Автор: Степанова Надежда Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "Голышмановский ЦДО" Населённый пункт: Голышманово Наименование материала: Программа дополнительного образования Тема: "Лепим вместе" Раздел: дополнительное образование
«Голышмановский Центр дополнительного образования»
Программа дополнительного образования (общеразвивающая)
«Лепим вместе»
(для обучающихся от 6 – 14 лет)
Срок обучения: 3 года
Разработчик: Степанова Надежда Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Структура программы
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Цели и задачи.
Методы обучения.
Формы организации работы.
Форма проведения занятий.
Дидактические принципы.
Режим занятий.
Содержание программы.
«Пластилиновые фантазии» 6-7 лет, 1 год обучения, 34 часа.
Учебно-тематический план.
Содержание разделов и тем.
Результативность обучения.
«Умелые ручки» 8 -10 лет, 2 год обучения, 68 часов, 1 вариант.
Учебно-тематический план.
Содержание разделов и тем.
Результативность обучения.
«Умелые ручки» 8 -10 лет, 2 год обучения, 134 часа, 2 вариант.
Учебно-тематический план.
Содержание разделов и тем.
Результативность обучения.
«Народная декоративная игрушка» 10 -14 лет, 134 часа.
Учебно-тематический план.
Содержание разделов и тем.
Результативность обучения.
Мониторинг эффективности программы.
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
2
Если лепка для детей перерастет в хобби,
то можно смело говорить о том,
что вы вырастили творческого человека!
Пояснительная записка.
Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру
красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических
материалов создают объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и
разнообразна, но при этом доступна совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную
возможность отражать мир и свое отражение о нем в пространственно-пластических образах.
Лепка – самый осязаемый вид творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки
и по мере необходимости изменяет. Из одного куска пластилина или глины создаются
бесконечное количество образов, каждый раз находятся новые варианты и темы композиций.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания.
Оно обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для
формирования духовного мира человека Художественные произведения, созданные
народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, несут в себе тонкое
понимание природы. Декоративно-прикладное искусство доступно детскому восприятию, так
как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных
формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Большая часть программы (2 учебных года) отведена лепке из глины.
Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются
очень хорошей арттерапией. Психологи говорят, работая с глиной, агрессивный человек
находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся
контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться
концентрироваться. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки,
чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству. Так неживая
природа становится детям понятнее, ближе и интереснее.
На занятиях в объединении ребята научатся создавать собственные, пускай сначала
несложные глиняные поделки. Получат возможность не только познакомиться с игрушками,
3
изготовленными в разных местностях России, но и сами научатся мастерить глиняные
игрушки, создавать различные образы.
Гончарное дело относится к наиболее древним
видам деятельности человека, в котором
накоплен опыт многих тысячелетий. Многообразие методов формования и декорирования
изделий из глины, многостадийность керамической технологии, делают изготовление изделий
сложным, но интересным и увлекательным занятием.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка.
Лепка благотворно влияет на нервную систему.
Лепка повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию
формы, цвета, пластики).
Лепка развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.
Лепка синхронизирует работу обеих рук.
Лепка формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его.
Актуальность программы.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и
развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в
педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой
системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармоничного развития личности.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает
нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт
многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его
частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений,
активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда
ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи
и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно
поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Чем
чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем
активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед
собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая
человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее -
4
нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так
же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в
пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный
маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного,
формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.Движение
рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев
замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать
ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы,
необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком
двигательного и практического опыта, развития навыков «ручной умелости». А развитию этих
навыков способствуют занятия по лепке. Создание ребенком даже самых простых скульптур –
творческий процесс. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус,
чувство ритма.
Цель программы:
Создание условий для
развития детского творчества,
художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке.
Задачи программы:
Образовательные
1.
Обучить основным приёмам и навыкам работы с пластилином и глиной.
2.
Познакомить с различными техниками работы.
3.
Научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельно
наблюдения.
Развивающие
1.
Развивать художественно-творческие способности.
2.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
3.
Развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу и уметь передавать
характерные особенности объектов, пропорцию, комбинацию содержание и форму
предметов живой и неживой природы.
Воспитательные
1.
Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
2.
Формировать умение доброжелательно и конструктивно оценивать результаты
собственной деятельности и результаты других детей.
3.
Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и
взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
5
Объяснительно-иллюстративный метод . Объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала.
Репродуктивный метод . Он включает применение освоенного на основе образца или
примера. Работа носит последовательный характер, т.е. выполняется по правилам в
похожих ситуациях с предложенным примером.
Частично-поисковый метод . Состоит в обеспечении активного поиска решения ранее
выдвинутых задач. В процессе работы постепенно проверяется преподавателем или
самими обучающимися.
Во время учебного процесса используются различные
формы организации
работы:
фронтальная – занятие проводится со всей группой;
групповая - для выполнения практической работы , выполнения коллективных
работ группа делится на малые группы по 3-6 человек.
Индивидуальная
-
работа проводится с детьми, которым трудно усваивать
материал, с детьми, которые проявляют повышенный интерес и имеют успех в данном
виде деятельности.
Формы проведения занятий
: занятие-урок, занятие-беседа, занятие-игра,
экскурсия.
Для расширения кругозора детей, проводятся экскурсии в музеи, на выставки,
познавательные лекции, беседы, дискуссии.
Новизна данной программы определяется учётом особенностей контингента
детей доступность теоретического и практического материала, небольшие
материальные затраты, зримые результаты работы.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация
познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление изделия, оформление и отчет о
проделанной работе.
Отчет позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки
самоконтроля.
Программа строится на таких дидактических принципах :
принцип целенаправленности;
связи обучения с жизнью;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности;
наглядности обучения;
6
доступности;
воспитывающего и развивающего обучения;
принцип прочности.
Режим занятий:
Для групп 1-го года обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Для групп 2-го года обучения – 1 раз в неделю по 1 часу, (68 часов в год) или2 раз в неделю по
2 часа (134 часа в год).
Для групп 3-го года обучения – 2 раз в неделю по 2 часа(134 часа в год).
Содержание программы.
Важным условием реализации внеурочной деятельности является диагностика
интересов учащихся и запросов из родителей. Программа предполагает работу с детьми в
форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой
деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития
овладения детьми навыками лепки.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Так, например, выполнение
творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят,
позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать
нравственно-этические задачи в образной форме.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках
композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Коллективные работы
незаменимы для сплочения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения
коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы,
доверия, открытости.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Программа разработана для детей 6 – 14 лет.
