"Гражданско-патриотическое воспитание в условиях детского дома"
Автор: Байдык Светлана Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Населённый пункт: город Спасск-Дальний Приморский край Наименование материала: статья Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание в условиях детского дома" Раздел: дополнительное образование
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Гражданско-патриотическое воспитание
в условиях детского дома
Из опыта работы воспитателей
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Байдык С.П., Саревой Н.И.
Составитель: Марущак Г.И.,
воспитатель КГОКУ
«Детский дом г.Спасска-Дальнего»
2016 год
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая
большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. К
сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у детей искажены представления ο добре и зле, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей
отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
А в условиях
детского дома эта незрелость гипертрофирована, воспитанники на выпуске
из учреждения не имеют активной гражданской позиции, не могут
самоопределиться и найти свое место в жизни.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной
гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания
внутренней свободы и ответственности за собственный политический и
моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-
психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость,
честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою
точку зрения. Большую значимость приобретают такие свойства личности
как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или
принимать и уважать другую точку зрения.
Наша задача в условиях детского дома - создание условий для развития
нравственной и творчески активной личности, живущей в окружающем мире
и осознающей свою ответственность перед ним, воспитание личности,
любящей свою Родину, осознающую свою идентичность, свои права и
обязанности перед обществом. Поэтому проблема гражданско-
патриотического воспитания в современном обществе сохраняет свою
актуальность и для нашего учреждения. Многое из окружающей
действительности мы изменить не можем, но мы в силах так воспитать
наших ребят, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам,
2
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
выбрать для себя истинные жизненные ценности, быть гражданами своей
страны и общества.
Формирование гражданина, патриота своей страны начинается в детском
возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю,
городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств
формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый
человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно
было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны
от семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и
нарушена преемственность поколений. Многие наши воспитанники
родились, живут и учатся в городе Спасске-Дальнем, но не все знают
историю своего края, города, его героев, почетных граждан города,
окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт,
культуру, традиции. Поэтому еще больше усилилась актуальность проблемы
патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского
дома. Гражданско-патриотическое воспитание - это краеугольный камень
при формировании личности воспитанника учреждения. Патриотизм –
понятие нравственное и истинный гражданин – нравственный человек. Под
нравственными показателями мы понимаем воспитание милосердия,
справедливости, ответственности, порядочности. Так как выработка именно
этих качеств является условием для усвоения таких понятий как «долг перед
Родиной», «любовь к Родине», для почитания государственных символов
России и святынь. Понятие «гражданский долг» и «патриотизм»
взаимосвязаны, у них одна природа: жизненная позиция, готовность встать на
защиту Отечества, чтить и уважать его историю и героев.
В нашем учреждении, прогнозируя воспитательные результаты
воспитанников, предъявляемые сегодня к личности 21 века в условиях
реализации ФГОС, мы стараемся подобрать такие методы и технологии
работы с воспитанниками, которые позволяют нам приблизиться вплотную к
3
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
их решению, чтобы они были приемлемы и понятные ребятам, а главное –
эффективны для достижения поставленной цели.
Наш педагогический коллектив разработал программу развития
гражданского-патриотического воспитания «Патриот». Программа
составлена с учётом возрастных требований. Исходя из того, что в
жизнедеятельности учащихся начальных классов определяющее место
принадлежит эмоциям, то и мероприятия с ними направлены на развитие
личностных качеств, которые предъявляются к выпускнику начальной школы
согласно федерального государственного стандарта. В ходе мероприятий
решаются многие задачи, которые в дальнейшем усложняются с возрастом
ребят. Выпускник начальной школы согласно федерального государственного
стандарта это ребенок-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
С каждой возрастной ступенью мы усложняем работу, направленную на
прогнозируемые результаты по формированию личности воспитанника,
чтобы достичь характеристики выпускника основной школы. Стандарт
выпускника нашего учреждения основной школы-
4
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной
язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность
труда, науки и творчества;
социально активный, уважающий закон и правопорядок,
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов, осознанно выполняющий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для
человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека в условиях развития
общества.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриот»
представляет собой комплекс систематических еженедельных занятий,
проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий,
направленных на изучение героического прошлого, воспитание глубокого
уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству её народа,
привитие традиций по формированию гражданственности и воспитание
патриотизма.
Цель программы «Патриот»: создание целостной системы гражданско-
патриотического воспитания в детском доме, ориентированной на
5
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
становление и развитие личности, готовой жить в обществе и иметь
активную гражданскую позицию.
