Напоминание

"О чем говорит детский рисунок"


Автор: Лукманова Миляуша Фаниловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ №1 им.Л.А.Горды
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "О чем говорит детский рисунок"
Раздел: дополнительное образование





Назад





О чем говорит детский рисунок

Если посмотреть на шедевры малышей внимательно, вы можете много

узнать о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии,

отношении к людям.


Изучая рисунки на заданную тему, психологи разработали специальные тесты и серьезные диагностические методики. Их называют проективными, от слова «проекция» - человек переносит, проецирует неосознанные аспекты своей души на объект, не имеющий непосредственного к нему отношения. Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет ещё решить самостоятельно. Конечно, с абсолютной точностью расшифровать рисунок ребенка может только профессиональный психолог, однако есть общие моменты, по которым и мы можем кое - что узнать для себя о своих детях, если внимательно ознакомиться с их шедеврами.
Тайное станет явным
Дайте крохе лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей. Предложите ему тему для рисунка – «Моя семья». Когда работа будет закончена, внимательно ее изучите, вы многое узнаете о том, что и как малыш воспринимает взаимоотношения в семье и свою роль в ней. Рисуя родных, кроха, как правило, четко определяет место каждого, наделяя все фигуры персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок кого – то нарисовал с дополнительными деталями (бантики, воздушные шарики, игрушки, украшения), это говорит об особой любви и привязанности крохи к такому человеку. Если малыш рисует опущенные руки со сжатыми кулачками, это может означать пессимистический настрой, безнадежность, страх или агрессивность. Если руки людей подняты вверх, малыш положительно настроен, весел и уверен. Когда все члены семьи держатся друг за друга, улыбаются, это говорит о том, что ребенок спокоен, воспринимает свое окружение сплоченным, дружным – вам можно позавидовать. Чтобы проинтерпретировать подробности и детали рисунка, обратите внимание на следующие моменты.
1.

Размер и расположение рисунка на листе.
Неуверенные в себе дети и ребятишки с повышенной тревожностью располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой – то его части. Эти малыши часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, очень нервничают в процессе работы.
2.

Фигуры людей.
Дети часто изображают отца большим, крепким, сильным. Это значит, что отец ассоциируется с материальной властью в семье. Если папа слишком велик по сравнению с мамой и соотношение
их тел чрезмерно нарушены, это говорит о том, что роль матери в семье принижается, возможно существуют проблемы в отношениях родителей. То же можно сказать, когда изображение папы слишком маленького размера. Идеально, если папа с мамой нарисованы в одном стиле и пропорции их фигур сохранены.
3.

Контуры линий.
Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии – сильно, от души, без сомнений. Нерешительный малыш, наоборот, выберет не очень яркие цвета и нарисует, едва касаясь бумаги. Такой ребенок не станет привлекать к себе лишнее внимание, его картинка будет блеклой и невыразительной. Если малыш агрессивен, он может часто непроизвольно ломать грифель, слишком рьяно надавливая на него, прорывая лист. Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких плавных линий. Дети с волевым характером, уверенные и самостоятельные отдадут предпочтение прямым линиям и четким углам. Они редко будут использовать кружочки и овальные формы – такие несерьезные «художества» не для них.
4.

Выбор цвета.
Говорит об эмоциональном состоянии. Если мир ребенка «полон радуги», значит, у него хорошее настроение. Если же кроха выполнил набросок в мрачных тонах – это свидетельствует о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии.
5.

Изучите состав семьи –
очень важно, насколько он соответствует реальности. Может, кого – то малыш «забыл» нарисовать? Скорее всего, это тот, кого в семье не уважают, не ценят, с кем идет негласная вражда. Или, наоборот, включил в состав своей семьи постороннего? Расспросите ребенка, почему он так нарисовал, и обратите внимание, как именно он изобразил этого человека. Вы узнаете много нового для себя о своей семье, чего не заметили бы никогда. Малыш может не нарисовать того, с кем у него конфликтные отношения, или того, кого больше всех боится. Или изобразить на рисунке деда, живущего в другом городе, но ребенок его очень любит и считает членом семьи. А может, он нарисовал папу у которого уже давно другая семья, но кроха скучает по отцу и хочет, чтобы он вернулся. Бывает, что на рисунке ребенка присутствуют два папы (родной и отчим), потому что он любит их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Очень часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь.
6.

Малыш нарисовал себя?
Если ребенок изобразил себя где – то в уголке, отдельно или спиной к остальным членам семьи – скорее всего, ваше чадо чувствует себя очень одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Ещё тревожнее, когда ребенка совсем нет на картинке. Бывает, что кроха нарисовал только себя. Вероятно, этот малыш – маленький эгоист, привыкший быть объектом всеобщей заботы. Конечно, смысл порой иной – просто ребенок имел в виду что – то другое. Любые интерпретации всегда должны вестись параллельно с
обсуждением. Однозначного универсального ответа о значении символов и признаков в рисунке просто нет.
7.

Размеры фигур на рисунке.
По их величине и расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и как сам относится к этим людям. Если кто – то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, то он не только самый значимый для крохи член семьи, но и, скорее всего, главный человек в семье (с точки зрения малыша). Самый маленький и неяркий – наоборот. Люди которых ребенок нарисовал ближе всего к себе, вероятно, наиболее любимые, приятные и близкие.
8.

Выражение лиц –
они грустны и печальны, или бояться, или все веселы и радостны. Пусть малыш объяснит, почему у них такое настроение, о чем они думают и чего хотят. Это даст вам очень богатый материал для размышления.
9.

Отдельные части тела –
как они нарисованы? Реалистично или схематично и неточно? Голова означает разум, интеллект и контроль. Если ребенок как –то по – особенному прорисовывает голову, это может значить, что в его воспитании чрезмерно большое значение уделяется разуму, а не душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать, воспринимать информацию, чужое мнение, критику. Рот – это способность выражать свои интересы, отстаивать права. Тело человека в рисунке символизирует чувства, эмоциональное состояние. Если оно маленькое или худое, а голова, наоборот, слишком большая, это говорит о явном навязанном ребенку приоритете мысли над чувствами. Руки на рисунке символизируют способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги означают свободу передвижения в мире: если они большие «налитые», воспринимаются как тяжелые, вкопанные, это может значить, что ребенок чувствует себя прикованным к одному месту, зависимым.
Анализируй это!
Если, изучив рисунок малыша, узнали что – то, вызвавшее у вас беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Все может быть совсем не так – например, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение. Накануне он мог поссориться с братом и потому нарочно нарисовал его черным страшным уродцем с рогами. Это вовсе не значит, что брат ему ненавистен. Или вчера по телевизору случайно увидел страшную сцену, которая его сильно взволновала, и все люди получились с широко открытыми ртами, в панике. И это вовсе не значит, что он так воспринимает внутрисемейные отношения. Во – первых, все замеченное надо обсудить с самим автором. Только аккуратно, не высмеивая, не навязывая своего мнения. Во – вторых, такую диагностику можно провести ещё раз через какое – то
время. А вот если результат повторился, это уже о чем – то говорит и тогда лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу.


В раздел образования