«Пластилиновые фантазии» 6 -8 лет.
(1 год обучения, 34 часа)
Учебно–тематический план
7
Тема
Количество
часов
Типовое
занятие
Практика
1
Вводное занятие.
1
6
7
Радуга на небе.
1
1
8
Зимнее дерево.
1
1
9
Пасхальное яйцо.
1
1
10
Цветик-семицветик.
1
1
11
Творческие работы по замыслу.
2
2
Работа методом размазки по рабочей
поверхности.
6
12
Аппликация «Мухомор».
1
1
13
Аппликация «Гроздь винограда».
1
1
14
Аппликация «Рыбка в море»
1
1
15
Аппликация на свободную тему.
3
3
Лепка в сочетании с природным и бросовым
материалом.
6
16
Жители леса и луга.
3
1
2
17
Домашние животные
2
1
1
18
Карандашница.
1
1
19
Итоговое занятие.
1
1
Итого
34
8
25
Содержание разделов и тем.
1.
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство с кружковцами и учреждением. Задачи кружка в учебном году. Правила
внутреннего порядка. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления.
Правила безопасности труда и личной гигиены.
Работа методом формирования фигур. (14 часов)
2.
Огород. Овощи и фрукты. (1 час)
Вспомнить с детьми осенние приметы.
Лепим несложные детали: скатывание
шариков, раскатывание столбиков, сплющивание и расплющивание, прищипывание и
вытягивание, вдавливание, соединение деталей. Конструируем из них несложные
поделки (грибы, овощи и фрукты).
Задача педагога - определить навыки детей по
уровням: ниже среднего, средний, выше среднего.
3.
Пластилиновый мир. (4 часа)
Формировать интерес к окружающему миру, реалистическое представление о природе.
Освоение приемов лепки изделий простых форм. Напомнить детям свойства
8
пластилина. Закрепить приемы использования пластилина: прищипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение путем
примазывания одной части изделия к другой.
Беседа о пользе, которую
приносят насекомые и земноводные. Лепим животных: божья коровка, гусеница,
лягушка, паук, мышка. В конце каждого занятия обсуждаем выполненные изделия.
Обучающийся составляет рассказ о своем животном (как зовут, где живет, чем
питается, кто его друзья и так далее)
4.
Раздел «Цирк». ( 2 час)
Ознакомить детей с животными из жарких стран.
Показать разные виды животных.
Учить передавать структуру шерсти. Лепить
животных из несложных деталей (конус, шар, цилиндр). Развивать творческое
воображение. Составить коллективную композицию. Разыграть цирковое
представление.
5.
Лепим сказку. (4 часа)
Вспомнить с детьми персонажей из сказок. Сформировывать образ героя сказки
(одежда, части тела, аксессуары). Изучить пропорции человека (ребенок, подросток,
взрослый, старый). Учить передавать структуру шерсти, чешуи. Учить изготавливать
мелкие детали.
Стимулировать активную работу пальцев. Работа групповая. Каждая
группа выбирает свою сказку. Импровизация сказки.
6.
Мои фантазии. (3 часа)
Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм
живых
существ. Закреплять познавательный интерес к природе. Лепить более сложные
сюжеты, продумывая исходный результат. Развивать воображение. Стимулировать
активную работу пальцев. Работа по собственному замыслу. В конце каждого занятия
обсуждаем выполненные изделия. Обучающийся составляет рассказ (как зовут, где
живет, чем питается, кто его друзья и так далее).
Барельеф из пластилиновых колбасок. (6 часов).
7.
Радуга на небе. (1 час)
Учить составлять эскиз. Раскатывание тонких столбиков. Подбор цветов.
8.
Зимнее дерево . (1 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Сплющивание, прощипывание, вытягивание.
Соединение деталей. Главное зимнее дерево – ель. Разговор на тему нового года.
9.
Пасхальное яйцо. (1 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Сплющивание, прощипывание, вытягивание.
Соединение деталей. Беседа о православных праздниках.
10. Цветик-семицветик. (1 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Сплющивание, прощипывание, вытягивание.
Соединение деталей. Беседа о празднике мам – 8 Марта.
11. Творческие работы по замыслу. (2 часа)
Закреплять умение составлять эскиз. Развивать фантазию и творчество.
9
Работа методом размазки по рабочей поверхности. (4 часа).
12. Аппликация «Мухомор». (1 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Учить создавать выразительный сюжет используя
нетрадиционную технику рисование пластилином.
13. Аппликация «Гроздь винограда». (1 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Учить создавать выразительный сюжет используя
нетрадиционную технику рисование пластилином.
14. Аппликация «Рыбка в море». (1 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Подбор цветов. Учить создавать выразительный
сюжет используя нетрадиционную технику рисование пластилином.
15. Аппликация на свободную тему. (3 час)
Закреплять умение составлять эскиз. Подбор цветов. Учить создавать выразительный
сюжет, используя нетрадиционную технику рисование пластилином. Развивать
фантазию.
Лепка в сочетании с природным и бросовым материалом. (6 часов).
16. Жители леса и луга. (3 часа)
Формировать у детей интерес к природе, дать представление о животных и птицах.
Изготовление изделий на основе шишек, палочек, ореховой скорлупы, желудей, семян
растений. Филин, сова, ежик и другие.
17. Домашние животные. (2 час).
Формировать у детей интерес к домашним животным. Изготовление изделий на основе
капсулы от киндер-сюрприза. Корова, овца, баран, лошадь и другие.
18. Карандашница. (1 час).
Украшение карандашницы различным природным и бросовым материалом.
19. Итоговое занятие. (1 час)
Итоговая выставка работ. План работы на следующий год. Вручение грамот,
благодарственных писем обучающимся и их родителям.
Результативность обучения.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
названия и назначение инструментов;
названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
технологическую последовательность выполняемой работы;
основные приемы лепки.
Уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда;
10
применять следующие приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков,
сплющивание и расплющивание шариков и столбиков, прищипывание и вытягивание,
вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
лепить несложные изделия из пластилина;
смешивать пластилин до однородного цвета;
отличать плоские и объемные фигуры;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
выполнять работы согласно технологии;
сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять
самостоятельность;
творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности.
«Умелые ручки» 8-10 лет.
(2 год обучения, 68 часов)
Учебно–тематический план
1 вариант
Тема
Количество
часов
Типовое
занятие
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
2
История глиняной игрушки, технология ее
выполнения.
6
2
4
3
Техника, приемы и способы лепки.
1.Ручная лепка из цельного куска глины
2.Ленточно-жгутовая техника
3.Пластовая или текстильная техника
58
18
20
20
2
2
2
16
18
18
4
Итоговое занятие.
