Напоминание

"Исследование дружеской компании как фактора, способствующего распространению девиантного поведения в молодёжной среде"


Автор: Лунина Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ № 4 Детский дом"Солнышко"
Населённый пункт: Ставропольский край п. Солнечнодольск
Наименование материала: Научно-методическая разработка
Тема: "Исследование дружеской компании как фактора, способствующего распространению девиантного поведения в молодёжной среде"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1 Тема: «Исследование дружеской компании как фактора, способствующего распространению девиантного поведения в молодёжной среде».
2
Содержание

Введение
………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы девиантного

поведения в молодежной среде
1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы девиантного поведения в молодежной среде………………………………………………..7 1.2. Дружеская компании как фактор распространения девиантного поведения в молодёжной среде…………………………………………………17
Глава II. Экспериментальное изучение дружеской компании,

способствующей проявлению девиантного поведения в молодежной среде
2.1. Методики изучения девиантного поведения в молодёжной среде…………………………………………………………………………….28 2.2. Методические рекомендации по профилактике девиантного поведения в молодёжной среде…………………………………………………31
Заключение
……………..……………………………………………….38
Литература
………………………………………………………………..40
Приложение

3
Введение
Проблема распространения девиантного поведения в молодежной среде в последние время в нашей стране и за рубежом стала приобретать все более масштабный характер. Так, И.В. Староверова отмечает, что интенсивный рост девиантного поведения молодежи отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества [37]. Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах нашего общества, существенно влияют на моральное поведение молодых людей. Ломаются традиционные моральные стереотипы, в результате увеличиваются различного рода негативные проявления поведения в молодежной среде. Девиантное поведение связано с универсальностью, многогранностью личности, масштабностью и глобальностью его проявлений и охватывает все слои общества, становясь традиционным явлением независимо от возраста, пола, рода занятий, профессии, специальности, уровня образования и воспитанности, национальной принадлежности и вероисповедания. Оно в большей мере проявляется не только как патологическое, социальное, биологическое, но и психологическое явление. Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным, так как молодежь является самым активным психологическим субъектом. В этом возрасте не сформированное стойкое мировоззрение личности поддается внешнему влиянию, особенно влиянию дружеской компании. Молодые люди, воспринимая интересы, взгляды окружающих, выбирают и в дальнейшем руководствуются ими. В научной литературе достаточно активно рассмотрены вопросы психологической детерминации девиантного поведения в молодежной среде и специфические особенности психолого-педагогической работы с ними. Сущность и механизмы социальной дезадаптации, реадаптации, асоциализации и ресоциализации молодежи подробно описаны в исследованиях Г.А. Аванесова, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, В.Г.
4 Бочаровой. Социальные и психолого-педагогические причины возникновения отклонений в поведении молодежи изучены Б.Н. Алмазовым, А.Л. Гройсманом, Э.Г. Костяшкиным, Г.П. Медведевым. Вопросами предупреждения отклонений в поведении молодежи занимались Е.И. Антипова, В.Н. Гуров, Э.Г. Костяшкин, Ю.И. Юричка. Содержание и методика коррекционно-реабилитационной работы с молодежью девиантного поведения описаны А.А. Бодалеввм, Л.К. Керимовым, Л.И Новиковым, В.Д. Лутанским и др. Официальная статистика и результаты психологических исследований констатируют широкое распространение различных форм социальных отклонений среди молодежи и, в частности, резкое «омоложение» преступности за последнее десятилетия. Различные аспекты девиантного поведения были изучены следующими учеными: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, А.И. Захаров, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С. Кон, И.А. Кудрявцева, В.Д. Менделевич, В.Т. Кондрашенко, К.В. Карпенский, А.Е. Личко, С.А. Беличева, И.А. Фурманова и др. Девиантное поведение молодежи представляет собой сложное явление, поэтому изучение данной проблемы носит междисциплинарный и разноплановый характер. Проблема распространения девиантного поведения в молодежной среде приобретает серьезные масштабы и нуждается в совершенствовании инструментов и механизмов социального контроля, предупреждения и пресечения антисоциальных процессов среди молодежи. Несмотря на увеличение числа позитивных, или культурно одобряемых, девиаций (политическая активность, творческая креативность), все чаще наблюдаются негативные проявления девиантного поведения, такие как проституция, половая распущенность, алкоголизация и наркотизация населения, криминализация общественного сознания. Особую тревогу вызывают данные проявления среди молодежи, которая является ресурсом
5 развития современного социума. Поэтому изучение проблемы девиантного поведения среди молодежи остается актуальной. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект – влияние дружеской компании на проявления девиантного поведения молодежи - изучен в меньшей степени. Изучая факторы, влияющие на распространение девиантного поведения, исследователи, в том числе, анализируют дружеские отношения. Изучение влияния дружеской компании на проявление молодежных девиаций позволяет лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена. Таким образом, актуальность темы определила
цель
работы: выявление особенностей влияния дружеской компании на распространение девиантного поведения в молодежной среде.
Объект
исследования – девиантное поведение в молодежной среде.
Предмет
исследования – влияние дружеской компании на распространение девиантного поведения в молодежной среде.
Гипотеза
: распространение девиантного поведения в молодежной среде находится в зависимости от степени негативного влияния дружеской компании, в которой наиболее часто проводят время молодые люди. Для достижения цели исследования нами были определены следующие
задачи
: 1. Провести теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Теоретически обосновать и описать особенности влияния дружеской компании на распространение девиантного поведения среди молодежи.