В ходе ее реализации программы решаем задачи:
обновление и применение различных технологий и методик
работы по гражданско – патриотическому воспитанию
воспитанников детского дома во взаимодействии педагогического
коллектива, воспитанников, социума;
расширение кругозора детей о моральных ценностях, нормах и
правилах поведения;
развитие умений воспитанников защищать свои права,
умение
вести диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов;
осознанное выполнение правил здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и
окружающей его среды;
формирование личности, осознающей себя частью общества и
гражданином своего Отечества.
На каждом возрастном этапе проводим мониторинг воспитанников для
определения развития личностных качеств, используя разные виды анкет,
например, анкета «Патриот»:
Цель анкетирования:
определение содержательной стороны направленности личности,
основа отношения воспитанников к окружающему социуму;
определение актуальности вопроса патриотизма в системе ценностной
ориентации воспитанников;
6
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
определение градации личностных качеств, входящих в понятие
«патриот».
Вопросы анкеты «Патриот»:
1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
а) знаю;
б) слышал;
в) слышу сейчас впервые;
г) затрудняюсь ответить.
2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть
своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а
государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
а) с первой;
б) со второй;
в) затрудняюсь ответить.
3. Патриотизм – это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
б) позитивное чувство к Родине;
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
г) готовность к самопожертвованию;
д) затрудняюсь.
Результаты анкетирования воспитанников в этом учебном году следующие:
7
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Знаю
Слышал
Слышу
впервые
Затрудняюсь
Итого
:
50%
36%
0
14%
2 вопрос.
Одни считают, что патриот должен любить и родину, и
государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить
только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы
согласны?
1 точка зрения
2 точка зрения
Затрудняюсь
Итого
:
72%
14%
14%
3 вопрос. Патриотизм – это…
а
б
в
г
д
Итого:
91%
0
0
6%
3%
2. Тест «Составление понятийного словаря»:
Цель: выявление представления воспитанников о качествах человека,
характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию и
мотивация воспитанников на самовоспитание и развитие нравственных
качеств.
Ход эксперимента:
1 уровень - располагают в две колонки:
8
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
а) понятные слова по данной теме;
б) непонятные слова.
2 уровень – расположить понятия в две колонки:
а) позитивные понятия;
б) негативные понятия.
3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).
Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание,
высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность,
искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность,
недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание,
содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость,
толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.
Результаты следующие:
Цель: выявление представления воспитанников о качествах человека,
характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента:
воспитанникам предлагается список слов:
патриотизм, трудолюбие, требовательность, выдержка, творческое
отношение к труду, справедливость, настойчивость, долг, совесть,
честь, мужество, жизнерадостность, искренность, гражданственность,
решительность, отзывчивость, ответственность, радушие,
сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность,
энтузиазм.
Необходимо записать слова в три колонки:
10
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
а) самые значимые для тебя слова, характеризующие твою
гражданскую направленность;
б) слова, которые присущи тебе;
в) слова, не значимые для тебя.
Анализ полученных данных позволяет установить и
проанализировать причины расположения качеств данным
воспитанником в целом, определить различия в этом плане, сопоставить
оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской
зрелости.
Результаты следующие:
Слова, характеризующие твою гражданскую направленность:
Самые значимые для
тебя слова
Слова, которые
присущи тебе
Слова, не значимые для
тебя
Мужество,
решительность,
справедливость,
отзывчивость,
ответственность,
упорство,
ответственность
справедливость
отзывчивость
решительность
жизнерадостность
уверенность
сострадание
терпеливость
совесть
честь
долг
гражданственность
требовательность
сдержанность
настойчивость
искренность
Результаты тестирования воспитанников показывают пробелы в
личностных характеристиках ребят, позволяют скорректировать и уточнить
аспекты направленности гражданско-патриотического воспитания. Для детей
– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие понятия
патриотизма и гражданственности размыты, эти понятия не являются
приоритетными в шкале ценностей: честь, долг, гражданственность пока для
11
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
большинства ребят далеки и не значимы, и, конечно, не присущи для их
личностной характеристики. Именно поэтому систематическая работа по
гражданско-патриотическому воспитанию так важна, но в своем процессе
очень длительна и кропотлива.
Важность патриотического воспитания в современных условиях
подчёркнута и в государственной программе "Патриотическое воспитание
граждан РФ на 2011-2015 годы" утверждённой Правительством РФ от 5
октября 2010 года № 795. На основе федерального документа были
разработаны региональные: краевая программа «Патриотическое воспитание
граждан РФ, проживающих на территории Приморского края», а также ряд
подпрограмм городского уровней.
