"Взаимодействие доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Сергеева Евгения Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №410"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Взаимодействие доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста"
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
Академия современных образовательных практик
Программа профессиональной переподготовки
«Педагогическая деятельность
Воспитателя дошкольного образования»
Итоговый аттестационный экзамен
Педагогический проект
На тему:
Взаимодействие доброжелательных отношений между детьми
старшего дошкольного возраста
Слушателя курсов
Профессиональной переподготовки
Муниципального автономного
Дошкольного образовательного учреждения
«МАДОУ «Деткий сад№410»г.Перми»
Воспитатель:
Сергеева Евгения Александровна
Научный руководитель:
Графская Татьяна Алексеевна
Преподаватель АНО ДПО АСО
Пермь, 2017 г
Содержание
1.
Проблема…………………………………………………..….3
2.
Актуальность проекта…………………………………….….4
3.
Цели. Задачи. Объект. Предмет……………………………..5
4.
Постановка и обоснование гипотезы…………………….…6
5.
Ресурсы обеспечения………………………………………...6
6.
Ожидаемые риски……………………………………………6
7.
Этапы проведения проекта……………………………….…7
8.
Проектный продукт…………………………………………12
9.
Источники…………………………………………………....13
Проблема –
В Федеральных государственных образовательных стандартах
дошкольного образования одной из задач является формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Но работа по формированию доброжелательных отношений в дошкольных
учреждениях ведётся хаотично. Содержание работы
для формирования положительного и доброжелательного отношения между
сверстниками (иметь стремление помогать друг другу, поддерживать общий
порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился
сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам,
игрушкам и т. п.) у воспитателей не выделено в отдельную единицу
расписания НОД и проходит через режимные моменты.
Многие воспитатели в работе испытывают трудности, так как не
достаточно владеют такой формы работы, как беседы, ситуативные
разговоры этически ценного поведения по отношению друг к другу. Не
грамотно планирует, и проводят в режимных моментах игры на сплочение
коллектива.
Современный воспитатель совершенствует традиционные приемы и
методы, а также в поиске более новых, более эффективных научно-
обоснованных методик для изучения и формирования доброжелательности у
дошкольников.
Актуальность- Проблема развития доброжелательных отношений у детей —
одна из наиболее актуальных в современном дошкольном образовании и, как
следствие, является объектом научных исследований ведущих педагогов и
психологов.
Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания,
“технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со
взрослыми, но и друг с другом.
На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений
рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС).
Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие:
педагоги должны уделять внимание формированию положительного и
доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей
в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что
изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у
детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных
требований к дошкольному образованию.
Цель- Способствовать созданию условий для формирования положительного
и доброжелательного отношения между сверстниками
Задачи:
1.
Изучить методическую литературу и инновационный педагогический
опыт по данной проблеме;
2.
Создать доброжелательную атмосферу в коллективе детей, научить их
бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание,
научить общаться друг с другом;
3.
Выявить
особенности доброжелательного отношения в группе детского
сада;
4.
Разработать картотеку, обеспечивающих формирования положительных
взаимоотношений между сверстниками;
5.
Составить план по проведении совместной работы с детьми.
Объект исследования – взаимоотношения дошкольников.
Предмет
исследования
- процесс
формирования
положительных
взаимоотношений дошкольников
Гипотеза - Положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного
возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую
среду для совместной игровой деятельности с включением игр на сплочение.
Ресурсы:
1. Материально-технические:
компьютер, проектор, финансовые затраты (средства на приобретение и
изготовление игр, пособий);
2. Кадровые: воспитатели детского сада, дети, родители;
3. Информационные: методическая литература, интернет – ресурсы
Ожидаемые риски:
1.
Плохая посещаемость (болезнь) детей;
2.
Недостаточная, мотивация педагога.
Этапы проектной деятельности:
1 этап. Аналитический .
Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
2этап. Организационный.
Подготовить план по проведении ( Этических бесед; психологических игр на
сплочение коллектива; чтение художественной литературы; информирование
родителей о данном проекте)
3.этап. Заключительный
Изучение эффективности проекта, анализ.
