Автор: Ермолова Венера Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Населённый пункт: Тульская область г. Новомосковск Наименование материала: Программы для подготовительного отделения художественных школ,школьных художественных студий Тема: "Программа для первого класса" Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка.
Программа составлена для учащихся подготовительного отделения
художественной школы. Срок реализации программы – 1 год.
Необходимость разработки по данному предмету была вызвана
отсутствием типовых государственных программ по изучению
изобразительного искусства на подготовительном отделении детских
художественных школ с детьми 8 - 9 летнего возраста.
Программа разработана с учётом требований Министерства
образования и науки Российской федерации, Департаментом молодёжной
политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006
года № 06 – 1844. Программа составлена с учётом приказа
Департамента образования Тульской области за № 398 от 24. 2000г. «Об
утверждении регионального компонента содержание общего
образования» в образовательной области искусства и составлена с
учётом приказа.
Программа не только составлена с учётом традиций дошкольного
образования, его фундаментальности, но и с учётом современных
образований. Ведущие цели программы: создание благоприятных условий
для полноценного проживания ребёнком школьного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств – соотношение с возрастными
индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в
современном обществе.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация
этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций
в образовании, восполняет недостатки духовно – нравственного и
эмоционального воспитания ребёнка. Образование рассматривается как
процесс прощения ребёнка к основным компонентам человеческой
культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
Программа составлена с учётом специфики работы в художественной
школе и имеет существенное различие с поставленными целями и
задачами на основном отделении. Предлагаемая программа и
разработанное к ней поурочное планирование охватывают широкий
диапазон изобразительной деятельности: академической дисциплины.
Фольклор, современный дизайн, архитектуру, декоративно – прикладное
искусство и беседы, что позволяет развивать различные формы
мышления ребёнка (логическое и образное, абстрактное и
ассоциативное), необходимое человеку в различных сферах деятельности:
академической дисциплины, фольклор, современный дизайн, архитектуру,
декоративно – прикладное искусство и беседы, что позволяет развивать
различные формы мышления ребёнка (логическое и образное, абстрактное
и ассоциативное), необходимые человеку в различных сферах
деятельности. Система уроков, предлагаемая в данной программе, для 1
класса несёт в себе начальную информацию обучения, по цветоведению,
рисунку, декоративно - прикладному искусству. Дизайну, архитектуре,
композиции, знакомству со свойствами пластилина (пластилинографией).
Программа составлена с учётом знаний возрастных возможностей и
принятия информации учащимися 7 – 8 летнего возраста. Поэтому
содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому,
эмоциональному развитию школьников. Программа не создаёт учебных
нагрузок для школьников в связи с отсутствием домашних заданий,
предполагая взамен широкое использование активных методов обучения.
Программа содержит всё необходимое для достижения запланированных
в ней учебных целей. Содержание программы построено таким образом,
что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или
знаниями базовых курсов: между частными и общими знаниями
прослеживаются связи. Программа использует активные методы
обучения (игровое, проектное).
Искусствоведческая викторина проводимая в конце года, обобщает
результат и является основным критерием, который определяет
результат усвоения учебного материала всего года.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно –
методических и материально – технических средств. Кадровых
возможностей школы. Программа включает необходимые разделы:
пояснительную записку, тематическое содержание, цели и задачи,
оборудование и материалы по каждому уроку, рассчитанное количество
часов на выполнение каждого задания, ожидаемый результат обучения
(проведение викторины), список литературы.
Содержание программы.
Архитектура.
Познакомить детей с русской архитектурой, основных материалах
этого вида искусства (объёмной и плоской). Архитектурой своего
города.
Дать представление о том, что дома, в которых они живут (школа,
цирк, магазины, кинотеатр) – это архитектурные сооружения.
Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по
высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей,
подъездов и т.д.
Вызвать у детей желание рассматривать здание, выделять их
части, называть их положение форму.
Обращать внимание на сходство и различие разных зданий,
поощерять самостоятельное выделение, частей здания
особенности.
Поощерять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях,
реальные и сказочные строения.
Рисунок.
Знакомство с простыми карандашами, историей их
возникновения.
Развивать умения изображать линией на плоскости.
Знакомство с разнообразной штриховкой, с художниками -
графиками.
Учить выполнять графические композиции линиями, пятнами,
штрихами, точками.
Расширять представления о многообразии художественных
материалов, их выразительных особенностях.
Совершенствовать знания о композиционном решении
изображения.
Учить учащихся элементарному изображению человека на
основе применения разных геометрических форм.
Дать понятие о мимике, элементарном построении головы
Живопись.
Знакомство с учебным предметом изобразительное
искусство (живописными материалами, правилами
работы)
Знакомство с цветовым кругом, формирование умения
различать и называть цвета, подбирать сходные по
цвету предметы.
