"Проектная деятельность обучающихся в рамках профориентационной работы по комплексной программе театра моды "Каприз" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска".
Автор: Чернышева Татьяна Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" Населённый пункт: г. Курск, Курская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Проектная деятельность обучающихся в рамках профориентационной работы по комплексной программе театра моды "Каприз" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска". Раздел: дополнительное образование
профориентационной работы по комплексной программе театра моды
"Каприз" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска".
Обучающиеся- слушатели областного государственного бюджетного
образовательного учреждения профессионального образования "Курский
институт развития образования": учителя технологии общеобразовательных
школ,педагоги дополнительного образования учреждений города Курска и
Курской области, в рамках Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием: «Ресурсы развития социально-
профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века».
Форма проведения – комплексная:
семинар-практикум,
защитаавторами творческих проектов, показ коллекций.
Оборудование : экран, проектор, ноутбук, световое и музыкальное
оформление.
Методико-дидактическое сопровождение мастер-класса:
выставка
костюмов, элементов декора одежды, информационный материал в виде
буклетов, плакаты.
Предполагаемый результат мастер-класса.
Получение знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут,
закрепят участники в ходе мастер-класса:
- актуализация знаний педагогических работников по технологии проектного
обучения, в рамках профориентационной работы,
- приобретение знаний по использованию метода проектов в процессе
создания коллекций одежды в разных стилях и направлениях моды,
- закрепление представления о возможностях коллективной и
индивидуальной творческой работы над коллекцией одежды.
План проведения мастер-класса:
1. Встреча слушателей мастер-класса. Знакомство с материалами
методической и декоративной выставками.
2. Вступительное слово педагога, знакомство с детским объединением театр
моды Каприз, рабочими программами, педагогами, определение темы и цели
занятия.
3. Доклад по теме: «Важность проектного метода обучения в технологии
современного занятия на этапе самоопределения и выбора профессии
обучающимися».
4. Практикум, основной формой проведения, которого являются доклады и
защиты проектов обучающимися театра моды «Каприз», направленных
непосредственно на отработку навыков организации проектных работ на
занятиях объединения.
5. Дефиле, показ коллекций одежды.
6. Презентация о выпускниках детского объединения театр моды «Каприз»,
выбравших творческие профессии.
Определение целей, с которыми пришли участники мастер-класса :
- узнать о перспективах использования проектной технологии, методах ее
применения, об организации и проведении мастер-класса.
- понять: как реализовывается проектный метод в рамках моделирования и
конструирования одежды; как эффективнее организовать деятельность
обучающихся при использовании данного метода проектов.
- научиться:
эффективно применять метод проектов в своей работе;
формулировать проблему; интересно вести занятия, мотивировать
обучающихся на творческий, неординарный подход; планировать
деятельность обучающихся и педагога при разработке творческого проекта.
Цель мастер-класса:
создание пространства для открытого и
всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный
процесс, определение своеобразия технологии обучения на основе
использования проектного метода на примере работы с детьми по
комплексной программе театра моды «Каприз».
Задачи мастер-класса:
- определить знания слушателей по изучаемой проблеме, выявить
противоречия, мотивировать участников на принятие и внедрение в
образовательный процесс технологии проектного обучения.
Развернутое описание мастер-класса.
Вступление.Краткая историческая справка.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Он зародился во второй половине 19 века в школах США и основывался на
теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником
которой был американский философ Джон Дьюи (1859-1952гг). Условиями
успешности метода проектов по Джон Дьюи являются:
проблематизация учебного материала;
активность ребенка;
связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Отсюда метод проектов ставит акцент не на получение новых знаний, а на
приобретение опыта, на освоение новых способов учебной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся в рамках профориентационной
работы
реализуется через учебно-воспитательный процесс, в детском
объединении театр моды "Каприз". Целью такой работы является -
оказание
профориентационной поддержки обучающимся в сфере будущей
профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда в городе и России.
Основная задача - это подготовка к осознанному выбору профессии и
формирование понимая значения профессиональной деятельности для
человека и общества, оказание всесторонней помощи обучающимся в
построении личного профессионального плана, формирование у
выпускников театра моды "Каприз" профессионально-важных качеств по
выбранному профилю обучения, знакомство обучающихся с профессий
дизайнера, модельера, кутюрье, через вовлечение их в социально-
практическую деятельность.
Профессиональное самоопределение обучающихся предполагает
развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и
коммуникативной сферы, мотивации. Учитывая, что именно в процессе
обучения происходит эмоциональное, социальное и психическое становление
личности, педагогический коллектив использует все возможности
дополнительного образования.Повышение эффективности
профориентационной работы заключается в комплексном организационно-
психолого-педагогическом сопровождении и применении инновационных
технологий по основным направлениям
системы профессиональной
ориентации обучающихся. Одной из таких технологий является технология
проектного обучения.
Основной тезис современного понимания метода
проектов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти
знания применить». Девиз проектной деятельности - «Найди потребность и
удовлетвори её».
Как показывает практика, существует противоречие между огромными
возможностями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для
активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся,
оптимизации деятельности на занятии и недостаточной готовностью педагога
интегрировать их с другими педагогическими технологиями. Решение
данного противоречия видится, прежде всего, в выборе педагогических
технологий, которые максимально могли использовать возможности ИКТ, т.е.