Основная цель нашей программы
– создание условий для
формирования у воспитанников подросткового возраста (5-9 классы)
личностных качеств человека, способного
к САМОвоспитанию,
САМОразвитию, САМОреализации, человека
САМОсовершенствующегося .
I этап программы – младший школьный возраст:
Цель: создание условий для оптимальной адаптации младших подростков,
приучение к выполнению обязанностей
Задачи:
1.
Выявление детей «группы риска» (неустойчивое поведение, асоциальное
поведение, неблагополучие личного плана) и обеспечение помощи в
решении индивидуальных проблем в процессе адаптации.
2.
Организация содержательного общения, направленного на развитие
представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед,
воспитательных часов) с целью профилактики дезадаптации.
12
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
3.
Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной
программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
4.
Воспитание гражданской активности и патриотизма.
Предполагаемые результаты I этапа программы воспитания:
1) Сформированность потребности самопознания и саморазвития.
2) Сформированность самооценки.
3) Сформированность организационной культуры.
4) Наличие индивидуальной программы самосовершенствования.
II этап – средний подростковый возраст ( 7 -8 класс )
Цель: создание условий для формирования мотивации к
самосовершенствованию
Задачи:
1.
Создание условий для сохранения здоровья, развития творческих
способностей.
2.
Выявление детей «группы риска» (неустойчивое поведение,
асоциальное поведение, неблагополучие личного плана) и
обеспечение помощи в решении индивидуальных проблем.
3.
Организация содержательного общения, направленного на развитие
представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед,
воспитательных часов)
4.
Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной
программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа,
тело).
5.
Воспитание гражданской активности и патриотизма.
Предполагаемые результаты II этапа программы воспитания
1) Сформированность потребности самообразования.
2) Сформированность познавательной культуры.
13
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
3) Сформированность умственного развития
4) Наличие индивидуальной программы самообразования.
III этап – старший подростковый возраст ( 9класс )
Цель - создание условий для формирования морально – нравственных
принципов и умений сделать правильный профессиональный выбор.
Задачи:
1.
Организация содержательного общения, направленного на развитие
представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед,
воспитательных часов).
2.
Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества
– формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных
установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам
деятельности. Помощь в профессиональной ориентации и
самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.
3.
Выявление воспитанников с проблемами морально – нравственного
развития, организация индивидуальной помощи.
4.
Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной
программы оздоровления;
5.
Воспитание гражданской активности и патриотизма.
Предполагаемые результаты III этапа программы воспитания
1) Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном
самоопределении.
2) Сформированность профориентационной направленности.
3) Сформированность культуры самореализации.
4) Наличие индивидуальной программы самореализации.
Основные педагогические принципы, составляющие
основу системы
гражданско-патриотического воспитания:
1.
Ребёнок - субъект собственной жизни.
Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно,
что для него важно, а что не вызывает интереса, что является
14
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
второстепенным. Он должен сам понять свои жизненные ориентиры и
ценности.
2.
Каждый ребёнок талантлив.
Исходя из этого чрезвычайно важного принципа, помогаем каждому
ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. «Ситуация успеха" -
не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.
Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для
ребенка стимулом для развития. Предоставляем каждому ребёнку
максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение
своей нужности, востребованности и полезности.
3.
Принцип толерантности.
Толерантность - есть терпимое, вдумчивое отношение к людям,
признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках
законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также
образовательным учреждением. Учим ребят умению прощать, признавать
право на ошибки
4.
Принцип создания воспитывающей среды.
Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип
предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников
воспитательного процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии),
взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия
реализации этого принципа осуществляем через развитие детского
самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых,
формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе
отношений "ответственной зависимости. В нашем учреждении строим
детское самоуправление, через детское самоуправление формируем у
воспитанников самостоятельное правильное поведение.
5.
Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории
перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого
воспитанника, интерес всех детей к самым различным видам деятельности,
то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и в
воспитательной работе, предоставляем каждому ребенку возможности для
самореализации.