2
2
итого
68
10
58
Содержание разделов и тем.
1.
Вводное занятие. (2 часа)
Задачи кружка в учебном году. Правила внутреннего порядка. Организация рабочего
места. Инструменты и приспособления. Правила безопасности труда и личной
гигиены.
2.
История глиняной игрушки, технология ее выполнения.(6 часа)
Знакомство с глиной, ее свойствами и качеством. Особенности обработки и отделки.
История возникновения глиняной игрушки, а также этапы последовательной работы по
лепке из глины (Приложение 1). Обжиг в муфельных печах. На простых поделках дети
учатся соединять отдельные детали глиняной игрушки (лепка гриба, птички, животных
и т.д.). Экскурсия в краеведческий музей.
11
3.
Техника, приемы и способы лепки. (58 часов)
Краткие сведения об основных (традиционных) способах лепки из глины:
1.Ручная лепка из цельного куска глины
. При лепке из цельного куска за основу
берется шар (ну или немного измененная шарообразная форма), из которого
постепенно методом сплющивания стенок получается нужная форма. (Птичка, заяц,
ежик, мышка и другие)
2.Ленточно-жгутовая техника . При работе жгутами на плоское основание постепенно
наращивается стенка из глиняных«веревочек». (Чайная чашка, ваза, колокол, овечка и
другие)
3.Пластовая или текстильная техника . Она подходит для четких геометрических форм:
раскатываются глиняные пласты одинаковой толщины, а затем из вырезанных по
выкройкам «кусочков» собирается окончательная форма. Перед стыковкой пласты
подсушиваются, а на места стыков наносится насечка, которая промазывается
шликером (жидкой глиной) – для прочности соединения составляющих. (Домик,
шкатулка, карандашница и другие)
Сочетание способов при создании глиняных изделий.
На практике идет освоение лепки игрушек-сувениров двумя способами
(конструктивным и комбинированным). Во время росписи поделок идет обучение
детей правильной работе кистью и красками.
Обжиг изделий. Последнее занятие –
тематическая выставка.
4.
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов работы за год. Сбор отзывов и предложений. Итоговая выставка.
Вручение грамот, благодарственных писем обучающимся и их родителям.
Результативность обучения.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы;
разновидности глин, особенности обработки и отделки;
технологическую последовательность выполняемой работы;
традиционные способы лепки из глины.
Уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда;
распознавать разные виды глин;
подбирать и готовить глину к работе;
выполнять работы в изученных техниках;
12
уметь лепить фигуры по представлению и с натуры, передавая их характерные
особенности;
пользоваться красками, кисточками;
творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности.
13
«Умелые ручки» 8-10 лет.
(2 год обучения,134 часа)
Учебно–тематический план
2 вариант
Тема
Количество
часов
Типовое
занятие
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
2
История глиняной игрушки, технология ее
выполнения.
6
2
4
3
Техника, приемы и способы лепки.
1.Ручная лепка из цельного куска глины
2.Ленточно-жгутовая техника
3.Пластовая или текстильная техника
4.Отминка в готовую форму
5.Отливка в гипсовую форму
6. Вытягивание изделий на гончарном круге
116
20
20
20
20
20
16
2
2
2
2
2
2
18
18
18
18
18
14
4
Декорирование керамики.
8
1
7
5
Итоговое занятие.
2
2
Итого
134
17
117
Содержание разделов и тем.
1. Вводное занятие. (2 часа)
Задачи кружка в учебном году. Правила внутреннего порядка. Организация рабочего
места. Инструменты и приспособления. Правила безопасности труда и личной
гигиены.
2.
История глиняной игрушки, технология ее выполнения.(6 часов)
Знакомство с глиной, ее свойствами и качеством. Особенности обработки и отделки.
История возникновения глиняной игрушки, а также этапы последовательной работы по
лепке из глины (Приложение 1). Обжиг в муфельных печах. На простых поделках дети
учатся соединять отдельные детали глиняной игрушки (лепка гриба, птички, животных
и т.д.). экскурсия в краеведческий музей.
3.
Техника, приемы и способы лепки. (116 часов)
Даются краткие сведения об основных (традиционных) способах лепки из глины:
1.Ручная лепка из цельного куска глины
2.Ленточно-жгутовая техника
3.Пластовая или текстильная техника
4.Отминка в готовую форму
5.Отливка в гипсовую форму
6. Вытягивание изделий на гончарном круге
1.Ручная лепка из цельного куска глины. При лепке из цельного куска за основу
берется шар (ну или немного измененная шарообразная форма), из которого
постепенно методом сплющивания стенок получается нужная форма. (Птичка, заяц,
ежик, мышка и другие)
14
2.Ленточно-жгутовая техника. При работе жгутами на плоское основание постепенно
наращивается стенка из глиняных «веревочек». (Чайная чашка, ваза, колокол, овечка и
другие)
3.Пластовая или текстильная техника. Она подходит для четких геометрических форм:
раскатываются глиняные пласты одинаковой толщины, а затем из вырезанных по
выкройкам «кусочков» собирается окончательная форма. Перед стыковкой пласты
подсушиваются, а на места стыков наносится насечка, которая промазывается
шликером (жидкой глиной) – для прочности соединения составляющих. (Домик,
шкатулка, карандашница и другие)
4.Отминка в готовую форму. Для применения этого способа нужны готовые формы.
Они могут быть из любого материала – гипс, дерево, пластик, керамика. Формы
болванки могут быть как монолитные, так и разборные. Способом отминки можно
изготовить лепнину, украшения, посуду.
5.Отливка в гипсовую форму. Глиняное или шликерное литье основано на свойстве
гипса впитывать воду из глины. При этом глина равномерно уплотняется по всей
внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. изготовление
рамочки для фотографии, фигурки цветов, животных.
6.Вытягивание изделий на гончарном круге. Обучение работе на гончарном круге
начинается с правильной постановки рук. Без правильно поставленных во время
работы рук невозможно добиться хороших результатов. Нельзя идеально оценивать
глину, почувствовать толщину стенки изделия, а значит, изделие получится не
симметричным, тяжелым, либо совсем разрушится. Изготовление кувшинов,
молочников, крынок.
Так же, при создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.
Дети должны, по возможности, запомнить названия основных приемов и способов
лепки, знать особенности лепки игрушек каждым из способов.
На практике идет освоение лепки игрушек-сувениров двумя способами
(конструктивным и комбинированным). Во время росписи поделок идет обучение
детей правильной работе кистью и красками.
Обжиг изделий. Последнее занятие –
тематическая выставка.
4.
