Напоминание

"Программа трудового лагеря"


Автор: Мальцева Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 29"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа трудового лагеря"
Раздел: дополнительное образование





Назад





АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 29

СОВЕТСКОГО РАЙОНА



Программа трудового лагеря

«Души прекрасные порывы…»
для обучающихся 7-10 классов в период временной летней занятости
Выполнили:

Лобашова О.К.,

Мальцева Т.Е.,

Бандурова Е.К.










г . Н . Новгород

2007-2008 учебный год
Содержание программы

1. Введение. 1.1. Информационная карта программы. 1.2. Пояснительная записка. 2. Аналитическая часть. 2.1. Мониторинг проблем ребенка. 2.2. Результаты мониторинга. 2.3. Цель и задачи программы. 3. Концептуальная часть. 3.1. Теоретическая часть. 3.2. Принципы и подходы к содержанию деятельности. 3.3. Основные идеи программы. 4. Механизм реализации (практическая часть). 4.1. Сроки и этапы реализации. 4.2. Основные направления реализации программы. 4.3. Структура самоуправления. 4.4. Ресурсное обеспечение программы. 5. Контрольная часть. 5.1. Ожидаемые результаты деятельности. 5.2. Программы исследования промежуточных результатов.
Введение.


Информационная карта программы.

Название проекта
«Души прекрасные порывы..» Автор Лобашова О.К., Мальцева Т.Е. Руководитель программы Бандурова Е.К. Территория, представившая программу МБОУ «Школа № 29» Советского района г. Нижнего Новгорода Название проводящей организации МБОУ «Школа № 29» Адрес организации ул. Ошарская , д. 70 Телефон 428-77-27 Цель Создать условия для единого ВП, ВС , способст- вующих духовно-нравственному становлению личности, обладающей гражданско-патриоти- ческим сознанием, культурологическим мышле- нием, способной к саморазвитию, самосовершен- ствованию и самореализации через социально- значимую, досуговую деятельность в социуме. Специализация программы Социально-значимая трудовая деятельность Сроки проведения 2008-2014 гг. Место проведения Территория школы, Советского района, города, Нижегородской области Официальный язык программы Русский Общее количество участников (в т.ч. детей) 30 ( детей -15) Участники программы Обучающиеся школы География участников программы Условия участия в программе Желание школьников Условия размещения участников В школе, микроучасток школы, на территории Макарьевского монастыря, территория Марьиной рощи и т.д. Краткое содержание программы Организация свободного времени школьников в летний период через социально-значимую трудо- вую , спортивно-оздоровительную, экологическую деятельность, развитие самоуправленческих навыков Ожидаемые результаты 1) физическое и психологическое оздоровление школьников; 2) самореализация личности обучающихся в
социально-значимой деятельности; 3) становление духовно-нравственных качеств личности, гражданско-патриотического сознания; 4) развитие лидерских качеств личности; 5) профилактика правонарушений у подростков. Кадровое обеспечение Руководитель трудовой бригады - Е.К.Бандурова, зам. директора по ВР - О.К.Лобашова, зам. директора по УВР – Т.Е.Мальцева,
Пояснительная записка

Воспитание-есть непрерывный процесс управления развитием личности человека. Лейметс Х.Й. Воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Организация летного отдыха является продолжением процесса формирования, социализации личности через общественно- полезную значимую деятельность, совместное проведение досуга, взаимодействие с социо-культурной средой, с социумом, повышение самостоятельности и развитие творчества каждого ребенка. Летний период – ценностное и деятельностное пространство образования принципиально важного для саморазвития, самоопределения и самообразования обучающихся, происходит переход на новую позицию осмысления самоценности ребенка, удовлетворение его личностных потребностей. Функционирующая в данный период социо-культурная среда целенаправленно влияет на процесс развития личности, становления будущего общества, развития демократических форм самоуправления. Следовательно, каникулярный период – особое пространство в воспитательной системе школы, имеющее непосредственный выход в поле индивидуального саморазвития. В данный период ребенок приобретает знания, умения, навыки, составляющие основу его характера, способностей общения и коммуникации, нравственной направленности личности. Это сфера особой жизнедеятельности ребенка, связанная с его интересами, практическим жизненным опытом. Учитывая данные аспекты, необходимо найти такие формы организации жизнедеятельности детей, способствующие дальнейшему становлению и личностному росту обучающихся.
2. Аналитическая часть

