Напоминание

Развитие вокальных навыков

Автор: Елесина Светлана Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область п.Тазовский
Наименование материала: методический материал
Тема: Развитие вокальных навыков







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Выступление по теме самообразования

«Развитие певческих навыков у детей старшего

дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель:

Елесина Светлана Алексеевна

Тазовский, 2017

«Развитие певческих навыков у детей старшего

дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу

Вам

представить

мою

тему

по

самообразованию

«Развитие

певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Пение – основа музыкальной культуры. Музыкальные занятия очень

важны в системе музыкального воспитания и образования, т.к. они развивают

музыкальные способности детей в коллективной форме. На музыкальных

занятиях

наиболее

полно

проявляется

взаимопомощь

и

концентрация

совместных

усилий

в

преодолении

трудностей

(например:

боязнь

сцены,

стеснение).

Пение

активизирует

слух,

укрепляет

памят

и

развивает

творческие

способности

каждого

ребенка

в

интенсивную

практическую

деятельность. Пение необходимо для всестороннего развития детей, кроме

того, это физиологический процесс, укрепляющий дыхание, лечащий горло.

Проблема

постановки

певческого

голоса

дошкольника

одна

из

наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической

теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем

практики музыкального воспитания дошкольников.

Музыкальные

произведения

вызывают

у

детей

определенное

отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают

жизнь

и

труд

своего

народа,

знакомятся

с

персонажами

отечественной

истории,

расширяют

детский

кругозор,

увеличивает

объем

знаний

об

окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В процессе общения с

музыкой

от

ребенка

требуется

подчинение

интересам

коллектива

согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества,

т а к и е

с в о й с т в а

л и ч н о с т и

к а к

с а м о о б л а д а н и е ,

в ы д е р ж к а ,

дисциплинированность,

развиваются

отзывчивость

и

инициатива.

Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых

усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка

в целом.

Учитывая выше сказанное, мне очень интересна и близка эта тема

самообразования,

поскольку

я

по

окончанию

института

могу

работать

педагогом по вокалу и мне близка эта тема по духу. Работаю над этой темой я

буду со старшей и подготовительной к школе группами.

Цель:

Развитие

музыкальных

способностей,

овладение

вокальными

навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой

части духовной культуры. А сказать по-другому моя главная цель,

научить

детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное

красиво, с большой самоотдачей.

Задачи:

-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

- формирование певческих навыков;

- развитие исполнительского мастерства;

- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем

мире;

- усвоение навыков ансамблевого пения;

- развитие детского песенного творчества.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от

которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении

детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову,

корпус, как открывают рот.

Правила певческой установки:

(правила пения):

-сидеть (стоять) ровно;

-не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не

запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;

-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание

крикливого, «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Так что же такое вокальные навыки?

Вокальные навыки

- это взаимодействие звукообразования, дыхания и

дикции, чистоты интонирования.

Дыхание

-

Работа над дыханием сводится к овладению плавным и

равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.

Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно

научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание, без участия

плеч. В этом помогают упражнения из дыхательной гимнастики

А.Н.Стрельниковой («Насос») и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

Звукообразование

-

Задача, учить детей петь без крика и напряжения.

Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней

челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают

различные распевания. А так же пение гласных букв под музыку: « а, я, о, у, э,

и, ы».

Дикция

-

Работа над дикцией начинается с формирования округлых

гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу

песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности

артикуляционного аппарата.

Улучшать дикцию можно с помощью различных упражнений,

артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.

Чистотой интонирования

-

Работу над интонированием (точное

воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота

интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием

слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражани «Эхо,

отзовись» Повторение выученных песен с сопровождением и a cappella,

упражнение «Рисуем голосом». А так же способствует чистоте

интонированию игра на диатонических колокольчиках с пропеванием.

Ансамбль

-

В пении ансамблем, я стараюсь приучить детей слушать себя

и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не

выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на

одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном

начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и

выразительностью.

Разучивание песни происходит в 3 этапа:

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические

приёмы,

п о д г о т а в л и в а ю т

д е т е й

к

целенаправленному прослушиванию песни:

краткое вступительное слово о данном произведении (название песни,

авторы музыки и текста);

пояснение непонятных слов;

чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на

более глубокое восприятие музыкального образа;

разгадывание загадок, ребусов;

вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более

внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этапразучивание песни.

Задача

этого

этапа

создать

атмосферу

сопереживания

данному

произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их

воображение,

эмоциональный

отклик,

мышление,

суждение.

Необходимо

петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После

прослушивания

песни

проводится

беседа

с

детьми

о

характере

сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался

композитор,

намечаются

исполнительские

приёмы.

Такой

анализ

подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает,

насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и

помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих

навыков.

Дети

учатся

по

подражанию,

поэтому

я

показываю

приемы

исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я

даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают

трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными

мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений,

которые

снижают

интерес

детей

к

песне.

Поэтому

упражнения,

которые

помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в

игровой форме.

Для того, чтобы дети быстро запомнили песню, помогаю указаниями («Эта

песня

легкая,

ты

её

должен

быстро

запомнить»)

и

вопросами

(«Как

начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе

нравится больше всего?», «Или припев?»).

Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети

подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово,

которое

забыли

дети.

На

последующих

этапах

разучивания

обращаю

внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет.

Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и

от методики разучивания.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный

материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию

не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с

удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с

песней детям наиболее любим.

И сегодня, я бы хотела на примере разучить с вами, всем известную, песню от

Улыбки.

Композитор: Владимир Шаинский -

Советский и российский композитор.

Известен как автор множества известных песен для детей, в том числе

музыки для мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену.

Стихи:

Михаил Пляцковский - Советский поэт-песенник. Работал со многими

композиторами, в том числе с Владимиром Шаинским.

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать

самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели

высоко оценивали роль пения в жизни человека.

Н.Г.

Чернышевский

относил

пение

к

«высшему,

совершеннейшему

виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно,

подобно разговору». По сути, пение – это синтез слова и музыки.

Приложение

Слова песни Улыбка.

слова М.Пляцковского,

мызыка В.Шаинского,

из мультфильма "Крошка Енот"

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке...

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев

От улыбки станет всем теплей -

И слону и даже маленькой улитке...

Так пускай повсюду на земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!