"Развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями"
Автор: Климентьева Светлана Анатольевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Дельфин"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями"
.
Развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми
нарушениями
Учитель-логопед: Климентьева С.А.
На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый
для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает
готовность
к
овладению
звуковым
и
морфологическим
анализом
слов.
Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В
ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может
оказаться
недостаточно
сформированным,
выражением
чего
является
отставание
в
овладении
звуковым
составом
слова,
нарушения
звукопроизношения.
А,
как
известно,
от
качества
речи
ребенка
зависит
успешность его обучения в школе. В настоящее время многие дети к моменту
поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного
языка.
У
многих
несформированность
правильного
звукопроизношения
сопровождается
отклонениями
в
фонематическом
развитии,
что
часто
остается
незамеченным.
Следует
отметить,
что
такие
недостатки
произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются
показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков,
часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает
звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать
ошибки, в словах, которые отличаются– только этими звуками: шок – сок,
шар – жар, лак – рак щель – цель и т.д. Именно поэтому большое внимание
при
работе
с
дошкольниками
надо
уделять
развитию
фонематических
процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы это
основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной
речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Именно поэтому и логопеды, и воспитатели логопедических групп очень
большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию
фонематических функций у дошкольников. Первоначально мы учим детей
прислушиваться к неречевым звукам, вызываем внимание и интерес к ним,
показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить.
Игры для развития слухового внимания.
Цель этих игр – развитие слухового внимания.
Игра « Отгадай, что звучит».
Сначала детям показывают различные игрушки и предметы, которыми можно
производить характерные звуки.
Взрослый
затем
за
ширмой
звенит
бубном,
шуршит
бумагой,
звенит
колокольчиком и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён
звук.
Игра « Солнце и дождик».
Взрослый
говорит
ребёнку,
что
они
сейчас
пойдут
на
прогулку.
Погода
хорошая,
светит
солнце.
По
сигналу
воспитателя
«пошёл
дождь»
дети
подбегают к нему и прячутся от дождя.
Игра « Угадай, кто кричит».
Взрослый показывает ребёнку картинки и обыгрывает их, подражая крику
соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать,
кто придёт к ним в гости.
Игра « Где позвонили».
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка и
звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту,
откуда слышен звук и не открывая глаза, рукой показать направление.
Игра «Угадай, кто идё»т.
Детям показывают картинки цапли и воробья. Взрослый объясняет, что
цапля ходит важно и медленно, воробей прыгает быстро. Затем он медленно
стучит в бубен, а ребёнок ходит, как цапля. Когда же взрослый быстро стучит
в бубен, ребёнок скачет, как воробей..
Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают
логопеду
и
воспитателю
сделать
процесс
работы
со
звуками
более
интересным для ребенка. Вашему вниманию предлагается подборка игр на
автоматизацию звука [З]. Надеюсь, что данные игры помогут сделать занятия
с
детьми
по
коррекции
звукопроизношения
более
интересными
и
увлекательными для ребенка.
Игра « Назови ласково».
ЦЕЛЬ:
Автоматизация
звука
[З].
Совершенствование
грамматических
категорий: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Ребенку
предлагается
рассмотреть
предложенные
картинки.
Обратить
внимание, что одни предметы большого размера, а другие маленькие. На
первом этапе логопед называет картинки, а ребенок показывает. (Например:
Покажи большой замок, маленький заборчик и т.д) далее, задачу усложняем:
Ребенок самостоятельно показывает и называет сначала большой предмет, а
затем маленький.
Игра « Где спрятался звук?»
ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык определения позиционного анализа звук а
(начало, середина, конец слова)
Данная игра рассчитана на детей, которые уже знакомы с определением
места звука в словах и служит пособием для закрепления данного навыка, а
так же для автоматизации данного звука в словах.
Ребенок выбирает карточку (Карточек 10 на каждый звук).
Самостоятельно называет изображенные на ней предметы, определяет какой
одинаковый
звук
встречается
во
всех
этих
словах.
С
помощью
фишек
определяет положение этого звука в данных словах. Как усложнение можно
предложить придумать с каждым из слов предложение.
Игра « Проложи маршрут».
ЦЕЛЬ:
Автоматизация
звука
[З].
Совершенствование
фонематического
восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.
Ребенку
предлагается
карточка.
Его
задача
провести
героя
по
дорожке,
которая будет состоять из картинок в названии которых есть требуемый звук.
Ребенок выполняет задание молча (В данном случае логопед называет слова,
а ребенок закрывает картинки в которых он не услышал требуемый звук) или
с проговариванием данных слов самим ребенком.
Игра « 4 лишний».
ЦЕЛЬ:
Развитие
фонематического
восприятия,
автоматизация
звука
[З]
в
речи.
Активизация
словаря
по
теме
“Животные”
Развитие
логического
мышления, фразовой речи.
Ребенку предлагается карточка. Он называет предметы, изображенные на ней
и определяет “лишний” предмет, объясняя, почему он так думает.
Игра «Путешествие героя».
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З] в речи. Совершенствование фонематических
п р е д с т а в л е н и й .
Р а з в и т и е
п р о с т р а н с т в е н н о й
о р и е н т и р о в к а .
Совершенствование грамматического строя речи: Употребление предлогов
отработать понятия НАД, ПОД, МЕЖДУ, РЯДОМ.
Ребенку
предлагается
карточка.
Самостоятельно
малыш
выбирает
героя,
который
будет
“путешествовать”.
По
инструкции
взрослого
ребенок
передвигает
своего
“героя”
на
нужное
количество
клеточек
в
указанном
направлении. Если “герой” оказывается на клетке с картинкой – ребенок
называет картинку, четко произнося автоматизируемый звук, если “герой”
оказывается
на
“пустой”
клетке
–
ребенок
самостоятельно
придумывает
слово с автоматизируемым звуком. Для развития предложных конструкций
ребенку предлагается определить положение “героя” по отношению к разным
картинкам.
Игра « Нужные вещи».
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З].
Ребенку
предлагается
карточка
с
изображением
какого
–
либо
героя
и
картинок – предметов. Далее ребенок называет все изображенные предметы.
Затем ему предлагается выбрать только те, в которых есть требуемый звук
Искренне надеемся что предложенные игры помогут разнообразить работу
по коррекции звукопроизношения и автоматизации звуков в речи ребенка.
Помогут развитию фонематический процессов и сделают занятия с детьми
более интересными и увлекательным