Декорирование керамики. (8 часов)
Основные понятия. Рельеф - любое выпуклое скульптурное изображение,
возвышающееся над поверхностью черепка, вогнутое - контррельеф.
Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклая часть изображения выступает над
поверхностью не более чем на половину своего объема, т.е. не вполне округла.
Горельеф - высокий рельеф, значительно выступающий над поверхностью.
15
Нанесение рисунка штампиками с фигурными изображениями из гипса, дерева,
металла (шестеренки, гайки) наносят орнамент, пальцами делают оборки, ножом -
резьбу.
Фактурное декорирование - придание поверхности изделия особого вида и цвета. Это
лощение керамики до блеска гладкими предметами - кожей, деревом, отпечатки ткани
или сетки, нанесение воска перед глазурованием, мраморизация - капли краски
растекаются по поверхности сами или их разводят палочкой, проволокой, морение
окислами железа (декорирование посуды: чашки, крынки, молочники).
Последнее
занятие – тематическая выставка.
5.
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов работы за год. Сбор отзывов и предложений. Итоговая выставка.
Вручение грамот, благодарственных писем обучающимся и их родителям.
Результативность обучения.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
6.
оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы;
7.
разновидности глин, особенности обработки и отделки;
8.
технологическую последовательность выполняемой работы;
9.
традиционные способы лепки из глины, рельефную лепку.
Уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда;
распознавать разные виды глин;
подбирать и готовить глину к работе;
выполнять работы в изученных техниках;
уметь лепить фигуры по представлению и с натуры, передавая их характерные
особенности;
пользоваться красками, кисточками;
творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности.
«Народная декоративная игрушка» 10 - 14 лет.
Вводное занятие. (2 часа)
Задачи кружка в учебном году. Правила внутреннего порядка. Организация рабочего
места. Инструменты и приспособления. Правила безопасности труда и личной
гигиены.
2.
Дымковская игрушка. (34 часов)
Глина, ее свойства. Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Дымковские
цвета, характерные особенности лепки, элементы, орнаменты. Цветные узоры на
хвостах, крыльях, фартуках, платьях. Упражнения по рисованию узоров на бумаге
кистью. Изготовление изделий: петух, уточка, гусь, индюк, лошадь, олень, баран, козел,
мишка с бубном, барышня крестьянка и другие. Обжиг, роспись. Последнее занятие –
тематическая выставка.
3.
Филимоновская игрушка. (34 часов)
История филимоновской игрушки, особенности лепки и росписи, характерные для
росписи цвета.
Орнаменты филимоновского мастера. Упражнения по рисованию
узоров на бумаге кистью.
На практической части занятий дети лепят несложные
филимоновские игрушки: козлики, барыни, птички-невелички, свинки, олень. Сложные
композиции: мужик и медведь, барыня на лошади.
Обжиг, роспись. Тема завершается
выставкой в рабочем кабинете.
4.
Ярославская игрушка. (10 часов)
История игрушки. Особенности росписи: игрушки покрывали глазурью или белой
масляной краской с синими и красными полосками и пятнами. Свистульки в виде
коней и птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными ножками и
выгнутыми спинами. Упражнения по рисованию узоров на бумаге кистью. Обжиг,
роспись. Последнее занятие – тематическая выставка.
5.
Тверская игрушка. (14 часов)
История тверской игрушки. Особенности работы мастеров: изделия ярко
расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обожжённой
глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в
17
виде маленьких чешуек и оборок. Упражнения по рисованию узоров на бумаге кистью.
Лепка свистулек: птички, петушки, жар-птицы, царь-рыбы, медведи.
6.
Каргапольская игрушка. (10 часов)
Как лепят в Каргополе. Узоры и орнаменты. Знаки солнца. Упражнения по рисованию
узоров на бумаге кистью. Крестьяне русского севера. Крестьянка с пирогом, крестьянка
стирает. Лес, звери, охотники. Сказочный мир Каргополя.
7.
Творческие работы обучающихся. (28 часов)
Обучающиеся изготавливаю поделки по эскизам преподавателя, либо по собственным.
8.
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов работы за год. Сбор отзывов и предложений. Итоговая выставка.
Вручение грамот, благодарственных писем обучающимся и их родителям.
Результативность обучения.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
10. оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы;
11. особенности обработки и отделки;
12. технологическую последовательность выполняемой работы;
13. общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки;
14. традиционные способы лепки из глины;
15. отличительные черты, элементы росписи и цвета народных глиняных игрушек;
16. понятия «контрастные цвета», «теплые цвета», «холодные цвета»;
17. элементы росписи и характерные цвета дымковской, филимоновской, каргапольской и
других игрушек.
Уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда;
узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых
по программе;
уметь лепить фигуры по представлению и с натуры, передавая их характерные
особенности;
творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности;
составить эскиз росписи изученных народных глиняных игрушек;
расписывать глиняные поделки (мелкие детали можно с помощью педагога).
Мониторинг эффективности программы.
18
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и
инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами,
благодарственными письмами.
Так же мною ведется отдельный журнал, в котором оценивается работа обучающихся по всем
темам. Ведение мониторинга позволяет не только провести диагностику развития личностных
способностей, но и повысить самооценку обучающихся. Завершение курса обучения является
итоговая выставка, декоративно-прикладного творчества призванная показать достижения
обучающихся за год. Лучшие изделия отбираются для участия в районных и областных
конкурсах, в выставках и фестивалях.
Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:
- организацию и проведение открытых занятий;
- проведение мастер-классов;
- участие в выставках и конкурсах разного уровня.
Методическое обеспечение программы.
-Инструкция по технике безопасности при работе с глиной. (Приложение № 2)
- Разработки открытых занятий образовательного и воспитательного характера, беседы,
викторины, кроссворды, тесты, игры на закрепление отдельных тем. (Приложение № 3)
Мониторинг обучающихся по усвоению программы «Лепим вместе» (Приложение № 4)
Образцы изделий (Приложение №5).
Для работы в «Мастерской лепки» необходимо следующее оборудование:
столы
стулья
полки для не расписанных работ и полки для оформления выставок
рабочий уголок
информационные стенды
технологические карты
муфельная печь
гончарный круг
инструменты и материалы:
глина, пластилин
стеки
краски гуашевые
кисти разных номеров и разного качества
водоэмульсионная краска
стаканчики для воды
19
простые карандаши
альбомы или тетради для выполнения эскизов росписи
образцы поделок
20
Литература:
1. 207 лучших подарков своими руками/ Белякова О.В. и др.- М.: ООО ИКТЦ "ЛАДА", 2009-
112с.+12с, илл.
