в удобном для мамы месте. Не могу забыть чувство обиды и
несправедливости которое он испытывал когда рассказывал мне об
отношении своей мамы. Этот добрый и смешливый маленький артист стал
сразу очень грустным и одиноким.
Как правило, родители поющих или играющих ребят имеют слабое
представление о специфике творческой деятельности и одним из аспектов
взаимодействия педагога и близких ребёнка является просвещение взрослых
об особенностях организации вокального и актёрского процесса. Насколько
уязвима нервная система маленького певца и актёра, насколько он
нуждается в поддержке и внимании. Родители мечтая о быстрой славе своих
детей, не знают какие жертвы близких людей могут потребоваться для
достижения выдающихся успехов .
Постоянная работа с родителями, поддержание их веры в способности и
успехи их детей являются необходимой частью работы с коллективом.
Большая волна всевозможных вокальных и актёрских конкурсов
сформировали мнение у большинства зрителей(к которым относятся и
родители) что успех доступен и возможен лишь благодаря одной природной
одарённости. Но обманчивость этого представления связано с сокрытием
всего пути начальной подготовки исполнителя. Его неудачные выступления,
поиск своего лица, своего репертуара, своего вокально-сценического образа,
даже время уныния и разочарования без которого не складывается личность
исполнителя, мы не замечаем и не видим. Нет ни одного артиста у которого
нет периода неудач и важно донести до родителей что каждое выступление
является маленькой ступенькой на пути к созданию «своего» сценического
вокально-сценического образа, на пути к нахождению «комфортного»
состояния на сцене.
Я стараюсь каждое выступление обучающегося обсуждать с ним и с его
родителями . Важно отметить где ребёнок закрепил навыки и что требует
дальнейшего развития. Публичное творчество достаточно сложный психо-
эмоциональный процесс, часто стрессовое состояние. Необходимо
закрепить у ребёнка и близких отношение к выступлению как к части
учебного процесса и результат его не может превосходить готовность на
данный момент владения своим вокальным и актёрским аппаратом.
Существуют задачи поставленные педагогом и их надо стремиться
выполнить. Задачи должны соответствовать уровню подготовки, чтобы
максимально избежать неудач и психологической травмы. Завышенные
требования родителей, их неоправданные ожидания часто приводят к
дополнительному стрессу и разочарованиям.
Иногда приходиться слышать: «Ну что же ты, дома ведь у тебя лучше
было», или «Дома ничего не боишься, а тут…». Подобные высказывания
могут привести к тому, что ребёнок и ли подросток вообще отказывается
выступать в присутствии близких. Удачные моменты пения в домашнем кругу
показывают возможный потенциал способного обучающегося , но
сравнивать психо-эмоциональное состояние с концертом нельзя.
В моей практике был случай с маленькой девочкой пяти лет. Её только
привели на занятия, она ничего естественно не умела, очень стеснялась и
боялась. Начались регулярные индивидуальные занятия и понемногу
девочка освоилась. Через пару месяцев выучила песню «Улыбка» из
известного мультфильма. Я предложила выступить ей с нами на
фестивале(чтобы она посмотрела на более старших членов коллектива,
оценила их выступления). Страха она не испытывала и выступление
оказалось настолько удачным , что ей предложили выступить на Гала-
концерте фестиваля. Мы подготовились , но когда подошло время выходить
на сцену девочка наотрез отказалась. Думаю, сцена эта показалась ей
слишком большой , и зрителей было много. Она плакала всё время и не
хотела выходить. Чего я только не делала и мама пыталась её напрасно
успокоить. Как то нам удалось её уговорить , девочка спела, но выступление
оказалось намного хуже пения на конкурсе. Другие участники коллектива,
имеющие достаточный сценический опыт, хотя и волновались, но выступили
достаточно стабильно.
К сожалению, готовность к выступлению тоже надо тренировать и
развивать, и не всегда родители это понимают. Осознанная подготовка к
концертам и конкурсам начинается дома, в семье, среди родных и близких.
«Для чего ты выходишь, что ты должен сделать и на каком ты этапе
находишься» важно понимать всем .
Влияние на повышение адаптационного потенциала обучающегося в
коллективе в целом оказывается родителями непосредственно
участвующими в формировании адекватной самооценки ребёнка и в
создании товарищеской, творческой атмосферы в детском или подростковом
коллективе. Родители могут оказать большую помощь в снижении чувства
тревожности ожидания результатов обучения, перед выступлениями на
конкурсе или концерте.
Кэрол Тэкэкс в книге «Одарённые дети» приводит результаты исследований :
«Исследования показывают , что страхи маленьких детей обычно лишены
реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять,
отчего их дети дольше всего боятся львов или тигров, а вовсе не
автомобилей, которые для них представляют гораздо большую
опасность. Для одарённых же детей, как правило характерны
преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество
опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым
проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому
напряжению, возникающему вокруг них». Таким образом, очень важно
стараться объяснить родителям, что построение гармоничных отношений со
способными к творчеству и обладающими яркой индивидуальностью
детьми процесс не простой . Такой ребёнок требует повышенного внимания
к себе со стороны окружающих и скорее всего он не сможет быть «как все».
