"Практика реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Автор: Горбатовская Юлия Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАОУ "Школа №5 г. Благовещенска" Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская обл. Наименование материала: статья Тема: "Практика реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" Раздел: дополнительное образование
Автор-исполнитель:
педагог-психолог
Горбатовская Ю.В.
«Практика реализации психолого-педагогического
сопровождения детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата»
Особенности детей с нарушениями ОДА
- недостатки интеллектуального развития;
- трудность в развитии восприятия и формирования пространственных
и временных представлений;
- астенические проявления: пониженная работоспособность,
истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие,
трудности переключения внимания, малый объем памяти;
- недостаточная сформированность социальной перцепции;
- эмоциональная лабильность;
- снижены процессы адаптации, интеграции, саморазвития и
самореализации, недостаточно сформированы потребности в
сотрудничестве, навыки взаимопомощи и обращения к прошлому
опыту
Программа индивидуального психолого-
педагогического сопровождения Анны А.
Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и
интеллектуальных процессов ребенка, его эмоционально-
волевой сферы.
Задачи программы:
1. развитие познавательных процессов: памяти, внимания,
развитие пространственно-временных представлений, общей и
мелкой моторики;
2. обучение навыкам произвольного поведения;
3. снижение эмоционального и мышечного напряжения;
4. развитие коммуникативных навыков, навыков
взаимодействия с педагогом;
5. развитие психомоторных навыков, навыков ориентации в
пространстве, развитие зрительно-моторной координации
ребенка.
Начало реализации программы
Диагностическое занятие от 18.05.2015 г.
Моторная деятельность Анны
малопродуктивна, а
работоспособность
быстроистощаема.
Движения руки размашистые:
ребенку трудно производить твердые
и точные движения, произвольно
прорисовывать линии.
Что касается поведения Анны, то
она в работе проявляет
нетерпеливость, быстро раздражается
и теряет интерес к заданиям.
Процесс реализации программы
Коррекционное занятие от 09.09.2015 г.
За 25-минутное занятие ребенок успел
сделать четыре упражнения, стал более
продуктивным в своей деятельности.
Лучше всего у него получается проводить
линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Сложнее всего Ане раскрашивать
картинку, не выходя за ее границы. Все
упражнения ей удалось выполнить до
конца, но в конце каждого из них
отмечается ухудшение качества выполнения
задания.
Трудности реализации программы
Коррекционное занятие от 21.09.2015 г.
Динамика выполнения заданий
не стабильная, во многом зависит
от настроения Ани, которое очень
изменчиво.
На этот раз Аня менее
продуктивна – выполнила только
два задания. При этом к концу
второго задания Аня полностью
потеряла интерес к занятию, начав
вместо ромбов рисовать «что
придется».
Успехи в реализации программы
Коррекционное занятие от 23.09.2015 г.
На этот раз Аня удерживала
произвольное внимание на
задании на протяжении всего
времени его выполнения: все
элементы рисунка выполнены
достаточно старательно, ни один из
элементов рисунка не пропущен.
Полагаем, что в некоторой
степени это связано с тем, что в ходе
занятия психолог предложила Ане
придумать историю про кита –
главного персонажа картинки.
Сочинение истории увлекло Аню
и позволило сохранять ее
мотивацию на продуктивную работу
на протяжении всего занятия.
Положительная динамика в реализации программы
Коррекционное занятие от 09.11.2015 г.
Ане лучше даются графические диктанты: она
различает стороны пространства листа (вверх-
вниз-влево-вправо) и «вписывается» в клеточку.
Вызывающее ранее серьезные затруднения
задание на штриховку также выполняется ею
более успешно: она практически не выходит за
границы фигуры, старается соблюдать
расстояние между штрихами и их направление.
Но пока еще теряет интерес к заданиям
подобного рода и к концу задания выполняет его
не старательно.
Зато более старательно и терпеливо Аня стала
выполнять задание, направленное на обведение
и самостоятельное прорисовывание элементов в
клетках. Теперь ребенок проявляет большую
самостоятельность в выполнении этого задания,
выполняет его до конца, ничего не пропуская.
Результаты реализации программы
Диагностическое занятие от 25.01.2016 г.
Ребенку удалось дорисовать вторую
половинку картинки так, чтобы получилось
целостное представление о том, что на
картинке изображено. При этом линии
характеризуются средней степенью твердости,
изменение направления линий довольно
произвольно, прорисованы практически все
элементы рисунка.
При выполнении штриховки устойчив успех
Ани в том, что она практически не выходит за
границы штрихуемой фигуры, сохраняет
произвольность внимания и терпение до
конца занятия, старается придерживаться
правильного направления линий.
Прорисовывая линии по точкам, Аня также
продемонстрировала успех, который
выражается в точности движений ее руки и в
относительной твердости выполненных
линий. Отсутствуют линии, указывающие на
раздражение и нетерпеливость Ани,
выражаемые графически.
Итак, анализ продуктов деятельности Ани дает основание
сделать вывод о том, что положительная динамика в развитии
моторных навыков, зрительно-моторной координации,
ориентации в пространстве и произвольности внимания во
многом зависела от настроения ребенка, имела скачкообразный,
нестабильный характер в силу его высокой утомляемости и
неспособности адекватно реагировать на свою неудачу. Тем не
менее, со временем данные факторы были преодолены, Аня все
чаще и чаще испытывала ситуации успеха и все ее
вышеперечисленные навыки объективно стали более развитыми.
Таким образом, в ходе реализации программы психолого-
педагогического сопровождения Ани, разработанной педагогом-
психологом, были достигнуты поставленные специалистом цели,
ожидаемый результат был достигнут.
Выводы по реализации программы