"Занятия единоборствами как инструмент для социальной и психофизической адаптации несовершеннолетних"
Автор: Соловьев Дмитрий Геннадьевич Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: СПб ГБУ СРЦН ВПЦ"Дзержинец" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: "Занятия единоборствами как инструмент для социальной и психофизической адаптации несовершеннолетних" Раздел: дополнительное образование
Занятия единоборствами как инструмент для социальной
и психофизической адаптации несовершеннолетних.
Введение
Ребенок, попадая в современный мир быстрого технологического и
информационного развития, который предъявляет новые, более высокие
требования к человеку, к его уровню развития и умению соответствовать
изменяющимся условиям жизни, очень сильно нуждается на этом пути своего
развития в сильном наставнике в лице родителей, учителей, педагогов,
воспитателей и т.п. В связи с этим социальная и психофизическая адаптация
становится важной для полноценной жизни личности и поэтому решать эту
проблему необходимо с раннего возраста.
Сегодня заметно усиление накала военно- политической,
экономической, информационной конкуренции; и соответственно
необходимости защиты традиционных ценностей; требований повышения
престижа активного образа жизни; воспитание личности, впитавшей
ценности, историю и традиции своей страны, обладающей широким
кругозором и высокой внутренней культурой, способной творчески и
самостоятельно мыслить в духе уважения к национальному суверенитету,
самостоятельности и самобытности народов; стремления быть лидерами,
защищая международное право, в воспитании подрастающего поколения
должен быть сделан особый акцент на развитие у подростков целостного
мировоззрения с нравственно-ценностной направляющей и опорой,
коллективизма и внутренней силы с высокой степенью самоконтроля,
внимания и заботы; готовности к высокопроизводительному творческому
труду и защите Отечества, гражданственности и патриотизму, как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей общества.*
Основная цель работы показать как с помощью занятий спортивно-
боевыми единоборствами решается проблема социальной и психофизической
адаптации подростков. Спортивные достижения как сопутствующий эффект
при реализации данной концепции.
1
Основная часть
Занятия различными видами спортивно-боевых единоборств
очень привлекательны для подростков, (подсознательно стремящихся
к силе физической, эмоциональной и т.д.) и здесь предоставляется
уникальная возможность воздействовать на подростка с его высокой
мотивацией к занятиям. Можно сказать, что воздействие происходит
не на прямую (когда даются установки, разрешения и запреты на
определённые действия ) , а косвенно, через желание ребёнка
заниматься контактными видами единоборств и для достижения
определённого результата вынужденного принимать определенные
правила, в результате осознанно меняться , формируя необходимые
личностные качества ( физические, психологические, нравственно-
этические) и модель поведения. При этом сами по себе занятия
предъявляют определенные требования, заставляя занимающихся
преодолевать возникающие трудности, быть дисциплинированными,
адекватно действовать в стрессовых ситуациях, максимально проявить
такие качества, как смелость, трудолюбие, честность, упорство,
взаимовыручка, коллективизм, толерантность, умение преодолевать
боль и слабость.
Как следствие при таком воздействии формируются социально
необходимые установки, меняется поведение, растёт авторитет и
самооценка ребёнка.
Тренировочный процесс длится в течении всего периода
пребывания ребёнка в тренировочной группе и направлен на создание
среды и атмосферы в условиях которых происходит социальная и
психофизическая адаптация подростка.
Необходимо отметить такие особенности при работе как:
- отсутствие отбора и отсеивание неперспективных (со спортивной
точки зрения) и «трудных» (с точки зрения социальной и
нравственно-этической) детей в процессе занятий
- разный возраст и социальная среда детей занимающихся в одной
группе (соответственно разный уровень восприятия, подвижности
нервной системы, готовности к сотрудничеству, обмену информацией,
различная стартовая и повседневная социальная среда и материальное
благополучие, различный объём двигательных навыков, умения
формирования новых навыков, способности усвоение материала и
2
трудолюбие) т.е. требуется учитывать индивидуальные и возрастные
возможности.
- комплексный подход для подготовки детей занимающихся в одной
группе (требует в одно время совмещать тренировочный,
воспитательный, социально-адаптационный процессы с разным
уровнем сложности и разными целями в зависимости от необходимого
воздействия на каждого воспитанника индивидуально)
Эта специфика учебно-тренировочного процесса является
ключевой в программе по социальной и психофизической адаптации.
Педагогическое воздействие осуществляется на протяжении
всего учебного периода, но более глубоко и комплексно в летний
период, когда воспитанники выезжают в лагерь. Подготовка к этому
этапу начинается задолго до выезда. Прежде всего, необходимо вести
работу с родителями или лицами их заменяющими, объясняя важность
таких выездов, как для их ребенка, так и для их самих, а так же цели и
задачи лагерной компании. Это помогает настроить их на
совместную деятельность, высветить проблемы, обозначить
направление дальнейшего развития. Работа с родителями
необходима. Занимаясь воспитанием и развитием ребёнка, они
должны знать, чем он занимается, и осознавать конечную цель.
На период выезда поле педагогического воздействия
распространяется на все сферы жизни и деятельности подростка.
