Напоминание

"Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов"

Автор: Каргополова Ольга Александровная
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ ПО "Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова"
Населённый пункт: город федерального значения Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Для студентов, обучающихся по специальности СПО

44.02.02 Преподавание в начальных классах

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

СЕВАСТОПОЛЬ, 2017 г.

Автор-составитель:

Каргополова

Ольга

Александровна,

преподаватель

ГБОУ ПО «Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова»

Рабочая

тетрадь

предназначена

для

самостоятельной

работы

студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности

44.02.02

Преподавание

в

начальных

классах

и

осваивающих

профессиональный модуль 03 Классное руководство.

Разработана

в

соответствии

с

требованиями

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

к

результатам

освоения

основной профессиональной образовательной программы: предложенные

задания

направлены

на

формирование

у

будущих

специалистов

профессиональных

и

общих

компетенций,

обеспечивающих

готовность

студентов

к

выполнению

такого

вида

деятельности,

как

классное

руководство.

Работа

по

выполнению

заданий,

представленных

в

тетради,

выстроена в соответствии с технологией рефлепрактики и предусматривает

три этапа: этап самопознания и самооценки, этап самоактуализации, этап

самосовершенствования.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы рабочей тетради

Страницы

Предисловие

3

Компетентностно-ориентированные задания, организующие

процесс самопознания и самооценки

8

Компетентностно-ориентированные задания, организующие

процесс самоактуализации

13

Компетентностно-ориентированные задания, организующие

процесс самосовершенствования

17

Рефлексия

35

Приложения

37

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

3

Рабочая

тетрадь

по

профессиональному

модулю

«Классное

руководство»

создана

Вам

в

помощь

для

организации

внеаудиторной

самостоятельной работы, подготовки к прохождению «Контрольных точек»

по

темам

«Особенности

адаптации

младшего

школьника

к

условиям

начального общего образования», «Оказание педагогической поддержки в

процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения».

Все

задания

в

тетради

носят

компетентностно-ориентированный

характер, то есть направлены на формирование у вас общих компетенций

(Таблица 1), профессиональных компетенций (Таблица 2), знаний (Таблица

3) и умений (Таблица 4) в соответствии с требованиями ФГОС СПО к

результатам

освоения

основной

профессиональной

образовательной

программы.

Таблица 1

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать

собственную

деятельность,

определять

методы

решения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять

поиск,

анализ

и

оценку

информации,

необходимой

для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать

в

коллективе

и

команде,

взаимодействовать

с

руководством,

коллегами и социальными партнерами

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя

ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать

охрану жизни и здоровья детей

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее

правовых норм

Таблица 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

4

ПК 3.1.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать

полученные результаты.

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при

решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7.

Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8.

Координировать деятельность сотрудников образовательной организации,

работающих с классом.

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-

методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы)

на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида

образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных

обучающихся.

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные

технологии в области начального общего образования на основе изучения

профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других

педагогов.

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,

выступлений.

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области

начального образования.

Таблица 3

ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»

З.1

Знать теоретические и методические основы деятельности классного

руководителя

З.2

Знать методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных

результатов и формы их представления

З.3

Знать особенности адаптации младшего школьника к условиям начального

общего образования

З.4

Знать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

З.5

Знать основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по

отношению к детям

З.6

Знать особенности процесса социализации младших школьников

З.7

Знать условия развития ученического самоуправления в начальной школе

З.8.

Знать условия формирования благоприятного психологического микроклимата и

сотрудничества обучающихся в классе

З.9

Знать особенности работы классного руководителя с социально

неадаптированными (дезадаптированными) детьми

З.10

Знать теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности

5

З.11

Знать формы проведения внеурочных мероприятий

З.12

Знать содержание, формы, методы и средства организации различных видов

внеурочной деятельности и общения в начальной школе

З.13

Знать педагогические и гигиенические требования к организации и проведению

различных видов внеурочной работы

З.14

Знать основы делового общения

З.15

Знать особенности планирования, содержание, формы и методы работы с

родителями обучающихся (лицами, их заменяющими)

З.16

Знать задачи и содержание семейного воспитания

З.17

Знать особенности современной семьи

З.18

Знать содержание и формы работы с семьей

З.19

Знать способы диагностики результатов воспитания

З.20

Знать методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического

коллектива, представителями администрации

З.21

Знать логику анализа деятельности классного руководителя

Таблица 4

УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»

У.1

Уметь выбирать методы педагогической диагностики личности

(индивидуальности) обучающихся, развития группы

У.2

Уметь составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и

анализировать результаты

У.3

Уметь формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных

обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

У.4

Уметь планировать деятельность классного руководителя

У.5

Уметь оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к

условиям образовательного учреждения

У.6

Уметь совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия,

организовывать их подготовку и проведение

У.7

Уметь использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и

воспитания при проведении внеурочных мероприятий

У.8

Уметь организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды

общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений

У.9

Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных

мероприятий

У.10

Уметь создавать условия для развития ученического самоуправления,

формирования благоприятного психологического микроклимата и

сотрудничества обучающихся в классе

У.11

Уметь помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты

У.12

Уметь составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими)

У.13

Уметь вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими)

У.14

Уметь организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей

(родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к

проведению совместных мероприятий

У.15

Уметь изучать особенности семейного воспитания младших школьников

У.16

Уметь формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики

семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей

6

У.17

Уметь анализировать процесс и результаты работы с родителями

У.18

Уметь использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с

членами педагогического коллектива, представителями администрации по

вопросам обучения и воспитания обучающихся класса

У.19

Уметь анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные

мероприятия

(классные

часы,

организованные

досуги,

занятия

с

творческим

коллективом)

Работа по выполнению заданий, представленных в тетради, выстроена

в соответствии с технологией рефлепрактики и предусматривает три этапа:

этап

самопознания

и

самооценки,

этап

самоактуализации,

этап

самосовершенствования.

