Автор: Гарипова Минслу Фаритовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ ООШ с. Тугай
Населённый пункт: село Тугай
Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия для 5-9 классов
Тема: "Восхождение на филологический олимп"
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-9 классов
«Восхождение на филологический Олимп»
Цель:
развитие
словесно-логического
мышления,
творче ских
способностей учащихся, умения работать в группе; воспитание любви и
уважения к родному языку.
Подготовка к мероприятию:
1)
наглядное оборудование (изображение горы Олимп с нанесённым на
него маршрутом восхождения, эпиграф на ватмане, магниты двух
цветов (по 8 шт. каждого цвета), карточки с заданиями, ларец со
сладкими призами);
2)
презентация MS PowerPoint, на которой отражены 8 заданий (этапов
восхождения) для команд филологов-альпинистов;
3)
за
неделю
до
мероприятия
вывешивается
объявление
о
его
проведении,
из
каждого
класса
выбирается
по
два
участника
восхождения
(им
раздаются
списки
источников
для
подготовки),
остальные приглашаются в качестве зрителей.
Ход мероприятия
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом.
К.Г. Паустовский
Учащиеся 5-9 классов разделены на две команды. В каждую команду
попадает
по
одному
представителю
от
каждого
класса.
Каждая
команда
выбирает капитана и придумывает для себя филологическое название.
Учитель
объявляет
начало
конкурса,
представляет
жюри,
объясняет
систему
оценивания
(за
правильный
ответ
команда
получает
1
балл,
за
дополнения к ответам соперников – полбалла; победит та команда, которая к
концу
игры
наберёт
больше
баллов).
Во
время
выполнения
заданий
командами со зрителями проводится филологическая викторина (за каждый
правильный ответ зритель получает сладкий приз).
Учитель:
- Добрый день, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас у подножия
филологического
Олимпа,
на
вершине
которого
восседает
не
бог-
громовержец Зевс, а «великий, могучий, правдивый и свободный» Русский
Язык. Вы, наверное, знаете, что русский язык относится к мировым языкам.
Попробуйте
ответить,
за
какие
достоинства
он
удостоен
такого
титула?
(Учащиеся - и члены команд, и зрители - отвечают.)
- Умницы! Как приятно, что вы так много знаете о нашем родном языке! И
я очень хочу, чтобы вы почувствовали, что «с русским языком можно творить
чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы
передать русским словом».
Пусть
эти
слова
послужат
напутствием
в
вашем
трудном
и
опасном
восхождении,
этапы
которого
мы
будем
отмечать
на
карте
при
помощи
цветных магнитов. Отправляйтесь же в путь и помните, что на вершине вас
ждёт встреча с Русским Языком и его богатствами!
ЭТАП 1: СКАЗОЧНАЯ ТРОПА
Используя
возможности
русского
языка
и
собственную
фантазию,
составьте небольшой текст о Русском Языке (4-5 предложений), который
начинался бы как традиционная русская народная волшебная сказка. (3 мин.)
(Жюри учитывает быстроту, оригинальность, красоту исполнения.)
(Выполнив задание, дети зачитываю свои тексты.)
ЭТАП 2: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ КАНЬОН
Учитель:
-
Ребята,
давайте
вспомним,
что
изучает
этимология.
(Ответы
детей)
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем
детстве.
Такие
ребячьи
образования,
как
«гудильник»
(будильник),
«строганок» (рубанок), «копатка» (лопатка), «колоток» (молоток), «мазелин»
(вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить
каждое непонятное слово, типичны не только для самого раннего детства.
Попробуйте
догадаться,
что
означают
следующие
детские
слова.
Ваш
«перевод» запишите рядом с «оригиналом». (3 мин.)
Карточка с заданием:
Тушенники -
Журчей -
Рукти -
Рыжка -
Красняк –
Ответы:
…Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны
тушенники!
… Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.
… Почему ты говоришь «ногти»? Ногти у нас на ногах, а которые на руках
– это рукти.
… Почему белку зовём белкой? Давай перезовём её рыжкой!
