"Роль создания декоративных цветочных уголков в учебной оранжерее в эколого-эстетическом воспитании детей"
Автор: Ефремова Наталья Геннадьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ЦО №45 Населённый пункт: город Тула Наименование материала: методическая разработка Тема: "Роль создания декоративных цветочных уголков в учебной оранжерее в эколого-эстетическом воспитании детей" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №45 имени Героя Советского Союза
Николая Анисимовича Прибылова»
Название материала:
«
Роль создания декоративных цветочных уголков в учебной оранжерее
в эколого-эстетическом воспитании детей
»
Работу подготовила: Ефремова Н.Г.
педагог дополнительного образования
МБОУ ЦО №45 города Тулы
Тула 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Актуальность выбранной темы…………………………………………...3
Использование оранжереи МБОУ ЦО №45 в экологическом
воспитании …………….…………………………………………………………...........4
Роль создания декоративных цветочных уголков учебной оранжереи в
эколого-эстетическом воспитании детей……………………………………………….4
Выводы и практические рекомендации…………………………………………………6
2
Вступление. Актуальность выбранной темы
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Работа в системе
дополнительного образования
направлена на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию их
свободного времени.
Режим сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда
городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Когда человек в течение
многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических
материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают
иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой
окраской благотворно влияют на центральную нервную систему. Но наиболее важны
санитарная и гигиеническая функции растений. Работа с детьми показывает, как пагубно
действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они
становятся нетерпимыми, глухими к чужой беде. Поэтому сегодня назрела необходимость
обратиться к эколого-эстетическому воспитанию детей. Важное направление в развитии
личности является нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством
расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических
ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного
ухода за декоративными растениями. В современной социальной ситуации очень остро
стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять
с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как
создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление
ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы
помогает решить экологическая работа в системе дополнительного образования.
В настоящее время очень важно, если дети имеют возможность приобщаться к
прекрасному через работу с живой природой, например, могут изучать цветочно-
декоративные растения, приобретать навыки и умения по уходу и выращиванию,
заниматься экспериментально-исследовательской работой. Также, с помощью
декоративных растений, можно изучать этикет, обряды, узнавать легенды о цветах. Важно,
если ребята принимают участие в праздниках, играх, которые способствуют погружению
их в удивительный мир нашей культуры и культуры других народов.
Работа с растениями, как с живыми объектами, способствует воспитаю
нравственной личности, бережно относящейся к природе. А изучение основ
ландшафтного дизайна и создание цветочно-декоративных уголков своими руками
повышает творческую активность ребенка, расширяет кругозор, помогает раскрытию
индивидуальных способностей и эколого-эстетическому воспитанию ребенка.
3
Использование оранжереи МБОУ ЦО №45 города Тулы в экологическом воспитании
В данной работе я хочу поделиться тем, какая прикладная деятельность эколого-
эстетической направленности ведется мной в системе дополнительного образования. А
также, на примере создания разнообразных декоративных участков в условиях
защищенного грунта, показать важную роль такой деятельности в эколого-эстетическом
воспитании детей.
Приобщение детей к изучению цветочно-декоративных растений, к общественно-
полезному труду немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Для создания
атмосферы, увлеченности педагогами используются различные методы: беседы, диалоги с
обучающимися, игровые ситуации. Проводятся конкурсы и викторины. Особое место
занимают экскурсии в природу, в парки, по улицам города. Но не менее важной, на мой
взгляд, является прикладная деятельность. Именно она способствует
формированию
специальных знаний по предмету: пробуждает умение самостоятельно ухаживать за
растениями, прививает интерес к изучению жизни растений, стремление к
исследовательской работе и проведению общественно-полезной работы по выращиванию
цветочно-декоративных растений в цветнике и в школьных помещениях, а также на
приусадебных участках своих родителей.
В МБОУ ЦО №45 много лет ведется работа экологической направленности в системе
дополнительного образования. Для учеников созданы объединения «Декоративное
цветоводство» и «Декоративное цветоводство для маленьких». Занятия проходятся на базе
учебной оранжереи.