Выполнять

задания

следует

строго

в

данной

по следовательно сти:

в ы п о л н и в компетентностно-ориентированные

задания, организующие процесс самопознания и самооценки, перейти к

компетентностно-ориентированным

заданиям,

организующим

процесс

самоактуализации

и

лишь

затем

к

компетентностно-ориентированным

заданиям, организующим процесс самосовершенствования.

Результаты выполнения вами самостоятельной работы будут оценены

п р е п о д а в а т е л е м .

В с е м

з а д а н и я м ,

н а п р а в л е н н ы м

н а

самосовершенствование,

присвоен

рейтинговый

балл

по

степени

сложности. Выберите те задания, которые позволят вам достичь желаемых

результатов и получить соответствующую отметку («отлично», «хорошо»

или

«удовлетворительно»).

Начинайте

работу,

ознакомившись

с

содержанием задания и его направленностью.

Общее

количество

часов,

предусмотренных

программой

на

внеаудиторную самостоятельную работу для изучения тем «Особенности

адаптации

младшего

школьника

к

условиям

начального

общего

образования»

и

«Оказание

педагогической

поддержки

в

процессе

адаптации детей к условиям образовательного учреждения» - 6 часов.

Если в процессе самостоятельной работы у вас возникнут вопросы,

разрешить которые самостоятельно не удастся, необходимо обратиться к

преподавателю для получения разъяснений или указаний.

Желаем Вам успехов!!!

7

Тема 1. Особенности адаптации младшего школьника к условиям

начального общего образования

Учебная цель: достижение образовательных результатов, определенных в

ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Компетентностно-ориентированные задания по теме 1, организующие

процесс самопознания и самооценки

Задание 1. Из требований ФГОС СПО по профессиональному модулю 03

Классное руководство выберите и внесите в таблицу те образовательные

результаты, которые необходимо достичь при изучении данной темы

Общие

компетенции

Профессиональные

компетенции

Знания

по теме 1

Умения

по теме 1

Задание 2. Проверьте, какими знаниями по данной теме вы обладаете на

сегодняшний день

п/п

Вопрос

Ваш

вариант

ответа

1

Адаптация первоклассников к школе –

это двухсторонний (психологический и

физиологический) процесс приспособления

детского организма к новым условиям жизни.

а. Да б. Нет

2

Расставьте в логической последовательности этапы

физиологической адаптации ребенка к школе:

____Относительно устойчивое приспособление

____Неустойчивое приспособление

8

____Физиологическая буря

3

Установите соответствие названий компонентов

социально-психологической адаптации их

характеристике

Компоненты социально-психологической адаптации:

1.

Организационная адаптация

2.

Учебно-мотивационная адаптация

3.

Психологическая адаптация

4.

Социальная адаптация

Характеристика компонентов:

а. Проявляется в установлении контактов с

одноклассниками, учителем, формировании

адекватного социального поведения

б. Проявляется в формировании устойчивой системы

мотивов, регулирующих учебную деятельность

в. Проявляется в постепенном снижении уровня

тревожности, страхов, проявлении положительных

эмоций

г. Проявляется в приспособлении ребенка к новой

системе организации жизни: к новым требованиям,

правилам, режиму дня и др.

4

Выберите компоненты, которые относятся к компонентам

готовности ребенка к школе:

а. Интеллектуальная готовность

б. Личностная готовность (мотивационная готовность)

в. Социально-психологическая готовность

г. Эмоционально-волевая готовность

5

Выберите диагностические методики, которые можно

использовать для определения готовности ребенка к

школе:

а. Тест Керна-Йирасека

б. Тест изучения креативности Торанса

в. Методика изучения ценностных ориентаций по

М.Рокичу

Тема 2. Оказание педагогической поддержки в процессе адаптации

детей к условиям образовательного учреждения

9

Учебная цель: достижение образовательных результатов, определенных в

ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Компетентностно-ориентированные задания по теме 2, организующие

процесс самопознания и самооценки

Задание 3. Из требований ФГОС СПО по профессиональному модулю 03

Классное руководство выберите и внесите в таблицу те образовательные

результаты, которые необходимо достичь при изучении данной темы

Общие

компетенции

Профессиональные

компетенции

Знания

по теме 2

Умения

по теме 2

Задание 4. Проверьте, какими умениями по данной теме вы владеете на

сегодняшний день

Задание 4.1

Предложите игру для первоклассников, которую можно использовать в

период адаптации ребенка к школе. Напишите название и опишите ход

игры

Ваш вариант ответа

Задание 4.2

Сформулируйте цель данной игры

Ваш вариант ответа

10

Задание 4.3

Обоснуйте, можно ли использовать данную игру в период адаптации, как

диагностическую? Если да, то что можно продиагностировать с помощью

данной игры? Если нет, то предложите еще одну игру, которая может стать

диагностической

Ваш вариант ответа

Задание 4.4

Как вы мотивируете детей на участие в данной игре?