… Это не синяк, а красняк.
ЭТАП 3: ПРИВАЛ
Учитель:
- А теперь подошло время подкрепиться! У каждой команды есть рюкзак с
продуктами. Проанализируйте содержание своего рюкзака и оставьте там
только
те
продукты,
названия
которых
–
имена
существительные,
употребляемые только в единственном или только во множественном числе.
Списки
продуктов
предоставьте,
пожалуйста,
нашему
многоуважаемому
жюри. У кого в списке окажется больше правильных ответов, тот и победит.
(2 мин.)
(Пока
жюри
подводит
итоги,
ведущий
просит
команды
подняться
на
следующий этап и отгадать слова по их лексическому значению.)
ЭТАП 4: НАСКАЛЬНЫЕ ПИСЬМЕНА
1) Какой-то прибор, машина, которые работают без участия человека.
(Автомат)
2) Выражение, взятое кем-либо как руководящее правило поведения,
деятельности. (Девиз)
3) Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней
года. (Календарь)
4) Разновидности капусты, у которой съедобными являются утолщения
на стебле. (Кольраби)
5) Учёный, занимающийся изучением языка и литературы. (Филолог)
(Жюри
сообщает
результаты
третьего
и
четвёртого
конкурсов,
и
соревнование продолжается).
ЭТАП 5: ПЕРЕВАЛ НЕСКЛОНЯЕМОСТИ
Учитель:
-
В
наскальных
письменах
нам
встретило сь
н е с к л о н я е м о е
существительное.
Узнали
его?
Дайте
определение
несклоняемых
существительных. (Ответы) Сейчас каждая команда получит карточку, на
которой
записаны
несклоняемые
имена
существительные.
Вам
нужно
составить
такие
словосочетания
с
этими
существительными,
чтобы
стал
понятен их род. (3 мин.)
Карточка с заданием:
Тюль, Кофе, Пенальти, Кашне, Кольраби, Авеню, Како, Кино, Тире, Жюри
(Как только задание выполнено, учащиеся отдают карточку жюри.)
ЭТАП 6: ПЕЩЕРА ПРЕВРАЩЕНИЙ
Учитель:
- Неисчерпаемы возможности русского языка. Видите, в трудных случаях
одна часть речи помогает другой, как альпинисты в одной связке. А ещё
русский язык способен творить настоящие чудеса. Он в силах превратить
одно
слово
в
другое.
Вот
перед
вами
ГОРА
(учитель
показывает
на
изображение Олимпа). Немного поколдуем… И вот уже перед нами РОГА
горного яка. Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет
превратить в другие. (3 мин.)
Карточка с заданием:
Колос, Сила, Пила, Весна, Тело, Пальто, Лакей, Подвода, Мошкара
(Ответы – сокол, лиса, липа, навес, лето, лейка, водопад, ромашка).
(Жюри учитывает скорость и правильность выполнения.)
ЭТАП 7: РАССКАЗ АЛЬПИНИСТА
Учащиеся получают текст с пропусками. Нужно подобрать такое слово,
которое подходит на место первого пропуска, причём это слово должно
включать в себя все другие слова-пропуски. (5 мин.)
Карточка с заданием:
Охотники … сигнал. У горы, где был пово…, … лес дровосеки. Они …
каждому охотнику по палке, и охотники ушли в лес. Передние непрерывно …
, сзывая отстававших, и … ветви, которые мешали идти. По пути охотники …
двух гадюк. Их долго … палками.
- А гадюки ядовитые … нет? – спросил молодой охотник.
- Ты … это спрашиваешь? – укоризненно покачал головой старый охотник.
– Пора бы … самому знать.
(Ответ – «протрубили»)
Учитель:
- Как богат наш язык! Из одного слова мы получили целых десять! Из слов,
как вы знаете, мы можем составить словосочетания и предложения. А что мы
получим, если свяжем предложения по смыслу и грамматически? Правильно,
текст. Так что такое текст? Мне вот в руки попался какой-то непонятный
текст – в нём нет ни одного знака препинания. Может быть, вы мне поможете
и вычлените предложения из этого текста? (30 сек.)