2. Величкина Г. А., Шникалова Т. Я. Искусство – детям. Дымковская игрушка: учебное
пособие/ ред. Ю Дорожин- М.: Мозаика-Синтез, 2004
3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1998. - 208с., ил.
4.
Горичева В.С. Куклы. - Ярославль: Академия развития, 1999. -192с., ил.- (Серия:
"Бабушкин сундучок").
5. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль:
"Академия развития", 2000. - 96с., ил.- (Серия: "Лучшие поделки").
6. Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
7. Ксюша: для любителей рукоделия//под ред. О. Наумчик. - Минск: Белорусский Дом печати.
8. Липунова С. Волшебная глина. - Смоленск: Русич, 2001. - 160с.- ("Легко и просто").
9. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - Москва, 2000 год.
10. Народное творчество//под ред. О.В.Акуловой. - Москва: ООО «Финтрекс».
11.
Пантелеева Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. Для
воспитателя дет. сада/ Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич- Кастори. - М.: Просвещение;
Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987. - 287с.: ил.
12. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по
внеклас. Работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112с., ил.
13. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. - М.: АСТ-ПРЕСС,
1997. -144с.:ил.
14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в Детском саду: Пособие для
воспитателя. - М.: Просвещение, 1984. - 112с., ил.
15. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику/ О.В.Чибрикова. - М.: Эксмо,
2007. - 64с. : ил.
16. Школа и производство: научно-методический журнал//под ред. Г.В. Пичугиной. - Москва.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЭТАПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ
1. Передача общего строения
2. Уточнение общего строения
3. Проработка основных деталей
4. Обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды
5. Просушивание изделия
6. Обработка поверхности изделия наждачной бумагой
7. Покраска основной краской
8. Продумывание элементов раскраски на альбомном листе
9. Раскрашивание готового изделия
10. Покрывание лаком.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1.Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки.
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении рядом сидящего человека.
3.При работе, глина находится в специально отведенном месте.
4.На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5.При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах.
6.После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную
ёмкость
7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МАУ ДО «Голышмановский ЦДО»
Объединение «Лепим вместе»
Обучающиеся 2 года обучения, 10-11 лет
Педагог: Степанова Надежда Сергеевна
Название темы:
Ленточно-жгутовая техника. Декоративная тарелочка.
Цель занятия:
Задачи:
Совершенствовать умения работать в ленточно-жгутовой технике.
1.
Познакомить детей с историей глиняной посуды. Изготовить тарелку в ленточно-
жгутовой технике.
2.
Развивать творческие способности.
3.
Приобщать детей к народным традициям посредствам лепки из глины.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы обучения:
Фронтальная форма
Тип занятия:
Комбинированное
Оборудование и
материалы:
Ноутбук, открытки с изображением древней глиняной посуды, иллюстраций, глиняная посуда,
технологические карты, глина, вода, шликер, гипсовые болванки, стеки, поролоновая губка.
Ход занятия:
Структура занятия
1.Организационный момент.
2.Основная часть (Теоретические знания, подготовка к практической работе, практическая работа).
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Организационный
момент.
Видеоролик «Изготовление тарелки на гончарном круге». (2 мин.)
В краю далеком есть гончарный круг.
Вокруг оси он двигается вечно.
И воду пьет из добрых теплых рук
Незаурядного, простого человечка.
22
А тот и жив, тем, что приносит день...
И маленькие радости в довесок...
Пылает ароматами сирень,
И глина лучше нового замеса.
Её, как масло, режет поперёк,
И положив кусок на круг гончарный,
Натруженными пальцами сомнёт,
Движением, почти элементарным.
И оживет невинный ком земли…
Кружась, танцуя, впитывая ласку,
Чтоб руки мастера понять могли,
И из обычной почвы сделать сказку.
А после ждет художника черед.
Узоры нанесёт волшебной кистью.
В печи огромной пламя обожжет.
И зацветут соцветия средь листьев.
Вот, наконец, готов великий труд.
Как видим мы: горшки творят не Боги…
Истертый временем гончарный круг,
И мастерство, ваять без аналогий.
Добрый день.
Тема нашего занятия : Декоративная тарелочка.
Цель : Совершенствовать умения работы в ленточно-жгутовой технике.
Наша задача познакомиться с историей глиняной посуды и изготовить декоративную
тарелочку в ленточно-жгутовой технике.
Теоретические
знания
В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к
разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы
и горшки из глины.
А, как же появилась глиняная посуда.
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком
развитии на Руси гончарного ремесла. Слова «посуда» в Древней Руси не существовало. То, из
чего можно было есть, называли « судно ». А то, из чего можно было пить, называли « сосуд ».
Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке.
Одним из главных элементов посуды был горшок. В русской избе было очень много
разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей —
варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. Горшки в семье берегли, обращались с ними
очень аккуратно. Украшений на горшках практически не было.
Как вы думаете почему?
(Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке,
лишь ненадолго показываться на столе во время завтрака или обеда.)
Посмотрите на картинки. Каково было разнообразие посуды. Каждый предмет имел свое
предназначение.
Производство первой глиняной посуды было ручным.
Технология изготовления заключалась в следующем: из подготовленной глины раскатывали
жгутики, которые затем укладывали по спирали. Полученное изделие разглаживали, палочкой
рисовали на нем орнамент и обжигали в огне. Позднее, для прочности и красивого цвета, в
глину стали добавлять другие вещества, и такой материал получил название – керамика.
Прошли многие тысячелетия, теперь современные мастера используют для изготовления
сосудов гончарный круг и отливки в форму. Но до сих пор используют жгутовая техника при
лепке уникальных фигурных изделий, а также для изготовления больших сосудов. Вспомните
какие горшки были в сказке «1000 и одна ночь», в такой сосуд мог поместится человек.
Подготовка к
Сегодня я предлагаю слепить такую тарелочку.
23
практической
работе.
Наша тарелочка выполнена в ленточно-жгутовой технике.
Рассмотрим технологию изготовления. (ноутбук, видеопрезентация)
2 слайд.
Основными элементами в данной технике являются жгутики и спирали.
Они должны плотно прилегать друг к другу в изделии, не образуя просветов. Для этого изделие
формуют на заготовке, имеющей подходящую форму. Лучше, если это будет гипсовая болванка
– она в процессе работы будет впитывать лишнюю влагу, и изделие по окончании работы легко
отстанет от неё.
3 слайд.
Круглую тарелку начинаем лепить от центра – в центре гипсовой формы поместить спираль.
4 слайд.
Следующим рядом выложить круг из спиралей меньшего размера. При этом спирали слегка
прижимать друг к другу, не оставляя просветов.
5 слайд.
По краю спиралей выложить жгутик.
6 слайд.