2.1. Мониторинг проблем ребенка. Цель: выявить проблемы, с которыми сталкивается ребенок, семья, школа; найти оптимальные варианты решения данных проблем. Мониторинговая работа в школе осуществляется постоянно социально-психологической службой учреждения, классными руководителями, заместителем директора по ВР. Проводится такая работа в начале и конце учебного года, также имеется и промежуточный мониторинг в течение учебного года. Работа имеет качественные и количественные результаты. Формируются группы детей по различным показателям (факторам риска, лидерским качествам, интересам, группам здоровья и т. п.), специалисты школы (классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, врач) и другие специалисты различных центров проводят занятия, ведут наблюдения, по результатам которых в конце учебного года определяется результативность работы и намечаются пути дальнейшего решения существующих проблем. Так, в результате целенаправленной работы с этой группой ребят за последние 5 лет (2002-2007 уч.гг.) в школе сократилось число обучающихся, состоящих на учете в ОДН с 12 человек до 3. Однако, в течение 2007-2008 уч.года по школе на учете в КДН состоят уже 16 человек. Анализируя сложившуюся ситуацию не только в школе, но и в целом по стране, выяснилось следующее: - слабое здоровье обучающихся (учет у специалистов, высокая частота простудных и других заболеваний; - практически не снижается число антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними; - употребление детьми табачных изделий, пивной и алкогольной продукции не снижается; - нравственные общечеловеческие ценности у современных подростков чаще всего высмеиваются; - ослаблен воспитательный потенциал учреждений культуры, литературы, искусства; - воспитательный потенциал семьи продолжает снижаться, несмотря на усилия со стороны государства (2008 год объявлен Президентом страны Годом семьи в России); - усугубляющийся кризис семьи влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром, проявляя конфликтность и затрудняя социализацию личности; - престиж знаний падает; - культура физического труда в семьях практически утрачена. 2.2. Результаты мониторинга.
Анализируя социальный статус семей обучающихся: 25 % детей имеют неполные семьи, 17 % - из малообеспеченных семей, 33 % - нуждаются в особом внимании со стороны педагогов, из них на учете в ОДН 4 %, на внутришкольном контроле еще 4 %. По данным статистики интересов обучающихся по организации летнего отдыха, выяснилось, что в среднем и старшем звене большинство ребят готовы в летний период: освоить профессию, получить новые знания (25 %), заработать собственные деньги (63 %), поправить здоровье (12 %) и, конечно, отдохнуть хотят все 100 % опрошенных. Анализ состояния здоровья обучающихся свидетельствует о ежегодном увеличении процента детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья (рост числа обучающихся в специальной ( до 10 %) и подготовительной (до 30 %) группах, освобожденных от физкультуры ( до 10 %) по сравнению с основной ( 50 %) ), эмоционально-волевого развития, нарушения детско-родительских отношений, процессов формирования нравственной сферы, отсутствие чувства ответственности перед обществом, государством и др. Таким образом, успешное решение задач воспитания в современном обществе возможно только при объединении усилий всех социальных институтов, в т.ч. и семьи, и школы, и др. на основе социального партнерства. Назрела необходимость целенаправленно влияя на процесс дальнейшего развития личности воспитанника и в каникулярный период, ибо бесцельное времяпрепровождение - есть фактор риска к правонарушениям.. Поэтому, возникла необходимость создания такой программы летней занятости обучающихся, которая бы учитывала все эти существующие аспекты. Педколлектив школы с учетом пожеланий ребят разработал такую программу «Души прекрасные порывы…» 2.3. Цель и задачи программы.
Цель: Создать условия для единого непрерывного ВП, ВС, способствующих духовно- нравственному становлению личности, обладающей гражданско-патриотическим сознанием, культурологическим мышлением, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации через социально-значимую деятельность и досуговую в социуме. Задачи: - Формирование трудовых навыков личности через организацию трудовой деятельности, направленной на созидание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средству существования человека. - Организация свободного времени обучающихся в летний период через различные виды деятельности: трудовую, экологическую, досуговую, спортивно-оздоровительную. - Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей, нарушений и других негативных явлений за счет организации деятельности обучающихся в летний период. - Становление и развитие детского движения, воспитание лидерских качеств личности. - Создание атмосферы сотрудничества педагога и ребенка. - Оздоровление детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, укрепление физического и психического здоровья путем осуществления мероприятий.