Ваш вариант ответа

Задание 4.5

В какую игру вы порекомендуете играть родителям с детьми (дома) в

адаптационный период. Чему способствует данная игра?

Ваш вариант ответа

Задание 5. Оцените уровень своих знаний и умений по изучаемым темам 1

и

2.

Возьмите

у

преподавателя

критерии

для

оценки

правильности

выполнения

заданий

2

и

4,

проверьте

себя

и

отметьте

результаты

на

«Колесе коучинга»

11

Коучинг – средство поддержки другого человека в поиске его собственных

решений возникающих проблем.

«Колесо

коучинга»

-

инструмент

для

осуществления

человеком

самоанализа и самооценки.

Компетентностно-ориентированные задания по теме 1 «Особенности

адаптации младшего школьника к условиям начального общего

образования», организующие процесс самоактуализации

Уровень моих знаний

Мое желание

узнать

Уровень развития моих умений

Мое желание

научиться

0

5

5

5

5

12

Задание

6. Сформулируйте

свою

цель

изучения

темы

«Особенности

адаптации

младшего

школьника

к

условиям

начального

общего

образования» в форме вопроса

Моя

цель

Найти ответ на вопрос: _____________________________________

_________________________________________________________

Задание

7. Определите

свои

задачи

изучения

данной

темы. При

определении задач используйте результаты работы с «Колесом коучинга».

Отметьте

выбранные

вами

варианты

формулировки

задач

(обведите

в

кружок или поставьте галочку рядом с выбранным вариантом)

Результаты

работы с

«Колесом

коучинга»

Варианты формулировки задач своей работы на учебном занятии в

зависимости от предмета самосовершенствования

Знания

Умения

Желание

(как

выражение

потребности в

знаниях)

Желание

(как

выражение

потребности в

умениях)

Если на

«Колесе

коучинга»

вы

поставили

себе по

данной

шкале

0-2 балла

Овладеть

знаниями об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям

начального

общего

образования

(НОО)

Формировать у

себя умения

оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе адаптации

детей к условиям

образовательного

учреждения (ОУ)

Вызвать у себя

желание

больше узнать

об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям НОО

Вызвать у себя

желание

научиться

оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе

адаптации

детей к

условиям ОУ

Если на

«Колесе

коучинга»

вы

поставили

себе по

данной

шкале

3-4 балла

Расширить

свои знания

об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям

НОО

Развивать у себя

умения оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе адаптации

детей к условиям

ОУ

Развивать у

себя желание

больше узнать

об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям НОО

Развивать у

себя желание

научиться

оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе

адаптации

детей к

условиям ОУ

Если на

«Колесе

коучинга»

вы

Закрепить

свои знания

об

особенностях

Совершенствовать

у себя умения

оказывать

педагогическую

Поддерживать

у себя желание

больше узнать

об

Поддерживать

у себя желание

научиться

оказывать

13

поставили

себе по

данной

шкале

5 баллов

адаптации

младшего

школьника к

условиям

НОО

поддержку в

процессе адаптации

детей к условиям

ОУ

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям НОО

педагогическую

поддержку в

процессе

адаптации

детей к

условиям ОУ

Задание 8. Составьте индивидуальный план изучения темы 1. Выберите те

задания, которые вы планируете выполнить (поставьте плюс в колонке

«Мой выбор») в зависимости от той отметки, которую вы планируете

получить при освоении профессионального модуля

Технологическая карта изучения темы 1

Номер задания

Рейтинговый

балл за

выполнение

задания

Мой выбор

Задание № 12

2

Задание № 13

2

Задание № 14

1

Задание № 15

1

Задание № 16

3

Задание № 17

1

Задание № 18

1

Задание № 19

1

11-12 баллов - отметка «5»

8-10 баллов - отметка «4»

5-7 баллов - отметка «3»

0-4 балла - отметка «2»

Компетентностно-ориентированные задания по теме 2 «Оказание

педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям

образовательного учреждения», организующие процесс

самоактуализации

14

Задание

9. Сформулируйте

свою

цель

изучения

темы

«Оказание

педагогической

поддержки

в

процессе

адаптации

детей

к

условиям

образовательного учреждения» в форме вопроса

Моя

цель

Найти ответ на вопрос: _____________________________________

_________________________________________________________

Задание

10. Определите

свои

задачи

изучения

данной

темы. При

определении задач используйте результаты работы с «Колесом коучинга».

