"Развитие творческих способностей воспитанником младшего школьного возраста через изготовление игрушек – сувениров".
Автор: Леонтьева Татьяна Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКОУ дополнительного образования "Дом детского творчества "Созвездие" Верхнекамского района Кировской области Населённый пункт: г.Кирс Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческих способностей воспитанником младшего школьного возраста через изготовление игрушек – сувениров". Раздел: дополнительное образование
Тема: Развитие творческих способностей воспитанником младшего
школьного возраста через изготовление игрушек – сувениров.
«Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам».
Ральф У.Эмерсон.
С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю
прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и
бабушек. Изготовление поделок своими руками, оформление ими жилища
издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным
искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических
навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них
эстетического вкуса, творческой активности, уважение к труду, трудолюбия и
усидчивости.
Каждый рожден творцом. Создание красоты – творчество. Прекрасным
образцом творчества является игрушка – как один из самых древних видов
декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз.
Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она
забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные
игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства,
вызывают улыбку. Широкое распространение получила игрушка– сувенир,
которая является одной из форм трудового и эстетического воспитания.
Изготовление игрушек – сувениров отнюдь не является самоцелью,
напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер и
оформление используются для включения некоторых дизайнерских идей: прежде
всего той, что игрушка имеет характер и настроение. При ее изготовлении дети
постигают закономерности и принципы дизайна, и с их учетом планируют
оформление игрушки. Изготавливая различные игрушки - сувениры в большей
мере удовлетворяется любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна,
творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
А.С.Макаренко считал: «В игрушке – материале есть простор для фантазии,
и не просто воображение, а большой творческой фантазии».
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления
игрушек - сувениров, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в
процессе создания красивой необычной поделки, очень важны для общего
развития. Сколько искренней радости, восторга приносит детям изготовление
своими руками замысловатых игрушек. Эти эмоции являются стимулом
воспитания у них трудолюбия. Не так просто изготовить своими руками поделку.
Ее изготовление требует волевых усилий: когда ребенок встречается с
трудностями (проблемной ситуацией), он пытается самостоятельно ее разрешить,
в результате этого происходит творческое овладевание знаниями, умениями,
навыками, и развитие мыслительных способностей. Не всегда сразу детям
удается выполнить какую – либо работу (подобрать материал, сделать шаблон и
т.д.) под руководством педагога ребенок учится устанавливать причины неудач,
преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность,
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к
самосовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором
развития и адаптации к окружающей среде, формирование отдельной личности и
общества в целом. Дети своими маленькими ручонками, пусть еще не всегда
умело и уверенно создают свой удивительный мир художественных образов,
чувств, восприятие. Педагог помогает воспитывать душу ребенка и учит не
только видеть и понимать прекрасное, но и творить его. Способность к
прикладной деятельности не является врожденной, а развивается
непосредственно на протяжении всех занятий. Прежде чем приступить к
изготовлению той или иной поделки дети знакомятся с технологией ее
изготовления, осваивают технику.
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке
материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое
лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление
изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует
глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей. Приобретение
ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров
комплектующих изделий деталей.
Из бумаги дети выполняют работы различной формы. Ребенок исследует
возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем
объединяет их и получает новую форму.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид
работы создает большие возможности для творчества детей.
Обычно, при получении бумажных полосок разной длинны и ширины, дети
тут же начинают их скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять
одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени,
бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования
заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и
сюжетов.
Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать
кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть – чуть воображения,
можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, кошку, зайца, и
т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть
использован конус или цилиндр.
Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для
получения нового элемента. Одно из любимых занятий детей – складывание из
бумаги по типу оригами.
Давно смотрю влюбленными глазами,
На древнее искусство – Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь не чего особенно мудрить,
А нужно взять листок бумаги
И постараться что – нибудь сложить.
Оригами – это прекрасное психотерапевтическое средство, позволяющее
переключатся после трудового дня на совершенно другую деятельность. Дети
учатся основным азам, овладевают различными приемами и способами действий
с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание,
склеивание. Оригами способствует концентрации внимания, потому что
заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый
результат. Работу с младшими школьниками по типу оригами начинаем с
простых моделей (кораблики, лодочки, лягушки и т.д.), заканчиваем модульным
оригами, собирая из модулей прекрасные поделки (корзинки, вазочки, домики,
пасхальные яйца и т.д.). При этой работе проявляется фантазия ребенка,
поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется
тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго
заниматься этим видом деятельности не желая признавать, что работа закончена,
поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.
На занятиях в нашем объединении мы с детьми изготавливаем различные
виды сувениров. В настоящее время открытки- сувениры ручной работы стали
очень популярными. Главная их ценность в том, что это уникальный и
неповторимый в своем роде подарок. Изготавливать такие открытки очень
интересно, здесь фантазия ребенка ничем не ограничена. Можно использовать
материал, который всегда найдется под рукой: красочный картон, бумага, остатки
красивых тканей, бисер, нитки и т.д. Такие работы способствуют развитию
глазомера, чувство формы и цвета, ритма, умение соотносить части и целое,
понимать целое и преобразовывать его. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Сколько радости получают дети от сделанных своими руками поделок из
ткани, мягких игрушек. При работе с тканью младшие школьники делают на
занятиях первые шаги в мир декоративно - прикладного искусства в этом
направлении, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к
прекрасному во всех его пониманиях. Знакомя детей с начальными стадиями
изготовления мягкой игрушки, непринужденно ввожу детей в мир сказки, где
воспитанники узнают о принцессе Иголочке, о ее несносном и колючем
характере, о ее родственниках – инструментах необходимых в дальнейшей
работе и правилах обращения с ними. Дети приходят к выводу, что принцесса
Иголочка должна иметь свое место – трон и сами выбирают образец
изготовления трона для своей принцессы Иголочки. Прежде чем приступить к
изготовлению игрушки – трона (игольницы) дети знакомятся и осваивают
технику выполнения ручных швов. Использование у младших школьников
сказочных моментов ведет к более продуктивному познанию. На занятиях
воспитанники не только получают знания, но и в процессе своей деятельности
приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в
труде, главной целью которых является формирование у ребенка умений
управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием
закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них
контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении игрушек,
дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и
планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу
работы. В случае затруднения ребенку предлагается карта поэтапного
выполнения работы.
На протяжении многих лет участвуем в областных конкурсах «Гимн воде»,
«Вятская жемчужина», «Творчество юных за безопасность дорожного
движения», в районных выставках декоративно – прикладного творчества и
образовательного учреждения, где занимаем призовые места.
Большое внимание уделяется здоровьесбережению ребенка: на занятиях
используем интересные компьютерные зрительные гимнастики,
корректирующие зрение детей, снижающие усталость и напряжение. Проводим
гимнастику для пальчиков, развивающую гибкость, подвижность кисти и мелкую
мускулатуру рук, для смены деятельности – физкультминутки.
Итак, правильно организованный процесс обучения, дает детям углубленные
знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует
закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и
овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному
искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по
изготовлению игрушек – сувениров, как важный элемент гармоничного,
творческого развития способностей детей.
Литература:
1.
Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на
уроках художественного труда. ВЧГК. Русский центр.
2.
Иванченко В.И. Занятия в системе дополнительного образования детей. –
М.: Учитель 2007.
3.
Котова Е.И. Развитие творческих способностей детей во внеурочное время.
– С-Петербург.