6 3. Подобрать диагностический инструментарий исследования девиантного поведения в молодежной среде. 4. Разработать методические рекомендации по профилактике девиантного поведения в молодежной среде. Для решения данных задач наше исследование предполагало следующие этапы работы: - подготовительный, в ходе, которого проводился теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; - основной, на данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик для изучения девиантного поведения в молодежной среде; - заключительный, на данном этапе обобщались результаты работы, разрабатывались методические рекомендации по профилактике девиантного поведения в молодежной среде. В соответствии с целью, задачами, предметом и объектом нашего исследования, мы использовали следующие методы: метод теоретического анализа специальной литературы; метод систематизации полученной информации. Теоретико-методологические основания исследования составляют работы В.Г. Афанасьева, В.Н. Кудрявцева, Дж.Г. Мида, Е.В. Руденского, П. Эгглтона, П.А. Сорокина, Р.К. Мертона, Э. Дюркгейма, Я.И. Гилинского и других ученых, освещающих специфические особенности девиантного поведения, в том числе в молодежной среде. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
7
Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы девиантного

поведения в молодежной среде

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы девиантного

поведения в молодежной среде
Проблема девиантного поведения является одной из центральных в современной психологии, социологии, педагогике, политологии. Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это, как правило, проявляется в нарушении формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, а также «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде, группе. Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые в качестве точки отсчета («нормы») используют ожидания соответствующего поведения, а другие - эталоны, образцы поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды [12]. Исходя из самых общих представлений, можно дать следующее определение: девиантное поведение (deviant behavior) - это поступок, действие человека (группы лиц), которые не соответствуют официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [18]. Говоря о девиантном поведении необходимо отметить, что это понятие тесно связано с понятием нормы. Правомерное поведение, складывается у индивида в процессе его социализации, которая, в свою очередь, происходит при взаимодействии индивида с внешней средой и другими объектами социальной системы. Однако для положительной в социокультурном плане
8 социализации необходима четкая система идей, установок и ценностей, т. е. того идеала, к которому человек должен стремится, формируя себя как личность. Приходится констатировать, что в настоящее время в России образовался некий ценностный вакуум при всем многообразии идей и идеологии. Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами, среди которых выделяют: Социально-экономические причины, к которым относятся: снижение уровня жизни определенной части населения; расслоение общества на бедных и богатых; наличие в социуме безработных, лиц без определенного места жительства. Морально-этические причины, проявляющиеся в низком морально- нравственном уровне современного общества; бездуховности общества; утрате моральных ценностей; падении нравов; равнодушии общества ко многим детским проблемам; алкоголизации и наркотизации населения. Социально-педагогические причины, проявляющиеся в дефектах семейного воспитания; падении престижа образования; негативном влиянии СМИ; отсутствии систематической профилактической работы, неуверенности молодежи в завтрашнем дне [17]. Выделяют также биологические факторы, которые в определенной степени могут являться причинами девиантного поведения. Конкретных генов, обуславливающих девиантное поведение не существует, но выделяют причины отклоняющегося поведения с медицинской точки зрения: Генетические факторы (передающиеся по наследству болезни, такие как шизофрения, нарушения зрения, слуха, нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий) [28].
9 Психофизиологические факторы в виде соматических, аллергических и токсических заболеваний, обусловленных высокими психофизиологическими нагрузками, конфликтными и стрессовыми ситуациями. Физиологические причины, к которым относятся: внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, нарушение речи, слуха, которые, в свою очередь, вызывают негативное отношение окружающих. Психологические факторы, связаны с наличием у человека психопатологии или акцентуации отдельных черт характера, и сопровождающиеся эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией . Личностный фактор, среди которых наиболее опасным является низкий уровень самооценки, отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и поведения [41]. Понимание причин девиантного поведения тесно связана с трактовкой самой природы данного социально-психологического явления. В научной литературе выделяют три основных подхода для объяснения девиантного поведения: 1. Биологические (антропологические) концепции, уделяют особое внимание биологическим детерминантам. Согласно антропологической концепции - девиантное поведение от принятых в обществе социальных норм связано с биологическим складом индивида. Значительный вклад в развитии биологической концепции внес итальянский психиатр Чезаре Ломброза (конец XIX и начало XX вв.), который обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением, ввел термин «врожденный преступник», которого можно определить по ряду анатомо- антропологических признаков: массивная, выдвинутая вперед челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб [28].
10 Результаты генетических исследований У.Пирса показали, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин объясняет предрасположенность к криминальному насилию. Х. Айзенк сделал выводы о том, что экстроверты более склонны к нарушению поведения, чем интроверты, а это в свою очередь детерминировано на генетическом уровне. Теория О. Ланге, О. Кинберга о наследственной предрасположенности к девиации, концепция Э. Кречмер конституциональной предрасположенности, также получили распространение среди разновидностей биологических концепций. В настоящее время биологические концепции мало популярны в современном мире [12]. 2. Социологические концепции. Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, М. Вебер и др. (конец ХIХ - начало ХХ веков) объяснят взаимосвязь между отклоняющимся поведением и социальными условиями существования людей. Ученые доказали, что число аномалий в поведении людей возрастает в периоды войн, экономических потрясений, социальных потрясений. Социологическая концепция опровергает теорию «врожденного преступника» и указывает на социальные корни данного явления. Дюркгейм разработал теорию «аномии», согласно которой распространение девиантного поведения, обусловлено негативным, или амбивалентным отношением людей к официальным, узаконенным социальным нормам, а также отсутствием у них возможности, поступая в соответствии с этими нормами реализовать свои насущные потребности. Лишенные идеала, смысла жизни люди склонны к стрессу, тревожности; искажения в системе ценностей и приводят к разного рода отклонениям в поведении [18]. В рамках социологического подхода выделяют: 1) интеракционистское направление (Г. Беккер, Э. Лемерт), согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо явлению, а следствие социальной оценки (стигмации, "клеймения") определенного поведения. Девиантное поведение возникает в результате