Отметьте

выбранные

вами

варианты

формулировки

задач

(обведите

в

кружок или поставьте галочку рядом с выбранным вариантом)

Результаты

работы с

«Колесом

коучинга»

Варианты формулировки задач своей работы на учебном занятии в

зависимости от предмета самосовершенствования

Знания

Умения

Желание

(как

выражение

потребности в

знаниях)

Желание

(как

выражение

потребности в

умениях)

Если на

«Колесе

коучинга»

вы

поставили

себе по

данной

шкале

0-2 балла

Овладеть

знаниями об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям

начального

общего

образования

(НОО)

Формировать у

себя умения

оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе адаптации

детей к условиям

образовательного

учреждения (ОУ)

Вызвать у себя

желание

больше узнать

об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям НОО

Вызвать у себя

желание

научиться

оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе

адаптации

детей к

условиям ОУ

Если на

«Колесе

коучинга»

вы

поставили

себе по

данной

шкале

3-4 балла

Расширить

свои знания

об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям

НОО

Развивать у себя

умения оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе адаптации

детей к условиям

ОУ

Развивать у

себя желание

больше узнать

об

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям НОО

Развивать у

себя желание

научиться

оказывать

педагогическую

поддержку в

процессе

адаптации

детей к

условиям ОУ

Если на

«Колесе

коучинга»

вы

Закрепить

свои знания

об

особенностях

Совершенствовать

у себя умения

оказывать

педагогическую

Поддерживать

у себя желание

больше узнать

об

Поддерживать

у себя желание

научиться

оказывать

15

поставили

себе по

данной

шкале

5 баллов

адаптации

младшего

школьника к

условиям

НОО

поддержку в

процессе адаптации

детей к условиям

ОУ

особенностях

адаптации

младшего

школьника к

условиям НОО

педагогическую

поддержку в

процессе

адаптации

детей к

условиям ОУ

Задание 11. Составьте индивидуальный план изучения темы 2. Выберите

те задания, которые вы планируете выполнить (поставьте плюс в колонке

«Мой выбор») в зависимости от той отметки, которую вы планируете

получить при освоении профессионального модуля

Технологическая карта изучения темы 2

Номер задания

Рейтинговый

балл за

выполнение

задания

Мой выбор

Задание № 20

5

Задание № 21

5

Задание № 22

4

Задание № 23

4

Задание № 24

6

Задание № 25

6

Задание № 26

6

Задание № 27

6

38-42 балла - отметка «5»

34-37 баллов - отметка «4»

28-33 балла - отметка «3»

0-27 балла - отметка «2»

Компетентностно-ориентированные задания по теме 1 «Особенности

адаптации младшего школьника к условиям начального общего

образования», организующие процесс самосовершенствования

16

Задание 12. Найдите в психолого-педагогической литературе и выпишите

определения следующих основных понятий темы

Понятие

Определение понятия

Использованный

информационный

источник

Адаптация

Адаптация к школе

Физиологическая

адаптация

Социально-

психологическая

адаптация

Готовность к

школьному обучению

Задание

13. Заполните

таблицу,

самостоятельно

осуществив

поиск

информации

Физиологическая адаптация к школе

Этапы адаптации

Характеристика этапов

1.Физиологическая буря

17

2.Неустойчивое приспособление

3.Относительно устойчивое

приспособление

Задание 14. Преобразуйте текст в таблицу

Составляющие социально-психологической адаптации

1. Организационная адаптация – это приспособление ребенка к новой

системе организации жизни: к новым требованиям, правилам, режиму дня,

обязанностям, статусу, т.е. критерием школьной адаптации в данном случае

выступает

готовность

первоклассника

к

принятию

новой

социальной

позиции

школьника.

Мы

считаем,

что

в

данном

случае

в

качестве

показателей

адаптированности

могут

выступать

(1)

сформированность

позиции школьника и (2) принятие ребенком школьных правил. Первое

означает сформированность положительного отношения к школе, учению,

познанию

как

к

радости

открытия,

стремления

к

социально-

нормированным формам поведения, к овладению социально значимыми

знаниями

и

умениями.

Это

готовность

к

новым

обязанностям,

к

ответственности перед школой, учителем, классом.

2. Учебно-мотивационная адаптация.

Начало обучения ребенка в

школе

позволяет

ему

занять

новую

жизненную

позицию

и

перейти

к

выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом

начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических

знаниях, а именно эта потребность является психологической основой

формирования учебной деятельности. М.В. Матюхина пишет: «Учебная

деятельность

младших

школьников

регулируется

и

поддерживается

системой

мотивов,

имеющей

сложный

и

многоуровневый

характер.

Сформированность этой системы является одним из условий, необходимых

для

успешной

учебной

деятельности

на

протяжении

всего

школьного

18

периода. А формируется желание учиться главным образом в младшем

школьном возрасте, и от того, насколько качественно оно сформировано, во

многом зависит успешность всего дальнейшего обучения». Таким образом,

в

качестве

второго

критерия

школьной

адаптации

может

выступать

мотивация учения. По изменению данного параметра можно судить об

уровне

школьной

адаптации

ребенка,

степени

овладения

учебной

деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

3. Психологическая адаптация. В исследовании процесса школьной

адаптации

значимость

приобретает

анализ

эмоциональных

проявлений.

Это

связано

с

тем,

что

новые

требования

изменяют

состояние

эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию

организма,

вплоть

до

возникновения

пограничных

нервно-психических

расстройств. В связи с этим наше внимание должно акцентироваться не

только

на

успеваемости

и

поведении

ребенка,

но

и

на

изучении

психологического здоровья первоклассников. В данном случае критерием

школьной адаптации может выступать эмоциональное состояние ребенка в

школе.

