Напоминание

"Взаимодействие доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста"

Автор: Сергеева Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №410"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Взаимодействие доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Академия современных образовательных практик Программа профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность Воспитателя дошкольного образования» Итоговый аттестационный экзамен
Педагогический проект
На тему: Взаимодействие доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста Слушателя курсов Профессиональной переподготовки Муниципального автономного Дошкольного образовательного учреждения «МАДОУ «Деткий сад№410»г.Перми» Воспитатель: Сергеева Евгения Александровна Научный руководитель: Графская Татьяна Алексеевна Преподаватель АНО ДПО АСО Пермь, 2017 г
Содержание 1. Проблема…………………………………………………..….3 2. Актуальность проекта…………………………………….….4 3. Цели. Задачи. Объект. Предмет……………………………..5 4. Постановка и обоснование гипотезы…………………….…6 5. Ресурсы обеспечения………………………………………...6 6. Ожидаемые риски……………………………………………6 7. Этапы проведения проекта……………………………….…7 8. Проектный продукт…………………………………………12 9. Источники…………………………………………………....13
Проблема –
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Но работа по формированию доброжелательных отношений в дошкольных учреждениях ведётся хаотично. Содержание работы для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками (иметь стремление помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п.) у воспитателей не выделено в отдельную единицу расписания НОД и проходит через режимные моменты. Многие воспитатели в работе испытывают трудности, так как не достаточно владеют такой формы работы, как беседы, ситуативные разговоры этически ценного поведения по отношению друг к другу. Не грамотно планирует, и проводят в режимных моментах игры на сплочение коллектива. Современный воспитатель совершенствует традиционные приемы и методы, а также в поиске более новых, более эффективных научно- обоснованных методик для изучения и формирования доброжелательности у дошкольников.

Актуальность-
Проблема развития доброжелательных отношений у детей — одна из наиболее актуальных в современном дошкольном образовании и, как следствие, является объектом научных исследований ведущих педагогов и психологов. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию.

Цель-
Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками
Задачи:
1. Изучить методическую литературу и инновационный педагогический опыт по данной проблеме; 2. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом; 3. Выявить особенности доброжелательного отношения в группе детского сада; 4. Разработать картотеку, обеспечивающих формирования положительных взаимоотношений между сверстниками; 5. Составить план по проведении совместной работы с детьми.
Объект исследования –
взаимоотношения дошкольников.
Предмет

исследования

-
процесс формирования положительных взаимоотношений дошкольников

Гипотеза -
Положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной игровой деятельности с включением игр на сплочение.
Ресурсы:
1. Материально-технические: компьютер, проектор, финансовые затраты (средства на приобретение и изготовление игр, пособий); 2. Кадровые: воспитатели детского сада, дети, родители; 3. Информационные: методическая литература, интернет – ресурсы
Ожидаемые риски:
1. Плохая посещаемость (болезнь) детей; 2. Недостаточная, мотивация педагога.
Этапы проектной деятельности:


1 этап. Аналитический .
Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
2этап. Организационный.
Подготовить план по проведении ( Этических бесед; психологических игр на сплочение коллектива; чтение художественной литературы; информирование родителей о данном проекте)
3.этап. Заключительный
Изучение эффективности проекта, анализ.
Длительность проекта.
Долгосрочный проект. Сентябрь-май.
1 этап: Аналитический


Сроки:
сентябрь - октябрь Задачи Мероприятия Результат/ продукт Ответственный изучить методическую литературу. -Сбор информации из различных источников; - Подбор игр для создания картотеки, обеспечивающих формирования положительных взаимоотношений между сверстниками -подобрать беседы по теме проекта; -диагностическое обследование; -Составление плана работы Список литературы; План работы педагог
2 этап: Организационный


Сроки:
ноябрь – апрель. Задачи Мероприятия Результат/ продукт Ответстве нный Выявить статус ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжел ательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Составить систему занятий по формированию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками -Методика «Секрет» (Т. А. Репина) - разработать картотеку «игр – приветсвиия»; «игр – ситуаций»; - разработать беседы по теме проекта -чтение художественной литературы. - разработать сценарий «Праздник дружбы» После обследования психолог получает общую картину эмоционального благополучия детей, представленную в виде таблицы - картотека - картотека - р.н.с. «Лиса и кувшин» (Воспитание добрых чувств) ; р.н.с «Крылатый, мохнатый и маслянный» (Учить понимать характер и поступки героев) ; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского (воспитывать в себе Педагог, психолог - педагог - педагог -педагог
Совместная работы с педагогами. Совместная работа с семьей. - провести «Круглый стол» с педагогами. - Проведение тренингов на сплочение родительского коллектива группы. умение сопереживать, быть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе) . - сценарий «Праздник дружбы» - сценарий мероприятия «Круглый стол». - Тренинги на создание комфортного микроклимата в коллективе. - педагог -педагог -педагог, психолог.
3 этап: Заключительный


Сроки:
май задачи мероприятия Результат/ продукт ответственный Проанализировать проделанную работу. - Провести методику. - провести мероприятие «праздник дружбы». - провести родительское собрание. - методика - Фотографии с мероприятия. - конспект родительского собрания - педагог, психолог. - педагог - педагог Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому. В. А. Сухомлинский считает что «детей надо приучать жить среди людей,формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения». И это правильно! Ведь дети проводят в детском саду большую часть времени, и очень важно создать условия для доброжелательных отношений между ними. Здесь велика роль воспитателя «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль.

Проектный продукт:
- картотека бесед по формированию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками. - разработать картотеку «игр – приветсвиия»; «игр – ситуаций». - сценарий мероприятия «Праздник дружбы».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. МОСКВА 2000 2. Баринова Е. В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Е. В. Баринова. – Ростов н/Д Феникс, 2011. – 253,[1] c. Ил. – (Сердце отдаю детям) 3. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.:МОДЭК, 2006. – 141 с. 4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В. Петерина. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96с. 5. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с. 6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" // consultant 7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010, №3. 8. ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ. Гаффорова Р.А. scienceforum2015/1160/12204 9. Бикузина Т. С., Савинова С. В. Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 13–18. – URL: e-koncept2017/770804.htm. 10.