Все просветы в изгибах волны и местах соединения деталей залепить шариками из глины.
7 слайд.
По краю волны выложить еще один жгутик.
8 слайд.
Стекой загладить поверхность тарелки движениями от края к центру.
9 слайд .
Смочить поверхность тарелки губкой и загладить руками.
10 слайд.
Из жгутика толщиной 1 см склеить «бублик».
11 слайд.
Смазав шликером, приклеить «бублик» к основанию. Тонкой стекой примазать жгутик со всех
сторон.
Практическая
работа.
Итак, приступим. Для работы нам понадобится кусок подготовленной глины, вода, гипсовые
формы, стеки, шликер, поролоновая губка.
Вспомним, что такое шликер? (жидкая глина).
Литературные произведения в которых упоминаются глиняные сосуды.
«Терем-теремок» (Вез старик воз с горшками да уронил горшок)
«Волшебная лампа Алладина»
«Лиса и кувшин»
«Лиса и дрозд»
«Каша из топора»
«Лиса и журавль»
Заключительная
часть. Подведение
итогов.
Давайте проведем анализ наших изделий.
Все ли у нас получилось?
Возникали ли трудности во время работы?
Как вы их решали?
Ребята, у нас получились прекрасные тарелочки. Вы как настоящие мастера выполняли свой
замысел, советовались друг с другом, именно так происходит в мастерских у ремесленников.
Теперь нам нужно правильно высушить, обжечь наши работы. На следующем занятие мы будем
декорировать наши тарелочки.
До свидания.
МАУ ДО «Голышмановский Центр дополнительного образования детей»
Объединение «Лепим вместе»
Обучающиеся 1 года обучения, 7-8 лет
24
Педагог: Степанова Надежда Сергеевна
Название темы:
Размазывание пластилина по рабочей поверхности.
Царство морских рыб.
Цель занятия:
Задачи:
Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к
природе.
1) Закреплять умения работать в технике размазывания по рабочей поверхности.
2) Развивать мелкую моторику.
3) Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы обучения:
Фронтальная форма
Тип занятия:
Комбинированное
Оборудование и
материалы:
запись звуков моря, видео материалы «Самые красивые рыбки в мире», пластилин, доски для
лепки, салфетки, картинки с изображением рыб, силуэты аквариумов.
Ход занятия:
Структура занятия
1.Организационный момент.
2.Основная часть (Теоретические знания, подготовка к практической работе, практическая работа).
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Организационный
момент.
Добрый день.
Тема нашего занятия: Царство морских рыб.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с разнообразием морских рыб, повторим
технику размазывания по рабочей поверхности и изготовим аквариум.
Теоретические знания
Я приглашаю вас отправится на море. Согласны?
Перед тем как отправится в путешествие давайте рассмотрим иллюстрации морских рыб.
Послушайте какие интересные названия у этих рыб. (иллюстрации на доске).
Ну что в путь.
Звучит тихая медленная музыка.
Послушайте какую чудесную песню поет нам море. Песня моря так загадочно звучит, будто
приглашает нас в увлекательное сказочное и таинственное путешествие по морским
глубинам.
Закроем глаза, расслабимся. Представим себя на берегу моря. Вот оно - прекрасное синее
море. Морская волна медленно набегает на берег и играет с маленькими камешками.
Камешки переворачиваются, искрятся и переливаются на солнышке разноцветными цветами.
Шумит, шипит морская волна; шуршат и перекатываются камешки. Приглашают нас
поплавать. Мы входим в воду и не замечаем, как оказались на дне морском. Ах, как красиво в
царстве Морского царя.
Вот медленно идет по дну краб, постепенно переставляя свои колючие ноги.
А вот и морской черт появился.
Прогуливаемся дальше по царству Морского царя. Вот медленно проплывает рыба – еж.
Она никого не боится, раздулась, как шар, иглы растопырила. Попробуй схватить!
А это что за яркая рыбка? Это рыба Бабочка, прозванная так за яркую окраску.
А вот стоит на морском дне живой столбик, похожий на цветок. (открываем глаза)
Это актиния - морское животное. Качается актиния из стороны в сторону, шевелит
ниточками-щупальцами. Смешно становится от этой важной позы. Пищу ей приносят все
время сменяемые токи воды, в которой много и живых существ, и мелких беспозвоночных.
Очень любит мальков и шустрых рачков-бокоплавов, причем обжоры актинии на удивление.
Двухсантиметровая по высоте кроха может проглотить одного за другим более сотни полу
сантиметровых рачков, и тут же на глазах растолстеет. Пищевые остатки актиния
выбрасывает тоже через рот, и этим же путем появляется на свет новое поколение.
А это что за рыбка…
Рыба Клоун яростно защищает свою территорию, и воспринимает любую другую рыбу или
водолаза как угрозу свой обители. Рыба клоун даже пойдет до, чтобы укусить того водолаза,
который не отреагирует на предупреждение. Эти рыбы очень храбрые. Несмотря на всю
25
свою храбрость, рыба клоун не настолько смелая, когда дело доходит до путешествий. Их
определенно не назовешь мировыми путешественниками. Они очень редко отплывают даже
на метр от актиний, особого вида кораллов, в щупальцах которых и обитают клоуны. Эти
щупальца ужалят кого угодно, кто к ним прикоснется, но вот рыбе клоуну они ничем не
грозят, так как их тела покрыты слизистым покрытием, которое их защищает.
Подготовка к
практической работе.
Практическая работа.
Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. (Плавники нужны
рыбам для того, чтобы плавать).
У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза?
Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.(Чешуйный покров, подобно
панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу
упругость, эластичность)
Физминутка: Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят
улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Сегодня мы будем рисовать пластилином рыбку Клоуна.
Давайте рассмотрим наш аквариум.
Какой он формы?
Что вы видите в аквариуме?
Какие цвета будем использовать для рыбки? Для актинии?
Берем оранжевый пластилин, им мы будем заполнять хвост, голову рыбки, размазывая
пластилин тонким слоем. Сначала отщипываем маленький кусочек пластилина, делаем из
него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Аккуратно делаем, не выходя за
контур. Затем берем белый, черный цвет и продолжаем рисовать.
Таки же образом раскрашиваем актинии с помощью пластилина.
Заключительная
часть. Подведение
итогов.
Вот и наша рыбка золотая готова!
Все ли у нас получилось?
Возникали ли трудности во время работы?
Как вы их решали?
Посмотрите, какие у вас рыбки красивые получились!
До свидания.
Конкурсно-игровая программа
"Веселое путешествие"
Цель : повторить и закрепить знания, полученные на занятиях.