11 навязывания определенных групп другим определенных стандартов поведения; 2) согласно структурному подходу в понимании причин девиаций выделяют: а) культурологическое, девиации возникают в результате конфликта между нормами субкультуры и господствующей культурой, поскольку индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные политические группы с несовпадающими ценностями; б) теория «социальной аномии» Р.Мертона, объясняет девиантное поведение рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институциолизированными средствами их достижения. (Так, например, не все могут в силу определенных социально-экономических причин получить высшее образование, престижную работу и т.д.) [28]. Отечественные исследования проблемы девиантного поведения объясняют несовпадением требований нормы с требованиями жизни и несоответствием требований жизни с интересами данной личности. Согласно психологическим и психиатрическим концепциям З. Фрейда, А. Адлера девиантное поведение обусловлено личностными факторами: то есть возможностью овладения наиболее значимыми для человека ролями и возможностью их выполнения; отношением самой личности к совершаемым ее нарушениям; уровнем самосознания личности и ее нравственной воспитанностью; социальным статусом личности; чувствами и эмоциями негативного характера [17]. Помимо перечисленных объективных причин появления девиантного поведения выделяют и субъективные, так как личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций, которые и могут приводить к нарушениям поведения . Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Также девиантнон поведение способствует социальному
12 изменению, раскрывая альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм. Конфликтологический подход, согласно которому, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Девиантное поведение определяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям: один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Также выделяют групповые отклонения в поведении людей и личностную дезорганизацию, которая возникает, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры [13]. Но девиантное поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный, так как выступает в стремлении личности к превосходству, новому самоутверждению в социально полезных видах деятельности. В нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Большинство (более 70%) населения составляют люди без отклонений в поведении. Групповые отклонения рассматриваются как коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. И.С. Кон считает, что все виды девиантного поведения тесно взаимосвязаны: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, в то время как противоправное поведение связано с нарушением норм психического здоровья [18]. В целом нормальным считается поведение, которое соответствует принятым в конкретном обществе правилам. В науке выделяют следующие критерии нормы:
13 - статистический, определяющий норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой данное явление встречается; - качественно-количественный, проявляющийся в степени выраженности и степени угрозы той или иной формы поведения для жизни человека; - психопатологический, применяемый в медицине и согласно которому все поведенческие проявления можно разделить на две группы – «нормальные» и «патологические»; - социально-нормативный, соответствующий требованиям общества в данное время; - индивидуально-психологический, обусловлен индивидуальными особенностями личности человека (внутренняя позиция по отношению к окружающему миру и себе; способность принимать решение и делать выбор; ответственность за собственное поведение) [16]. К основным диагностическим критериям нарушений поведения относят воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы занятий в учебных заведениях, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокость по отношению к людям или животным [35]. Также выделяют феномен одобряемого отклоняющегося поведения, основой которого является возвышение над другими. Для появления социально одобряемых отклонений необходимо обладать определенными качествами и способами поведения, к числу которых можно отнести: - сверхинтеллектуальность, обеспечивающая возвеличение только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности; - особые склонности, позволяющие проявлять уникальные качества на узких, специфических участках деятельности;
14 - сверхмотивация, обусловленная феноменом группового влияния и влиянием внешних условий, зачастую служащая компенсацией за лишения и переживания, перенесенные в детстве или в юности; - личностные качества, обеспечивающие возвышение через определенные виды деятельности [13]. Выделены два идеальных типа отклонений: индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей культуры; групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. В реальности девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя, как правило, данные типы отклонений взаимопересекаются. Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поступки, не соответствующие установившимся в обществе нормам, ожиданиям и образцам поведения, выделяют следующие виды девиантного поведения: 1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности, не соответствуют общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др. 2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья компания друзей соседи) и проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение, как моральных, так и правовых норм и выражающеется в грабежах убийствах и других преступлениях [20]. Каждая форма девиации имеет свою специфику, рассмотрим основные формы девиантного поведения. Пьянство – употребление спиртных напитков в значительных количествах; это состояние не классифицируется как алкоголизм, но предшествует ему. Алкоголизм – заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него.
15 Мотивами пьянства являются: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские семейные неурядицы, неприятности на работе. На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации относится также низкий уровень материального положения и образования [2]. Преступность - явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих и преследуемую по закону. Преступность считается самым опасным видом девиантного поведения [10]. Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Данная форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем. В социологических исследованиях описаны основные закономерности суицидного поведения: в большей степени характерны для высокоразвитых стран, с прогрессирующей тенденцией к увеличению их числа. Также выделена взаимосвязь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например, с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения [16]. Наркомания – это заболевание, которое состоит в болезненном влечении к употреблению наркотиков. Наркомания – это, прежде всего, молодежная проблема, так как значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), до зрелого возраста не доживает [4]. Проституция – оказание платных сексуальных услуг. Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Проституция – это такая же социальная проблема как преступность алкоголизм и другие формы девиантного поведения [18].
16 Так же к девиантному поведению относятся: Бродяжничество, побеги из дома. Социальный аутсайдер в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество является крайней формой социального аутсайдерства. В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую, либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. В административной практике и социологической литературе лица бомж относят к социально дезадаптированным группам населения. Бродяжничество сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью [41]. Вандализм, граффити. Вандализм – форма разрушительного поведения человека. Определяется как «бессмысленное уничтожение культурно- материальных ценностей». Граффити обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, символ, сделанные любым способам на объектах общественной и частной собственности. В современном мире граффити является распространенной формой вандализма и наносит значительный финансовый и социальный ущерб городской среде [16]. Таким образом, на основе теоретического анализ литературы, можно сделать следующие выводы: Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. При этом норма понимается как нормативное и гармоничное поведение, включающее сбалансированность психических процессов, адаптивность и самоактуализацию, духовность, ответственность.
17 Существуют биологические и психологические подходы к объяснению природы девиантного поедения и связаны главным образом с особенностями личности человека. Биологическая концепция объясняет девиантное поведение в основном генетической предрасположенностью к отклонениям. Психологическая теория признает, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения, но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными.