Так,

Л.А.

Ясюкова

утверждает,

что

«при

изучении

процесса

школьной

адаптации

важно

знать

эмоционально-энергетические

особенности

ребенка

и

особенно

степень

сбалансированности

эмоционального

реагирования.

При

тенденции

к

доминированию

отрицательных

эмоций,

повышенной

тревожности,

появлению

страхов

происходит фиксация на трудностях и неудачах, активность парализуется,

и

а д ап т а ц и я

за м ед л я е т с я » .

П о ка

в

н ау ке

н е

в ы р а б о т а н ы

удовлетворительные

показатели

для

характеристики

психологического

здоровья, оно оценивается по отсутствию отклонений в эмоциональной и

поведенческой

сферах.

Наиболее

информативным,

прогностически

значимым и потому чаще используемым показателем в этом плане является

характеристика уровня тревожности, а также эмоциональное состояние

ребенка в различных школьных ситуациях.

4. Социальная адаптация. Одним из основных критериев школьной

адаптации

являются

особенности

поведения

ребенка

в

школе:

формирование

адекватного

поведения,

установление

контактов

с

учащимися

и

учителем.

По

мнению

Т.В.

Костяк

в

начальной

школе

способность

ребенка

к

конструктивному

взаимодействию

в

новой

социальной среде зависит от опыта семейных отношений, а также от

содержания и характера трансляции школьных норм. Знакомясь с новыми

формами социального поведения, дети начинают экспериментировать с

ними, пытаясь применять их в образовательном учреждении и в семье.

Налаживая отношения со взрослыми и сверстниками (как формальные так

и

неформальные),

ребенок

отбирает

те

образцы

поведения,

которые

согласуются с имеющимся у него представлением о мире и о себе и

пытается приспособить усвоенные правила к конкретной ситуации. В этом

проявляется

активный

характер

адаптации

к

школе,

с

одной

стороны

позволяющей

раскрыться

индивидуальности

ребенка,

а

с

другой

определяющей

различные

отклонения

в

социальном

поведении.

19

Индивидуальный стиль жизни, основные черты которого формируются к

началу

школьного

обучения,

позволяют

ребенку

гибко

использовать

усвоенные

нормы

в

соответствии

со

своими

представлениями

и

ожиданиями

значимых

взрослых.

Эффективность

адаптации

в

значительной

степени

зависит

от

того,

насколько

адекватно

ребенок

воспринимает себя и свои отношения с другими людьми. Таким образом,

основным

индикатором

трудности

процесса

социальной

адаптации

являются негативные изменения в поведении ребенка: это могут быть

чрезмерное

возбуждение,

даже

агрессивность

или,

наоборот,

заторможенность,

депрессивность.

Иногда

возникает

чувство

страха,

нежелание идти в школу и т.д.

Итак, основными показателями успешной адаптации ребенка к школе

являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных

норм

и

правил,

сформированность

мотивации

учения,

хорошее

эмоциональное

самочувствие

ребенка,

формирование

адекватного

поведения. Совокупность данных признаков (показателей) характеризует

степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в

определенной

сфере

свидетельствуют

о

нарушениях

приспособления

к

школе и риске дезадаптации. Решение проблемы школьной адаптации в

контексте оптимизации личностного развития предусматривает не только

отслеживание динамики приспособления первоклассников к школе, но и

прогнозирование их индивидуального развития. С этой целью необходимо

определить комплекс диагностических методик, направленных на изучение

выделенных нами ранее показателей адаптированности детей к школе.

(Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Вопросы

психологии. – 2012. - № 4. – С. 1-9)

______________________________________________________________

(наименование таблицы)

________________________

(название колонки)

_____________________________________

(название колонки)

20

Задание 15. Используя предыдущий текст, дополните схему

21

Задание 16. Преобразуйте текст в диаграмму. Дайте название диаграмме

Из

двадцати

одного

ученика

первого

класса

больше

половины

адаптируются

в

течение

первых

2–3

месяцев:

привыкают

к

школе,

приобретают друзей, становятся активными, с удовольствием идут в школу,

обладают

хорошим

настроением

и

позитивным

настроем.

В

каждом

третьем

случае

приспособление

к

новой

жизни

наступает

в

течение

полугода, причем до этого дети не изъявляют активного желания идти на

уроки, предпочитают игровую деятельность, с трудом усваивают учебную

программу, взаимоотношения с одноклассниками у них не складываются,

что реализуется в плохом настроении, жалобах, плаче, капризах и драках.

Каждый седьмой ребенок испытывает еще большие трудности в учебе. Эти

дети

часто

болеют,

отличаются

негативными

формами

поведения,

отрицательными

эмоциями,

активным

нежеланием

идти

в

школу

и

отвержением учебы. Они часто становятся изгоями в классе, ведут себя

вызывающе и мешают проводить уроки

(Супонева Н.А. Адаптация ребенка к школе: характеристики и пути

преодоления // Практика педиатра - № 2. - 2013)

Критерии школьной адаптации

22

Задание

17. Структурируйте

предложенный

текст:

разделите

текст

на

абзацы (выделите значком «V» начало и конец каждого абзаца), определите

тему текста (озаглавьте текст), составьте план

Готовность

ребенка

к

обучению

в

школе

включает

следующие

виды:

специальная, психологическая, физиологическая готовности. Специальная

готовность подразумевает умение читать, писать, считать. Начальная школа

рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и

начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя

считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью

готовности ребенка к школьному обучению. Однако овладение грамотой и

элементами

математики

в

дошкольном

возрасте

может

влиять

на

успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на

какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так,

навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при

условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и

осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или

послоговым.

