Автор: Лукманова Миляуша Фаниловна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО ДХШ №1 им.Л.А.Горды Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "О чем говорит детский рисунок" Раздел: дополнительное образование
Если посмотреть на шедевры малышей внимательно, вы можете много
узнать о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии,
отношении к людям.
Изучая рисунки на заданную тему, психологи разработали специальные
тесты и серьезные диагностические методики. Их называют проективными,
от слова «проекция» - человек переносит, проецирует неосознанные аспекты
своей души на объект, не имеющий непосредственного к нему отношения.
Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои
эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет ещё решить
самостоятельно. Конечно, с абсолютной точностью расшифровать рисунок
ребенка может только профессиональный психолог, однако есть общие
моменты, по которым и мы можем кое - что узнать для себя о своих детях,
если внимательно ознакомиться с их шедеврами.
Тайное станет явным
Дайте крохе лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей.
Предложите ему тему для рисунка – «Моя семья». Когда работа будет
закончена, внимательно ее изучите, вы многое узнаете о том, что и как
малыш воспринимает взаимоотношения в семье и свою роль в ней. Рисуя
родных, кроха, как правило, четко определяет место каждого, наделяя все
фигуры персональными и только им присущими качествами. Например, если
ребенок кого – то нарисовал с дополнительными деталями (бантики,
воздушные шарики, игрушки, украшения), это говорит об особой любви и
привязанности крохи к такому человеку. Если малыш рисует опущенные руки
со сжатыми кулачками, это может означать пессимистический настрой,
безнадежность, страх или агрессивность. Если руки людей подняты вверх,
малыш положительно настроен, весел и уверен. Когда все члены семьи
держатся друг за друга, улыбаются, это говорит о том, что ребенок спокоен,
воспринимает свое окружение сплоченным, дружным – вам можно
позавидовать. Чтобы проинтерпретировать подробности и детали рисунка,
обратите внимание на следующие моменты.
1.
Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и
ребятишки с повышенной тревожностью располагают рисунок не на
всем пространстве листа, а только на какой – то его части. Эти малыши
часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им
не понравились, очень нервничают в процессе работы.
2.
Фигуры людей.
Дети часто изображают отца большим, крепким,
сильным. Это значит, что отец ассоциируется с материальной властью в
семье. Если папа слишком велик по сравнению с мамой и соотношение
их тел чрезмерно нарушены, это говорит о том, что роль матери в семье
принижается, возможно существуют проблемы в отношениях
родителей. То же можно сказать, когда изображение папы слишком
маленького размера. Идеально, если папа с мамой нарисованы в одном
стиле и пропорции их фигур сохранены.
3.
Контуры линий.
Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует
жирные четкие линии – сильно, от души, без сомнений.
Нерешительный малыш, наоборот, выберет не очень яркие цвета и
нарисует, едва касаясь бумаги. Такой ребенок не станет привлекать к
себе лишнее внимание, его картинка будет блеклой и невыразительной.
Если малыш агрессивен, он может часто непроизвольно ломать
грифель, слишком рьяно надавливая на него, прорывая лист. Мягкий по
характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких
плавных линий. Дети с волевым характером, уверенные и
самостоятельные отдадут предпочтение прямым линиям и четким
углам. Они редко будут использовать кружочки и овальные формы –
такие несерьезные «художества» не для них.
4.
Выбор цвета. Говорит об эмоциональном состоянии. Если мир ребенка
«полон радуги», значит, у него хорошее настроение. Если же кроха
выполнил набросок в мрачных тонах – это свидетельствует о плохом
настроении и сниженном эмоциональном состоянии.
5.
Изучите состав семьи –
очень важно, насколько он соответствует
реальности. Может, кого – то малыш «забыл» нарисовать? Скорее
всего, это тот, кого в семье не уважают, не ценят, с кем идет негласная
вражда. Или, наоборот, включил в состав своей семьи постороннего?
