Напоминание

"Проектная деятельность обучающихся в рамках профориентационной работы по комплексной программе театра моды "Каприз" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска".


Автор: Чернышева Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: г. Курск, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность обучающихся в рамках профориентационной работы по комплексной программе театра моды "Каприз" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Разработка Мастер-класса

«Проектная деятельность обучающихся в рамках

профориентационной работы по комплексной программе театра моды

"Каприз" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска".

Обучающиеся-
слушатели областного государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования "Курский институт развития образования": учителя технологии общеобразовательных школ,педагоги дополнительного образования учреждений города Курска и Курской области, в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Ресурсы развития социально- профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века».
Форма проведения – комплексная:
семинар-практикум, защитаавторами творческих проектов, показ коллекций.
Оборудование
: экран, проектор, ноутбук, световое и музыкальное оформление.
Методико-дидактическое сопровождение мастер-класса:
выставка костюмов, элементов декора одежды, информационный материал в виде буклетов, плакаты.
Предполагаемый результат мастер-класса.
Получение знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут, закрепят участники в ходе мастер-класса: - актуализация знаний педагогических работников по технологии проектного обучения, в рамках профориентационной работы, - приобретение знаний по использованию метода проектов в процессе создания коллекций одежды в разных стилях и направлениях моды, - закрепление представления о возможностях коллективной и индивидуальной творческой работы над коллекцией одежды.
План проведения мастер-класса:
1. Встреча слушателей мастер-класса. Знакомство с материалами методической и декоративной выставками. 2. Вступительное слово педагога, знакомство с детским объединением театр моды Каприз, рабочими программами, педагогами, определение темы и цели занятия. 3. Доклад по теме: «Важность проектного метода обучения в технологии современного занятия на этапе самоопределения и выбора профессии обучающимися». 4. Практикум, основной формой проведения, которого являются доклады и защиты проектов обучающимися театра моды «Каприз», направленных
непосредственно на отработку навыков организации проектных работ на занятиях объединения. 5. Дефиле, показ коллекций одежды. 6. Презентация о выпускниках детского объединения театр моды «Каприз», выбравших творческие профессии.
Определение целей, с которыми пришли участники мастер-класса
: -
узнать
о перспективах использования проектной технологии, методах ее применения, об организации и проведении мастер-класса.
- понять:
как реализовывается проектный метод в рамках моделирования и конструирования одежды; как эффективнее организовать деятельность обучающихся при использовании данного метода проектов.
- научиться:
эффективно применять метод проектов в своей работе; формулировать проблему; интересно вести занятия, мотивировать обучающихся на творческий, неординарный подход; планировать деятельность обучающихся и педагога при разработке творческого проекта.
Цель мастер-класса:
создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс, определение своеобразия технологии обучения на основе использования проектного метода на примере работы с детьми по комплексной программе театра моды «Каприз».
Задачи мастер-класса:
- определить знания слушателей по изучаемой проблеме, выявить противоречия, мотивировать участников на принятие и внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения.
Развернутое описание мастер-класса.

