"Чтение с листа: теория и практика. Чтение с листа с начинающими пианистами".
Автор: Санникова Елена Анатольевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДО "Алапаевская ДШИ им. П.И. Чайковского" Населённый пункт: г. Алапаевск Свердловской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Чтение с листа: теория и практика. Чтение с листа с начинающими пианистами". Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Свердловской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Алапаевская детская школа искусств им. П.И. Чайковского»
Е. Санникова
> Чтение с листа: теория и
практика
> Чтение с листа
с начинающими пианистами
(Методическая разработка для преподавателей
фортепианных отделений ДМШ, ДШИ)
г. Алапаевск
Содержание
Пояснительная записка
.....................................................................................................................5
I. Чтение с листа как интенсивная форма развивающего обучения..7
1.
Основные принципы теории развивающего обучения в педагогике
..............................7
2.
Отражение принципов развивающего обучения в методике фортепианно
-
исполнительского образования.
......................................................................................... 8
3.
Чтение.с листа как интенсивная форма обучения пианистов
........................................10
4.
Предмет «Чтение с листа» в детской музыкальной школе
............................................10
II.
Общая характеристика чтения с листа
............................................................................... 12
1. Чтение с листа как разновидность игры по нотам
............................................................ 12
2.
Теоретическая модель чтения
.............................................................................................. 13
3.
Психологическая структура чтения у начинающих пианистов
.....................................16
III.
Основные условия и приемы беглого чтения
..............................................................16
IV.
Чтение с листа на начальном этапе обучения в
ДМШ
...........................................18
1.
Задачи начального периода в обучении чтению с листа
................................................. 18
2.
Развитие навыков чтения ритмической записи
............................................................ …21
а) некоторые формы работы по осознанию метроритма
......................................................22
б) дидактические игры на усвоение элементов ритмозаписи
............................................. 23
3.
Развитие навыка быстрой ориентации на клавиатуре
.....................................................25
а) пальчиковые игры как метод развития дифференцированных движений пальцев,
тонких тактильных ощущений и координации рук
............................................................... 25
б) игры на клавиатуре для быстрой ориентации
................................................................... 28
в) транспонирование .................................................................................................................... 30
4.
Развитие навыков структурного чтения
............................................................................. 35
а) относительное чтение ............................................................................................................. 35
б) обобщенное чтение ................................................................................................................. 37
в) смысловая группировка нот
...................... ............................................................................ 37
5.
Особенности выбора педагогического репертуара для чтения с листа
.......................38
6.
Организация урока по чтению с листа в ДМШ ................................................................ 39
Список литературы
...................................................................................................................... 42
3
Пояснительная записка
Данная методическая разработка адресована преподавателям фортепианных
отделений ДМШ, ДШИ. Это пособие может быть рекомендовано и учащимся старших
курсов фортепианных отделений музыкальных училищ в качестве дополнительной
методической литературы в курсе методики преподавания игры на фортепиано.
Основной темой работы является рассмотрение вопросов, связанных с
развитием навыков чтения нотного текста с листа у учащихся-пианистов.
Современная жизнь ставит как перед общей педагогикой в целом, так и перед
музыкальной педагогикой в частности задачи интенсивного обучения и развития
детей. В этих условиях все больше возрастает роль факультативных предметов (или
предметов по выбору), считающихся в ДМШ необязательными и очень
ограниченными во времени: ансамбль, аккомпанемент, чтение с листа. Тем не менее,
без этих предметов невозможно из 6-7-летнего малыша вырастить ни
профессионального музыканта, ни всесторонне развитого любителя музыки.
Далеко не все выпускники детских музыкальных школ поступают в
музыкальные училища. Однако связь их с музыкальным искусством не должна
прекращаться. Поэтому наряду с профессиональной ориентацией, перед детскими
музыкальными школами стоит важнейшая задача: научить детей активно
использовать свои знания и умения в самодеятельности, школе, быту, возродить
почти утраченные теперь традиции домашнего музицирования.
