"Традиции народной куклы в системе дополнительного образования"
Автор: Хабышева Ирина Ивановна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДОД "Радуга" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: статья Тема: "Традиции народной куклы в системе дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
Хабышева И.И. педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» г.
Пермь.
Традиции народной куклы в системе дополнительного образования.
«Народные сказки и народная игрушка,
подобно каплям живой воды,
вызывают к жизни те творческие семена,
которые без этого могли бы пролежать
бесплодными в душе ребенка».
(Н.Д. Бартрам).
Характерной приметой нашего времени стала потребность национального самосознания,
желание оглянуться назад, чтобы понять свое прошлое и в этом обрести точку отсчета, от
которой можно идти вперед. Всё возрастающий интерес к культуре детства, к детскому
фольклору и народной педагогике обусловлен современным осмыслением великого
значения традиционной народной культуры. Детская игра занимает особое место в
воспитании. Она несет глубочайший смысл и имеет огромное значение для будущего
каждого ребенка. Ведь от того, в какие игры играют дети, зависит будущее и нашего
Отечества.
Игра с куклой – одна из начальных форм приобщения ребенка к практической жизни, к
познанию мира. Самодельная игрушка, изготовленная в народных традициях, не теряет
своей привлекательности и значимости в наши дни.
Вот почему в своей педагогической практике большое внимание я обращаю на
самодельную крестьянскую куклу, которая занимает особое положение в традиционной
культуре. Кукла имеет отношение к обрядам и обычаям, к художественным ремеслам, к
фольклору, то есть является прекрасным примером синкретичности народной культуры.
Кроме того, она интересна и как предмет декоративно-прикладного творчества.
Народная кукла привлекает своей простотой, и вместе с тем она изящна и оригинальна, в
ней нет ничего лишнего. Процесс изготовления куклы воспринимается детьми как
творчество, как живое чудо, как интересная увлекательная игра. Творя, ребенок силой
своего воображения и фантазии наполняет игрушку тем или иным духовным
содержанием.
Таким образом, процесс изготовления народной куклы, которая имеет глубокие корни,
- позволяет ребенку прикоснуться к истокам русской народной игрушки,
- служит важнейшим средством связи поколений,
- дает стимул для изучения традиций своего Отечества, народной мудрости,
- открывает большие возможности для развития творческой инициативы,
- вдохновляет,
- пробуждает положительные эмоции,
- активизирует детскую мысль.
Как педагог дополнительного образования я работаю в МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» г.
Перми, в детском объединении «Клуб народной куклы «Рада». Основная цель моих
занятий - приобщение детей к истокам богатейшей, самобытной культуры разных народов
в процессе постижения мастерства традиционных видов рукоделий и народной игрушки, в
частности – куклы.
Структура занятий укладывается в схему: «Слушаем – мастерим – играем - открываем».
При данном подходе кукла открывается перед детьми как феномен традиционной
культуры, дети не только знакомятся с технологическими приемами изготовления
народной игрушки, но впитывают в себя народную мудрость, знакомятся с новыми
сказками, учатся понимать этнографическое пространство, вслушиваются в него и творят
свой сказочный мир.
Основными структурными элементами занятий по народной кукле являются:
- трансляция информации в форме сказки, игры (куклы сами рассказывают о своем житье-
бытье);
- рукотворчество детей и взрослых;
- игровая деятельность с куклой (ролевые игры, театрализация);
- новые горизонты познания (открытие еще неоткрытых и непознанных детьми тайн,
поиски новых кукол, новых историй о старинных игрушках и играх).
В ходе занятия я придерживаюсь принципов народного искусства: повтора, вариации,
импровизации. Так, начиная с повтора какой-либо куклы, дети постепенно переходят на
ступень творческой импровизации. Первые встречи с куклой были для детей настоящим
откровением. Дети отмечали, что народная кукла понравилась им, «благодаря своей
простоте и результату, который сильно вдох-новляет» (Чепурных Катя, 15 лет). «Народные
куклы разнообразны, красивы, в них продумано всё – от конструкции до оформления»
(Березин Марат, 15 лет). «Когда делаешь куклу, то кажется, что творишь свой образ и
узнаёшь себя в ней» (Смышляева Юля, 15 лет).