ЗАДАНИЕ 8: ПИК ПУНКТУАЦИИ
Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят из бетона
Плотины строят
(Жюри оценивает работу)
Учитель:
-
Умницы!
Быстро
справились
с
заданием.
Ответьте,
пожалуйста,
с
помощью
каких
средств
связи
соединены
предложения
в
этом
тексте?
(Дополнительные баллы за каждое средство связи).
Вот мы и на вершине Олимпа! Во время нашего восхождения вы уже
оценили
главные
богатства
нашего
родного
языка:
его
красоту,
силу,
богатство и выразительность. Да и сам Русский Язык незримо помогал вам
преодолевать все трудности пути. Поблагодарим его за это!
А теперь самое время предоставить слово жюри. Какая же из команд
достойна клада, найденного нами на вершине филологического
Олимпа?
(Жюри подводит итоги и называет победителя).
Учитель:
- Я поздравляю вашу команду с победой и вручаю вам этот драгоценный
ларец. Желаю вам беречь и преумножать богатства Русского Языка!
Всего
вам
самого
доброго
и
успехов
в
постижении
тайн
нашего
прекрасного языка!
Вопросы филологической викторины для зрителей:
1.Что это за слова?
А) Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказать»,
Суффикс в слове «книжка»,
Окончание в слове «вода». (расписка)
Б) Его корень в слове снежинка»,
Приставка в слове «подъехал»,
Суффикс в слове «лесник»,
А окончание в слове «ученики». (подснежники)
2.Что это за часть речи: тысяча, миллион, миллиард? (числительное)
3.Что означает выражение «ставить на вид»? (делать замечание, близкое к
выговору)
4.Что это такое? (назвать одним словом)
- старинная рукопись, документ (хартия, свиток)
- лодка индейцев (пирога)
- комната монаха в монастыре (келья)
- боевой топорик с длинной рукоятью (секира)
- первое жилище человека (пещера)
- произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях
(былина)
-
слово
или
словосочетание,
образованное
на
основе
другого
слова
или
словосочетания
перестановкой
букв,
составляющих
его:
рад
–
дар
(анаграмма)
5. Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение)
6. Что находится между городом и деревней? (и)
7.Писатель А.Сумароков называл эту букву «уродом», М.В.Ломоносов не
включил её в азбуку. С неё начинается всего несколько русских слов, а
остальные слова-иностранцы. Что это за буква? (э)
8.
Какие
произведения
написал
П.П.Бажов?
(«Малахитовая
шкатулка»,
«Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Голубая змейка» и др.)
9.Что предвещало поражение войска главного героя из «Слова о полку
Игореве»? (солнечное затмение)
10.Где черти водятся? (в тихом омуте)
11.Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
12.Где «И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом»? (у
Лукоморья вокруг дуба)
13.Где встретились Татьяна и Евгений Онегин после того, как Евгений
получил письмо Татьяны? (в саду Лариных)
14.В
какой
губернии
находилось
родовое
имение
Пушкиных
Михайловское? (в Псковской губернии)
15.Где А.С.Пушкин познакомился с Г.Р.Державиным? (в лицее на экзамене)
16.Когда приходит аппетит? (во время еды)
17.Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)
18.Когда мы употребляем выражение «чучело гороховое» и почему?
(Чучелом гороховым мы называем человека, несуразно и безвкусно одетого,
вызывающего
всякие
насмешки.
Раньше
так
называли
пуга ла,
устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)
19.Когда «Сто сОрок и сто сОрок будет двести»? (Когда ударение в слове
«сорок» будет падать на вторую О)
20.Когда употребляется глагол «одеть», а когда «надеть»? (одеть кого-то во
что-то; надеть что-то на кого-то или на что-то)
21.Когда можно применить пословицы: 1) Не спеши языком, торопись
делом. 2) Славен человек не словами, а делами?
22.Когда в русском алфавите появилась буква Ё? (Букву Ё в русский
алфавит ввел Николай Карамзин 29 ноября 1797 года)
23.Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? (24 мая)