Решение этих задач во многом зависит от успешной организации работы на
уроках чтения с листа, ансамбля и аккомпанемента.
Формирование навыков чтения нот с листа, умения самостоятельно
разобраться в нотном тексте - процесс длительный и непростой. Он является
неотъемлемой частью комплексного развития ученика наряду с развитием общих и
музыкальных способностей, организацией пианистических движений и овладением
разнообразными пианистическими приемами, развитием музыкального мышления и
воспитанием эстетических вкусов, воспитанием любви к труду и т. д.
Поэтому цель настоящей методической разработки состоит в том, чтобы
привлечь внимание педагогов-пианистов к проблемам преподавания и обучения детей
чтению с листа в ДМШ, тем более, что организация уроков по чтению испытывает
определенные трудности из-за отсутствия программ, недостаточного количества
методической литературы и специально разработанных учебных пособий по этому
предмету.
Из всего вышесказанного вытекают основные задачи этой работы:
•показать необходимость повышения значимости чтения с листа как важной
формы интенсивного обучения учащихся в ДМШ;
•познакомить преподавателей ДМШ с новейшими научными данными в области
психологии чтения нот с листа;
•
напомнить основные способы, условия и приемы беглого чтения;
•показать формы и методы работы с начинающими пианистами по формированию
навыков чтения с листа, проверенные на практике;
5
•
дать некоторые рекомендации по организации уроков чтения с
листа, планированию и контролю результатов;
•
помощь молодым педагогам в подборе и систематизации педагогического
репертуара по чтению нот;
•
привлечь к сотрудничеству и обмену опытом преподавателей ДМШ,
ДШИ, творчески подходящих к воспитанию и развитию маленьких
музыкантов.
Данная методическая разработка состоит из двух частей. В первой части (глава I,
II, III) рассматриваются основные идеи и принципы развивающего обучения как в
общей, так и в музыкальной педагогике, дается оценка чтению с листа как одной из
интенсивных форм обучения, освещаются некоторые проблемы преподавания
предмета «Чтение с листа» в ДМШ. Кроме этого, в первой части представлена общая
характеристика чтения с листа и теоретическая модель чтения с точки зрения
психологии фортепианного исполнительства. В отдельную главу выделены
систематизированные условия и приемы беглого чтения.
Вторая часть полностью посвящена формам и методам работы по развитию
навыков чтения с листа на начальном этапе в ДМШ. Здесь предлагаются
разнообразные формы работы, а также дидактические игры для развития навыков
чтения ритмической записи, для развития быстрой ориентации на клавиатуре, для
развития навыков структурного чтения и другое.
Предлагаемые во второй части методы и формы работы с начинающими являются
отражением как собственного многолетнего опыта работы с учащимися ДМШ, так и
общих педагогических принципов, хотя и не претендуют на роль единственно
возможных и правильных.
«Сколько голов - столько умов» - гласит старая пословица. Вряд ли в
фортепианной педагогике найдется вопрос, который не вызовет оживленной
полемики педагогов-практиков. Вопросы же обучения чтению с листа пока еще
мало обсуждаемы. А ведь каждое новое произведение, с которым знакомится
ребенок, - это новая страна, целый неизведанный мир чувств и мыслей. И надо
сделать так, чтобы ученику было легче входить в этот мир, потому что музыка
может и должна приносить радость и удовольствие, когда преодолены все барьеры
на пути к свободному и естественному высказыванию.
6
I. Чтение с листа как интенсивная форма развивающего обучения.
1. Основные принципы теории развивающего обучения в педагогике
.
Важнейшей целью современной музыкальной педагогики, как и общей
педагогики в целом, является воспитание человеческой личности.
Отечественная педагогическая наука рассматривает воспитание и развитие
человека как целостное явление, фундаментом для которого служит человеческая
культура, а единственно возможной средой ее освоения и передачи является процесс
обучения. Проблемы обучения всегда были для педагогики первостепенными, но на
современном этапе развития общества актуальность этих проблем связана с
интенсификацией обучения, усилением его развивающего эффекта.