15
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Направления гражданско - патриотического воспитания:
Гражданско-патриотическое
Историко-краеведческое
Культурно-патриотическое
Спортивно-патриотическое
Научно-патриотическое
Гражданско-патриотическое воспитание:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за
независимость нашей Родины:
возложение цветов к памятнику Погибшему солдату;
проведение митингов и других патриотических мероприятий;
посещение музеев;
проведение уроков Мужества и уроков Памяти;
проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;
поздравление ветеранов войны с праздником;
выступление с концертами перед ветеранами войны и труда;
празднование памятных дат (проведение цикла воспитательных часов:
«Города – герои», «И гордо реет флаг державный», «Нет фашизму»,
«Так началась война», «У каждого поколения своя война»);
проведение выставок, посвященных Великой Отечественной войне;
проведение викторин, посвященных Великой Отечественной войне;
проведение конкурсов инсценированной песни «Этих лет не смолкнет
слава…»;
проведение литературно-музыкальных гостиных «У войны неженское
лицо», «Дети войны»;
проведение конкурсов чтецов «В огне войны»
проведение конкурсов рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества»
к Дням воинской славы;
просмотры видеофильмов («Судьба человека», «Звезда») и др.;
проведение фестиваля народного творчества, посвящённого Дню
победы;
проведение концерта солдатской песни, посвящённого годовщине
вывода советских войск из Афганистана;
проведение митинга, посвящённому Дню победы;
сбор материала о судьбе своих предков– участников ВОВ, локальных
войн, посещение войсковой части г.Уссурийска
16
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
участие в кросс-походе, посвященном освобождению города Спасска-
Дальнего от белогвардейцев и интервентов
тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам
войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается;
создание Книги памяти
Историко-краеведческое направление:
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство
патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся
разнообразные мероприятия:
экскурсии в городской краеведческий музей, школьные музеи города;
уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и
края;
изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма,
обычаев и праздников;
оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному
краю с любовью";
конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»;
посещение и просмотр спектаклей;
проведение экскурсий по живописным местам края;
посещение выездных выставок краеведческих музеев края;
проведение экскурсий «Город Спасск-Дальний в годы Гражданской
войны», «Эхо войны», «Полководцы и военноначальники Второй
Мировой войны», «Спассчане – Герои войны», «По местам боевой
славы»
проведение праздника «Традиции моего дома»
Культурно-патриотическое направление:
воспитание на культурных традициях народа;
организация и проведение тематических вечеров, бесед;
изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и
этические темы.
17
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Спортивно-патриотическое направление:
проведение конкурсов военно-патриотической песни;
проведение смотров строя и песни;
проведение военно-спортивной игры «Зарница»;
проведение соревнований «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчиши!»;
проведение конкурсов допризывной молодежи «Учись защищать
Родину!»
Научно-патриотическое направление:
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь
защищать свои права, формирование правовых знаний.
изучение правил поведения в школе, в доме и общественных местах;
встречи с представителями правоохранительных органов,
психологической службы, ГИБДД, медработниками;
встречи с представителями полиции, суда и прокуратуры, ежегодное
проведение «Дня правовых знаний» 20 ноября;
работа Совета профилактики правонарушений среди подростков;
работа Совета самоуправления,
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и
формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделили для
себя группы методов , которые могут быть представлены следующей
таблицей:
№
Группа
методов
Методы
Свойства методов
I.
Методы
формирования
сознания
личности
убеждение
внушение
беседы
лекции
дискуссии
метод примера
Постановка подростка в
позицию полноправного
участника процесса, т.е. он не
объект для применения
данных методов, а сам
принимает активное участие
в их использовании.
II.
Методы
организации
деятельности
и
формирования
педагогическое
требование
требование коллектива
общественное мнение
поручение
Необходимо создавать
ситуации, в которых
подросток упражнялся бы в
гражданской деятельности,
осознавал свои обязанности
18
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
опыта
гражданского
поведения
метод - требование
создание
воспитывающих
ситуаций
коллективное
творческое дело
метод проектов
по отношению к коллективу,
обществу, ответственность за
свои поступки. Важно
демонстрировать значимость
гражданской деятельности
подростков для общества. С
помощью регулирующих
требований формируются
традиции поведения.
3.
Методы
стимулирован
ия
деятельности
и поведения
соревнование
поощрение
наказание
взаимовыручка
создание ситуации
успеха
Необходимо побуждать
подростка корректировать
свое поведение.
Стимулирование в различных
его формах должно быть
дозированным и
заслуженным.
Стимулирование побуждает
подростка к анализу
собственной деятельности,
программирует дальнейшее
поведение.