Задачи: повторить и закрепить изученные термины, последовательность изготовления глиняной игрушки;
- правила поведения на занятиях и технике безопасности при работе с глиной;
- воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, умение работать в коллективе, обращать внимание на культуру
общения;
- развивать память, логическое мышление, речь, внимание, интерес к занятиям в мастерской.
Оборудование: доска с названиями станций, посадочные места для обучающихся, музыкальное сопровождение,
реквизиты к конкурсам, медальки для награждения.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята.
Сегодня у нас будет необычное занятие "Веселое путешествие". Будем путешествовать по станциям Глиняного
города.
В ходе путешествия мы повторим все, что изучили, отдохнем.
26
Вы любите путешествовать?
- Да.
- А на чем можно путешествовать? (на автобусе, самолете, поезде, на корабле и т.п.)
На доске – листочки, которые мы будем переворачивать, и читать название станции, на которую мы прибудем.
Давайте не будем терять время и отправимся в путешествие. Предлагаю – на машине. (дети встают друг за
другом, у первого в руках руль, звучит музыка, поехали).
Кто желает перевернуть первый листок и прочитать название первой станции (выходит один ученик)
Станция правил
Скажите, какие правила мы должны знать и соблюдать?
(правила поведения на занятиях)
Давайте их вспомним. (Ответы детей).
Молодцы. Поехали дальше. Предлагайте, на чем?
Станция безопасности
Кроме правил поведения на занятиях мы должны соблюдать и правила работы и техники безопасности при
работе с глиной, стеками, красками и кистью, муфельной печатью и т.п..
Я вам предлагаю выбрать лепесток ромашки. На каждом лепестке написано начало предложения. Вам нужно его
продолжить.
(Ответы детей)
На чем поедем на следующую станцию? (на лыжах)
Станция угадай-ка
Предлагаю вам отгадать кроссворд. (кроссворд дается один на 2-3 человека затем проверяется). Молодцы.
Дальше отправимся вплавь.
Станция "Путаница"
- Посмотрите на доску. Здесь написана последовательность изготовления глиняной игрушки. Но, по-моему, здесь
все перепутано.
Давайте все исправим. (Дети по одному выходят и переставляют листочки с надписью).
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Сейчас каждый из вас возьмет кружок и приклеит на юбку
дымковской барыни (красный – если занятие понравилось, синий, если что-то не понравилось, черный, если
совсем не понравилось.).
Конкурсное мероприятие.
Цель: Повторить и закрепить знания, умение и навыки.
Задачи:
1.Вспомнить изученные понятия, термина, последовательность изготовления глиняной игрушки, правила работы
с глиной, красками.
1. Воспитывать интерес к древнему художественному промыслу – лепке из глины, взаимопомощь.
2. Развивать память, логическое мышление, речь, фантазию, умение работать в группах.
Оборудование:
Доска, места для двух команд, раздаточный материал, грамоты для награждения.
Конкурсы:
1. Придумать название командам.
2. Игра "Нужное-ненужное" (разложить слова, написанные на отдельных листочках в 2 столбца или конверта в
один – то, что нужно для лепки, в другой – то, что не нужно для лепки)
Слова: Глина, стека, вода, клей, нитки, краски, белила, ткань, цветная бумага, кисть, подкладная доска, телефон,
фартук, перчатки, ручка, лак, ластик, линейка, муфельная печь, стул, стол, веник, конфеты, баночка для воды,
сапоги, полотенце, бисер, спицы. Книга, тетрадь, мел, чайник, машина, портфель, гвозди, кнопки, скрепки, руки,
магнитофон, удочка, часы, учитель бабушка, ремень.
3. Игра "Мозговой штурм" (из слова МАСТЕРСКАЯ составить как можно больше слов в единственном числе,
именительном падеже).
4. Игра "Все по порядку" (Разложить по порядку листочки и с последовательностью изготовления глиняной
игрушки).
Подготовка глины к работе
Лепка
27
Сушка
Обжиг
Побелка
Роспись
Лакировка.
5. Отгадать кроссворд.
8. Подведение итогов игры (подсчет очков у каждой команды, награждение.
Схема самоанализа росписи поделок.
1. Понравилась ли вам роспись?
2. Чем понравилась?
3. Правильно ли выполнена роспись? Если нет, какие ошибки ты увидел (а)?
4. Соответствует ли роспись изучаемой народной глиняной игрушке?
5. Если есть ошибки, как лучше их исправить?
6. Какую оценку поставили бы себе?
6 Закрепление:
- Отгадаем кроссворд, тем самым закрепим полученные знания по пройденному материалу.
1. В каком городе появилась Каргапольская игрушка?
2. Синий, зеленый, черный – это какие цвета?
3. Контрастный цвет для оранжевого цвета?
4. С помощью чего при лепке соединяются детали между собой?
5. Контрастный цвет для зеленого цвета?
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Уходя, в конвертик положите кружок красного цвета – если занятие понравилось, кружок синего цвета – если не
понравилось, зеленого – что-то понравилось, а что-то нет. Дежурные прибирают рабочие места.
Всем спасибо, до свиданья!
Беседа в рамках темы "История глиняной игрушки, технология её выполнения"
Очень давно, тысячи лет назад, жил в пещере первобытный человек. Не было у него ружья, топора и даже ножа
для охоты. И выходил он на схватку с хищным зверем с дубинкой и камнем в руке.
Не было у него ткани, чтобы сшить себе одежду. И разгуливал он по лесу, накинув на себя звериную шкуру.
Посуды тоже не было. Не в чес было хранить свежую воду, мясо, плоды.
Трудно жилось нашему предку, да выручила его обыкновенная глина. Её было много, разной – белой и черной,
красной и синей, желтой и зеленой. Попадалась тощая и жирная, чистая и с камушками и веточками, даже
съедобная иногда встречалась…
Как же глина помогла человеку? А вот как. Из глины слепил человек себе посуду: чашки, миски, горшки. Из
глины сделал себе жилище и из сырой пещеры перебрался и уютный глинобитный домик.
В те древние времена глина и от болезней лечила? Наложит бабушка вечером на больные, ноющие косточки
горячий глиняный пластик – утром уже снова полна сил.
Из глины мастерили люди замечательные украшения: бусы, серьги, брошки для красавиц, игрушки-забавы для
детей.
Прошло немало времени. И вот мы с вами сегодня пьем чай из пластмассовой кружки, варим борщ в
эмалированной кастрюле, играем с резиновым зайчиком. Так что же, нет глине больше места в нашей жизни.