1.2. Дружеская компании как фактор распространения

девиантного поведения в молодёжной среде
Дружеская компания – это малая социальная группа, объединяющая людей по общим значимым социальным признакам, основанными на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений. Отличительной чертой дружеской компании является наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. Дружеская компания относится к малым социальным группам и классифицируется по следующим критериям. По характеру совместной деятельности выделяют, эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), непосредственно коммуникативные, идеологические, общественно-политические группы. По критерию личностной значимости выделяют референтные и элитарные группы. По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы [8]. Для дружеской компании характерны признаки группы:
18 -совместная деятельность; -единство цели; -межличностное взаимодействие; -характер отношений между членами группы [26]. Таким образом, дружеская компания — это особая среда со своими социальными и культурными кодами, языком и структурами коммуникации, правилами вхождения и выхода, системами поддержки. Е. Омельченко и Х. Пилкингтон подчеркивают, что поиск «своих», который реализуется посредством коммуникации в разных пространствах лежит в основе молодежной социальности [8]. Для молодого человека дружеская компания выступает одной из важнейших референтных групп, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения. Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках. Дружеская компания – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Под неформальным понимают такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Дружеская компания становится средой коммуникации, позитивного эмоционального обмена, овладения необходимыми культурными молодежными компетенциями, выхода за пределы родительских и этнических социальных сетей, включения в локальное территориальное сообщество. Под детерминантами девиантного поведения выступают внутренние и внешние факторы, под воздействием которых происходят нарушения процесса социализации личности и формируются отклонения в поведении. Способствует образованию девиантного поведения: конфликты с родителями,
19 отрицательный пример взрослых, отсутствие интересов, влияние дружеской компании. Характеризуя влияние дружеской компании на формирование девинтного поведения молодежи, следует отметить, что в современной науке выделяют две альтернативные возможности развития молодежи: социальная интеграция и социальное исключение. Интеграционная модель, с точки зрения Ю. А. Зубок, реализуется в случае институциональной регуляции рисков и конфликтов в молодежной среде, носит позитивную направленность, то есть играет позитивную роль и не приводит к формированию асоциального поведения [7]. Социальное исключение выражает негативные тенденции в социальной позиции группы. Как процесс оно представляет собой отторжение различных групп молодежи, во-первых, от средств жизнеобеспечения, к которым относятся рынок труда, определенные типы работ, собственность на землю, некоторые потребительские товары, нормальные жилищные условия, система социального обеспечения; во-вторых, от политических и социальных прав (ряда важнейших социальных институтов, социальной защиты, гарантий прав и возможностей представительства своих интересов, правозащитных систем). Основой социального исключения выступают субъективные ощущения, связанные с острым переживанием недооценки и недостатка признания со стороны окружающих. С социальным исключением тесно связана тенденция маргинализации новых поколений российского общества, которая не исчезает, а лишь изменяет формы. В современных условиях нарушенная регулирующая и контролирующая роль социальных институтов затрудняет удовлетворение и нарушает иерархию жизненных потребностей: физиологических, в самосохранении, признании и престиже, в самореализации. Социальные институты перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности. Необходимо
20 отметить негативное влияние средств массовой информации на пропаганду распущенности среди молодежи. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует распространению девиантного поведения среди молодежи. Социологические исследования доказали, что в процессе реформ у молодого поколения нашей страны происходит изменения ценностей. Значительно ослабевает уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возрастает положительное отношение к таким ценностям, как «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность». Резюмируя причины девиантного поведения молодежи, следует отметить, что они недостаточно учитывают психологические особенности личности. Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, или может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие происходящих в обществе изменений, отклоняющееся поведение определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности [26]. Молодежи присуща способность быстрого принятия и усвоения нового. Кризисные состояния, охватывающие все сферы общественной жизни, порождают противоречивые условия социализации личности. Особенность сложившейся ситуации состоит в разрушении прежних образцов поведения и системы его социальной регуляции. Проблема усугубляется тем, что почти все «субъекты» общественной жизни, утратив в той или иной степени прежнюю социальную идентификацию, находятся в стадии становления. Молодые люди включаются в новую складывающуюся социальную реальность без достаточно устойчивой системы ценностей и без адекватного новым условиям механизма макросоциализации, которые были бы способны
21 формировать перспективные модели социального действия, нивелировать неэффективные и подавлять асоциальные поведенческие девиации. Молодые люди поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора моделей поведения. Особенностью молодежной среды является активный поиск идентичности, определяющейся совокупностью стереотипов социального поведения. Наиболее важным свидетельством наличия социально- психологической подосновы в идентификации юношества выступает то, что они в своем большинстве ориентируются как на объективные внешние признаки принадлежности к той или иной группе (манеры поведения, стиль одежды, разговорный язык и т.д.), так и на субъективные самоощущения («считаю или ощущаю» себя членом той или иной общности). Вполне возможно, что подобная черта отражает естественный процесс формирования молодым человеком «Я – образа» как реального (что я собой представляю), так и идеального (каким я хочу себя видеть) [26]. Социальная идентификация у молодых людей происходит, как правило, не с группой, а с отдельными "значимыми" взрослыми и сверстниками, входящими в круг так называемого "внутреннего" (узкого, исповедально- интимного) общения. Это члены семьи (не более двух), любимый(ая) и друг (подруга). Дружеская компания сверстников оказывается более значимой, что связано с общими взглядами на жизнь. Дружеская компания, даже если она нереферентна для индивида, способна оказывать заметное формирующее воздействие на поведение молодых людей, внутригрупповой конформизм и возрастающая готовность следовать навязываемым группой стереотипам и правилам поведения. Формирования ценностных установок сопровождается выработкой определенных типов поведения, принципиально различных по своему содержанию, социальной продуктивности и направленности. Активная жизненная позиция у современных молодых людей все реже связывается с
22 трудом и участием в общественно-политической жизни страны. Рано обретая экономическую самостоятельность, современная молодежь демонстрируют явное нежелание включаться в деятельность в сфере материального производства. Для них характерно пренебрежительное отношение к производительному труду, поддерживающееся за счет усиления в обществе ориентаций людей на обогащение и выбор ведущих к нему путей, сложившимся положением в сфере материального производства и, что немаловажно, фактическим отсутствием работы государственных организаций по ориентации молодежи на работу в сфере производства. В сознании молодых людей закрепилась тождественность таких понятий, как «престижный труд» и «высокие доходы». Реальная неэффективность законных путей получения высоких доходов ориентирует молодежь на поиск нелегальных, теневых, нередко противоправных способов их приобретения. Ориентация на нелегальные способы зарабатывания денег приводит к тому, что многие молодые люди склонны либо к оправданию отступления в отдельных случаях от общепринятых правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие, либо затрудняются с оценкой таких отступлений. Социологические исследования показывают, что молодые люди не видят серьезной социальной опасности в распространении пьянства; азартных игр на деньги; в бродяжничестве [8]. В молодежной среде возникает противоречие между ценностно- нормативной структурой, все более ориентированной на "рационально- рыночные" ценности и образцы поведения, и индивидуальным поведением личности в рамках молодежной субкультуры, которая в условиях массовой социальной аномалии воспроизводит и усиливает различные формы девиантного поведения. Распространение девиантного поведения в значительной мере зависит от того, как проходит процесс включения индивида в общественную жизнь и усвоения им ценностей общества, то есть социализации личности.