В процессе изготовления кукол дети узнают много интересного о традициях и обычаях
народов, живущих в России. Каждая новая тема в занятиях по народной кукле – это целый
интегрированный цикл занятий, на которых мы знакомимся не только с технологическими
особенностями изготовления той или иной куклы, но и с региональными характерными ее
чертами, с традициями того или иного народа, изучаем историю народного костюма. От
простого к сложному дети учатся создавать около-кукольное пространство. Так за шесть
лет обучения в клубе народной куклы «Рада» дети знакомятся с куклами различных
регионов России и с куклами разных народов России, с народным календарем в жизни
русского человека и местом куклы в календарном круге. В процессе игры они легко
овладевают технологией изготовления кукол различных конструкций. Знакомятся с
особенностями кроя и шитья национального костюма, вышивают, вяжут, валяют, плетут
пояса… Заново прочитывают произведения фольклора: колыбельные, пестушки, сказки…
Особое внимание я уделяю формированию у обучающихся самостоятельности и
креативности при разработке творческих проектов и создании авторских кукол и игрушек.
Для меня важно, чтобы народная кукла стала для детей источником вдохновения и
рождения новых образов. Дети – настоящие творцы, которые легко раскрываются в
общении с миром куклы. Я очень люблю проводить творческие занятия, на которых детям
предлагаю самим придумать и сотворить куклу или игрушку, не повторяя ни одну из
известных им конструкций. «Представьте, что вы перенеслись на сто лет в прошлое…» -
так начинаю я творческое занятие. И уже эти слова завораживают детей, заставляя их
обратиться во внимание. Дети, повинуясь неведомым нам внутренним порывам, начинают
из обычных лоскутков, палочек и ниток творить настоящие шедевры. Что интересно, дети
не просто создают отдельно взятую игрушку – это всегда персонаж какой-либо игры,
действа, сюжета. А значит, создание куклы становится начальной точкой в пути
воспитания и развития ребенка. С игрушкой ( куклой) он действует, общается, мыслит,
творит.
Еще об одном важном аспекте я не могу не сказать – о Семье. Ведь для передачи и
сохранения традиций важная роль отводится именно ей. Ведь как было раньше на Руси:
кукла в семье рождалась, она впитывала в себя всю глубину житейской мудрости
определенного рода, в ней была закодирована жизненно важная информация, в каждой
семье кукла имела свое лицо. Через куклу, как через носителя традиции, очень тесно
общались все поколения семьи. Бабушка передавала своим внучатам секреты и тайны
рождения живой игрушки из простого лоскутка, наполняла слух детей прибаутками и
песенками, связанными с этим образом. Мать учила дочерей рукоделию опять же на кукле
– основы шитья, вязания, вышивания, плетения девочки постигали именно через свою
любимую тряпичную красавицу. Отец, дед учили мальчиков делать куклаков-кулачников,
чтобы мальчики на образе этой куклы учились защищать свой род, дом. Кукла во-многом
была центром притяжения для братьев и сестер одной семьи: старшие (пестуньи) творили
кукол для младших, передавали традиции рукоделия.
Конечно, сейчас многое изменилось в семейных традициях. Но ведь во все времена дети
играли в куклы, и бабушки сегодняшних детей еще помнят игрушки своего детства. Если
сегодняшние дети не обратятся к представителям старшего поколения своей семьи с
вопросом: «А в какие игры вы играли раньше? Какие у вас были игрушки?» - то мы
рискуем утратить эту ветвь традиции.
Поле для исследования здесь обширное, и большое внимание я уделяю именно этой
работе. Ведь когда ребенок принимает из рук старшего поколения своей семья игрушки
далеких лет, он «след в след» идет за старшими, сохраняя семейные ценности и традиции.
