Напоминание

"Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Ваврикова Светлана Владимировна
Должность: учитель в классах овз
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 1"п. Куйтун
Населённый пункт: Иркутская область, п.Куйтун
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Духовно – нравственное воспитание школьников

с ограниченными возможностями здоровья»

«Великая духовная потребность участвовать в управлении

страной не может быть воспитана в человеке в один день

и если в ребёнке с детства не воспитать это качество,

не стоит ожидать, что оно появится у взрослого

человека»

Томас Манн

Проблема

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего

поколения

одна

из

важнейших

в

современном

обществе.

Наше

многонациональное государство в последнее десятилетие оказалось на грани

нравственной

катастрофы:

утрачиваются

исконно

народные

традиции,

проявляется небрежное отношение к памятникам исторической культуры,

варварское отношение к природе – всё это оказывает негативное влияние на

процесс формирования личности школьника.

Особенно важно учитывать это в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья. У этих детей не развито чувство ответственности

за

себя,

своих

близких,

а

значит

за

свою

Родину.

У

них

отсутствует

заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в

социокультурном

пространстве.

Такие

дети

нуждаются

в

создании

специальных

условий

для

усвоения

основных

социальных

знаний,

приобретения

нравственных

и

духовных

ценностей,

необходимых

для

полноценной жизни в обществе.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная

деятельность,

нацеленная

на

приобщение

человека

к

Высшему

миру,

на

по степенное

во сстановление

цело стной

структуры

л и ч н о с т и ,

самоопределении человека и совершенствовании его в добродетели.

Поэтому

базой

для

формирования

нравственных

качеств

являются

чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, чувство

ответственности

за

судьбу

Родины.

Наблюдая

за

взрослыми,

старшими

1

детьми,

общаясь

с

ними,

ребёнок

перенимает

закреплённые

в

культуре

способы взаимодействия людей и действия с предметами, усваивает систему

нравственных

и

эстетических

эталонов,

которые

ложатся

в

основу

ценностной сферы формирующейся детской личности.

Одна

из

проблем

современного

образования

состоит

в

том,

что

в

процессе

воспитания

не

соблюдается

историческая

преемственность

поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего

поколения, не знают как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто

пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь,

подавая нам яркий пример. Не даром русская пословица гласит: «Не долго

той земле стоять, где начнут уставы ломать»

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка

являются

основным

средством

духовно-нравственного

воспитания,

а

основной формой – служение добру, служение людям.

Я работаю с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории

системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается

слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для

совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не

владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации

возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных

средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства, в

том числе театрального, в процессе обучения и воспитания детей с

проблемами.

Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего

мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.

Третий год я являюсь руководителем театрального кружка «Мир творчества».

Учитывая выше перечисленные особенности своих воспитанников,

разработала программу кружка, где определила следующие задачи:

развивающие:

Развитие творческих способностей, активности детей.

Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание

необходимых условий

для ее проведения.

Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть

предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и

бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.

Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.

2

Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.

коррекционные:

Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности: обогащение

словарного запаса, формирование умения строить предложения, связной

речи.

Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в

речи.

Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.

Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.

Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными

людьми, умение мирно разрешать конфликты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции

окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных

ситуациях

Особенности развития детей с ОВЗ - их низкая познавательная активность,

узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало

необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе

кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам,

по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка»,

«Теремок», «Колобок» и др..Работа над каждой сказкой проходит следующие

этапы:

чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;

просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;

коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;

изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;

совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;

распределение ролей, разучивание слов, репетиции.

Кроме этого на занятиях включаются:

хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», логоритмические упражнения,

разучивание танцевальных движений;

пальчиковые игры;

упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);

упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);

этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..Приоритетным в

работе с детьми с умственной отсталостью является создание

психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое,

внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю

3

индивидуальные особенности детей.

В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство

юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не

понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.

Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное

влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на

развитие личности.

За три года работы кружка я столкнулась с проблемой: дети, мои

воспитанники, совершенно не умеют общаться друг с другом, во время

репетиций, они все время ссорились между собой, спорили, а иногда и

дрались. Это очень мешало всей работе нашего театрального коллектива.

Мои попытки наладить межличностные отношения в театральном

коллективе оставляли желать лучшего. Поэтому свою работу я пытаюсь

привести в систему театрализованных форм и методов обучения, которая

применяется в урочное и во внеурочное время, используя принцип

эдьютеймента - обучения с развлечением, которое позволяет каждому

обучающемуся почувствовать себя полноценной успешной личностью.

Помимо вышесказанного, эта система театрализованных форм и методов

обучения обеспечивает коррекцию всех психических процессов, учит детей с

ОВЗ межличностным отношениям и коллективному

творчеству, прививает основы духовно- нравственного воспитания.

Сама по себе работа с детьми в классе «Особый ребенок» трудна и требует

огромных сил.

В конце марта 2016 г. ребята успешно выступили на ФОРУМЕ «Одаренные

дети» в номинации «Театральная весна », стали победителями, в 2017 г. –

призерами, уже в двух спектаклях.

Приятно то, что появились первые результаты:

- ребята стали «болеть» друг за друга;

- помогать друг другу;

- радоваться успехам других;

- перестали ссориться при распределении ролей;

- стали меньше завидовать друг другу.

Конечно, работа в театральном кружке по формированию духовно –

нравственных основ еще не закончилась. Ребята только учатся общаться и

жить по новым правилам.

ТЕАТР- (с греческого)-место для зрелища да и само зрелище.

Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе с

4

человечеством. Театр строится на трех главных видов искусства:

литературно – драматических произведениях, музыки и элементов

изобразительного искусства. Издавна люди строили прекрасные

театральные здания.

Вывод: увлечение театральной деятельностью помогает моим ребятам в

учёбе, они легко справляются с различными творческими работами,

становятся коммуникабельнее, активнее, раскованнее. Хочется закончить

свою работу словами В. А. Сухомлинского «Духовная жизнь ребёнка

полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.

5