Отъезд из дома, отход от социально знакомой и привычной среды,
требования соблюдения внешнего распорядка, умение себя
обслуживать и налаживать взаимоотношение в коллективе создаёт
психоэмоциональное давление на подростка. При этом нужно
проявлять волевые усилия для выполнения учебно-тренировочных
заданий, требующих больших затрат физической и эмоциональной
энергии.
Задача педагога дополнительного образования – создание среды,
в которой идёт процесс самоорганизации воспитанника. Заправить
кровать, привести в порядок комнату, отследить свои вещи,
подготовиться к занятиям, найти нужный материал, включиться в
процесс обучения, попробовать себя в роли командира комнаты или
его заместителя (взяв на себя еще ответственность и за других);
развивает способность к самовоспитанию и самообразованию.
Участие в различных конкурсах, подготовка к КВН, обучение танцам,
рисованию и т.п. к творческому самовыражению.
3
Непосредственно тренировочный процесс, включает в себя
практическую и теоретическую часть. На теоретических занятиях
воздействие осуществляется на интеллектуальные компоненты
психики, формируется понимание для чего нужен опыт преодоления
трудностей, как это влияет на формирование характера и во,
что претворяется в дальнейшей жизни. Воздействия осуществляются
непосредственно через общение и беседы, лекции, доклады на
заданные темы, просмотры художественных, документальных,
научно-популярных и мультипликационных фильмов. Для просмотра
подбираются материалы создающие атмосферу и настраивающие на
работу по собственному развитию. Воспитанники учатся письменно
излагать свои мысли, анализировать достигнутые результаты и
выявлять проблемные участки. Учатся подбирать нужные слова,
которые формируют психологическую атмосферу. Обязательно ведут
дневник своих спортивных достижений. Где отмечаются все плюсы и
минусы, а за тем на занятиях проводится их анализ и четкий
детальный разбор.
Перед просмотром видеоматериала рассказывается
предыстория, о чём фильм и в какой период происходят события,
затрагивается ключевая тема. Во время просмотра делаются
периодические остановки, что бы акцентировать внимание, разобрать
ситуацию или сложные для понимания моменты, выражается
отношение к действиям героев и анализируются причины поступков.
Какие мотивы двигают ими и какие качества они проявляют, как это
влияет на их жизнь и жизнь людей вокруг них, как меняется
отношение героя к кому либо, или чему либо и как это влияет на
отношение к нему. В конце подводится краткое резюме и , по
возможности, на следующем теоретическом занятии дается
письменная работа по видеоматериалу на определенную тему.
В своих работах воспитанники самостоятельно пытаются
анализировать и высказывать свои мысли, излагая их на бумаге.
Предварительная проработка (которая происходила во время
просмотра) помогает выбрать правильный настрой и оценочную базу.
В то же время, оперируя словами и мыслями пишущий сам строит в
своём сознании морально-этические принципы, относительно которых
оценивает и на которые опирается, а затем пытается этому следовать,
что ведёт к формированию сознания, черт характера и в конечном
итоге выбора своего пути развития.
Длится работа 1,5 – 2 часа, если не получается успеть, то
доделывается в свободное время. Это подталкивает к интенсивной
работе и готовности к тому, что нужно успевать в отведенное время и
соблюсти определенные требования. Ведущий критерий качества –
самостоятельность и самоорганизованность.
4
На практике отрабатываются технические элементы, идет работа
по улучшению физических качеств: скорости, выносливости, силы,
реакции. Развиваются психологические качества бойца смелость,
упорство, умение терпеть и проявлять волевое усилие.
Простая утренняя пробежка (кроссовая подготовка) при
комплексном воздействии, дает мощный тренировочный эффект.
Бежать час, два, три очень тяжело. Бежать в строю и петь заранее
выученные песни ещё тяжелее.
Необходимо проявлять волевое усилие, что бы на фоне
физической усталости, когда организм подает сигналы нервной
системе о высоком утомлении, продолжать выполнять задание. Здесь
закладывается фундамент дальнейшего роста. Мы подводим
воспитанника к границам своих индивидуальных возможностей, и они
делают шаг за эту черту. На фоне усталости приходит мощный
положительный эмоциональный подъём, от понимания того, что он
преодолел трудность и расширил границы своих достижений. Для
закрепления эффекта пишется отчет каждым воспитанником о своих
достижениях, что получилось или не получилось, ощущения, какие
трудности и как преодолевались, что поменялось после выдержанного
испытания. Говоря простым языком, мы создаем контролируемые
трудности и учим детей и подростков их преодолевать комплексно
воздействуя на интеллектуальную, эмоциональную и волевую
компоненты психики, закладывая мощную основу роста внутренней
мотивации к развитию.
5
Заключение
Анализируя общее физическое и психологическое состояние
занимающихся к концу смены можно отметить изменение отношения
к тренировочному процессу, а в следствии этого и к самому себе.
Появляется легкость в поиске общения и взаимопонимания
среди других (вне зависимости от возраста) детей. Повышается
самооценка и увеличивается чувство значимости в обществе,
появляется или усиливается уверенность в себе. Проявляется желание
к дальнейшим занятиям, а следовательно к своему развитию.
Такие изменения точно не остаются без внимания и оценки
со стороны их родителей, родственников, а также учителей и