23 Общепризнано, что основными институтами социализации являются семья и школа. К ним следует добавить те общественные институты, которые занимаются организацией свободного времени современной молодежи, а также многочисленные неформальные группы молодежи. Изъяны, деформации, которые возникают в функционировании этих и других социальных институтов, неизбежно ведут к разного рода нарушениям в поведении. То, что большинство молодых людей имеют постоянную дружескую компанию, само по себе явление вполне естественное, представляющее собой конкретный этап социализации молодого человека. Большинству дружеских компаний не свойственны преступные и иные крайние формы девиантного поведения. Однако часть молодежных группировок является основным очагом распространения различных по степени тяжести видов отклоняющегося поведения и их роль в этом процессе усиливается. Дружеская компания оказывает высокое влияние на формирование ценностных ориентаций и норм поведения значительной части молодых людей. В большинстве случаев девиантное поведение является групповым феноменом и даже в случае совершения индивидуального правонарушения, человек зачастую идентифицирует себя с какой-то группой. Одной из наиболее частых девиаций молодежи в групповом поведении является распитие спиртных напитков. Также дружеская компания способствует распространению употребления наркотических и токсических веществ, грабежам. Также, имеют место гендерные и возрастные особенности девиантного поведения, например, девиантное поведение, связанное с насилием, в большей степени свойственно юношам [33]. Основными мотивами совершения молодежью противоправных деяний специалисты называют корысть, агрессивность, самоутверждение, влияние групповой зависимости и преступных авторитетов, психические отклонения в личности. В современных условиях первостепенную роль играют
24 стремление к «легким» деньгам и воздействие алкоголя, наркотических веществ . Также общей закономерностью девиантного поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут, носит вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое, например, пьянство способствует усилению преступности. Под влиянием расширяющегося в обществе культа денег, материального богатства, происходит негативное изменение социальной траектории формирования повседневного поведения молодежи. Вовлечение молодежи в современную преступную деятельность постепенно изменяется в сторону увеличения доли преступлений экономической направленности. В результате негативного влияния дружеской компании усиливается представление о приемлемости и допустимости отнятия денег у более слабых сверстников, участия в кражах, валютных операциях и подпольном бизнесе. Такая направленность представлений и ориентаций способствует возрастанию удельного веса валютных, грабительских и иных преступлений экономического характера . Распространение курения и употребление крепких алкогольных напитков в условиях изменения многих ценностных ориентиров, экспансии рекламы и проникновение в молодежную среду новых, ранее не столь актуальных пагубных привычек, приобретает угрожающий характер [21]. Чаще всего, интерес к курению проявляется под влиянием дружеской компании; в случае с алкоголем первая проба является фактором, который в большинстве случаев ведет к дальнейшему приобщению. Большинство молодых людей регулярно или эпизодически употребляют слабые алкогольные напитки, среди которых на первом месте находится пиво, а также разнообразные слабоалкогольные газированные напитки, которые в большом ассортименте и без возрастных ограничений предлагаются
25 торговлей и периодически крепкие алкогольные напитки. Социально- демографическими факторами, определяющими группы риска, являются возраст и пол. Состав семьи и ее доход не могут быть охарактеризованы как факторы, существенно влияющие на процесс вовлечения молодежи в употребление спиртных напитков, наркотиков и курение [22]. Одной из важнейших причин, определяющих распространение пагубных привычек среди молодежи является наличие негативного социального окружения. В число негативных факторов входят виртуальное окружение, т.е. средства массовой информации, избыток свободного времени, конфликты с родителями, жажда острых ощущений, нужда и бедность. Опасными в плане формирования различных видов девиантного поведения может выступать компания друзей, в которой нормой считается употребление психоактивных веществ или выраженное агрессивное поведение. Сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения растет уровень социальных отклонений среди молодежи, преступность «омолаживается». Девиантное поведение молодежи не соответствует целому ряду закономерностей «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Но применительно к молодежи такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, что молодой человек, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. Опросы показывают, что большинство молодых преступников видит причину своих поступков во внешних обстоятельствах, многие из них убеждены: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда. Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, узком эмоциональном горизонте, неспособности сопереживать, сочувствовать. В