3. Концептуальные основы программы.

3.1. Теоретическая часть. В основе программе лежит многолетний опыт работы школы по организации летнего труда и отдыха обучающихся. Эта программа является результатом социального заказа родителей обучающихся, соответствует интересам и результатам опроса подростков 7-10 классов. Разработана на основе Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», программы « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», Концепции «Развитие воспитания в системе образования» и других документов. В теоретических основах программа базируется на исследованиях известных педагогов и воспитателей, раскрывших роль социального взаимодействия в развитии личности. Школа является вторым после семьи по значимости социальным институтом, где продолжаются социализация личности ребенка, формируются основы его физического, духовно-нравственного и гражданского становления. Воспитание ребенка в семье, школе, социуме-это неразрывный процесс, создающий воспитательное пространство. И от доброжелательного взаимодействия всех участников воспитательного процесса зависит развитие личности ребенка, его интеллект. Л.С.Выготский писал: «Высшие специфические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно». Данное взаимодействие способно не только оказать влияние, но и коренным образом способно изменить поведение ребенка. Безусловно, главным во взаимодействии является общение (В.А.Сухомлинский), общение не только друг с другом, но и со взрослыми людьми, и в процессе разноуровневого общения во временно организованной группе ребят. Развитие коммуникативных навыков у ребенка имеет огромное значение для психологического развития, организует поведение (Л.С.Выготский). По мнению А.В.Петровского «В основе побуждений человека к активной деятельности лежит его стремление к самоактуализации личности». Т.Е. все то, что в человеке накопилось, что для него актуально, важно, значимо и способствует его включению в социальную жизнь. Ребенок творит собственную жизнь, постигая ценность своей индивидуальности. Поэтому, любая деятельность, косвенно организованная педагогами, представляет собой единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразованных для него в личностный смысл, а также функций самого ребенка, непосредственно выводящих его на деятельностные взаимоотношения с окружающим социумом. Будущее поколение формируется сегодня. Поэтому именно сегодня и сейчас необходимо дать возможность ребятам в социально- значимой деятельности формировать свою активную гражданскую позицию, мотивировать личное участие в процессе работы школьного самоуправления, приобретая лидерские качества, осознавая при этом собственную социальную значимость. В основу концепции организации и содержания летнего детского труда и отдыха положены следующие позиции: - системообразующим фактором организации трудовой деятельности и отдыха подростков является их вовлечение в социальные связи и отношения, направленные на организацию рекреативной общественно-полезной деятельности и индивидуально- ориентированного досуга, способствующих духовно-нравственному и физическому развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей обучающихся, развитию их способностей.
- Летний отдых подростков необходимо рассматривать как организацию общественно значимой досуговой деятельности, отличной от школьной. - Учет особенностей социо-культурной среды, психологических особенностей временной разновозрастной группы школьников, различные уровни их возможностей и развития; ребенок должен воспитываться в духе мира, достоинства, добра и солидарности. В основе построения системы летнего труда и отдыха лежит многообразие видов деятельности и форм ее организации, направленной на совершенствование активной занятости подростков и развитие ее в каникулярный период. Но лето – это прежде всего отдых, и любое воспитательное влияние должно быть не прямым, а косвенным. Успешное решение всех задач воспитания возможно при объединении усилий всех социальных институтов. 3.2. Принципы и подходы к содержанию деятельности. Программа разработана с учетом принципов и ценностей, провозглашенных в Конвенции ООН «О правах ребенка»: - гуманистический характер развивающей деятельности, основанной на формировании гражданско-патриотического сознания, культурологического мышления, ориентации подрастающего поколения на возрождение лучших традиций духовно-нравственного воспитания; - гуманный характер взаимоотношений и благоприятный психологический климат в образовательной учреждении; - личностно-ориентированный на развитие интересов, самореализацию ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил образовательного учреждения, принципов коллективной жизни; - непрерывности воспитательного процесса, с сохранением безопасности жизни и укреплением здоровья, защита прав и личного достоинства; - единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением; - природосообразности; - культуросообразности; -открытости. 