Расспросите ребенка, почему он так нарисовал, и обратите внимание,
как именно он изобразил этого человека. Вы узнаете много нового для
себя о своей семье, чего не заметили бы никогда. Малыш может не
нарисовать того, с кем у него конфликтные отношения, или того, кого
больше всех боится. Или изобразить на рисунке деда, живущего в
другом городе, но ребенок его очень любит и считает членом семьи. А
может, он нарисовал папу у которого уже давно другая семья, но кроха
скучает по отцу и хочет, чтобы он вернулся. Бывает, что на рисунке
ребенка присутствуют два папы (родной и отчим), потому что он любит
их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Очень часто дети
не рисуют своих братьев и сестер, если ревнуют родителей к ним, если
есть конкуренция за внимание и любовь.
6.
Малыш нарисовал себя? Если ребенок изобразил себя где – то в
уголке, отдельно или спиной к остальным членам семьи – скорее всего,
ваше чадо чувствует себя очень одиноко, страдает от дефицита
внимания и любви. Ещё тревожнее, когда ребенка совсем нет на
картинке. Бывает, что кроха нарисовал только себя. Вероятно, этот
малыш – маленький эгоист, привыкший быть объектом всеобщей
заботы. Конечно, смысл порой иной – просто ребенок имел в виду что –
то другое. Любые интерпретации всегда должны вестись параллельно с
обсуждением. Однозначного универсального ответа о значении
символов и признаков в рисунке просто нет.
7.
Размеры фигур на рисунке.
По их величине и расположению можно
судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и
как сам относится к этим людям. Если кто – то из домочадцев,
изображенных на рисунке, выше всех ростом, то он не только самый
значимый для крохи член семьи, но и, скорее всего, главный человек в
семье (с точки зрения малыша). Самый маленький и неяркий –
наоборот. Люди которых ребенок нарисовал ближе всего к себе,
вероятно, наиболее любимые, приятные и близкие.
8.
Выражение лиц – они грустны и печальны, или бояться, или все
веселы и радостны. Пусть малыш объяснит, почему у них такое
настроение, о чем они думают и чего хотят. Это даст вам очень богатый
материал для размышления.
9.
Отдельные части тела –
как они нарисованы? Реалистично или
схематично и неточно? Голова означает разум, интеллект и контроль.
Если ребенок как –то по – особенному прорисовывает голову, это
может значить, что в его воспитании чрезмерно большое значение
уделяется разуму, а не душе. Уши отвечают за способность слушать и
слышать, воспринимать информацию, чужое мнение, критику. Рот – это
способность выражать свои интересы, отстаивать права. Тело человека
в рисунке символизирует чувства, эмоциональное состояние. Если оно
маленькое или худое, а голова, наоборот, слишком большая, это говорит
о явном навязанном ребенку приоритете мысли над чувствами. Руки на
рисунке символизируют способность устанавливать контакт с
близкими людьми. Ноги означают свободу передвижения в мире: если
они большие «налитые», воспринимаются как тяжелые, вкопанные, это
может значить, что ребенок чувствует себя прикованным к одному
месту, зависимым.
Анализируй это!
Если, изучив рисунок малыша, узнали что – то, вызвавшее у вас
беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Все может быть совсем
не так – например, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное
настроение.
Накануне он мог поссориться с братом и потому нарочно нарисовал его
черным страшным уродцем с рогами. Это вовсе не значит, что брат ему
ненавистен. Или вчера по телевизору случайно увидел страшную сцену,
которая его сильно взволновала, и все люди получились с широко открытыми
ртами, в панике. И это вовсе не значит, что он так воспринимает
внутрисемейные отношения. Во – первых, все замеченное надо обсудить с
самим автором. Только аккуратно, не высмеивая, не навязывая своего мнения.
Во – вторых, такую диагностику можно провести ещё раз через какое – то
время. А вот если результат повторился, это уже о чем – то говорит и тогда
лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу.