Напоминание

Роль учителя в воспитании толерантности

Автор: Сукачева Людмила Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №63
Населённый пункт: Г.Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя в воспитании толерантности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сукачева Людмила Викторовна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 63 г.Хабаровска

Роль учителя истории в воспитании толерантности.

Жить

в

современном

обществе,

не

научившись

толерантности-

невозможно.

Я

думаю,

с

этим

мало

кто

может

поспорить.

Основные

тенденции современности - либерализация, демократизация, глобализация -

привели

к

усложнению

общественных

отношений,

размыванию

ранее

существовавших в обществе формальных и неформальных границ. Всё это,

наряду

с

положительными

последствиями,

вызвало

рост

социальной

напряжённости,

увеличение

числа

конфликтов

и

кризисов.

В

силу

этого

внедрение в общественное сознание и практику общественных отношений

культуры толерантности имеет, по - моему мнению, приоритетное значение.

По своей природе толерантность - духовное явление, по сути близкое к

понятиям доброты, порядочности, интеллигентности. Согласно Декларации

принципов толерантности, утверждённой ЮНЕСКО, толерантность – это

добродетель,

которая

делает

возможным

достижение

мира

и

способствует

замене

культуры

войны

культурой

мира.

Она

означает

уважение,

принятие

и

признание

многообразия

культур,

форм

самовыражения

и

способ

проявления

человеческой

индивидуальности.

Именно поэтому формирование толерантности представляет собой процесс,

одной из главных составляющих которого является обучением. В связи с этим

роль

учителя

истории

приобретает

поистине

неоценимое

значение.

Ведь

именно он через систему урочной и внеурочной деятельности участвует в

формировании

убеждений,

которые

закладывают

основы

поведения

в

поликультурном обществе.

Таким

образом,

воспитание

толерантности,

то

есть

искреннего

уважения и признания другой личности, её духовных ценностей является

одной из целей обучения и воспитания подростков в современной школе.

Каковы же основные задачи деятельности педагога? Первая заключается в

выявлении уровня толерантного мышления (наличие или отсутствие его).

Для этого надо знать характерные черты нетолерантной личности:

« не любит» и «не принимает» себя (только личность, умеющая любить

себя - может любить и уважать других).

при

неуважении

к

себе

у

человека

развивается

неспособность

отстаивать собственное мнение, легко попадает под негативное влияние

и т.д.

Напротив,

толерантная

личность

обладает

способностью

принимать

себя, других - такими, какие они есть на самом деле; независимостью и

оригинальностью в восприятии мира; богатством эмоциональных реакций.

Вторая задача заключается в просвещении школьников. Прежде всего

необходимо обращать их внимание на то, что признание «другого» (человека,

мнения, идеи) состоит в осознании права быть другим, отличным, особым.

Умение

видеть

и

понимать

«другого»

очень

ценно,

так

как

развивает

способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения: «другой» и

собственной.

Чтобы эффективно справиться с выполнением этих задач, учитель сам,

в первую очередь, должен обладать толерантным сознанием и поведением,

практически

владеть

технологиями

толерантного

воспитания,

уметь

творчески применять их в конкретных условиях. При подготовке к урокам по

обществознанию,

истории

или

классному

часу

учителю

могут

оказать

помощь следующие материалы.

Правила развития толерантности

(по материалам ЮНЕСКО)

1.

Безразличие

к

людям

порождает

соответствующее

отношение

с

их

стороны. Отношение окружающих зависит только от нас самих.

2.

Не буду искать «соринку в чужом глазу».

3.

Права свои лучше отстаивать тогда, когда помнишь свои обязанности.

4.

Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия

успеха.

5.

Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным

делам.

6.

Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках (своих или чужих)

вредно. Ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем

о прошлом.

7.

Общаясь,

вместо

повелительного

наклонения

полезнее

чаще

употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать ещё то-то», «Я

был бы рад, если бы ты…»).

8.

Полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не

преследовать

за

критику-это

избавит

от

ошибок

и

только

укрепит

авторитет.

9.

Здоровый

юмор

скрашивает

тёмные

стороны

нашей

жизни

и

подбадривает других, вселяет в них веру.

10.Уважайте людей не унижайте их достоинство.

Правила педагогической толерантности

(по материалам ЮНЕСКО)

Эффективно работающий для развития толерантности учитель должен:

1.

Воспитывать с любовью и во имя любви.

2.

Воспитывать в духе мира.

3.

Вовлекать в процесс воспитания родителей и общественность.

4.

Поощрять совместную деятельность.

5.

Признавать значимость и способности каждого.

6.

Формировать чувство справедливости.

7.

Избегать жестких иерархических решений.

8.

Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе.

9.

Быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.

10.Не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования.

11.Воспитывать сопричастность.

12.Быть примером для детей и сообщества.

13.Уметь слушать.

14.Выражать одобрение относительно того, что сделано.

15.Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников

чувство взаимного расположения.

16.Давать ученикам возможность самостоятельно решать свои проблемы.

Список литературы

1.

Асмолов А. Г. Толерантность в общественном сознании России. М.:

1998

2. Баныкина С.В. Егоров В.К. Учимся толерантности