Вступление.Краткая историческая справка.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился во второй половине 19 века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859-1952гг). Условиями успешности метода проектов по Джон Дьюи являются:  проблематизация учебного материала;  активность ребенка;  связь обучения с жизнью, игрой, трудом. Отсюда метод проектов ставит акцент не на получение новых знаний, а на приобретение опыта, на освоение новых способов учебной деятельности. Проектная деятельность обучающихся в рамках профориентационной работы реализуется через учебно-воспитательный процесс, в детском объединении театр моды "Каприз". Целью такой работы является - оказание
профориентационной поддержки обучающимся в сфере будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда в городе и России. Основная задача - это подготовка к осознанному выбору профессии и формирование понимая значения профессиональной деятельности для человека и общества, оказание всесторонней помощи обучающимся в построении личного профессионального плана, формирование у выпускников театра моды "Каприз" профессионально-важных качеств по выбранному профилю обучения, знакомство обучающихся с профессий дизайнера, модельера, кутюрье, через вовлечение их в социально- практическую деятельность. Профессиональное самоопределение обучающихся предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации. Учитывая, что именно в процессе обучения происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, педагогический коллектив использует все возможности дополнительного образования.Повышение эффективности профориентационной работы заключается в комплексном организационно- психолого-педагогическом сопровождении и применении инновационных технологий по основным направлениям системы профессиональной ориентации обучающихся. Одной из таких технологий является технология проектного обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить». Девиз проектной деятельности - «Найди потребность и удовлетвори её». Как показывает практика, существует противоречие между огромными возможностями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, оптимизации деятельности на занятии и недостаточной готовностью педагога интегрировать их с другими педагогическими технологиями. Решение данного противоречия видится, прежде всего, в выборе педагогических технологий, которые максимально могли использовать возможности ИКТ, т.е. интегрироваться с ними. И такой технологией является проектная, которая оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки обучающихся. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Изменяется
и психологический климат в группе, так как педагогу приходится переориентировать учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности детей, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. В рамках мастер-класса был зачитан доклад, затрагивающий различные аспекты и этапы разработки учебного проекта: формулировку основополагающего и проблемных вопросов, постановку гипотезы исследования, формулировку тем исследований учащихся, самостоятельная деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта, оформление реферативной части проекта, паспорта проекта, защита проектной работы и выводы.
Проанализируем отдельные этапы мастер- класса.
1 этап (10 мин) – организационные вопросы. С программой мастер- класса познакомила педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения театр моды «Каприз» Чернышева Т.Н. Знакомство с материалами методической и декоративной выставками провела Трутаева Я.Ю. 2 этап (15 мин) – доклад по теме «Проектный метод обучения в детском объединении театр моды «Каприз». Доклад зачитала педагог дополнительного образования Кудрявцева М.М. 3 этап (30 мин) - открытое занятие проводила педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения театр моды «Каприз» Чернышева Т.Н. Занятие было посвящено защите обучающимися своих творческих проектов- индивидуальных или групповых. Дети представляли информацию по истории костюма, дизайна, стилям, используя при этом презентации и наглядный материал. Дети представили творческие проекты:  «Реконструкция женского платья 18 века»,  «Использование вышивки лентами при создании предметов интерьера»,  «Этапы создания коллекции одежды для детей «Модный рок»,  «Источники вдохновения при создании коллекции «Княжна молодая»,  «Таинственная Шотландия в коллекции одежды «По темным коридорам шотландских замков»»,  «Создание коллекции одежды «Это элементарно, Ватсон»». Презентации были выполнены на достаточно высоком уровне, к защите дети готовились серьезно. Каждая работа обсуждалась, дети осмысливали услышанное и увиденное.
Итогом стал показ коллекций одежды «Княжна молодая», «По темным коридорам шотландских замков», «Это элементарно, Ватсон!». Была проведена рефлексия мастер-класса, высказывались как дети, так и педагоги. 4 этап (10 мин) – Презентация о выпускниках детского объединения театр моды «Каприз», выбравших творческие профессии. Доклад подготовила Ивлева Л.В.
Обобщение опыта использования метода проектов на занятиях и

во внеурочной деятельности педагогами детского объединения театр

моды «Каприз».
Опыт действительно большой и на мастер-классе были представлены лишь последние работы. Впечатляют разносторонние интересы педагогов и обучающихся: профориентационная деятельность, краеведение, история и т.д. Педагоги владеют различными техниками декоративно-прикладного искусства, имеют обширные знания основ кройки и шитья, умеют работать с программами обработки фото- и видеоизображений. Смело передают свои умения детям и педагогам. Педагоги использует в своей работе мультимедийные возможности компьютера и интерактивной доски, сами готовят презентации и лабораторные работы для занятий в программе, PowerPoint, Photoshop, HTML, активно работают в Интернете. Теоретические выкладки подкреплялись практическими наработками педагогов. 5 этап (около 15 мин) – круглый стол. Педагоги выразили благодарность ведущим мастер - класса. Было задано немало вопросов по организации проектной деятельности обучающихся. Общее впечатление о мастер-классе сложилось хорошее. Располагала спокойная и доброжелательная обстановка, готовность педагогов ответить на любые вопросы присутствующих. Все хотели бы использовать полученную информацию на практике, очень хочется надеться, что так и будет.
Итоги мастер - класса.
Участники мастер - класса отметили: - полезность классификации образовательных проектов, которая, дает возможность педагогу увидеть будущий творческий проект; - различные подходы в постепенном создании проблемной ситуации; - эффективность метода формулирования проблемных и основополагающих вопросов на основе обобщающих ключевых слов, обеспечивающего содержанию вопроса интегрированный характер; - большую пользу от анализа примеров творческих проектов по некоторым школьным предметам;
- полезность многих материалов, которые могут быть использованы в работе педагогов.
Литература:
1. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Ю.Круглова. Челябинск, 1997. - 23 с. 2. Леонова Л.Е. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждения дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Е.Леонова. М, 2000. 3. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2003. - №45. 5. Маятин А.В. Организация допрофессиональной подготовки старшеклассников в области компьютерных технологий в учреждении дополнительного образовании детей: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Маятин. СПб., 2005. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000 7. Панов В.И. Деятельное практико-ориентированное образование / В.И.Панов // Дополнительное образование. -2003. №8


В раздел образования