Автор: Подкидышева Елена Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №23
Населённый пункт: Новгородская область, город Великий Новгород
Наименование материала: статья о практическом опыте
Тема: Развитие ловкости по средствам баскетбола у обучающихся
Развитие ловкости по средством баскетбола у
обучающихся
.
ВВЕДЕНИЕ
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных
способностей и так называемой игровой ловкости у школьников. Из практики давно
известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой
достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с
мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся
упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Как показали
исследования, младший школьный возраст является одним из благоприятных для развития
координационных способностей. Особенно эффективным методом, для разработки
ловкости учащихся является применение популярных игр, например баскетбол.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой
развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость,
быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также
формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность,
умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая
двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко
дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы
Баскетбол — командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг
другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить
мяч в корзину команды противника. Одновременно игроки противоположной команды
противодействуют этому, стремясь оставить свою корзину неприкосновенной и в то же
время овладеть мячом для нападения на корзину противника.
В процессе обучения, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и
одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления
взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы.
Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с
понятием «ловкость» - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т. е.
наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать
двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к занятиям по баскетболу , является
достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор места
занятий и использование упражнений, подвижных игр, проведение спортивных
соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся. На
занятиях для девочек рекомендуется использовать облегчённыебаскетбольные мячи
размером № 5 (для мальчиков - мячи размером № 6). Для овладения техническими
приёмами предусматривается также использование различных стоек.
Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с
меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость -
комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации,
чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами. Если
же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость
- это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Определение
ловкости как физического качества представляет для педагогов значительные трудности.
Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем может быть измерена ловкость.
Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия,
точность выполнения и время выполнения. Необходимость целенаправленного развития
способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять
движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и
перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует
ловкость. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая
дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым
сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство .
Ловкость определяется как способность овладевать новыми движениями и как
способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с
условиями изменяющейся обстановки. Ловкость - это способность ученика быстро
овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в
соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом
познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью
пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств
ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только
в комплексе с другими физическими качествами .Следуя общепринятому мнению,
ловкость - это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными
координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-
третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать
свои действия.Ловкость — это комплексная способность спортсмена к проявлению
высокого уровня силы и быстроты в органическом сочетании с координированностью
движений и их точностью. Характеризуется способностью хорошо осваивать сложные по
координации действия, быстро и правильно оценивать складывающуюся ситуацию,
успешно решать сложные двигательные задачи или оперативно перестраивать свою
деятельность в соответствии с мгновенно меняющимися условиями. Для баскетболиста
чрезвычайно важны координированные действия в безопорном положении, различные
действия с мячом в быстро изменяющихся ситуациях, отлично развитое чувство
равновесия (вестибулярная чувствительность) и ориентировки. Ловкость в баскетболе
условно делится на акробатическую (двигательные действия в нападении, при
блокировании броска в защите, при передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть
продолжение действия).Для того что бы провести подразделений видов ловкости,
установим прежде всего основное и самое характерное свойство ловких движений в том,
что касается их физиологического построения. Переключается, находчивости,
маневренности, а подслаивающие эти движения в фоновый уровень - столь же яркие
качества слаженности, послушности и точности работы.Проявления ловкости начинаются
у человека с уровня пространства. Опираясь на только что указанные общие свойства
общих двигательных актов, мы можем выделить два вида ловкости
Общие упражнения для развития ловкости
1.
Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях
руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.
2.
Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
3.
Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.
4.
Падение назад и быстрое вставание.
5.
Падение вперед и быстрое вставание.
6.
Гимнастическое «колесо» влево и вправо.
7.
Стойка на голове, вначале с опорой у стены.
8.
Стойка на руках.
9.
Ходьба на руках.
10. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на
живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления -
немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок
ловит мяч и отдает пас.
11. На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик.
Игрок
разбегается
и,
отталкиваясь,
забрасывает
мяч
в
кольцо
сверху.
Более
сложный
вариант
упражнения:
во
время
разбега
игрок
ведет
мяч,
а
бросок
выполняет с поворотом.
12. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух
шагов.
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ:
На сегодняшний день, занятия физической культуры в школе являются немаловажной
частью укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподаватели физической
культуры используют различные формы, методы и средства для того, чтобы занятия были
интереснее и интереснее. В самом общем определении индивидуализация обучения
выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств,
методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными
особенностями учеников. Принцип индивидуализации требует учета уровня развития
современного ребенка. Поэтому неправомерно оценивать, например, степень его
физической подготовленности по стандартам, разработанным для сверстников,
обучавшихся десятилетия назад
Литература:
Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
.Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ.
Астрель. 2006.
Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.