Конечно же, есть. По-прежнему глина лечит, её добавляют в разные лекарства, косметику. По-прежнему у
хорошей хозяйки на кухонной полке стоит горшочек для каши, крынка для молока, солоночка, припасенная
веселая звонкая свистулька для сына или дочки. И все это – из глины. И цветы дома такая хозяйка не посадит в
пластиковые горшочки, а только в керамические, где корни "дышат".
По-другому и быть не может. Ведь глина – природный материал, и каждое изделие из нее хранит тепло рук
мастера, создающего красоту. Если вы постараетесь, ребята, то и ваши изделия, сделанные с любовью и
желанием, будут долгие годы приносить радость людям. Хотите научиться лепить из глины? Тогда принимаемся
за работу!
28
Викторина о Филимоновской игрушке:
1. Где появилась Филимоновская игрушка? (в деревне Филимоново, Одоевского района, Тульской области)
2. Каких вы знаете мастеров-умельцев Филимоновской игрушки? (А.И.Дербенева, П.П.Илюхина, А.И.Лукьянова)
3. Из предложенных глиняных игрушек найти Филимоновские,
4. Особенности лепки Филимоновской игрушки. (Филимоновские игрушки вытянутые, худенькие, имеют мало
деталей)
5. Назовите три главный цвета, используемых в Филимоновской росписи. (малиново-красный, желтый, зеленый,
иногда применяют синий или фиолетовый)
6. Назовите основные элементы росписи Филимоновской игрушки (сочетание цветовых полосок, точек, кругов,
овалов, звездочек, треугольников).
7. Из образцов росписи выберите Филимоновскую роспись.
8. Символику каких элементов Филимоновской росписи вы запомнили? (круг- это солнце, треугольник – земля,
елочки и ростки – символ растительности и жизни).
Т Е С Т
на проверку правил поведения на занятиях,
мастерской, техники безопасности при работе с необходимыми
инструментами и материалами, а также на проверку знаний по пройденным темам
1.На занятия нужно приходить:
- на 20 минут раньше;
- на час позже;
- вовремя, по расписанию.
2.На занятиях нужно:
- стараться;
- быстро бегать;
- много говорить;
- помогать товарищам;
3.В конце занятия нужно:
- сказать: «До свидания»;
- вымыть пол;
- прибрать рабочее место;
- станцевать.
4.В рабочем кабинете нельзя:
- брать в руки глиняные поделки с выставки;
- читать подписи на стендах;
- брать что-либо с учительского стола;
- портить мебель;
5.Перед началом лепки нужно:
- загнуть рукава;
- размять глину;
- встать;
- приготовить воду.
6.Во время лепки нельзя:
- бросаться глиной;
- брать в руки глину;
- пользоваться водой;
- стоять.
7.Печь для обжига глиняных поделок называется:
- русской;
- гончарной;
- муфельной.
8.Можно ли сразу обжигать слепленную из глины поделку?
29
- да;
- нет;
- не знаю;
- это зависит от размера поделки.
9.Перед росписью глиняную поделку нужно:
- покрыть лаком;
- обжечь;
- побелить.
10.После росписи поделку нужно:
- обжечь;
- побелить;
- покрыть лаком.
11.Способ соединения отдельных деталей из глины называется:
- «зонтик»;
- «юбочка»;
- «шапочка»
12.Глина бывает:
- песчаная;
- супесчаная;
- средняя.
13.Для лепки поделок лучше использовать глину:
- жирную;
- среднюю;
- песчаную.
14.Какого цвета жирная глина?
- красного;
- коричневого;
- желтого.
15.Какого цвета средняя глина?
- красного;
- коричневого;
- жёлтого.
16. Какого цвета песчаная глина?
- красного;
- коричневого;
- жёлтого.
17.Инструмент для лепки называется:
- стека;
- кисточка;
- палочка.
18.Коллаж – это панно, где детали выполнены:
- только из глины;
- из разных материалов;
- из глины, соломки и ткани.
19.Композиция – это должна состоять:
- из двух фигур;
- из одной фигуры;
- из трёх и более фигур.
20.Какого способа лепки не бывает:
- скульптурного;
- конструктивного;
- пластического;
- кругового;
30
- комбинированного.
Игра на закрепление знаний"Все по порядку"
Задание: определить последовательность изготовления глиняной игрушки; расставь цифры по порядку:
- сушка,
- лакировка,
- заготовка глины,
- роспись,
- обжиг,
- лепка,
- подготовка глины к работе,
- побелка
31
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Мониторинг обучающихся по усвоению программы «Лепим вместе»
«Пластилиновые фантазии» 1 год обучения (2014-2015 гг)
№
п\п
Ф.И. обучающегося
Умение
работать
методом
формирования
фигур
Барельеф из
пластилиновы
х колбасок
Работа
методом
размазки по
рабочей
поверхност
и
Лепка в
сочетании с
природным
и бросовым
материалом
Итого
баллов
1
Басова Кристина
3
4
3
4
14
2
Дюкова Вероника
3
4
4
3
14
3
Калинина Кристина
4
4
4
4
16
4
Магомадова Ясмина
4
5
3
3
15
5
Семенова Динара
3
4
3
4
14
6
Титенко Алина
5
4
5
5
19
7
Федосова Полина
5
5
5
4
19
8
Филинова Ксения
5
4
4
4
17
9
Крашанина Софья
4
4
4
3
15
10
Колосова Карина
4
4
4
3
15
До 12 – низкий уровень
От 12 до 16 – средний уровень (7 человек). Что составляет 70 %
Свыше 16 – высокий уровень (3 человека). Что составляет 30%
Мониторинг обучающихся по усвоению программы «Лепим вместе»
«Умелые ручки» 2 год обучения (2015-2016 гг)
№
п\п
Ф.И. обучающегося
История
глиняной
игрушки,
технология ее
выполнения.
Ручная лепка
из цельного
куска глины
Ленточно-
жгутовая
техника
Пластовая
или
текстильная
техника
Итого
баллов
1
Басова Кристина
4
4
4
4
16
2
Дюкова Вероника
4
4
4
4
16
3
Калинина Кристина
4
5
4
5
18
4
Магомадова Ясмина
4
5
4
5
18
5
Семенова Динара
4
4
5
5
18
6
Титенко Алина
4
5
4
5
18
7
Федосова Полина
5
5
5
5
20
8
Филинова Ксения
5
5
5
5
20
9
Крашанина Софья
4
3
4
4
15
10
Колосова Карина
4
4
4
4
16
До 12 – низкий уровень
От 12 до 16 – средний уровень (4 человека). Что составляет 40 %
Свыше 16 – высокий уровень (9 человек). Что составляет 60%
32
2014-2015 учебный год
2015-2016 учебный год
0
0
70
40
30
60
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
33
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Образцы изделий:
34
35
36