26 современных условиях девиантное поведение молодежи частично можно объяснить тем, что происходит утрата духовных ориентиров, грубая подмена общечеловеческих ценностей. Дружеская компания влияет на распространение девиантного поведения и может проявляться в форме: - поступка; -деятельности, постоянное занятие осуждаемое обществом; - в образе жизни, характеризуется принадлежностью к криминальным структурам [37]. Выделяют следующие мотивы включенности молодых людей в дружеские компании: общие взгляды на жизнь, привычка быть вместе, интерес к общему делу, свобода общения, отсутствие норм и правил, увлечение совместным делом, чувство защищенности. На развитие девиантных форм поведения оказывают влияние такие мотивы включенности в дружеские компании, как привычка, свобода общения, чувство защищенности, понимание, общие взгляды на жизнь [8]. Общение со сверстниками является важным фактором, влияющим на формирование личности. Во время общения с друзьями молодое поколение получает знания о жизни, принадлежность к группе позволяет молодому человеку ощутить собственную полноценность, научиться навыкам социального взаимодействия. Прежде всего, дружеские компании удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном общении. Свободное общение это не только способ проведения досуга, но и способ самовыражения, средство установления новых человеческих контактов. Чтобы достичь этого, молодежь прибегает и к химическим стимуляторам, снимающим барьеры общения, таким как алкоголь и наркотики. В дружеской компании идет и освоение праздничной жизни взрослых: во-первых, официальной праздничности, которая осваивается в процессе мероприятий, организуемых учебным заведением и другими учреждениями; во- вторых,
27 бытовой праздничности, организуемой самими молодыми людьми. Последнее создает реальную основу для распространения отклоняющегося поведения, так как является побуждающим мотивом употребления алкоголя молодежью, выступают праздники в кругу друзей. Ориентируясь на друзей и подражая им, молодежь воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Отношения, сложившиеся в молодежной среде, нередко становятся моделью будущего поведения человека; ценности и установки, усвоенные в этом возрасте, изменяются, но в сущности именно они составляют основу становления зрелой личности. Поэтому столь важно, в какую группу друзей входит молодой человек. Но необходимо отметить, что неблагоприятные условия формирования личности не означает неизбежности приобщения молодежи к девиантному поведению, но создает для этого реальную основу. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Девиантное поведение имеет сложную и многофакторную природу. Девиантное поведение молодых людей тесно связанно с влиянием неблагоприятных факторов социальной среды, а также с личностными характеристиками. Особую значимость для понимания девиантного поведения имеют определенные характеристики личностной незрелости, к которым можно отнести интеллектуальную, моральную, эмоционально-волевую, мотивационно-ценностную незрелость личности. В мотивационно- ценностной сфере молодежи, склонных к девиантным формам поведения можно выделить следующие особенности: низкая значимость ценности образования, ценностей культуры, познания и развития. Девиантное поведение часто рассматривают как поведение, отклоняющееся от морально-нравственных и правовых норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии противоправном поведении, пьянстве, наркомании, проституции и других.
28
Глава II. Экспериментальное изучение дружеской компании,

способствующей проявлению девиантного поведения в молодежной среде

2.1. Методики изучения девиантного поведения в молодёжной среде
Для изучения девиантного поведения в молодежной среде мы подобрали следующие методики. Методика №1. Диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел). Процедура проведения: испытуемым предлагается ряд утверждений, которые касаются некоторых сторон жизни, характера, привычек. Прочитав данное утверждение необходимо решить, верно, ли оно по отношению к испытуемому. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «Да» надо поставить крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «Нет». При возникновении затруднений с ответом, необходимо выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Текст опросника см. приложение 1. Интерпретация результатов: ключи для подсчета первичных «сырых» баллов Вариант М 1. Шкала установки на социально желательные ответы. «Да» — 13, 30, 32. «Нет» - 2,4, 6, 21, 23, 33, 38,47, 54, 79, 83, 97. 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да» — 11, 22, 34, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 80, 86, 91. «Нет» - 1, 10, 55, 61, 66, 93. 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. «Да» — 14,18,22, 26, 27,31, 34, 35,43,46,59, 60, 62, 63, 64, 67, 74, 61, 91. «Нет»-95. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. «Да» — 3, 6, 9, 12, 16, 27, 28, 37, 39, 51, 52, 58, 68, 73, 90, 91, 92, 96, 98. «Нет» - 24, 76.
29 5. Шкала склонности к агрессии и насилию. «Да» — 3, 5, 16, 17,25, 37, 42,45,48,49, 51, 65, 66, 70, 71, 72, 77, 82, 89,94, 97. «Нет» - 15, 40, 75, 85. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. «Да» - 7, 19, 20, 29, 36, 49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94. «Нет» — 29. 7. Шкала склонности к делинквентному поведению. «Да» — 18, 26, 31, 34, 35, 42, 43, 44, 48, 52, 62, 63, 64, 67, 74, 91, 94. «Нет»-55, 61, 86. Вариант Ж 1. Шкала установки на социально желательные ответы. «Да» - 13, 30, 32. «Нет» - 2, 4, 8, 21, 33, 38, 54, 79, 83, 87. 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да» — 1, 11, 22, 34, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 61, 80, 88, 91. «Нет» -10, 86, 93. 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. «Да» — 14,18, 22, 26,27, 31, 34, 35,43, 59,60, 62, 63, 64, 67, 74, 81, 91. «Нет» — 95. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. «Да» — 3, 6, 9, 12, 27, 28, 39, 51, 52, 58, 68, 73, 75, 76, 90, 91, 92, 96, 97, 98, 99. «Нет» - 24. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию. «Да» — 3, 5, 16, 17, 25, 42, 45, 48, 49, 51, 65, 66, 71, 77, 82, 85, 89, 94, 101, 102, 103, 104. «Нет» - 15, 40. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. «Да» — 7, 19, 20, 36, 49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94. «Нет» - 29. 7. Шкала склонности к делинквентному поведению. «Да» — 1, 3, 7, 11, 25,28, 31, 35,43,48, 53, 58, 61,63,64, 66, 79, 98,99, 102. «Нет»-93. 8. Шкала принятия женской социальной роли. «Да» — 93, 95, 105, 107, 108. «Нет»-3,5, 9, 16, 18,25,41,45,51,58,61, 68,73,85,96,106. Примечание. Пункты 23,46,47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал.