Побуквенное

чтение,

нередко

встречающееся

у

дошкольников,

затруднит

работу

учителя,

так

как

ребенка

придется

переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если

опирается на понимание математических отношений, значения числа, и

бесполезным

или

даже

вредным,

если

усвоен

механически.

Под

психологической

готовностью

к

школьному

обучению

понимается

необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка

для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе

сверстников.

К

психологической

готовности

относится:

личностная,

социально-психологическая,

интеллектуальная,

эмоционально-волевая

готовности. Личностная готовность подразумевает готовность ребенка к

новым

формам

общения,

новому

отношению

к

окружающему

миру

и

самому себе, принятие позиции школьника, т.е. позиции «хочу учиться».

Социально-психологическая

готовность

-

умение

взаимодействовать

со

сверстниками

и

взрослыми,

выполнять

требования

у чи т е л я,

контролировать свое поведение, способность войти в детское общество.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием

мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты,

классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У

ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе

образных

и

пространственных,

соответствующее

речевое

развитие,

познавательная активность. Все дошкольные виды деятельности: лепка,

рисование, конструирование, общение развивает у ребенка мыслительные

операции,

т.е.

способность

рассуждать,

устанавливать

причинно

следственные связи. Эмоционально-волевая готовность включает радость

ожидания

обучения,

развитие

высших

чувств

и

эмоций,

умение

организовать

рабочее

место

и

поддерживать

порядок

на

нем,

положительное

отношение

к

целям

своей

деятельности,

принятие

их,

23

стремление

к

до стижению

результата

своей

д е я т е л ь н о с т и .

Физиологическая готовность – состояние здоровья, физическое развитие,

развитие основных движений, развитие мелких групп мышц.

Тема _______________________________________________________

План

№ пункта

плана

Наименование пункта плана

Задание

18. Выпишите

из

предложенного

выше

текста

определения

следующих понятий:

Понятие

Определение

Специальная

готовность к

школьному обучению

Психологическая

готовность к

школьному обучению

24

Личностная готовность

к школьному обучению

Социально-

психологическая

готовность к обучению

в школе

Интеллектуальная

готовность к обучению

в школе

Эмоционально-волевая

готовность к обучению

в школе

Физиологическая

готовность к обучению

в школе

Задание 19. Используя предыдущий текст, самостоятельно составьте схему

«Составляющие готовности ребенка к обучению в школе»

25

Компетентностно-ориентированные задания по теме 2 «Оказание

педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям

образовательного учреждения», организующие процесс

самосовершенствования

Задание 20. Проанализируйте педагогическую ситуацию (задачу)

1)

Прочтите ситуацию:

Мише 6,5 лет. Он умеет читать. Читает довольно бегло. Легко решает

задачи на сложение и вычитание однозначных чисел типа «На ветке сидело

2 снегиря, к ним прилетел еще один. Сколько снегирей стало на ветке?».

Умеет

писать

печатными

буквами.

При

этом

Миша

часто

болеет,

к

физическим упражнениям равнодушен. Быстро устает и отвлекается. Если

занятие

перестало

быть

ему

интересным,

встает

с

места,

начинает

баловаться. На замечания взрослых обижается. Когда его спрашивают,

хочет ли он в школу, Миша пожимает плечами.

Коле 6,5 лет. Болеет редко, любит играть в подвижные игры. Легко

вступает

в

контакты

со

взрослыми

и

детьми.

Выполняет

некоторые

обязанности по дому: каждый день выносит мусор, ходит в магазин за

хлебом, моет посуду. Ни читать, ни писать Коля не умеет. Но очень хочет

поскорее пойти в школу, чтобы научиться этому. Любит, чтобы читали ему.

Когда мама читает Коле книгу, может слушать долго, не отвлекаясь.

2)

Определите,

какие

виды

готовности

к

школе

проявляются

у

каждого из мальчиков на достаточном и недостаточном уровнях (отметьте

выбранный

вами

вид

и

уровень

готовно сти значком

«V»

в

соответствующей колонке):

Виды и уровни готовности к школе

Миша

Коля

Достаточный уровень специальной

готовности к школьному обучению

Недостаточный уровень специальной

готовности к школьному обучению

Достаточный уровень психологической

готовности к школьному обучению

Недостаточный уровень

психологической готовности к

школьному обучению

Достаточный уровень физиологической

готовности к школьному обучению

Недостаточный уровень

физиологической готовности к

школьному обучению

Задание 21. Ознакомьтесь с диагностическими методиками для выявления

различных компонентов готовности ребенка к школе. Сформулируйте цель,

26

с которой может использоваться каждая методика. Допишите недостающие

фразы в тексте методики

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель:

Возраст: 6,5 – 7 лет

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1. Ты хочешь пойти в школу?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь,

чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь

маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о

школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший

ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый

день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда

ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание

уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только

иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание –

там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда

чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним

поздоровались,

и

он

тебя

спрашивает….

