Напоминание

"Роль создания декоративных цветочных уголков в учебной оранжерее в эколого-эстетическом воспитании детей"


Автор: Ефремова Наталья Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ЦО №45
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль создания декоративных цветочных уголков в учебной оранжерее в эколого-эстетическом воспитании детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №45 имени Героя Советского Союза Николая Анисимовича Прибылова» Название материала:
«

Роль создания декоративных цветочных уголков в учебной оранжерее

в эколого-эстетическом воспитании детей

»
Работу подготовила: Ефремова Н.Г. педагог дополнительного образования МБОУ ЦО №45 города Тулы
Тула 2016


СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Актуальность выбранной темы…………………………………………...3 Использование оранжереи МБОУ ЦО №45 в экологическом воспитании …………….…………………………………………………………...........4 Роль создания декоративных цветочных уголков учебной оранжереи в эколого-эстетическом воспитании детей……………………………………………….4 Выводы и практические рекомендации…………………………………………………6 2

Вступление. Актуальность выбранной темы
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Работа в системе дополнительного образования направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию их свободного времени. Режим сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений. Работа с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой беде. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к эколого-эстетическому воспитанию детей. Важное направление в развитии личности является нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за декоративными растениями. В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы помогает решить экологическая работа в системе дополнительного образования. В настоящее время очень важно, если дети имеют возможность приобщаться к прекрасному через работу с живой природой, например, могут изучать цветочно- декоративные растения, приобретать навыки и умения по уходу и выращиванию, заниматься экспериментально-исследовательской работой. Также, с помощью декоративных растений, можно изучать этикет, обряды, узнавать легенды о цветах. Важно, если ребята принимают участие в праздниках, играх, которые способствуют погружению их в удивительный мир нашей культуры и культуры других народов. Работа с растениями, как с живыми объектами, способствует воспитаю нравственной личности, бережно относящейся к природе. А изучение основ ландшафтного дизайна и создание цветочно-декоративных уголков своими руками повышает творческую активность ребенка, расширяет кругозор, помогает раскрытию индивидуальных способностей и эколого-эстетическому воспитанию ребенка. 3

Использование оранжереи МБОУ ЦО №45 города Тулы в экологическом воспитании
В данной работе я хочу поделиться тем, какая прикладная деятельность эколого- эстетической направленности ведется мной в системе дополнительного образования. А также, на примере создания разнообразных декоративных участков в условиях защищенного грунта, показать важную роль такой деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей. Приобщение детей к изучению цветочно-декоративных растений, к общественно- полезному труду немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Для создания атмосферы, увлеченности педагогами используются различные методы: беседы, диалоги с обучающимися, игровые ситуации. Проводятся конкурсы и викторины. Особое место занимают экскурсии в природу, в парки, по улицам города. Но не менее важной, на мой взгляд, является прикладная деятельность. Именно она способствует формированию специальных знаний по предмету: пробуждает умение самостоятельно ухаживать за растениями, прививает интерес к изучению жизни растений, стремление к исследовательской работе и проведению общественно-полезной работы по выращиванию цветочно-декоративных растений в цветнике и в школьных помещениях, а также на приусадебных участках своих родителей. В МБОУ ЦО №45 много лет ведется работа экологической направленности в системе дополнительного образования. Для учеников созданы объединения «Декоративное цветоводство» и «Декоративное цветоводство для маленьких». Занятия проходятся на базе учебной оранжереи. Оранжерея центра образования является богатой материальной базой для экологической работы в различных направлениях: проведение уроков биологии, географии, технологии и окружающий мир, работа во внеурочной деятельности, исследовательская работа, практическая работа по выращиванию декоративных растений. Также она играет важную роль в эстетическом развитии детей - здесь проводятся фрагменты урока по изобразительному искусству.
Роль создания декоративных уголков школьной оранжереи в эколого-эстетическом

воспитании детей
Наличие оранжереи, с произрастающим в ней богатым разнообразием цветочно- декоративных растений, позволяет создавать на ее базе различные эко-дизайнерские уголки из живых объектов (растений), природного материала и декоративных элементов. Как показал опыт работы, ребята 5-7 классов с большим удовольствием изучают правила создания цветочного интерьера и основ ландшафтного дизайна, элементы которого можно использовать и в закрытом грунте (для создания уголков природы и зимних садов в 4
помещениях). В этой работе мне очень помогает дополнительная образовательная программа «Основы ландшафтного дизайна», разработанная ГОУ ДО ТО «Эколого- биологический центр обучающихся». Наиболее активные юные цветоводы принимают творческое участие в разработке плана и создании различных декоративных уголков в оранжерее школы. Так, например, несколько лет назад был создан уголок «Мексиканская пустыня». Также в нашей оранжерее есть «Аллея пальм», «Аптекарский огород» и «Японский садик». Кроме знаний и умений по уходу за декоративными растениями, создание таких цветочных уголков помогает развитию художественного вкуса и способствует выработке у детей эстетического восприятия окружающего мира. Ребята, принимающие непосредственное участие при создании декоративных уголков, в дальнейшем с удовольствием помогают проводить игры «Путешествие с комнатными растениями» и «По странам и континентам». Весной прошлого года было решено создать в оранжерее декоративный участок с искусственным водоемом. В организации такого природного уголка с прудиком проявили активность девочки 7 класса, посещающие не только объединение «Декоративное цветоводство», но и художественную школу. Ими было предложено несколько вариантов планировки декоративного оформления, подобраны соответствующие (влаголюбивые) комнатные растения. При оформлении участка с прудиком использовались природные материалы Выводы и практические рекомендации (камни, речной песок) и декоративные искусственные элементы (пруд, фигурка аиста, кувшинка). 5

Выводы и практические рекомендации
Основываясь на опыте своей работы, я считаю прикладную деятельность одним из наиболее важных аспектов в системе дополнительного образования, дающую положительные результаты как в формировании у ребенка определенных умений и навыков по предмету, так и развитии творческого потенциала и стремления к самореализации, что очень важно для личностного становления школьника. Направления декоративное цветоводство и основы ландшафтного дизайна, на мой взгляд, играют огромную роль в экологическом воспитании детей и подростков, а также они способствуют художественно-эстетическому развитию личности, выработке вкуса. Работая в этих направлениях, я уяснила для себя следующее: необходимо привлекать к таким занятиям как можно больше детей, начиная с начальной школы, а не только активистов, посещающих также и другие объединения художественно–эстетической направленности и интересующихся фитодизайном. Это важно для воспитания и развития высоконравственной личности в любом ребенке. Необходимо лишь учитывать возрастные особенности школьника. Посильный вклад в такую работу могут вносить и дети с ограниченными возможностями, что является очень важным моментом в современном обществе. 6
В практических рекомендациях мне хотелось бы отметить, что работая с декоративными растениями необходимо учитывать их биологические особенности и создавать им определенный уход. Большую роль в создании «цветочных уголков» в условиях защищенного грунта и их использовании в учебном процессе играют метапредметные связи (биология, география, изобразительное искусство, литература). Такие уголки должны быть не просто красивыми, выражающими определенную идею, с гармонично подобранными цветами и декоративными элементами, но и служить для проведения различных экологических и художественно-эстетических мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей и подростков. 7


В раздел образования