Автор: Ваврикова Светлана Владимировна
Должность: учитель в классах овз
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 1"п. Куйтун
Населённый пункт: Иркутская область, п.Куйтун
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья"
«Духовно – нравственное воспитание школьников
с ограниченными возможностями здоровья»
«Великая духовная потребность участвовать в управлении
страной не может быть воспитана в человеке в один день
и если в ребёнке с детства не воспитать это качество,
не стоит ожидать, что оно появится у взрослого
человека»
Томас Манн
Проблема
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего
поколения
–
одна
из
важнейших
в
современном
обществе.
Наше
многонациональное государство в последнее десятилетие оказалось на грани
нравственной
катастрофы:
утрачиваются
исконно
народные
традиции,
проявляется небрежное отношение к памятникам исторической культуры,
варварское отношение к природе – всё это оказывает негативное влияние на
процесс формирования личности школьника.
Особенно важно учитывать это в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. У этих детей не развито чувство ответственности
за
себя,
своих
близких,
а
значит
за
свою
Родину.
У
них
отсутствует
заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в
социокультурном
пространстве.
Такие
дети
нуждаются
в
создании
специальных
условий
для
усвоения
основных
социальных
знаний,
приобретения
нравственных
и
духовных
ценностей,
необходимых
для
полноценной жизни в обществе.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная
деятельность,
нацеленная
на
приобщение
человека
к
Высшему
миру,
на
по степенное
во сстановление
цело стной
структуры
л и ч н о с т и ,
самоопределении человека и совершенствовании его в добродетели.
Поэтому
базой
для
формирования
нравственных
качеств
являются
чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, чувство
ответственности
за
судьбу
Родины.
Наблюдая
за
взрослыми,
старшими
1
детьми,
общаясь
с
ними,
ребёнок
перенимает
закреплённые
в
культуре
способы взаимодействия людей и действия с предметами, усваивает систему
нравственных
и
эстетических
эталонов,
которые
ложатся
в
основу
ценностной сферы формирующейся детской личности.
Одна
из
проблем
современного
образования
состоит
в
том,
что
в
процессе
воспитания
не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего
поколения, не знают как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто
пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь,
подавая нам яркий пример. Не даром русская пословица гласит: «Не долго
той земле стоять, где начнут уставы ломать»
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка
являются
основным
средством
духовно-нравственного
воспитания,
а
основной формой – служение добру, служение людям.
Я работаю с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории
системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается
слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для
совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не
владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации
возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных
средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства, в
том числе театрального, в процессе обучения и воспитания детей с
проблемами.
Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего
мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.
Третий год я являюсь руководителем театрального кружка «Мир творчества».
Учитывая выше перечисленные особенности своих воспитанников,
разработала программу кружка, где определила следующие задачи:
развивающие:
Развитие творческих способностей, активности детей.
Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание
необходимых условий
для ее проведения.
Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть
предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и
бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.
Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.
2
Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.
коррекционные:
Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности: обогащение
словарного запаса, формирование умения строить предложения, связной
речи.
Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в
речи.
Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.
Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.
Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными
людьми, умение мирно разрешать конфликты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции
окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных
ситуациях
Особенности развития детей с ОВЗ - их низкая познавательная активность,
узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало
необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе
кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам,
по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка»,
«Теремок», «Колобок» и др..Работа над каждой сказкой проходит следующие
этапы:
чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;
просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;
коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;
изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;
совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;
распределение ролей, разучивание слов, репетиции.
Кроме этого на занятиях включаются:
хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», логоритмические упражнения,
разучивание танцевальных движений;
пальчиковые игры;
упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);
упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);
этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..Приоритетным в
работе с детьми с умственной отсталостью является создание
психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое,
внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю
3
индивидуальные особенности детей.
В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство
юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не
понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное
влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на
развитие личности.
За три года работы кружка я столкнулась с проблемой: дети, мои
воспитанники, совершенно не умеют общаться друг с другом, во время
репетиций, они все время ссорились между собой, спорили, а иногда и
дрались. Это очень мешало всей работе нашего театрального коллектива.
Мои попытки наладить межличностные отношения в театральном
коллективе оставляли желать лучшего. Поэтому свою работу я пытаюсь
привести в систему театрализованных форм и методов обучения, которая
применяется в урочное и во внеурочное время, используя принцип
эдьютеймента - обучения с развлечением, которое позволяет каждому
обучающемуся почувствовать себя полноценной успешной личностью.
Помимо вышесказанного, эта система театрализованных форм и методов
обучения обеспечивает коррекцию всех психических процессов, учит детей с
ОВЗ межличностным отношениям и коллективному
творчеству, прививает основы духовно- нравственного воспитания.
Сама по себе работа с детьми в классе «Особый ребенок» трудна и требует
огромных сил.
В конце марта 2016 г. ребята успешно выступили на ФОРУМЕ «Одаренные
дети» в номинации «Театральная весна », стали победителями, в 2017 г. –
призерами, уже в двух спектаклях.
Приятно то, что появились первые результаты:
- ребята стали «болеть» друг за друга;
- помогать друг другу;
- радоваться успехам других;
- перестали ссориться при распределении ролей;
- стали меньше завидовать друг другу.
Конечно, работа в театральном кружке по формированию духовно –
нравственных основ еще не закончилась. Ребята только учатся общаться и
жить по новым правилам.
ТЕАТР- (с греческого)-место для зрелища да и само зрелище.
Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе с
4
человечеством. Театр строится на трех главных видов искусства:
литературно – драматических произведениях, музыки и элементов
изобразительного искусства. Издавна люди строили прекрасные
театральные здания.
Вывод: увлечение театральной деятельностью помогает моим ребятам в
учёбе, они легко справляются с различными творческими работами,
становятся коммуникабельнее, активнее, раскованнее. Хочется закончить
свою работу словами В. А. Сухомлинского «Духовная жизнь ребёнка
полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
5