Длительность проекта.
Долгосрочный проект. Сентябрь-май.
1 этап: Аналитический
Сроки: сентябрь - октябрь
Задачи
Мероприятия
Результат/
продукт
Ответственный
изучить
методическую
литературу.
-Сбор информации из
различных
источников;
- Подбор игр для
создания картотеки,
обеспечивающих
формирования
положительных
взаимоотношений
между сверстниками
-подобрать беседы по
теме проекта;
-диагностическое
обследование;
-Составление плана
работы
Список
литературы;
План работы
педагог
2 этап: Организационный
Сроки: ноябрь – апрель.
Задачи
Мероприятия
Результат/
продукт
Ответстве
нный
Выявить статус ребенка
в группе детского сада,
его отношения к детям, а
также представления
об отношении
сверстников к
нему; степени доброжел
ательности детей друг к
другу, их
эмоционального
благополучия.
Составить систему
занятий по
формированию
доброжелательных
взаимоотношений
между сверстниками
-Методика
«Секрет» (Т. А.
Репина)
- разработать
картотеку «игр –
приветсвиия»;
«игр – ситуаций»;
- разработать
беседы по теме
проекта
-чтение
художественной
литературы.
- разработать
сценарий
«Праздник
дружбы»
После
обследования
психолог
получает общую
картину
эмоционального
благополучия
детей,
представленную
в виде таблицы
- картотека
- картотека
- р.н.с. «Лиса и
кувшин»
(Воспитание добрых
чувств)
;
р.н.с
«Крылатый,
мохнатый и
маслянный»
(Учить понимать
характер и поступки
героев)
;
«Златовласка»,
пер. с чеш. К.
Паустовского
(воспитывать в себе
Педагог,
психолог
- педагог
- педагог
-педагог
Совместная работы с
педагогами.
Совместная работа с
семьей.
- провести
«Круглый стол» с
педагогами.
- Проведение
тренингов на
сплочение
родительского
коллектива
группы.
умение
сопереживать, быть
щедрым, не
завидовать другим;
воспитывать
самоуважение,
взаимопомощь в
работе)
.
- сценарий
«Праздник
дружбы»
- сценарий
мероприятия
«Круглый стол».
-
Тренинги на
создание
комфортного
микроклимата в
коллективе.
- педагог
-педагог
-педагог,
психолог.
3 этап: Заключительный
Сроки: май
задачи
мероприятия
Результат/
продукт
ответственный
Проанализировать
проделанную
работу.
- Провести
методику.
- провести
мероприятие
«праздник
дружбы».
- провести
родительское
собрание.
- методика
- Фотографии с
мероприятия.
- конспект
родительского
собрания
- педагог,
психолог.
- педагог
- педагог
Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми
дошкольного возраста посвящены научные труды Л.И.Божович,
Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской,
Е.О.Смирновой. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в
дошкольном возрасте складываются основные этические нормы,
оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и
другому.
В. А. Сухомлинский считает что «детей надо приучать жить среди
людей,формируя у них определенные психологические качества (внимание,
волю, эмоции) и навыки общения». И это правильно! Ведь дети проводят в
детском саду большую часть времени, и очень важно создать условия для
доброжелательных отношений между ними. Здесь велика роль воспитателя
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В.
Даль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология.
МОСКВА 2000
2. Баринова Е. В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому
этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Е. В.
Баринова. – Ростов н/Д Феникс, 2011. – 253,[1] c. Ил. – (Сердце отдаю детям)
3. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у
дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В.
Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.:МОДЭК, 2006. – 141 с.
4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В. Петерина. – М.:
Мозаика – Синтез, 2006. – 96с.
5. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Т.
А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об
образовании в Российской Федерации" // consultant
7. Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены
приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 // Управление дошкольным
образовательным учреждением, 2010, №3.
8.
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ВО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Гаффорова Р.А. scienceforum2015/1160/12204
9.
Бикузина Т. С., Савинова С. В. Развитие доброжелательных
взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых
игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29.
– С. 13–18. – URL: e-koncept2017/770804.htm.
10.