Знакомство с акварельными красками, их свойствами.
Знакомство с цветовой таблицей. Основными и
дополнительными цветами.
Различие работы акварельными красками на примере их
применения в орнаменте. Приёмы работы кистью при
выполнении разных задач.
Ознакомить с одним из жанров живописи - пейзажем.
Обучить работе новой технике по сырому, приёму
работы «набрызга кистью».
Знакомство с жанром натюрморта и отображение его в
художественных произведениях известных мастеров.
Живописная манера выполнения. Развивать умения
создавать натюрморты по настроению.
Расширять представления о многообразии
художественных приёмов работы акварельными
красками (рисование цветов, плодов, овощей).
Декоративно – прикладное искусство.
Знакомство с декоративно – прикладным искусством на примере
изучения орнамента.
Применения техники аппликации при выполнении различных
орнаментов. Знакомство с новыми понятиями, такими как силуэт,
локальный цвет, орнамент, ритм симметрия. Знакомство с
тиражной графикой, декоративной переработкой форм.
Знакомство с историей русских народных костюмов. Как ветви в
декоративно – прикладном искусстве (дизайн)
Орнамент в русской народной вышивке. Выбор цвета в сочетании
изделия цветов при выполнении задания (символика цвета).
Изготовление кукол (развитие навыков в декоративно – творческом
конструировании).
Предметы быта в росписях различных мастеров. Знакомство с
декоративной росписью и её разновидностью.
Знакомство с различными техниками в декоративно – прикладном
искусстве.
Композиция.
Ознакомить детей с жанром композиции, её
разновидностями. Учить учащихся работать над композицией
применяя опорные знаки – символы.
Развивать умения выделять характерные признаки
персонажа, умению отбирать детали
Развивать умения изображать характер лица ограниченными
изобразительными возможностями ( чёрная бумага – белый
фон или тёмный фон – светлая бумага).
Совершенствовать знания композиции. Одежда и её роль при
изображении героя или героев.
Развивать способность ребят логически мыслить,
использовать в речи выразительные средства. Умению
создавать сюжет, выделяя при этом главного героя или
героев.
Формировать творческую фантазию у учащихся, способность
к анализу и синтезу.
Скульптура:
Познакомить с понятием скульптуры, как одной из жанров
изобразительного искусства.
Способами приёмами лепки.
Развивать умения работать тремя способами, применяемыми в лепке,
конструктивным, пластическим, комбинированным. Развивать умения
владеть приёмами лепки (деления куска на части, изготовления формы
при соединении частей)
Программа подготовительного отделения МОУ ДОД НДХШ
Изобразительное искусство – 1 класс.
№
Тема урока
Цели и задачи
Оборудование и
материалы
Кол
/Ча
с
1.
«По секрету всему
свету»
Цель урока: выполнить
рисунок по желанию с целью
выявления знаний и умений, а
так же владением
различными материалами.
Задача урока:
Познавательная: Ознакомить
учащихся с учебным
предметом
«Изобразительное
искусство»; с правилами
работы на уроке и
материалами; видами
художественной
деятельности.
Развивающая: Развитие у
детей изобразительных
способностей
художественного вкуса,
творческого воображения,
пространственного
мышления, эстетического
чувства (понимания
прекрасного); воспитание
интереса и любви к
искусству; умения работать
различными материалами.
Воспитательная:
Воспитывать у ребят любовь
к искусству; через
демонстрацию видов
художественной
деятельности .
Оборудование
:
Для учителя: работы
учащихся в разной технике
выполнения по разным
видам искусства,
иллюстрации с
различными
изображениями, ткань с
узорами, обои,
керамические изделия,
шкатулки, открытки и
др.
Для учащихся: акварель,
гуашь, цветные
карандаши, кисти,
пластилин, цветная
бумага, клей, ножницы,
бумага акварельная,
бумага для рисунка.
3
2.
«Путешествие в
страну акварельных
красок»
Цель урока: выполнить
работу «Цветовой ковёр» при
помощи нетрадиционной
техники (рисование пальцами)
Оборудование:
Для учителя: «Игра угадай
цвет», таблица с
цветовым кругом.
3
с целью овладения цветовой
палитрой и правильным
размещением цветов на
листе бумаги (азы
композиции)
Задача урока:
Познавательная:
Познакомить учащихся с
нетрадиционной техникой
рисования. Формировать
умения различать и называть
цвета, подбирать сходные по
цвету предметы,
познакомить с цветовым
кругом.
Развивающая: Развитие
интереса к цвету, к краскам,
развитие мелкой моторики
рук, развитие
наблюдательности внимания,
развитие чувства
композиции.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к
изобразительному искусству
через нетрадиционные формы
обучения.
Для учащихся: гуашь,
альбом.
3.
«Чудеса акварельки
»
Цель урока: выполнить