Образы простых игрушек становятся содержанием внутреннего мира ребенка, нитью,
связывающей его с культурой и традициями своего народа.
Вместе с детьми мы собираем живые воспоминания наших «бабушек». И рождаются
проекты: «Куклы из бабушкиного сундука», «Куклы детей военной поры», «Кукла моей
семьи». С какой трепетной радостью бабушки рассказывают своим внукам о сокровенном,
вновь пролистывают страницы своего детства. И это уже живое общение двух поколений,
в котором рождаются новые нити традиций.
Наши бабушки – это, как правило, люди 30-40 годов рождения, чье детство пришлось на
годы Великой Отечественной войны. Война и дети – два понятия несовместные. У детей
родился вопрос: «но ведь дети оставались детьми и во время войны; значит, они играли в
игрушки, и может быть, эта игра и помогла им сохранить в себе детство…» Дети очень
бережно собирали крупицы этих воспоминаний при встрече с повзрослевшими «Детьми
войны». Именно крупицы… потому что вспоминать им было больно и тяжело, многое
забылось…Но когда бабушки начинали рассказывать о своем военном детстве, лица их
светлели. Современным детям были непривычно и удивительно услышать, что колёсики к
кукольной телеге дети в те годы делали из кружков моркови; что можно было смастерить
красивую кукольную парочку из листа обыкновенной газетной бумаги, нарядить ее и
беречь как самое дорогое сокровище; что для украшения новогодней елки не было иной
раз ни одного шарика, но, тем не менее, елка была красивой, потому что висели на ней
сделанные руками детей куколки-толстушки…
Такое общение с представителями старшего поколения не только расширяет кругозор
детей, но способствует развитию нравственных черт; внимательности, сопереживания. Ну
и конечно, детям интересно было и самим испробовать сделать то, что полвека назад
мастерили наши бабушки и дедушки. Так мы снова приблизились к вопросу о сохранении
и трансляции традиций народной куклы. Это возможно лишь тогда, когда ребенок и
взрослые едины в пути познания кукольной премудрости. Когда ребенок и мама вместе
выбирают лоскуточки для своей Дуняши, когда по очереди насыпают они зернышки в
мешочек Крупенички, когда вместе узелки завязывают… тогда творится не просто кукла, а
добрые семейные отношения, укрепляются основы семьи.
На вечерние занятия в «Сказочной мастерской» часто приходят дети с мамами и
бабушками. На занятиях затейливо и тонко переплетаются общение, труд, творчество,
фольклор… Мы традиционно собираемся на свои осенние посиделки в честь Параскевы
Пятницы, на зимние рождественские встречи, где творим кукол обрядового цикла. Эти
встречи оставляют неизгладимый след в сердцах и взрослых и детей.
Востребованность традиционной народной куклы велика, и она очень разнообразна в
учреждении дополнительного образования детей. Изучение куклы – прежде всего, это
возможность овладеть новыми технологическими приемами работы с различными
материалами, это возможность дополнить уже имеющиеся знания новыми открытиями.
Это средство доброго общения между детьми, живой язык, который понятен всем детям,
несмотря на их возрастные, гендерные и национальные отличия. Кукла – это носитель
семейных традиций, хранитель лада и мира в семье. Кукла – это образ мудрого творчества:
от предков учась, дети и сами начинают выражаться поэтическим языком народного
рукоделия. Кукла помогает детям лучше почувствовать и понять свое Отечество, она
является к ним не в виде напыщенных фраз, а самой реальностью – как образ,
находящийся в центре многих календарных и семейных обрядов, как посредник между
миром природы и миром людей, как живой хранитель традиций, поверий, мифов.
Таким образом, народная кукла является неисчерпаемым ресурсом для обучения и
воспитания детей, и с успехом может применяться в системе дополнительного
образования.
Литература:
1. Греф А., Слонимская Е. Мастерская у кровати. М., 2007.
2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. М. 2013.
3. Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей под ред. Н.Д. Бартрама, М., 1912, с.
171.
5. Соколова Л. Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. М., 2003.