Отгадай,

о

чем

он

тебя

спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе

говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя

наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку,

игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности

____________________________________________,

Б – балл в счет несформированности

__________________________________________

1) Да – А, не знаю, нет – Б.

2) А – называет школьные предметы, уроки; Б – перемены, игры, общение

с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

27

3) А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц,

полгода)

4) А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание,

старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях; Б – нет

ответа или неадекватное объяснение;

5) А – нет; Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы

(иногда)

6) А – школа А, Б – школа Б

7) А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу,

какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.), Б – вопросы, не связанные

со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,

например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос:

«А еще о чем он тебя спросит?)

8) А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Уровни сформированности __________________________________:

Низкий

-

отрицательное

отношение

к

школе

и

поступлению

в

школу.

Обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

Средний - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации

на

содержание

школьно-учебной

действительности

(сохранение

дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении

дошкольного образа жизни. Обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом

равенство или преобладание ответов А.

Выше среднего - возникновение ориентации на содержательные моменты

школьной

действительности

и

образец

«хорошего

ученика»,

но

при

сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по

сравнению с учебными аспектами. Обязательно 1, 3, 5, 8 – А; Ответы А

преобладают.

Высокий - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные

аспекты школьной жизни. Обязательно 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Методика «Да и нет» Н.И.Гуткиной

Цель:

Методика

является

модификацией

изве стной

детской

и гр ы

«"Да"

и

"нет"

не

говорите,

черного

с

белым

не

носите».

По

ходу

игры

ведущий

задает

ее

участникам

такие

вопросы,

на

которые

проще

всего

ответить

словами

"да"

или

"нет",

а

также

употребив

названия белого или черного цветов. Но именно этого по условиям игры

делать нельзя. Методика основана только на первой части правил игры, а

именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами "да" и "нет".

28

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой

нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, какие

слова

нельзя

будет

произносить?

(Испытуемый

повторяет

эти

слова).

Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые

нельзя

произносить

слова

"да"

и

"нет".

Понятно?»

После

того,

как

и с п ы т у е м ы й

п о д -

твердит,

что

ему

понятно

правило

игры,

экспериментатор

начинает

задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет". Ошибками

считаются только слова "да" и "нет". Слова "ага", "неа" и тому подобные не

рассматриваются

в

качестве

ошибок.

Также

не

считается

ошибкой

бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры.

Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается

утвердительным или отрицательным движением головы.

Если

испытуемый,

правильно

повторив

правило

игры,

тем

не

менее,

начинает отвечать словами "да" и "нет", экспериментатор не прерывает его,

а

задает

до

конца

все

полагающиеся

вопросы.

После

этого

ребенку

задается вопрос, выиграл он игру или проиграл ее. Если ребенок понимает,

что он проиграл, и понимает почему, то взрослый предлагает ему сыграть

еще

раз,

чтобы

отыграться.

Перед

второй

пробой

необходимо

опять

повторить правило игры и попросить ребенка еще раз воспроизвести это

правило. Если во второй пробе не будет ошибок, то засчитывается именно

она как лучший результат. Можно считать, что в таком случае мы видим

возможности ребенка в зоне ближайшего развития.

Задание

выполнено

на

хорошем

уровне,

если

не

допущено

ни

одной

ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень.

Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с

заданием не справился.

Задание 22. Выразите свое мнение

Согласны ли вы с утверждением «Чем выше уровень готовности

ребенка к школе, тем быстрее ребенок адаптируется к школе»? Обоснуйте

свое мнение

Задание 23. Проанализируйте педагогическую ситуацию (задачу):

29

Одной

из

важных

задач

деятельности

классного

руководителя

в

период адаптации является формирование межличностных отношений в

детском коллективе.

Оцените риски для дальнейшего развития первоклассника, если он в

период адаптации займет в группе статус «непринятого».

Задание 24. Решите практическую задачу (ситуацию)

1)

Прочтите задачу:

Известно, что причиной трудностей адаптации к школе ученика 1

класса

стало

слабое

развитие

произвольности

поведения.

Признаками,

свидетельствующими об этих причинах, является отвлекаемость ребенка

на

уроках,

невыполнение

учебных

требований,

нежелание

выполнять

учебные действия.

2) Зная главную причину трудностей школьной адаптации данного

ученика,

определите

способы

педагогической

коррекции

для

их

преодоления.

3)

Спланируйте,

какую

работу

вы,

как

классный

руководитель,

можете провести с родителями данного ученика

Способы педагогической

коррекции недостаточного

уровня развития

произвольного поведения

Пути взаимодействия с

30

родителями ученика по

коррекции недостаточного

уровня развития

произвольного поведения

Задание 25. Разработайте план работы классного руководителя с детьми и

родителями в период адаптации.

1 )

Сформулируйте

цель

и

задачи

деятельности

классного

руководителя

в

адаптационный период

Цель

Задачи

2) Составьте перечень мероприятий, которые необходимо провести в

каждый из периодов адаптации:

Периоды

адаптации

Временные

рамки

этапов

Работа с классом

Работа с

родителями

Подготовительный

период

До 1 сентября

31

Острый период

Первая

неделя

учебного года

Основной период

Первые 2-3

месяца

учебного года

32

Задание 26. Подберите игры на знакомство, которые можно использовать в

период адаптации детей к школе

Название игры

Ход игры

Задание

27. Подготовьте рекомендации для родителей первоклассников

«Как помочь ребенку в адаптационный период»

1.