интегрироваться с ними. И такой технологией является проектная, которая
оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет
комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки
обучающихся.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции
педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Изменяется
и психологический климат в группе, так как педагогу приходится
переориентировать учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности детей, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В рамках мастер-класса был зачитан доклад, затрагивающий различные
аспекты и этапы разработки учебного проекта: формулировку
основополагающего и проблемных вопросов, постановку гипотезы
исследования, формулировку тем исследований учащихся, самостоятельная
деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта,
оформление реферативной части проекта, паспорта проекта, защита
проектной работы и выводы.
Проанализируем отдельные этапы мастер- класса.
1 этап (10 мин) – организационные вопросы. С программой мастер-
класса познакомила педагог дополнительного образования, руководитель
детского объединения театр моды «Каприз» Чернышева Т.Н. Знакомство с
материалами методической и декоративной выставками провела Трутаева
Я.Ю.
2 этап (15 мин) – доклад по теме «Проектный метод обучения в детском
объединении театр моды «Каприз». Доклад зачитала педагог
дополнительного образования Кудрявцева М.М.
3 этап (30 мин) - открытое занятие проводила педагог дополнительного
образования, руководитель детского объединения театр моды «Каприз»
Чернышева Т.Н. Занятие было посвящено защите обучающимися своих
творческих проектов- индивидуальных или групповых. Дети представляли
информацию по истории костюма, дизайна, стилям, используя при этом
презентации и наглядный материал.
Дети представили творческие проекты:
«Реконструкция женского платья 18 века»,
«Использование вышивки лентами при создании предметов
интерьера»,
«Этапы создания коллекции одежды для детей «Модный рок»,
«Источники вдохновения при создании коллекции «Княжна молодая»,
«Таинственная Шотландия в коллекции одежды «По темным
коридорам шотландских замков»»,
«Создание коллекции одежды «Это элементарно, Ватсон»».
Презентации были выполнены на достаточно высоком уровне, к
защите дети готовились серьезно. Каждая работа обсуждалась, дети
осмысливали услышанное и увиденное.
Итогом стал показ коллекций одежды «Княжна молодая», «По темным
коридорам шотландских замков», «Это элементарно, Ватсон!». Была
проведена рефлексия мастер-класса, высказывались как дети, так и
педагоги.
4 этап (10 мин) – Презентация о выпускниках детского объединения театр
моды «Каприз», выбравших творческие профессии. Доклад подготовила
Ивлева Л.В.
Обобщение опыта использования метода проектов на занятиях и
во внеурочной деятельности педагогами детского объединения театр
моды «Каприз».
Опыт действительно большой и на мастер-классе были представлены
лишь последние работы. Впечатляют разносторонние интересы педагогов и
обучающихся: профориентационная деятельность, краеведение, история и
т.д. Педагоги владеют различными техниками декоративно-прикладного
искусства, имеют обширные знания основ кройки и шитья, умеют работать с
программами обработки фото- и видеоизображений. Смело передают свои
умения детям и педагогам.
Педагоги использует в своей работе мультимедийные возможности
компьютера и интерактивной доски, сами готовят презентации и
лабораторные работы для занятий в программе, PowerPoint, Photoshop,
HTML, активно работают в Интернете. Теоретические выкладки
подкреплялись практическими наработками педагогов.
5 этап (около 15 мин) – круглый стол. Педагоги выразили благодарность
ведущим мастер - класса. Было задано немало вопросов по организации
проектной деятельности обучающихся.
Общее впечатление о мастер-классе сложилось хорошее. Располагала
спокойная и доброжелательная обстановка, готовность педагогов ответить на
любые вопросы присутствующих. Все хотели бы использовать полученную
информацию на практике, очень хочется надеться, что так и будет.
Итоги мастер - класса.
Участники мастер - класса отметили:
- полезность классификации образовательных проектов, которая, дает
возможность педагогу увидеть будущий творческий проект;
- различные подходы в постепенном создании проблемной ситуации;
- эффективность метода формулирования проблемных и основополагающих
вопросов на основе обобщающих ключевых слов, обеспечивающего
содержанию вопроса интегрированный характер;
- большую пользу от анализа примеров творческих проектов по некоторым
школьным предметам;
- полезность многих материалов, которые могут быть использованы в работе
педагогов.
Литература:
1. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков
в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. . канд. пед.
наук: 13.00.01 / Л.Ю.Круглова. Челябинск, 1997. - 23 с.
2. Леонова Л.Е. Педагогическая поддержка развития творческого мышления
детей в учреждения дополнительного образования: дис. канд. пед. наук:
13.00.01 / Л.Е.Леонова. М, 2000.
3. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович //
Исследовательская работа школьников. 2003. - №45.
5. Маятин А.В. Организация допрофессиональной подготовки
старшеклассников в области компьютерных технологий в учреждении
дополнительного образовании детей: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.
В. Маятин. СПб., 2005.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
7. Панов В.И. Деятельное практико-ориентированное образование /
В.И.Панов // Дополнительное образование. -2003. №8