30 Методики №2. DAST- Скрининг-тест на злоупотребление наркотиками. Процедура проведения: Если утверждение применимо к Вам, поставьте в колонке озаглавленной «ДА». Если утверждение не применимо к Вам, поставьте «галочку» в колонку озаглавленной «НЕТ». Текст опросника см. приложение 2. Интерпретация результатов теста: Общая сумма в 6 и более баллов указывает на наличие проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Методика №3. CAGE – скрининговыйтест для выявления алкогольной зависимости. Процедура проведения: Если утверждение применимо к Вам, поставьте в колонке озаглавленной «ДА». Если утверждение не применимо к Вам, поставьте «галочку» в колонку озаглавленной «НЕТ». Текст опросника см. приложение 3. Интерпретация результатов теста:  Положительный ответ на один из четырех вопросов говорит о риске существования алкогольной зависимости;  Положительные ответы на два-три вопроса позволяют предположить систематическое употребление алкоголя;  Положительные ответы на все четыре вопроса с большой долей вероятности указывают на систематическое употребление алкоголя, приближающееся к состоянию зависимости (алкоголизму);  Отрицательные ответы на все четыре вопроса либо предполагают действительно трезвеннический образ жизни, либо нежелание пациента дать искренние ответы. Методика №4. Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости.
31 Процедура проведения: испытуемым предлагается выбрать наиболее близкий вариант ответа. Текст опросника см. приложение 4. Интерпретация результатов теста: От 1 до 3 баллов - низкий уровень никотиновой зависимости; От 4 до 5 баллов - средний уровень никотиновой зависимости; От 6 до 10 баллов - высокий уровень никотиновой зависимости.
2.2. Методические рекомендации по профилактике девиантного

поведения в молодёжной среде
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно воспитательных мер, которые направлены на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Условия успешной профилактической работы: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Выделяют разнообразные формы психопрофилактической работы. 1) Организация социальной среды, основой которой являются представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиантного поведения. При воздействии на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. 2) Информирование, предполагает воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений Данное направление психопрофилактической работы осуществляется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. 3) Активное социальное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.
32 4) Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество. 5) Организация здорового образа жизни. 6) Активизация личностных ресурсов, предполагает активные занятия спортом, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – всё это активизирует личностные ресурсы, творческое самовыражение, обеспечивая активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. 7) Минимизация негативных последствий девиантного поведения, направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, способствующих формированию девиантного поведения, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика - это работа с группой риска, которые употребляют спиртные напитки, наркотические и токсические вещества; лица, имеющие генетическую предрасположенность к психическим заболеваниям или находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях и т.д. Вторичная профилактика - это раннее выявление и реабилитация первичных нарушений поведения и работа с «группой риска», например молодежью, имеющими выраженную склонность к формированию девиантного поведения. Вторичная профилактика - это система действий, которая направлена на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий.
33 Третичная профилактика предполагает предупреждение рецидивов у моложежи с уже сформированным девиантным поведением. Третичная профилактика включает в себя систему действий, которые направлены на уменьшение риска возобновления девиаций и активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий поведения. В различных видах профилактической работы могут использоваться следующие формы и методы. По способу организации работы выделяют: индивидуальную, семейную, групповую. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются разнообразные методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Мы разработали следующие методические рекомендации по профилактике девиантного поведения в молодежной среде: 1. Формирование здорового образа жизни и жизненных навыков. Задачи: осознание и усвоения молодежью основных человеческих ценностей, формирование установки на ведение здорового образа жизни, обучение методам решения жизненных проблем, преодоление стресса и снятия напряжения, формирование психосоциальных и психогигиенических навыков принятия решений, развитие эффективного общения и критического мышления, сопротивление негативному влиянию дружеской компании, управление эмоциями. 2. Саморазвития личности. Задачи: развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности, страха, выявление путей наиболее успешной реализации себя в поведении и деятельности, утверждении своего права и собственной ценности. 3. Формирование правовых знаний. Задачи: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания,
34 саморегуляции и способности к планированию поступков, знакомство с нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба, за групповые правонарушения, затрагивающие вопросы ответственности за хранение и распространение психоактивных веществ, знакомство с основными законами РФ. 4. Развитие коммуникативных навыков. Задачи: развитие навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизации механизмов самопознания и самовыражения. 5. Формирование позитивных жизненных целей. Задачи: формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных ценностей, развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград, развитие мотивации к их достижению, повышение самооценки и уверенности в достижении целей. 6. Формирование копинг-стратегий. Задачи: развитие навыков конструктивного поведения, способствующего их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью, повышение эффективности социально-поддерживающих отношений, умение воспринимать поддержку, развитие эмпатии. При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения влияния дружеской компании на формировании девиантного поведения является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время
35 молодой человек озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»— «они». Также неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом становится дружеская компания. В этой связи основные действия по профилактике девиантного поведения в молодежной среде должны быть ориентированы на: оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые люди, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур. Возможные варианты профилактики девиантного поведения среди молодежи. 1. Рациональное сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования
36 различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт. 2. Создание определенной среды, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления девиантного поведения. Для этого необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию. 3. Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально- техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций. При организации профилактики девиантного поведения в молодежной среде необходимо учитывать, во-первых, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи, с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Во- вторых, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально- психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на
37 молодежную среду. В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц склонных к девиантному поведению, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с молодежью, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.