3.3. Основные идеи программы. - создание единой сферы (воспитательный процесс), содействующего развитию социокультурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию гражданской позиции, профессиональных навыков. - повышение статуса воспитания через утверждение и соблюдение нравственных и гражданских ценностей. Будущее Отечества зависит от духовно-нравственного потенциала, чести, достоинства, стремления к заботе о ближнем, чувства гордости за свою Родину. - активизация приемов самопознания, саморазвития, самосовершенствования, как главных жизненных ценностей личности. - при организации работы и отдыха учитывать собственные ресурсы подростков: * уникальность и своеобразие личности, как наивысшей ценности; * стремление к развитию имеющихся знаний;
* тягу к коллективной деятельности, с опорой на развитие детского самоуправления; * игровая деятельность как важный компонент воспитания; * активность и самосовершенствование личности через культуру общения, самоопределение, самореализацию, самообразование * в гражданско-патриотической деятельности, формирование гражданской сознательности и любовь к Родине * через развитие технического и художественного творчества, краеведческой и туристической деятельности, природоохранной работы, общественно –значимого труда, улучшение ситуации окружающей среды. Следуя выше изложенным идеям и принципам в каждый момент времени, организуя мероприятия, трудовую деятельность, создаем условия для активного включения подростка в социально-значимую деятельность, т.е. осуществляя процесс самореализации личности подростка.
4. Механизм реализации программы.
4.1. Сроки и этапы реализации Программа рассчитана до 2014 года. 1 этап: 2008-2010 – становление и развитие воспитательной системы школы в каникулярное время; 2 этап: 2011-2013 – стабильное эффективное функционирование воспитательной системы школы, в том числе и в каникулярный период за счет обеспечения позитивного социального фона развития воспитания в современном российском обществе. 3 этап : 2013-2014 – обновление, перестройка воспитательной системы. 4.2. Основные направления реализации программы. Программа «Души прекрасные порывы…» в своей основе имеет следующие направления реализации: 1. шефская деятельность; 2. досуговая и оздоровительная деятельность; 3. развитие самоуправления; 4. профилактика асоциального поведения обучающихся через приобщение к духовно-нравственным ценностям православных христиан. Выбранные направления реализации программы обоснованы социальным заказом родительской общественности, школы, социума и пожеланиями самих ребят. Основополагающим, системообразующимм фактором развития личности является добровольная трудовая деятельность (см. схему 1). Шефская помощь включает следующие аспекты:  благоустройство и озеленение пришкольной территории и рекреаций школы, ремонт мебели, здания; – помощь по хозяйству и встречи с участниками ВОВ, уход за памятниками и могилами погибших;  благоустройство территории памятников микрорайона школы;  экскурсии по историческим местам города и области, помощь в благоустройстве территории Макарьевского монастыря;  участие в природоохранной экологической работе.
Досуговая и оздоровительная деятельность состоит из:  спортивные игры, соревнования, физкультпаузы, подвижные игры с мячом,  экологические экскурсии, совместные походы и поездки по зеленым зонам города и области,  приобщение к историческим корням православной культуры через празднование и организацию «Троицы» на территории Макарьевского монастыря,  участие в концертной программе, посвященной Дню памяти 22 июня 1941 года. Профилактика асоциального поведения в деятельности трудовой бригады занимает особое место. 4 человека с проблемами поведения воспитываются трудотерапией в трудовой бригаде, что составляет 25 % от числа состоящих на учете в ОДН:  приобщение к национальной культуре, духовным традициям русского народа через беседы со служителями монастыря о православии, встречи с местными жителями,  коррекция психологических особенностей детей, отношений «взрослый- ребенок», «ребенок-ребенок» в условиях совместного проживания в течение недели;  подготовка к осознанному восприятию духовности,  поддержка в сложных жизненных ситуациях  оказание реальной помощи на территории монастыря,  самоуправление и самообслуживание на территории монастыря (9-15 июня 2008 г. выездной отряд трудовой бригады работает и проживает на территории Макарьевского монастыря). ( см. приложение). Такие взаимоотношения между подростками и взрослыми возможны благодаря здоровому социально-психологическому климату в коллективах (временных и постоянных), позволяет детям приобрести дополнительные знания, овладевать навыками самоуправления и позитивного взаимодействия, а самое главное – это сам духовно- нравственный мир монастыря способствует духовному развитию личности.
Схема 1: основные направления деятельности

