Автор: Милькина Людмила Евгеньевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУДО Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой Населённый пункт: г.Трубчевск Наименование материала: методическое сообщение Тема: "Воспитание игровых и рабочих навыков" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой"
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Воспитание игровых и рабочих навыков»
Преподаватель фортепиано:
Милькина Л.Е.
Трубчевск
2016
Одновременное управление развитием всех исполнительских
способностей и навыков представляет собой чрезвычайно сложную задачу.
На обсуждениях, имеющих место в музыкальных учебных заведениях после
концертов и зачетов, на каждом шагу приходится наблюдать, как педагоги,
тонко замечающие дефекты игры учеников своих коллег, сами потом
оказываются, повинными в тех же недостатках. Психологические причины
этих недосмотров заключаются в том, что:
1)
Педагоги легко теряют объективный критерий оценки и общего хода
развития своих учеников, и хода работы над освоением отдельных
пьес;
2)
Педагоги не всегда умеют вовремя перестраивать свою работу
соответственно новой стадии развития ученика или новому этапу
освоения пьесы.
Тот факт, что педагог привыкает к дефектам игры своего ученика и
перестает замечать их - общеизвестен. Против этого существует очень
простое и радикальное решение, но далеко недостаточно широко
применяемое средство: часто показывать своих учеников опытным коллегам.
При этом полезно консультироваться с ними не за два дня до ученического
концерта, когда, с одной стороны никакие существенные поправки уже не
могут быть введены, а с другой стороны – многие дефекты в развитии
навыков уже достаточно замаскированы, но в серединной стадии работы над
пьесой, когда ещё есть время многое сделать и когда вполне отчетливо видны
все слабые стороны развития ученика.
Педагогу иногда трудно бывает расстаться с удачно начатой линией
работы: если удалось, например, подвинуть беглость игры ученика, он бывает
склонен давать ему все новые и новые пьесы и этюды на беглость, игнорируя
сигналы, говорящие о необходимости направить внимание в другие области.
Если ученик вдруг начинает допускать погрешности в области ритмики или
начинает играть грубым звуком и т. п., педагог долгое время бывает склонен
отнести это за счет случайности и продолжать прежнюю линию работы.
Подобного же рода явление происходит, когда на позднем этапе работы над
пьесой ученик «вдруг» начинает срываться: вместо того, чтобы сразу
обратить на это все свое внимание, педагог относит это, опять-таки, к
категории “случайностей”, продолжает углубленную работу над
художественным оформлением и лишь на ученическом вечере убеждается в
том, что его труды, в сущности, прошли даром.
Для того, чтобы не быть вынужденным коренным образом ломать план
работы с учеником при обнаружении новых дефектов, нужно уметь
улавливать самый момент их зарождения, относясь с величайшим вниманием
к малейшим сигналам о неблагополучии в той или иной области игры. Если
же дефект оказывается уже защищенным, обязательно нужно идти на
временную коренную перестройку плана работы.
Педагогам иной раз кажется, что можно раз навсегда покончить с
укреплением того или иного навыка. Так, например, удачно организовав
однажды игровые движения ученика, педагог иной раз полагает, что этим
делом можно пока больше не заниматься; в результате на одном из
следующих курсов “неожиданно” обнаруживается ряд двигательных
дефектов; научив ученика элементарной ритмической игры, педагог упускает
дальнейшее укрепление и развитие этого навыка, пока позднее не
обнаруживается, что ученик явно отстает в области ритмики.
Не следует поэтому забывать, что переход к каждому новому уровню
технической трудности заключает в себе потенциальную опасность
рассматривания всех ранее приобретенных навыков – если педагог или сам
обучаемый не держит их постоянно в поле своего внимания.
Несмотря на совершенную бесспорность принципа одновременного
охвата всех сторон развития и всех сторон овладения возможность таких
положений, когда педагог вынужден делать выбор и устанавливать некоторую
очередность работы, - если не хочет разбросаться и достичь лишь слабых
результатов во всех областях. В этом случае должна иметь место та или иная
обоснованная очередность, которая, однако, при первой же возможности
должна сменяться охватом вновь всего комплекса.
Примечание:
Работа по устранению дефектов в области ритмики всегда является
первоочередной, так как:
1)
в этой области ученик в самостоятельной работе наиболее беспомощен;
2)
без овладения ритмической выдержкой невозможно никакое вообще
управление игрой.
Освоение, укрепление и сочетание игровых навыков происходит:
а) на уроке – под непосредственным наблюдением и воздействием педагога;
б) в домашней работе – в процессе повторного выполнения и развития
достигнутого на уроке;
в) в процессе самостоятельного приложения выработанных навыков к
освоению нового материала.
Тренировка на уроке безусловно необходима для нормального развития
ученика; недостаточность ее приводит к тому, что ученик в домашней работе,
не имея в своем уме достаточно отчетливых критериев, достигает лишь
посредственных результатов. Однако педагоги не всегда умеют сочетать
оказание помощи ученику на уроке с воспитанием навыков самостоятельной
работы. Недостаточное воспитание этих навыков является, пожалуй, самой
слабой стороной практики обучения в фортепианных классах детских
музыкальных школ; они не всегда в достаточной мере формируются даже на
этапе обучения нередко бросают личную игру на фортепиано: вся
приобретенная или за время обучения исполнительская культура оказывается
мертвым, нереализуемым капиталом, так как они не умеют ее приложить к
самостоятельной проработке даже несложной пьесы.
Список литературы:
1.
А.П. Щаков “Фортепианный урок в ДШИ и училище”.