Автор: Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна Должность: учитель бурятского языка
Учебное заведение: МБДОУ №84" Снегурочка"
Населённый пункт: г Улан Удэ п.Горький ул.Орловская 35 а
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Традиции и обычаи праздника Сагаалган"
Комитет по образованию
МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»
г. Улан-Удэ
присмотра и оздоровления
Конспект занятия
Тема: Традиции и обычаи праздника – Сагаалган
Подготовила и провела:
учитель бурятского языка
Шойжонимаева С.Д.
Апрель 2017г.
Тема: Традиции и обычаи праздника – Сагаалган
Программное содержание:
Формировать
у
детей
представление
о
национальной
одежде,
о
его
особенностях.
Закрепить знания о национальном празднике - Сагалгаан (календарь
литэ, приветствие в дни праздника, праздничная одежда).
Продолжать учить детей связной речи, умении составлять предложения
из знакомых слов.
Воспитывать у детей духовно-нравственные ценности, желание узнать
историю своего народа.
Предварительная работа: беседа о календаре литэ, просмотр мульфильма
«Сагаалган»,
знакомство
с
приветствием
«золголго»,
закрепление
темы
«Счет» и «Цвета».
Материалы
и
оборудование: национальный мужской костюм, краски,
цветные карандаши, фломастеры, плоскостные куклы, записи с бурятскими
мелодиями, образцы дэгэла.
Новые слова:
- Энгэр (нагрудная часть одежды)
- Гоёлто (украшение)
- Шагта (пуговица)
- Мунгэн шагта (серебряные пуговицы)
- Дэнзэ (навершие у шапки)
- Залаа (украшение в виде кисти)
Слова для закрепления:
- Ногоон (зелёный)
- Хара (черный)
- Улаан (красный)
- Нэрэ (имя)
- Шинии нэрэ хэн бэ? (Как твое имя?)
- Шинии (твое)
- Зургаатай (шесть лет)
Дети проходят в музыкальный зал.
- Дети, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с гостями «Сайн Байна!»
Я предлагаю познакомиться с гостями, назвать свое имя и возраст.
Дети подходят к гостям называют свое имя и возраст.
- Минии нэрэ Диана. Би зургаатайб и т.д.
- Дети мы знаем, что приближается национальный праздник Новый год
по лунному календарю. Как он называется?
- Сагаалган.
- Как называется лунный календарь? – Литэ.
- Из чего состоит лунный календарь?- Из животных.
- Сколько животных в лунном календаре? – 12.
- Давайте посчитаем на бурятском языке (нэгэн, хоёр, гурбан, дуурбэн,
табан, зургаан, долоон, найман, юhэн, арбан, арбан нэгэ, арбан хоёр)
- И назовем животных лунного календаря (хулгана, ухэр, бар, туулай,
луу, могой, морин, хонин, бишин, тахяа, нохой, гахай)
- Дети а какой год наступает? – год курицы (петуха).
- А какой год провожаем (год обезьяны)
- Дети, а вы знаете, как приветствуют люди друг друга в дни
Сагаалгана (показ приветствия «золголго»)
- Ребята, а к нам пришли еще гости. Мальчики Баир и Буянто. Они
собираются на праздник, у одного из них есть красивый дэгэл, а у другого
нет. И они просят им помочь. Поможем?
- Но прежде чем им помочь послушайте и посмотрите какой наряд
должен быть у мальчика Буянто.
- Давайте рассмотрим мужской дэгэл.
Это дэгэл синего цвета:
- Хухэ унгэтэй дэгэл (инд. хоровые ответы)
- Энэ дэгэлэй энгэр (это нагрудная часть дэгэла)
- Гоёлто гурбан унгэтэй (украшение из трех цветов)
- Ногоон, хара, улаан (зеленый, черный, красный)
- Ногоон унгэ – байгаали (зеленый цвет – цветущая земля)
- Хара унгэ – хурьhэтэ газар (плодородная земля)
- Улаан унгэ – гал (огонь)
- Энэ хамсы (это рукава)
- Хамсын гоёлто туру (украшение на рукаве – туру)
Шьют манжеты в форме копыт лошади, в знак уважения к нему.
- Шагта (пуговицы)
- Мунгэн шагта (серебряные пуговицы)
Пуговицы застегивают снизу вверх. Мужчина надевает дэгэл с левого
рукава, а женщина с правого рукава.
- Это пояс (Бэhэ)
- Энэ гоё бэhэн (длинный красивый пояс)
Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрывать. На
пояс мужчины вешают нож в ножнах, табакерку, огниво.
- Энэ малгай (это шапка)
- Энэ дэнзэ (навершие обозначает солнце)
- Энэ залаа (кисти – солнечные лучи)
- Наран (солнце)
Физминутка
Дети в кругу, одну руку вытягивают в сторону, другую кладут на плечо
соседа. Вытянутые руки обозначают лучики солнца. Двигаются по кругу под
музыку. Наступает ночь, лучики прячутся, солнышко засыпает.
Наступает утро, солнышко вытягивает лучики греет своими лучами.
Ребята, вы узнали про национальный костюм и сможете помочь Буянто.
Работа в изостудии
Дети разрисовывают дэгэлы. Дарят Буянто. Выставка дэгэлов.
Подведение итога. Угощение детей.