"ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Автор: Будаева Надежда Игоревна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО Кизнерский районный ДДТ Населённый пункт: Удмуртская республика пос. Кизнер Наименование материала: статья Тема: "ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Раздел: дополнительное образование
ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каждый ребенок, появившись на свет, с первых дней своей жизни наделен уникальностью, и в
процессе взросления ему предстоит открыть в себе эту уникальность, определить образ самого
себя. В свою очередь образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной
практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения, в результате
реализации коммуникативных потребностей. См. подробнее:
Лисина М.И. «Проблемы
онтогенеза общения.», Педагогика, 1986. С.31–57
Особенным колоритом отличается потребность в общении у детей школьного возраста. Учитывая
высокую загруженность графика современного школьника, стоит понимать необходимость в
коммуникации, свободной от методов контроля и оценки. Поэтому важную позицию в работе
современной системы образования занимают вопросы об организации внеурочной деятельности,
которую зачастую современные специалисты отождествляют с дополнительным образованием,
полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться. Более внимательное
изучение этих понятий требует их разделения. Общими характеристиками внеурочной
деятельности и дополнительного образования являются: время реализации, формы организации,
связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью. Характеристиками,
различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются:
основная организационная «единица», кадры, научно-методическая основа деятельности,
возможность выбора форм организации. Сказанное не означает стремления доказать большую
значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна
необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. См.
подробнее: Просвещение. Общественные науки. Интернет издание для учителя «Внеурочная
деятельность в свете требований ФГОС».
Кроме того, и в самой системе дополнительного образования возникает необходимость к
организации внеурочной деятельности. И особенно актуальным такой вид деятельности является
для дисциплин различной направленности, связанных с групповым воспроизведением заданных
проектов. Визуально ярко это прослеживается в дисциплинах художественной направленности,
например на уроках хореографии, в вокально инструментальных группах и т.п.
Убедившись в качественном усвоении базисного курса знаний учениками, педагог осознаёт
потребность в глубоком изучении более сложного материала и выходе на конкурсы и
соревнования, для подтверждения успешности результатов. На новом уровне с возрастающими
темпами занятий особую важность приобретает слаженность, синхронность в работе группы
детей, что неоспоримо считается показателем эффективности. И здесь доминирующую роль
начинают играть не только личностные, индивидуальные особенности каждого воспитанника, а
степень, крепость межличностных отношений, влияющих на общий потенциал работы всей
группы. С таким пониманием приходит объективная необходимость в построении внеурочной
деятельности.
Основной целью внеурочной деятельности в системе дополнительного образования считаем
достижение высокого морально-психологического состояния группы обучающихся, позволяющего
добиться большей эффективности в получении знаний и навыков и использовании их на практике.
Следует отметить, что внедрение в работу любительских объединений МБОУ ДОД Кизнерского
Дома Детского Творчества внеурочной деятельности дало положительные результаты. Группы
детей сильнее сплотились общими воспоминаниями, положительными эмоциями. У них
появилось чувство ответственности друг за друга. Они почувствовали себя частью коллектива и
приобрели потребность в сопереживании за общее дело.
При организации внеурочной деятельности педагог чётко формулировал перед собой
преследуемые цели, что помогало определиться с выбором формы мероприятий.
Например, осознавая некоторую обособленность в отношениях родителей учеников (ведь
успешная коммуникация между родителями и педагогом часто является основой крепких
межличностных связей между учениками) , педагог предложил в одной из групп подготовить
мероприятие на стыке двух праздников: восьмого марта и двадцать третьего февраля -
музыкально-игровой гостиной «Ты и Я». Мероприятие было организованно таким образом: Все
представители слабого пола заняли места в одной половине зала, а все представители сильной
половины человечества из числа воспитанников и их родителей заняли места в другой половине
зала, напротив команды соперников. У каждого на сиденье лежала заранее подготовленная
карточка с картинкой, которая необходима была для последующего голосования. Ведущий
(педагог) поочерёдно объявлял разные конкурсы: «Визитная карточка», «Ля-фа»(песенный),
«Каля-маля» (конкурс визажистов), «Хлоп, топ, поворот» (танцевальный), «Очумелые ручки»
(конкурс на оперативную сборку журнального столика) и т.п. Каждая команда в определённом
порядке выполняла все задания. Особый восторг вызвали те конкурсы, в которых участники
пробовали себя в непривычных для них ролях: папы красили дочкам глаза, мамы занимались
сборкой мебели, дети (танцоры) пели, родители танцевали. В результате, что естественно,
соперники уже сопереживали друг другу, подсказывали возможности для решения поставленных
задач, и, оценивая выступления другой команды, давали положительные оценки. После
мероприятия и родители и дети высказывали свои впечатления, делились фотографиями и
комментариями в социальных сетях. Отсюда делаем вывод о достигнутых целях. Между детьми и
родителями появились объединяющие их яркие, эмоциональные воспоминания, которые легли в
основу их коммуникации.
Подчеркнем, что внеурочная деятельность должна быть спланирована педагогом
дополнительного образования, на основе анализа психо-эмоционального состояния группы и
учитывать «слабые стороны» в межличностных отношениях внутри коллектива, которые требуют
коррекции. Форма мероприятий будет зависеть от поставленных целей и задач, учитывать
возрастные потребности групп. То есть внеурочная деятельность не должна носить случайный
характер, кроме того в каждой группе такие мероприятия нужно проводить с определённой
регулярностью, но не дублируя их, а каждый раз следуя за новыми целями, меняя задачи и ход
действий по их организации.