Основная идея программы сформулирована на основе анализа реальных социально- педагогических процессов, происходящих в детской и подростковой среде, с учетом местного исторического, географического и экологического фона. Духовно-нравственное становление личности подростков осуществляется во взаимодействии с социумом. Школа сегодня-это основной социальный институт, влияющий на формирование и развитие личности. Положительное влияние на духовно-нравственное становление ребенка оказывают клубы по месту жительства, кинотеатры, библиотеки, трудовые коллективы, и другие учреждения.


Схема 2. Влияние социума на личность подростка в период временной летней

занятости.
благоустрой- ство шефская помощь досуг,спортивн о-оздоровит. деятельность опыт социальной коммуникации приобретение навыков НОТ обучение трудовым навыкам навыкам самоуправленч еская деятельность
Труд
- как важнейшая социально-значимая деятельность в рамках основных направлений реализации программы
4.2. Структура самоуправления райвоенк омат Клуб Терешк оой КДН Адм-я Сов. р- на Макарьев ский монаст ырь Поли-ка №39 Стадион ы, спортпл. Бассейн «Олим п» кинотеа тры СЮТ библиот еки музеи театры ДДТ Совет. р- на ДТЮ Чкалова центр «Молодая семья» Личность подрост- ка
Важное звено в реализации программы имеет приобретение навыков самоуправленческой деятельности в особых условиях – трудовой деятельности. Необходимо продолжить формирование лидерских качеств личности обучающихся, тем более, что состав трудовой бригады имеет членов школьного и районного Совета старшеклассников из числа десятиклассников и им в следующем учебном году руководить работой школьного актива.
Схема 3: структура самоуправленческой деятельности.
Детско-взрослое сообщество Заполнение дневников личностного роста Общее собрание Оргцентр Центр КТД Прессцентр Координационный совет (директор,ЗДВР, рук- ль бригады , ЗД по УВР) бригады Совет бригады (бригадир, зам. бригадира) Физцентр Социально- значимая деятельность благоустройство Шефская помощь Досуг, спортивно- оздоровительная деятельность
Рефлексия, анализ деятельности. При организации деятельности используются разнообразные формы работы: 4.3. Ресурсное обеспечение программы Ресурсы, обеспечивающие реализацию программы «Души прекрасные порывы…» состоят из:  воспитательных программ работы школы «Мое Отечество», «Лидер» и др. (см. Приложение),  людей, участвующих в реализации этих программ (см. Приложение/ кадровое обеспечение),  финансового обеспечения.
5.

Контрольная часть.
Помощь по хозяйству Посещение музеев, исторических мест Беседы, встречи с интересными людьим Экскурсии, походы, выезды, эколог. деятельность Оформительс кая деятельность Подготовка праздников Работа по благоустройс тву территорий Формы деятельности трудовой бригады
5.1. Ожидаемые результаты деятельности. Реализация программы предполагает:  физическое и психологическое оздоровление подростков, духовно- нравственное закаливание личности;  владение навыками коммуникации в разноуровневых возрастных группах в условиях трудовой деятельности и отдыха;  самореализация в социально-значимой деятельности и творческой работе;  развитие гражданско-патриотического сознания;  развитие лидерских качеств личности через организацию стабильно функционирующего самоуправления. 5.2. Программы исследования промежуточных результатов деятельности.


п/п

Показатель развития личностых качеств

подростков, коллектива

Методики
1 Проблемы ребенка, семьи, социума Мониторинг (беседы, анкеты: 2 Социально-психологический климат коллектива Методика измерения СПК коллектива, «Какой коллектив у нас» (Лутошкин А.Н.) 3 Состояние здоровья Мониторинг здоровья (анкетирование) 4 Социальная адаптивность, нравственная воспитанность Методика для изучения социализи- рованности личности (Рожков М.И.) 5 Нравственная воспитанность обучающихся «Размышляем о жизненном опыте» (Щуркова Н.Е.) 6 Уровень развития самоуправления «Определение уровня развития самоуправления в коллективе» (Рожков М.И.) 7 Коммуникативные навыки Методика личностного роста


В раздел образования