Автор: Шляховая Нина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ЯНАО п. Тазовский
Наименование материала: методический материал
Тема: "Возрастные особенности обучения музыкально - ритмическим движениям детей дошкольного возраста"
МБДОУ детский сад «Радуга»
Методический материал
по теме:
«Возрастные особенности обучения музыкально-
ритмическим движениям детей дошкольного
возраста».
Педагог дополнительного образования:
Шляховая Нина Сергеевна
ЯНАО, п. Тазовский
2017г.
На первом этапе образовательного процесса (первый год обучения) у
детей наблюдается большая потребность в двигательной активности, но они
довольно быстро устают от длительного нахождения в одном положении или
от
однообразных
движений.
Также
для
них
характерно
непроизвольное
поведение,
отсутствие
выдержки,
устойчивого
внимания.
Детям
трудно
реагировать и на частую смену движений, поэтому на этом этапе необходимо
постоянно чередовать движения с отдыхом.
В большинстве случаев малыши недостаточно развиты в двигательном
отношении.
У
некоторых
детей
наблюдается
плохая
осанка:
они
ходят
переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не координируют
движения рук и ног; бегают и прыгают тяжело, опускаясь на всю ступню; при
подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только мышцы рук, но и шеи,
поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в суставах.
Музыкальное
развитие
большинства
детей
также
недостаточно.
На
первых
занятиях
некоторым
детям
свойственна
замедленная
реакция
на
музыкальный
или словесный сигнал. Так, если педагогом даётся указание
начинать ходьбу одновременно с музыкой, дети несколько запаздывают. То
же происходит, когда педагог просит остановиться с прекращением звучания
музыки.
Останавливаются
немногие
дети,
большинство
продолжают
движение и после окончания музыки. Сходным образом они реагируют на
словесные сигналы. Например, если договориться с детьми, что на слово
«вниз»
они
быстро
присядут
на
корточки,
а
на
слове
«вверх»
-
быстро
встанут, то точно среагируют на сигналы только несколько детей.
В процессе регулярных занятий дети развиваются очень быстро. Если в
начале
обучения
они
с
трудом
справляются
с
задачей
остановиться
с
окончанием музыки, то со временем с легкостью выполняют двигательные
задания,
связанные
с
чередованием
частей
музыкального
произведения.
Заметно улучается координация рук и ног, движения становятся более свобо-
дными.
На первом этапе дети должны овладеть следующими умениями:
- начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;
- согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный),
темпом (быстро, медленно);
-
выполнять
основные
общеразвивающие
движения
(виды
ходьбы,
бега,
прыжков и др.);
- выполнять элементарные гимнастические упражнения;
- выполнять образные и танцевальные движения.
При обучении детей широко применяются игровые приёмы, образная
подача материала. Например, обучая детей лёгким подпрыгиваниям, педагог
говорит им, что они должны прыгать, как мячики. Себе он возьмёт «мяч»,
который прыгает лучше всех.
На
втором
этапе
обучения
музыкально-ритмическим
движениям
(второй год) к детям
предъявляется больше требований. Их учат точнее
исполнять
задания,
самим
исправлять
ошибки,
осознанно
относиться
к
качеству
движений.
Развивают
наблюдательность,
инициативу
и
самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение. На
этом этапе закрепляются навыки, полученные ранее, и вводятся новые, более
сложные. Также изменяются и основные виды общеразвивающих движений,
гимнастических
упражнений,
перестроений,
образных
и
танцевальных
движений. Детей учат выполнять движения с предметом, перестраиваться из
круга
врассыпную
и
обратно,
инсценировать
песни
в
соответствии
с
характером музыкальных произведений. Дети учатся ходить бесшумно, мягко
ступая
под
спокойную,
тихую
музыку,
высоко
поднимать
ноги
под
энергичный марш, бегать легко на носках, мягко полуприседать под плясовую
музыку, делать подскоки с ноги на ногу, поднимать и опускать руки быстро,
медленно и плавно и т.д..
На
втором
этапе
обучения
используется
больше
танцевальных
комбинаций с зафиксированными движениями, вводится самый простой вид
пляски-импровизации — типа «зеркало».
Дети работают со всеми видами
упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие
из двух-трёх элементов движений.
Меняется
и
роль
педагога.
Он
предоставляет
детям
все
больше
и
больше самостоятельности, чаще объясняет, дает указания, чем показывает.
В
процессе
обучения
всё
большее
место
начинает
занимать
индивидуальная работа — вызовы для демонстрации движения одного-трех
детей. Причем вызываются не только дети, хорошо усвоившие способ его
выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют
детей, помогают сосредоточить их внимание.
Усложнение программы на третьем этапе образовательного процесса
(третий
год)
обусловлено
уже
приобретённым
детьми
жизненным
и
музыкальным
опытом,
а
также
уровнем
их
физического
и
психического
ра звит ия :
окре пла
не рвна я
с ис т е ма ,
д в и же н и я
с т а л и
б о л е е
скоординированными,
развились
ориентировка
в
пространстве
и
воображение, внимание стало более сконцентрированным. У ребят уже в
достаточной степени развиты и музыкальные способности — чувство ритма,
музыкальный слух.
На данном этапе педагог закрепляет все ранее приобретенные детьми
навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных навыков
возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать
оценки своей деятельности и стремятся всё выполнить правильно. Если на
первом году обучения ребенок имитирует образ, на втором - точно выполняет
его, то на третий год ребенок воплощает образ эмоционально, выразительно.
Часто даются индивидуальные и групповые задания и
каждому из детей
предлагается исполнить роль педагога.
К завершению обучения музыкально-ритмическим движениям от детей
требуется
умение
ритмично
двигаться
в
соответствии
с
характером
музыкального произведения, его темпом, ритмическим рисунком и не только
овладеть различными общеразвивающими
движениями,
но и знать их
названия.
А.Н.
Зимина
«Теория
и
методика
музыкального
воспитания
детей
дошкольного возраста». Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 320с.