Идея развития учащихся в процессе их обучения легла в основу
теории
развивающего обучения.
В отечественной педагогике и психологии она была
фундаментально разработана в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Н.Узнадзе,
В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина и других ученых.
Главная установка этой теории: обучение, согласно дидактической концепции
Л.С. Выготского, должно «забегать вперед развитию, вести его за собой, ориентируясь
не на вчерашний или даже сегодняшний, а на завтрашний день в умственной
деятельности обучающегося, на зону его ближайшего развития»,* то есть обучение
должно задавать более высокий, чем наличный, уровень развития и в то же время не
слишком отрываться от его реальных возможностей.
На это опираются и основные дидактические принципы развивающего
обучения, сформулированные Л.В.Занковым:
-
обучение на высоком уровне трудностей;
-
обучение быстрым темпом;
-
усиление роли теоретических знаний.
Не менее существенны для теории развивающего обучения:
-
вопросы о соотношении обучения и развития, т. к. эти явления не
тождественны, хотя и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в том, что
«воспитание и обучение включаются в самый процесс развития, а не
надстраиваются лишь над ним» (С.Л. Рубинштейн).
-
вопросы о соотношении эмоционального и рационального в
интеллектуальном развитии, а также о роли практических действий в
этом процессе. То есть развивающее обучение должно реализовываться
во взаимосвязи накопленных знаний, умений и навыков с самим
процессом познания и преодолением трудностей в нем, с эмоциями и
чувствами, которые его сопровождают, с практической деятельностью,
которая его закрепляет и совершенствует.
-
вопросы стимулирования умственной самостоятельности учащегося в процессе
его обучения. Задача культивирования интеллектуальной активности,
воспитания у школьников внутренней потребности в самостоятельной
переработке материала, желания и умения трудиться выдвигается как одна из
главных в учебном процессе.
-
вопрос о роли педагога в этом процессе. Педагог выступает прежде всего как
представитель культуры, дающий ученику «материал для развития»
(К.Д.Ушинский), затем как посредник между ней и ребенком, помогающий ему
* Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте, М., 1956, стр.449
7
ассимилировать новые знания, преодолевать возникающие трудности и решать
познавательные задачи, то есть руководящий его развитием, наконец, как
воспитатель, стимулирующий проявления его активности и самостоятельности,
способствующий формированию его личности.
Это требует и от самого педагога обширных знаний и серьезных творческих
поисков, стремления к совместному с учениками личностному и профессиональному
росту, понимания того, что главная сила воздействия коренится в личности самого
педагога.
Таковы основные идеи теории развивающего обучения, опора на которые дает
возможность обеспечить успешное овладение знаниями, умениями, навыками, а
также способами мышления, что содействует формированию сознания учащихся,
становлению их личности.
2. Отражение принципов развивающего обучения в методике
фортепианноисполнительского образования.
Идеи развивающего обучения получили фундаментальную разработку в
области фортепианно-исполнительского обучения в трудах Г.М. Цыпина и его
последователей.
Обращение к теории развивающего обучения именно в этой области отнюдь не
случайно. Дело в том, что, как известно, «музыкальное искусство - не только средство
эстетического наслаждения, но и великое средство жизненного познания, что оно...
может приводить в движение самые глубокие пласты человеческой души,
человеческого интеллекта» (Г.Г.Нейгауз). А сам процесс фортепианно -
исполнительского обучения обладает значительными резервами общего и
музыкального развития учащихся:
-
игра на музыкальном инструменте, подчеркивает Г.М.Цыпин, щедро
обогащает учащихся личным, собственноручно добытым опытом. При этом
соприкосновение с музыкальным материалом помогает увязывать систему
представлений и понятий с реальными звуковыми образами и тем самым
подводит необходимую базу для различных музыкально-мыслительных
операций, способствует их успешному протеканию;
-
богатейшие «познавательные ресурсы» рояля (огромный регистровый охват с
разнообразными полифоническими и фактурными возможностями, широкий
спектр выразительно-технических приемов исполнения, тембровое богатство и
так далее) позволяет воссоздать в нем «все, что называется музыкой».