Гражданско-патриотическое воспитание - это системообразующий
компонент воспитательного процесса детского дома. Это значит, что
большинство воспитательных мероприятий в детском доме, какие бы цели
они не преследовали, должны в обязательном порядке решать одну или
несколько из следующих задач:
1. утверждать в сознании и в чувствах воспитанников социально
значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения, уважение к
культурному и историческому прошлому России;
2.прививать воспитанникам детского дома чувство гордости, уважения и
почитания государственных символов России и исторических святынь
Отечества;
3. создавать атмосферу уважения к Конституции России, законности,
нормам общественной и коллективной жизни.
Через решение перечисленных задач гражданско-патриотическое
воспитание выступает в детском доме в качестве внутреннего
мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления
активной гражданской позиции и готовности к служению своему Отечеству.
Большой опыт по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях
детского дома накоплен у воспитателей учреждения
Байдык Светланы
19
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Петровны и Саревой Натальи Ивановны.
Воспитатели всю работу по
гражданско-патриотическому воспитанию проводят под девизом:
«Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы -как дерево без
корней. Будем чтить священную память людей из былого времени с их
нелегкой и сложной судьбой»
Цель
всей работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у воспитанников чувства преданности своей
Родине, выработка значимых личностных качеств, умений и готовность
выполнить свой гражданский долг.
Задачи:
Вырабатывать нравственно-волевые качества у воспитанников -
мужество, доброту, честность, ответственность и
гражданственность;
Развивать доверие, уважение к традициям, культуре, религии,
Формировать положительное отношение к труду,
Вырабатывать умение вести здоровый образ жизни.
В своей работе педагоги используют пять форм гражданско-
патриотического воспитания:
1 . Поисково- исследовательское направление:
Возвращение забытых имен,
Исследовательская работа в музеях, архивах,
Написание рефератов, докладов, сочинений, эссе.
2.Учебно-познавательное направление:
Уроки мужества;
Встречи с ветеранами,
Просмотр и обсуждение кинофильмов о войне;
Экскурсии к памятникам и могилам.
3.Творчески-игровое направление :
Викторины на тему истории родного края, города, Отечества,
Творческие конкурсы;
20
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Военно-спортивные праздники,
Театрализованные постановки.
4.Деятельностное направление:
Работа военно-спортивных кружков, секций,
Оздоровительные и трудовые лагеря,
Шефство над ветеранами труда;
Уход за памятниками героев Гражданской и Великой Отечественной
войны.
5.Церемориальное направление:
Парады и смотры;
Торжественное построение у памятных мест;
Празднование дней воинской славы.
День памяти павших,
Неделя боевой славы,
Вахта памяти.
Для развития волевых, гражданско-патриотических качеств личности
педагоги в группе часто проводят тестирование ребят:
Рассматривается уровень развития патриотизма:
1. Считаешь ли ты себя патриотом?
2.
Считаешь ли ты своих друзей патриотами?
3.
Считаешь ты патриотизм устаревшим понятием?
Рассматривается отношение ребят к военной службе:
1. Считаешь ли службу в Вооруженной силах почетной обязанностью?
2. Считаешь ли службу в армии престижной?
3. Считаешь ли, что служба в армии принесет пользу в жизни?
4. Испытываешь ли желание служить в армии?
5. Имеешь желание поступить в военное учебное заведение?
21
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
6. Готов ли морально служить в армии?
7. Интересуешься историей Вооруженных сил России, российскими
воинскими традициями и т.д.?
Что вызывает особую гордость?
1.Мощь и величие родной страны
2.Территория, природные богатства,
3.Победа в Великой Отечественной войне.
4.Российская армия и ее победы
5.Исторя страны
6.Патриоты и герои России
Эти тесты и анкеты помогают формировать правильное отношение к
Родине, ее успехам, ее прошлому, настоящему и будущему, позволяют
корректировать и уделять внимание для формирования качеств, которые
недостаточно сформировались у воспитанников.
В группе есть свои традиции, которые влияют на формирование
гражданственности и патриотизма:
9 Мая в День победы обязательно все вместе - ребята с воспитателями
идут к памятнику спассчан, погибших в годы Великой Отечественной
войны, всей группой. Подходят последними, чтобы дети видели печаль,
слезы, грусть на лицах матерей, женщин, чьи родные остались навсегда на
полях сражений. Кладут цветы. Ребята все это прочувствуют, делают это
осознанно. Это оставляет след в душах воспитанников, формирует
патриотические чувства. Эта традиция существует в группе уже 7 лет.