38
Заключение
В настоящее время проблема девиантного поведения среди молодежи стала особенно острой, так как все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, наблюдается девальвация прежних норм поведения. Несоответствие между ожидаемым и фактическим усиливает напряженность в обществе и готовность человека изменить свое поведение, чтобы выйти за пределы существующих правил. В условиях нестабильной социально- экономической ситуации претерпевают значительные изменения и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля. Обобщая существующий научный материал по вопросам изучения девиантного поведения, можно дать следующее определение. Девиантного поведения – это устойчивое индивидуальное поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Психологическая природа девиантного поведения личности является результатом интегративного действия генетических факторов и социальных процессов, сложных межличностных отношений, детерминированных как объективными социально-историческими тенденциями и явлениями социума, так и субъективной ролью индивидуальности конкретного индивида в процессе его развития и социализации. Девиантное поведение, рассматривается в контексте социальных процессов и нормативных стандартов жизни конкретного общества, подчиняется его социальным закономерностям и зависит от них, в то же время имеет глубокую зависимость от экзистенциональных проблем личности и нарушений ее духовно-нравственного развития.
39 Девиантное поведение молодых людей зависит от свойств конкретного общества и социальных, экологических, политических, демографических, культурологических изменений, происходящих в нем. Девиантное поведение, как социальное явление, проявляется в молодежной среде в таких формах как алкоголизм, наркотизм, проституция, преступность, рэкет. Расширилась сфера проникновения в молодежную среду различных форм аддиктивного поведения, как фармалогического так и нефармалогического характера, представляющего угрозу психическому и физическому здоровью и для аддиктов, и для их окружения. Дружеская компания удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, которое является способом проведения досуга, самовыражения, средством установления новых человеческих отношений. Молодые люди ориентируются, подражают друзьям, воспитывая в себе те качества, которые особенно ценятся в дружеской компании. Группа друзей определяет отношения, складывающиеся в молодежной среде, которые становятся моделью будущего поведения человека; ценности и установки, усвоенные в этом возрасте, изменяются, но в сущности именно они составляют основу становления зрелой личности. В результате негативного влияния дружеской компании усиливается представление о допустимости девиантного поведения. Но неблагоприятные условия формирования личности не означает неизбежности приобщения молодежи к девиантному поведению, но создает для этого реальную основу.
40
Литература
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Абрамова. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с. 2. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости Текст. / А. Е. Айвазова. СПб.: Речь, 2003. - 120 с. 3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности Текст. / А. Ю. Акопов. СПб.: Речь, 2008. - 224 с. 4. Березин, С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании Текст. / С.В. Березин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. 5. Болотова, А.К. Психология развития Текст. / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М: ЧеРо. - 2005. - 524 с. 6. Бухановский, А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика Текст.: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, А. С. Андреева, А. О. Бухановская. Ростов н/Д: Изд-во ЛПНЦ Феникс, 2002. - 35 с. 7. Волков, Б. С. Психология юности и молодости Текст.: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проспект: Трикста, 2006. - 256 с. 8. Волкова, Ю.Г. Социология молодёжи: Учебное пособие Текст. / Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2001. – 576с. 9. Габиани, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы Текст / А.А. Габиани. - М., 1990. 10. Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» Текст. / Я. Гилинский. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
41 11. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика Текст. / А. В. Гоголева. 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. 12. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.; Аверсэв, 2004. – 365с. 13. Девиантология Текст.: Хрестоматия / Автор составитель Ю. А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с. 14. Залыгина, Н. А. Адциктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей Текст. / Н. А. Залыгина, Я. JI. Обухов, В. А. Поликарпов. Минск: Пропилен, 2004. - 196 с. 15. Захаров, Н. П. Психотерапия пограничных состояний и состояний зависимости Текст. / Захаров Н. П. М.: ДеЛи принт, 2004 - 288 с. 16. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с. 17. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения Текст. / Ю. А. Клейберг -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с. 18. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение Текст.: учеб. пособие / Г. И. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218 с. 19. Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование Текст. / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 350 с. 20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков тест. / В.Т. Кондрашенко. - Минск, 1988. 21. Короленко, Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире Текст. / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.
42 22. Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры текст. / А. Коэн. //Социология преступности. М., 1966. 23. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов текст. / А.И. Кравченко.- 3-е изд. М: Академический Проект, 2002 – 496 с. 24. Крайг Г. Психология развития текст. / Г. Крайг. - СПб., 2011 25. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие Текст. / В.И. Курбатов – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с. 26. Левикова, С. И. Молодежная субкультура Текст. / С. И. Левикова. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с. 27. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков текст. / А.Н. Личуко - Л.,1983. 28. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения Текст.: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. - 448 с. 29. Мехтиханова, Н. Н. Психология зависимого поведения Текст.: учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова. -2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 160 с. 30. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов Текст. / А.В. Мудрик. – М., Институт практической психологии, 1997. – 365 с. 31. Нефедовская, Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи Текст. / JI. В. Нефедовская; Под. ред. проф. В. Ю. Альбицкого. -М.: Литера, - 2007. - 192 с. 32. Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи Текст. / О. Понукалина // Высшее образование в России. 2007. - № 11. - С. 124-128. 33. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие Текст. / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2008. - 704 с. 34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. – СПб. - Питер. - 1999.
43 35. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи Текст. / П. С. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с. 36. Смит, Н. Психология. Современные системы: история, постулаты, практика Текст. / Н. Смит. - СПб. - 2007. 37. Староверова, И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи Текст. / И.В. Староверова // Социология образования.– 2009.– С.107-117. 38. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей Текст. / Г. В. Старшенбаум. М.: Когито - Центр, 2006. - 367 с. 39. Фетискин, Н.П. Психология гендерных различий: Учебное пособие Текст. / Н.П. Фетискин. - М.: «Высшее образование», 2014 - 256 с. 40. Фомина, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков текст. / А.Б. Фомина. - М., 2003. 41. Хагуров, Т. А. Введение в современную девиантологию Текст.: учебное пособие / Т. А. Хагуров, Ростов-на-Дону, 2003. - 343 с. 42. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., - 2009. - 876 с. 43. Шабалина, В.В. Психология зависимого поведения Текст. / В. В. Шабалина. - СПб.: Медицинская пресса, 2003. - 336 с. 44. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию Текст / В.А. Янчук. – Минск. - 2005.


В раздел образования