Знакомство с фортепианной литературой - «неизмеримой по количеству,
неописуемой по красоте музыкой, созданной лично для него (фортепиано)»* -
активизирует интеллектуальную деятельность учащихся;
-
индивидуальная форма занятий особенно перспективна для личностного
воздействия педагога - изначально предполагая тесный контакт, она дает
возможность педагогу учитывать индивидуальные особенности учащегося,
использовать соответствующие им методы обучения, что позволяет достигнуть
особенно высоких результатов в развитии ученика.
*
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.. 1958, стр. 76
Однако в практике фортепианного обучения такие богатые развивающие
возможности используются далеко не полностью. Жизнь показывает, пишет
Г.М.Цыпин, что между обучением и развитием учащихся нередко существует
значительный разрыв: «ограниченные масштабы осваиваемого учебного материала,
скудный объем общей и специальной художественной информации, извлекаемой из
процесса учения, приглушение активности и самостоятельности учащихся, узкая
специализация формируемых умений и навыков - все это наносит урон главным
образом развивающей стороне музыкальных занятий».* В результате, сосредото
-
чиваясь всецело на задачах технического «оснащения» учащихся, «педагог музыки
превращается в учителя игры на том или другом инструменте».**
Таким образом, на определенном этапе развития педагогики и методики
фортепианного исполнительства появилась острая необходимость как бы
спроецировать общедидактические принципы развивающего обучения на
специфические условия фортепианно-исполнительского образования. Тем более, что и
сама фортепианная педагогика накопила множество «развивающих» идей и богатый
опыт их воплощения в классах таких талантливых педагогов-пианистов, как А.Г. и
вертикали и слышание ладовых функций), слуха тембродинамического, а также и
чувства ритма.
На ритмическую сторону обучения маленького ребенка необходимо обращать
особое внимание, хотя бы уже потому, что ритм является одним из первоэлементов
музыки, выразительным средством, отражает эмоциональное содержание музыки. К
тому же, чувство ритма в своей основе двигательно-моторное. Ритмическому
переживанию музыки всегда сопутствуют двигательные реакции, различные
мускульные движения, выражающиеся в отбивании ритма ногой, движениями
пальцев, головой, гортани, корпуса, т. е. в образовании и развитии ритма участвует
все наше тело. Таким образом, эмоциональная сущность ритма и двигательно
-
моторный фундамент - основные условия развития чувства музыкального ритма.
Есть мнение, что ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить,
почувствовать ритм помогает сама музыка, которую приходится слушать и
воспроизводить ребенку. Тем не менее, без теоретических сведений из области ритма
не обойтись. Для ребенка начертание знаков ритмозаписи должно ассоциироваться с
определенной протяженностью звуков и перейти в сознание малыша неразрывно с
чувством времени, ведь музыка - искусство, протекающее во времени.
Исходя из собственных наблюдений, дети, достаточно гладко и грамотно
читающие нотный текст, соблюдающие аппликатуру и штрихи, тем не менее часто
допускают ошибки в ритме, причем дифференцированное прочтение данного
ритмического рисунка не вызывает у них никаких затруднений. Причина этого
кроется, видимо, в недостаточном умении сконцентрировать внимание и на высотную,
и на временную стороны письма. Поэтому с начинающими учениками есть смысл
использовать дидактический прием «расчленения задачи», т.е. предварительно
прочитывать ритмический рисунок заданной пьесы.