Оранжерея центра образования является богатой материальной базой для экологической
работы в различных направлениях: проведение уроков биологии, географии, технологии и
окружающий мир, работа во внеурочной деятельности, исследовательская работа,
практическая работа по выращиванию декоративных растений. Также она играет важную
роль в эстетическом развитии детей - здесь проводятся фрагменты урока по
изобразительному искусству.
Роль создания декоративных уголков школьной оранжереи в эколого-эстетическом
воспитании детей
Наличие оранжереи, с произрастающим в ней богатым разнообразием цветочно-
декоративных растений, позволяет создавать на ее базе различные эко-дизайнерские
уголки из живых объектов (растений), природного материала и декоративных элементов.
Как показал опыт работы, ребята 5-7 классов с большим удовольствием изучают правила
создания цветочного интерьера и основ ландшафтного дизайна, элементы которого можно
использовать и в закрытом грунте (для создания уголков природы и зимних садов в
4
помещениях). В этой работе мне очень помогает дополнительная образовательная
программа «Основы ландшафтного дизайна», разработанная
ГОУ ДО ТО «Эколого-
биологический центр обучающихся».
Наиболее активные юные цветоводы принимают творческое участие в разработке
плана и создании различных декоративных уголков в оранжерее школы. Так, например,
несколько лет назад был создан уголок «Мексиканская пустыня».
Также в нашей оранжерее есть «Аллея пальм», «Аптекарский огород» и «Японский
садик». Кроме знаний и умений по уходу за декоративными растениями, создание таких
цветочных уголков помогает развитию художественного вкуса и способствует выработке у
детей эстетического восприятия окружающего мира. Ребята, принимающие
непосредственное участие при создании декоративных уголков, в дальнейшем с
удовольствием помогают проводить игры «Путешествие с комнатными растениями» и «По
странам и континентам».
Весной прошлого года было решено создать в оранжерее декоративный участок с
искусственным водоемом. В организации такого природного уголка с прудиком проявили
активность девочки 7 класса, посещающие не только объединение «Декоративное
цветоводство», но и художественную школу. Ими было предложено несколько вариантов
планировки декоративного оформления, подобраны соответствующие (влаголюбивые)
комнатные растения. При оформлении участка с прудиком использовались природные
материалы Выводы и практические рекомендации (камни, речной песок) и декоративные
искусственные элементы (пруд, фигурка аиста, кувшинка).
5
Выводы и практические рекомендации
Основываясь на опыте своей работы, я считаю прикладную деятельность одним из
наиболее важных аспектов в системе дополнительного образования, дающую
положительные результаты как в формировании у ребенка определенных умений и
навыков по предмету, так и развитии творческого потенциала и стремления к
самореализации, что очень важно для личностного становления школьника. Направления
декоративное цветоводство и
основы ландшафтного дизайна,
на мой взгляд, играют
огромную роль в экологическом воспитании детей и подростков, а также они
способствуют художественно-эстетическому развитию личности, выработке вкуса.
Работая в этих направлениях, я уяснила для себя следующее: необходимо привлекать к
таким занятиям как можно больше детей, начиная с начальной школы, а не только
активистов, посещающих также и другие объединения художественно–эстетической
направленности и интересующихся фитодизайном. Это важно для воспитания и развития
высоконравственной личности в любом ребенке. Необходимо лишь учитывать возрастные
особенности школьника. Посильный вклад в такую работу могут вносить и дети с
ограниченными возможностями, что является очень важным моментом в современном
обществе.
6
В практических рекомендациях мне хотелось бы отметить, что работая с декоративными
растениями необходимо учитывать их биологические особенности и создавать им
определенный уход. Большую роль в создании «цветочных уголков» в условиях
защищенного грунта и их использовании в учебном процессе играют метапредметные
связи (биология, география, изобразительное искусство, литература). Такие уголки
должны быть не просто красивыми,
выражающими определенную идею, с
гармонично подобранными цветами и
декоративными элементами, но и служить
для проведения различных экологических
и художественно-эстетических
мероприятий, направленных на
нравственное воспитание детей и
подростков.
7