Если семья разделяет интересы ребёнка, участвует в подготовке
сценического костюма, сценического образа, контролирует поэтапную
подготовку к выступлению, беседует о всех беспокойствах и страхах ребёнка,
обсуждает планы на будущее, то это даёт дополнительную уверенность
исполнителя в своих силах, внушает ему чувство поддержки.
Как правило, одарённость детей не зависит от дохода и социального
положения родителей. Довольно часто, выдающиеся способности
обнаруживаются у ребят из неблагополучных семей , семей с низким
уровнем дохода и низкого социального положения, детей матерей одиночек.
Многими исследователями отмечалась трудность в определении причин
самореализации творческих личностей, но несколько основных аспектов им
удалось выявить. Помимо врождённых факторов связанных с
особенностями состояния здоровья и внешних данных выявлена социальная
причина: в семьях с низким уровнем дохода развитие детей не
стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить
значение образования. Это напрямую относится к мотивационным аспектам
самореализации и адаптационного потенциала. Самой главной причиной
были названы психологические предпосылки, мешающие реализации, их
корни, по мнению исследователей, часто закладываются в семье. Тэкэкс,
опираясь на данные исследования , утверждает: «Родителям необходимы
знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одарённых и
талантливых детей.
Учитывая вышеназванные причины, педагог дополнительного образования
начинает работу с обучающимся у которого уже могут сформироваться
личностные факторы независимо от него, что будет негативно влиять на
процесс обучения и творческую самореализацию. Педагог может
столкнуться с негативным отношением к учёбе в целом, с нарушением
отношений с родителями, с подверженность к колебаниям настроения,
депрессии, духу противоречия, с низкой самооценкой, к недоверию, к
проблемам в межличностных отношениях , отсутствием самодисциплины,
неприятие состязательности, с эмоциональной неуравновешенностью, с
излишней чувствительностью к критике и тенденцией критиковать других,
с желанием постановки нереалистичных целей, излишним
перфекционизмом.
Огромная ответственность лежит на педагоге в желании оправдать и
отделить ребёнка на время обучения от обстоятельств, приведших к
формированию негативных тенденций его личности. Глубокий анализ
семейных отношений возможен, если с родными обучающегося
установились доверительные, продуктивные отношения, основанные на
взаимной симпатии и уважении. Получение всесторонней информации
очень важно , но возможно если только обучающийся и родители доверяют
педагогу. Иногда, только от того насколько педагогу удаётся решить
возникающие проблемы в обучении, одарённый ребёнок получает шанс на
дальнейшее развитие своих способностей. Бывают случаи, когда педагог
становиться единственным «союзником» ребёнка в его желании развивать
свой талант, но поддерживая друг друга они способны привлечь на свою
сторону и родных.
Напротив, излишняя опека родителей над способным ребёнком, желание
руководить педагогом может принести вред росту адаптационного
потенциала и самореализации. Хочу привести пример из моей
педагогической практики. Девочка начала заниматься с 4,5 лет и проявила
незаурядные вокальные способности. К 7 годам девочка стала лауреаткой
нескольких престижных международных конкурсов, удостоилась стипендии
фонда Спивакова. На начальном этапе обучения мама Саши ответственно и
серьёзно относилась к моим рекомендациям, удивлялась и радовалась
успехам дочери, но затем , я стала замечать, что мама придаёт им гораздо
большее значение чем ребёнок. К 8 годам, мама решила, выступления
вообще не нужны и не важны если за это не выдаётся лауреатство и вообще
достижения девочки оценивала много выше остальных и педагога в
частности. Печальный пример головокружения от успехов у родителей.
Несмотря на приведённые мною негативные примеры, призванные
иллюстрировать определённые внутрисемейные проблемы, я могу отметить
положительное отношение к обучению, выступлениям и концертным и
конкурсным со стороны родителей. Родители старались поддерживать меня
в начинаниях, направленных на раскрытие творческого и вокального
потенциала обучающихся. В коллективе практически не возникало спорных
ситуаций или конфликтов, и это, безусловно шло на пользу самореализации
детей.
Формат данной работы позволил рассмотреть некоторые семейные
аспекты, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на
развитие адаптационного потенциала и факторов самореализации
одарённых детей и подростков. Педагогу, работающему с творчески
одарёнными детьми, очень важно обращать внимание на свою и на
родительскую ответственность в процессе создания благоприятных условий
для развития способностей и повышения адаптационного потенциала
обучающихся. Необходима корректная и систематическая работа с
родителями и близкими детей от которых зависит будущее всех членов
творческого коллектива. Я всегда стремлюсь выражать горячую
благодарность за любую помощь и внимание оказанные своим детям.
Нельзя переоценить заслугу семьи и в наличие самих способностей, часто
передающихся по наследству, и в воспитании необходимых личностных
качеств, позволяющих добиться самореализации.
Список использованной литературы.
1.Кэрол Тэкэкс. Одарённые дети. Нью Йорк 1986
г.