В обучении маленьких детей очень важна и проблема развития музыкальной
памяти. Музыкальная память подразделяется на несколько видов. А.Д.Алексеев
утверждает, что «.. .важно, чтобы у пианиста были развиты по крайней мере три вида
памяти - слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области
музыкального исполнительства, логическая, связанная с пониманием содержания
произведения, закономерностей развития мысли композитора, и двигательно -
моторная крайне важная для исполнителя-инструменталиста».** Все эти три вида
памяти необходимы ученику и при чтении с листа.
*
Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, 1915
**
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, М., 1961, стр. 25
20
Процесс запоминания неразрывно связан с музыкальным мышлением и
включает в себя такие категории мышления, как анализ и синтез, обобщение и
сравнение, опирается на них и становится более осмысленным и прочным.
Развитием музыкального мышления ребенка необходимо заниматься буквально
с «первых шагов». Ведь все «исполнительские концепции» и «творческие замыслы»
генетически восходят к простейшим мыслительным операциям и элементарным
процессам музыкальной памяти и воображения учащихся, формирующимся на
начальных этапах фортепианного обучения. Именно здесь, в «первых шагах» ребенка,
в анализе элементарных восприятий музыки заложен ключ к пониманию структуры и
конкретного содержания позднейших, более сложных и развернутых форм
музыкального мышления.
Музыкальное мышление ребенка опирается на накопленный музыкально
-
слуховой опыт. Однако, музыкально - слуховой опыт, являясь необходимой
предпосылкой музыкального мышления, сам по себе еще не гарантирует стихийного
возникновения активной мыслительной деятельности. Здесь необходимо
ЦЕЛЬ: ориентация на клавиатуре с помощью осязательных ощущений.
Ученик с закрытыми (лучше с завязанными глазами, что усиливает
впечатление от игры) по просьбе учителя находит рукой те или иные белые и черные
клавиши.
Играя, ребенок должен хорошо представлять клавиатуру в уме и находить
белые клавиши по расположению черных. Упражнение выполняется отдельно
правой, левой рукой и двумя руками вместе. Можно находить нужные клавиши
определенным пальцем по заданию учителя.
Если ребенок легко находит отдельные клавиши, то предложите ему находить
от заданных звуков вверх и вниз интервалы, с которыми он уже знаком (интервалы
играются гармонически). Кроме этого, можно попросить ребенка наиграть знакомую
мелодию от заданного звука.
Игра
«Лисий хвост»
ЦЕЛЬ: развитие умения ребенка быстро ориентироваться на клавиатуре,
представлять клавиатуру в уме.
В игре две роли: лиса (учитель) и лисий хвост (ученик).
Учитель называет любые клавиши, задача ребенка - быстро найти и назвать
соседнюю клавишу сверху или снизу (по договоренности) от заданной. Сначала
29
учитель называет свои клавиши по порядку, потом - хаотично, сначала медленно,
затем убыстряет темп, стараясь запутать ученика. Ученик может сначала смотреть
на клавиатуру, затем игру провести без клавиатуры.
Если ученик легко справляется с заданием, предложите ему называть клавиши
через одну, две, три и т. д. от заданной вверх или вниз.
Можно использовать и более сложный вариант этой игры, когда педагог
предлагает ученику выполнить целый ряд различных перемещений по клавиатуре,
придумав при этом небольшой сказочный сюжет, например: «Унес Кощей
Бессмертный Василису Прекрасную в тридевятое царство, а Иван - царевич пошел ее
искать. Идет он по лесу, идет, совсем заблудился. Тут навстречу ему добрый
волшебник. Рассказал Иван-царевич волшебнику про свою беду. Волшебник ему
отвечает: «Слушай внимательно и точно выполняй мои указания. Встань сначала на
клавишу «РЕ», потом шагни через одну клавишу вверх, затем - через две клавиши
вниз, дальше - на соседнюю вверх, еще через три клавиши вверх, на ближайшую
черную вниз - вот тут и найдешь ты свою Василису!»