Оказывают помощь ветеранам педагогического труда. Каждый год
ребята навещают ветеранов, проработавших долгие годы в учреждении и
сейчас находящихся на заслуженном отдыхе. Оказывают помощь по дому,
общаются, планируют какие то совместные дела. Это оказывает на ребят
положительное влияние, формирует чувства уважения, благодарности,
сопереживания, ответственности.
22
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
При выпуске из детского дома каждый ребенок должен обязательно
посадить дерево или цветок. Эта традиция тоже формирует у ребят
чувство благодарности, созидания, умение быть частью большой и
дружной семьи, сопричастности к большой семье воспитанников.
Традиции группы оказывают большое воспитательное значение на
формирование личностных качеств воспитанников, они стали
фундаментом для формирования качеств гражданина, патриота,
россиянина.
В группе сегодня по формированию гражданственности и патриотизма
сделано очень много:
Ребята изучили историю нашего детского дома, нашего города
Спасска-Дальнего, своей кровной семьи, историю Приморского
края;
Посетили по приглашению отряд «ОМОН» в г. Владивостоке:
познакомились с буднями силовиков, попробовали себя в стрельбе в
тире, водили служебную собаку в кинологическом отделе,
примерили служебный транспорт омоновцев и др. Это мероприятие
оставило неизгладимое впечатление на ребят и мотивировало к
самосовершенствованию.
Посетили краевой отдел полиции МВД: чаепитие с генералом,
экскурсия в зонально - кинологическую службу, занятие в
экспертно-криминалистическом центре, занятие в СОБРе, занятия в
службе с беспилотником и др.
Ребят приглашали на открытие памятника летчикам гражданской
войны ;
Были на встрече воинов-афганцев в г. Уссурийске,
23
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Посетили Храм в г. Владивостоке, который был построен на
средства участников афганской войны в память своих погибших
товарищей.
Много лет ребята дружат с органами полиции - постоянные встречи
с работниками МВД, совместные мероприятия;
Уроки мужества (ж изненный путь Зои Космодемьянской и ее брата
Александра);
Виртуальная экскурсия по городу «История города в камне и
бронзе»;
Возложение цветов к мемориалу погибших в Чеченской компании,
Участие в военно-спортивной игре «Зарница» совместно с кадетами-
волонтерами,
Экскурсия в музей на мероприятие «День памяти героям России,
погибшим в локальных войнах»
Просмотр видеофильмов «Офицеры», «Спецназ;
Экскурсия в г.Уссурийск в УВВАКУ;
Участие в субботнике ко Дню города;
«День правовых знаний»,
Викторина «Приморье-Родина моя»
Просмотр и обсуждение политических событий в городе, крае,
стране, мире.
Все это формирует гражданскую позицию, политическую зрелость
и активность воспитанников. Направленность, смысл и содержание
занятий, мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
24
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
учитывают процесс постепенного формирования человеческих и
духовных потребностей личности - от осознания воспитанниками
своего «я», своего места в жизни, своей идентичности, что очень важно
для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до
самосовершенствования, осознанного чувства гражданственности. У
каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину
моральной доблести, свой взлет, свой накал. Убеждения рождаются из
чувства гордости за человека, идеал становится желанным, когда идея
предстает перед юным гражданином. При планировании главный
акцент воспитатели делают на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина России, воспитание чувства
долга, преданности, личности-гражданина. Систематически проводятся
тематические воспитательные часы по формированию нравственных и
личностных качеств воспитанников: «Вера», «Добро», «Что такое
человеческие ценности?», «Воля и трудолюбие», «Вверх по лестнице
жизни», «Что имеем не храним…», «Школа жизненных навыков»,
«Стыд и совесть», «Правда», «Мир общения», «Душа», «Чувства»,
«Благодарность», «Дружба», «Самоконтроль», «Гордость» и др. Все
эти беседы и мероприятия закладывают фундамент личности, из
которой и вырастает патриот, гражданин своего Отечества.
Сегодня ребята успешно окончили седьмой класс и стали
восьмиклассниками. Впереди главное - профессиональное
самоопределение и выбор жизненного пути. Но, какую бы профессию
ребята не выбрали, они, прежде всего, должны быть гражданами своей
страны, россиянами, которым небезразлична судьба страны и ее
будущего. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание в условиях
казенного учреждения является краеугольным камнем для
формирования личности и гражданина. Педагогами Байдык С.П. и
25
КГОКУ «Детский дом г.Спасска-Дальнего»
Саревой Н.И. заложено за семь лет работы очень много в ребят, но еще
предстоит большая работа по формированию гражданина и патриота.
26