33

2.

3.

4.

5.

6.

7.

34

Рефлексия осуществленной деятельности

Задание

28. Вернитесь к заданиям № 6 и № 9. Напишите ответы на

поставленные вами вопросы

Ключевой вопрос

(цель) изучения темы

1

Мой ответ

Ключевой вопрос

(цель) изучения темы

2

Мой ответ

Задание 29. Оцените уровень своих знаний и умений после изучения тем

35

Задание

30. Объясните,

почему

вам

необходимо

владеть

достаточным

уровнем

знаний,

умений,

профессиональных

компетенций

в

области

деятельности классного руководителя в период адаптации детей к школе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М.:

Семья и школа, 1996

2.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу (Знаете ли вы

своего ребенка?). – М.: Академия, 1998

3.

Васильев В.Г. и др. Дошкольное воспитание и проблема перехода в

школу//Начальная школа. – 2001. - №11. – с.24-26

4.

Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное

образование. - 1998. - № 6. - С. 109

Уровень моих знаний

Мое желание

узнать

Уровень развития моих умений

Мое желание

научиться

0

5

5

5

5

36

5.

Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в

школе средствами физической культуры//Начальная школа. – 2004. -

№9. – с.32-37

6.

Колеченко А. Советы школьных психологов родителям. - СПб.: Питер,

1999.

7.

Коренева

Е.Н.

Ох

уж

эти

первоклашки!

-

Ярославль:

Академия

развития, 1999.

8.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособ.для

студ.сред.пед.учб.заведений/ Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: Академия,

2001

9.

Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития

при

подготовке

детей

к

школе.

Письмо

Департамента

общего

и

дошкольного

образования

от

17.02.04

14-51-36/13//Общее

образование в России 2004-2005.Сборник нормативных и методических

документов. – с.188

10.Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь // Учимся

общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993

11.Хрипунова

О.Ю.

Социальная

адаптация

ребенка

при

переходе

из

дошкольного

образовательного

учреждения

в

общеобразовательную

школу//Начальная школа. – 2001. - №11. – с.18

Приложение 1

Спецификация заданий рабочей тетради

Номер

задания

Направленность

задания на

формирование

ПК

Направленность

задания на

формирование

ОК

Направленность

задания на

формирование

знаний

Направленность

задания на

формирование

умений

1-11

ОК 2

ОК 4

ОК 8

12

ПК 3.2

ОК 4

З.3

13

ПК 3.1

ПК 3.2

ОК 4

З.3

14

ПК 3.1

ПК 3.2

ОК 4

З.3

15

ПК 3.1

ОК 4

З.3

16

ПК 3.1

ОК 4

З.3

17

ПК 3.1

ПК 3.2

ОК 4

З.3

18

ПК 3.2

ОК 4

З.3

19

ПК 3.1

ОК 4

З.3

20

ПК 3.1

ОК 4

У.5

21

ПК 3.1

ОК 2

У.5

37

ОК 4

22

ПК 3.1

ОК 4

У.5

23

ПК 3.1

ПК 3.2

ОК 3

У.5

24

ПК 3.2

ПК 3.5

ОК 2

У.5

25

ПК 3.2

ПК 3.5

ОК 2

ОК 4

У.5

26

ПК 3.2

ПК 3.3

ОК 2

ОК 4

У.5

27

ПК 3.5

ПК 3.6

ОК 2

ОК 4

У.5

28-30

ОК 2

ОК 4

ОК 8

Характер заданий

Номера заданий

Рейтинговый

балл заданий

Задания на анализ и

структурирование готовой

информации

(преобразование текста в

таблицу, схему и т.п.)

№ 14

№ 15

№ 17

№ 18

№ 19

1 балл

Задания на

самостоятельный поиск и

отбор информации

№ 12

№ 13

2 балла

Задания на преобразования

информации из одной

знаковой системы в другую

(текста в диаграмму)

№ 16

3 балла

Задание на синтез и

самостоятельную оценку

информации

№ 22

№ 23

4 балла

Задание на анализ

педагогических ситуаций

(задач)

№ 20

№ 21

5 баллов

Задание на решение

педагогических ситуаций

(задач)

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

6 баллов

Приложение 2

Карта индивидуальных образовательных достижений

38

Вид образовательных

результатов

Код

образовательного

результата

Номер

учебного

задания

Отметка о

выполнении/невыполнении

задания

Итоговый вывод

о достижении/не

достижении

образовательного

результата

Общие

компетенции

ОК 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

21

24

25

26

27

28

29

30

ОК 3

23

ОК 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

25

26

27

28

39

Профессиональны

е компетенции

Знания

Умения

29

30

ОК 8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

29

30

ПК 3.1

13

14

15

16

17

19

20

21

22

23

ПК 3.2

12

13

14

17

18

23

24

26

ПК 3.3

26

ПК 3.5

24

27

ПК 3.6

27

З.3

12

13

14

15

16

17

18

19

У.5

20

21

22

23

40

24

25

26

27

41