Количество перемещений по клавиатуре может быть больше или меньше, по
желанию учителя и исходя из возможностей ученика. Сначала ученик может
выполнять это задание прямо на клавиатуре, играя и называя клавиши, а позднее
постараться выполнить подобное задание без клавиатуры.
Эта игра требует от ребенка большого внимания, памяти и хорошего знания
клавиатуры.
Умению ориентироваться на клавиатуре способствует и подбор мелодий по
слуху от разных клавишей, а также
транспонирование.
Транспонирование не только стимулирует развитие музыкального слуха,
способности к быстрой ориентации на клавиатуре, но и развивает аналитическое
мышление ученика.
С начинающими пианистами навыки транспонирования следует развивать
двумя способами: по слуху и по нотам.
Транспонирование на слух отличается от подбора мелодии по слуху тем, что
подбор от звука, как правило, происходит без активного участия сознания.
Транспонирование же по слуху требует от ученика активной мыслительной
деятельности: знания тональностей (хотя бы частичного), анализа мелодии в
отношении направления движения, а также ее интервального или аккордового
строения, определения устойчивости и неустойчивости ступеней, деления ее на
формообразующие элементы (фразы, предложения) и т. д.
Развитие навыков транспонирования, несомненно, требует от любого ученика
глубокого практического знания тональностей, знания ключевых знаков и
последовательность их прибавления, расположения тональностей по квинтовому
кругу. Но для малыша 1 -2 года обучения это неоправданно сложный процесс
осознания и запоминания такого материала. Поэтому на начальном этапе обучения
транспонированию есть смысл использования упрощенного варианта ознакомления
ученика с тональностями.
Освоение КВИНТОВОГО КРУГА тональностей осуществляется в пределах 5-
пальцевой позиции руки каждой тональности. При этом дети легко находят
тональности по квинтовому кругу, правильно их называют, выделяют устойчивые
30
.
31
32
33
написанное на нем, определяет лад (мажор или минор) и прикладывает «лепесток» к
соответствующему желтому кругу. Так собираются две «ромашки».
Также можно предложить детям разложить «лепестки» в порядке квинтового
круга или по хроматизму.
Игра «Снеговики»
ТЕМА: трезвучие и его обращения (секстаккорд, квартсекстаккорд)
ЦЕЛЬ: умение быстро строить и находить трезвучия с обращениями, быстрое
ориентирование в тональностях.
КОМПЛЕКТ: 1) кружки из цветного картона (72 шт.). Кружки делятся на
четыре группы (по 18 шт. в каждой), каждая из которых имеет свой цвет (красный,
синий, желтый, зеленый).
На каждом кружке написан один аккорд: трезвучие, либо секстаккорд, либо
квартсекстаккорд.
Группы тональностей:
a)
До, Фа, Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль мажоры (синие)
b)
Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа# мажоры (красные)
c)
ля, ре, соль, до, фа, си бемоль миноры (желтые)
d)
ми, си, фа#, до#, соль#, ре# миноры (зеленые)
2)
«Снеговик» - образец
Задания к игре:
1)
Собрать «снеговики» одного цвета по данному образцу и назвать
тональности каждого из них;
2)
Собрать все мажорные (или минорные) «снеговики» и расположить их в
порядке квинтового круга или по хроматизму;
34
3)
К собранным мажорным «снеговикам» найди «снеговики» параллельных
миноров и наоборот;
4)
Сложи по образцу 4 «снеговика», тональности которых имеют один
ключевой знак (или 2, 3, 4 и т. д.);
5)
Найди все трезвучия одного цвета (например, красного):
а)
назови тональности, если эти трезвучия являются тоническими;
б)
назови тональности, если эти трезвучия являются субдоминантовыми;
в)
назови тональности, если эти трезвучия являются доминантовыми;
Аналогичные задания предлагаются и с использованием секстаккордов,
квартсекстаккордов.
Наряду с транспонированием по слуху, постепенно вводится транспонирование
по нотам, сначала в тональностях до 1-2 знаков, затем в более сложные. При
транспонировании по нотам необходимо знание тональностей в полном объеме.
