Автор: Лаптева Ольга Сергеевна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: БУ ЧР " ШУмерлинский центр для детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" Населённый пункт: Чувашская Республика город Шумерля Наименование материала: конспект Тема: Тренинг для детей и их родителей " Рука в руке" Раздел: дополнительное образование
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье, повышение культуры
внутрисемейных отношений; обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; формировать навыки
эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Здравствуйте! Очень приятно вас видеть на форуме замещающих семей. Сегодня у нас
пройдёт занятие, направленное на взаимодействие детей и родителей.
1.Упражнение “Круг знакомств”
Давайте познакомимся. Сейчас мы будем по кругу передавать смайлик, называя своё имя и
чувство с которым вы сейчас пришли.
2.«Правила группы»
Проявлять активность.
Слушать друг друга, не перебивая.
Говорить только от своего лица.
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому
человеку, а не говорить о нем в третьем лице
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на
занятиях
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то
покритиковать — дождаться обсуждения
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право
отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе
3.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
«Сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны
будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится,
остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня…
кто любит мороженое… у кого есть брат и т.д.
Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест
занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.
4.Уражнение «Семейные псисекреты»
Перед участниками выкладываются карточки рубашкой вверх .Каждый участник по кругу,
берёт одну карточку и зачитывае ее вслух, если высказывание подходит участнику он ее
оставляет у себя, а если думает что это подходит другому участнику, то передает ее ему.Если
этот участник тоже считает, что карта ему не подходит, он передаёт ее дальше или откладывает
в «корзину».Когда все карты распределены, у каждого участника получается что то типа
рассказа о себе и каждый участник зачитывает портрет вслух. Родители зачитывают у детей , а
дети про родителей.
5.Упражнение “Комплимент”.
Родители с детьми садятся друг напротив друга. Смотрят в глаза и говорят друг другу
приятные слова. Хвалят, говорят слова благодарности.
Обсуждение: Что чувствовали? Какое сейчас настроение? И т.д.
6. Упражнение «Руки»
Один из участников – детей встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь
на тактильные ощущения должен угадать своего родителя
7. Упражнение « Коллаж»
Составление единого коллажа на тему «Родители глазами детей» и «Дети глазами родителей».
8. Упражнение «Зеркало»
Участники разбиваются парами (взрослый + ребенок) и попеременно (по 3 минуты)
выполняют роль зеркала, копируя в точности все движения и мимику напарника.
Возможные варианты: собираемся в театр, занимаемся спортом, строим дом, готовим обед,
танцуем и т. д. Обсуждение:
Трудно ли было выполнять движения другого? Почему?
Что ты чувствовал, когда тебе обязательно надо было выполнять движения другого?
Как вам хочется поступить в ситуации, когда вы вынуждены делать то, что вам не хочется
или вы не можете?
9. Упражнение "Я хочу сказать…"
Участники в круге обмениваются информацией о себе, о прошедшем тренинге.
Можно помочь, задавая определенные вопросы:
Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
Что показалось необычным?
Что для вас было особенно трудно выполнить?