Транспонирование по нотам способствует установлению связи между
‘игровыми движениями и слухом - весь игровой процесс начинает подчиняться
слуховым представлениям.
Транспонирование по нотам, как и по слуху должно происходить с участием
аналитического процесса, то есть ученик должен играть в новой тональности
сознательно, слышать пьесу в ней. Нельзя разрешать ученику транспонировать «по
интервалам», когда ученик играет пьесу на секунду, терцию, кварту выше (ниже)
написанного, отсчитывая нужные интервалы в уме. Зачастую он даже не понимает, в
какой тональности звучит пьеса. Подобное «арифметическое» транспонирование не
только не дает положительных результатов, но и тормозит музыкальное мышление
ученика.
4.
Развитие навыков структурного чтения.
Еще одним из важных навыков чтения с листа является структурное чтение, то
есть удерживание целостных единиц текста разного масштаба - мотивов, фраз,
предложений и т. д.
Структурное чтение можно подразделить на несколько этапов формирования,
из которых каждый последующий является более высокой ступенькой структурного
чтения и включает в себя предыдущие:
1)
относительное чтение;
2)
обобщенное чтение;
3)
смысловая группировка.
Как и другие навыки, способность к охвату структур необходимо развивать с
самого начала обучения игре на фортепиано.
Относительное чтение
вполне возможно и необходимо сформировать в течение
первого года обучения. Относительное чтение - это зрительное восприятие «нотной
картины», а не отдельных нотных знаков. Хотя такое чтение идет с
35
преобладанием зрительного процесса, тем не менее к концу учебного года уже
можно ощутить и налаживание взаимосвязи «вижу - слышу» (понимаю, знаю).
Навык восприятия небольшой группы нот закладывается уже в донотный период,
когда ребенок еще не знает конкретного расположения нот на нотном стане.
Необходимо объяснить и показать ему расположение групп нот по порядку вверх и
вниз, через клавишу на линеечках и через клавишу между линеечками, на одном
звуке.
Можно предложить ребенку выполнять следующие дидактические задания:
1)
«Ноты -птички»
На картонной бумаге сделаны три кармана с обозначением расположения нот:
а) на одном звуке;
б) по порядку;
в) через клавишу.
Перемешав в куче карточки (20-30 шт.), на которых написаны небольшие отрывки
мелодий с разным расположением нот, ребенок как можно быстрее должен правильно
разложить их по нужным карманам или же выбрать карточки одного вида по заданию
учителя.
2)
«Загадочные бусы»
На нотном листе записаны небольшие группы нот с разным расположением.
Первую ноту в группе учитель называет ребенку. Ученик, пользуясь знанием
различного расположения нот, должен сыграть и спеть (назвать) все остальные.
Эти задания в дальнейшем облегчают запоминание конкретного расположения нот
на нотоносце в скрипичном и басовом ключах. При игре мелодий педагог также
должен постоянно обращать внимание ученика на групповое расположение нот, а не
на отдельные нотные знаки. В эту же часть работы входит и зрительное восприятие
интервалов и простейших аккордов (например, трезвучие). Аналогично предыдущим
заданиям, ребенок должен уметь быстро находить из массы различных интервалов и
аккордов интервалы и аккорды по заданию учителя, а также уметь их строить на
инструменте и записывать.
Одновременно с этим идет формирование аппликатурного навыка в пределах
естественной позиции руки. Учитель должен постоянно обращать внимание на
правильность исполнения аппликатуры, иначе ребенок, играющий неправильной
аппликатурой, в дальнейшем не сможет быстро и легко опираться на типовые
формулы фортепианной фактуры при чтении с листа.
В качестве упражнений можно использовать задания на исполнение
небольших мелодий с расстановкой в них аппликатуры, например,
5
а также игру мелодий по уже расставленной аппликатуре в пределах 5-пальцевой
позиции руки, например
36
37
-
в выявлении «внутренней энергии» фразы, определяющей ее «конфигурацию»
- начало, подъем, кульминацию, спад;
-
в определении смысловой роли цезур;
-
в определении взаимосвязи между фразами и более крупными единицами
текста. С этим также связано и вычленение мелодии из контекста, умение
выпукло
исполнить ее в гармонической ткани или окружении других голосов, умение «дать
красную нить мелодии» (Н.К. Метнер)
При членении произведения на составляющие его структуры удобно составлять с
ребенком простые схемы. Например, при делении периода на фразы можно
обозначать:
а) одинаковые фразы одинаковыми буквами -
а а;
б) разные фразы - разными буквами
— ас;
в) фразы с небольшими изменениями -
а а\
Более крупные формы также могут быть представлены в виде схемы,
например,
А Б А - трехчастная репризная форма А Б А С А - форма рондо и т. д.
Таким образом прокладывается путь не только к умению выделить
структурные части произведения, но и к формированию цельности, к охвату формы
5.
Особенности выбора репертуара для чтения с листа.
При формировании навыков чтения с листа большое значение имеет и выбор
педагогического репертуара, на котором ведется обучение ребенка.
Репертуар для чтения должен специально отбираться педагогом, учитывая при
этом:
1)
индивидуальность ученика, то есть репертуар не должен превышать
умственных и технических возможностей ребенка;
2)
репертуар должен быть доступен ученику и по образному содержанию музыки,
отличаясь конкретностью и ясностью музыкального языка. Пьесы для
начинающих в большей своей части должны быть программны, а также
хорошо, если они будут связаны со стихотворным текстом. Подтекстовка
конкретизирует образ, делает его ярче, помогает ощутить метр и ритм, логику
фразы и т. д. Однако, не надо увлекаться постоянным пением во время игры,
так как напевая мелодию, ребенок не слышит фортепианный звук во всей его
полноте, поэтому игру с пением необходимо чередовать с игрой без пения;
3)
репертуар должен отбираться по принципу постепенности в накоплении
знаний, умений и навыков чтения с листа;
4)
должна учитываться целесообразность в освоении в данный момент тех или
иных технических приемов и навыков чтения;
5)
репертуар должен быть разнообразен:
а) в отношении мелодики и ритма;
38
б) в отношении разных видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической,
полифонической)
в) в отношении жанров и стилей (это обработки русских народных песен и танцев,
а также других народов мира, произведения русской и западноевропейской
классики, современная музыка композиторов России и зарубежных стран,
джазовая музыка, популярные песни и музыка из мультфильмов, детских
кинофильмов и телепередач);
г) в отношении музыкальных форм (начиная с песенок в форме периода, и
заканчивая несложными произведениями крупных форм - сонатин, вариаций,
рондо);
д)
в отношении тембрового разнообразия;
е) пьесы, контрастные по характерам и настроениям;
ж) немалое место в репертуаре должны занимать ансамбли, аккомпанементы,
пьесы для транспонирования и мелодии для подбора к ним гармоний;
6)
При отрабатывании с ребенком какого-либо элемента или вида фактуры, а
также и других типовых формул, целесообразно подобрать для ученика
несколько пьес с одинаково схожей задачей, закрепляя таким образом
приобретенный навык.
6. Организация урока по чтению с листа в ДМШ
В программе обучения начинающих пианистов в детской музыкальной школе
предмет «Чтение с листа» занимает незначительное по времени место (0,5 часа в
неделю), поэтому работа на уроке должна быть четко организована педагогом. Только
в этом случае занятия по чтению с листа будут приносить положительные результаты.
Систематические и методически правильно построенные уроки являются важнейшим
фактором успешного развития музыкальных способностей, навыков и умений
маленького музыканта.
Как уже говорилось выше, работа по развитию навыков чтения с листа должна
вестись последовательно, постепенно и систематично.
Последовательность работы предполагает планирование уроков по чтению, то