Автор: Сукачева Людмила Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №63
Населённый пункт: Г.Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя в воспитании толерантности
Сукачева Людмила Викторовна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 63 г.Хабаровска
Роль учителя истории в воспитании толерантности.
Жить
в
современном
обществе,
не
научившись
толерантности-
невозможно.
Я
думаю,
с
этим
мало
кто
может
поспорить.
Основные
тенденции современности - либерализация, демократизация, глобализация -
привели
к
усложнению
общественных
отношений,
размыванию
ранее
существовавших в обществе формальных и неформальных границ. Всё это,
наряду
с
положительными
последствиями,
вызвало
рост
социальной
напряжённости,
увеличение
числа
конфликтов
и
кризисов.
В
силу
этого
внедрение в общественное сознание и практику общественных отношений
культуры толерантности имеет, по - моему мнению, приоритетное значение.
По своей природе толерантность - духовное явление, по сути близкое к
понятиям доброты, порядочности, интеллигентности. Согласно Декларации
принципов толерантности, утверждённой ЮНЕСКО, толерантность – это
добродетель,
которая
делает
возможным
достижение
мира
и
способствует
замене
культуры
войны
культурой
мира.
Она
означает
уважение,
принятие
и
признание
многообразия
культур,
форм
самовыражения
и
способ
проявления
человеческой
индивидуальности.
Именно поэтому формирование толерантности представляет собой процесс,
одной из главных составляющих которого является обучением. В связи с этим
роль
учителя
истории
приобретает
поистине
неоценимое
значение.
Ведь
именно он через систему урочной и внеурочной деятельности участвует в
формировании
убеждений,
которые
закладывают
основы
поведения
в
поликультурном обществе.
Таким
образом,
воспитание
толерантности,
то
есть
искреннего
уважения и признания другой личности, её духовных ценностей является
одной из целей обучения и воспитания подростков в современной школе.
Каковы же основные задачи деятельности педагога? Первая заключается в
выявлении уровня толерантного мышления (наличие или отсутствие его).
Для этого надо знать характерные черты нетолерантной личности:
« не любит» и «не принимает» себя (только личность, умеющая любить
себя - может любить и уважать других).
при
неуважении
к
себе
у
человека
развивается
неспособность
отстаивать собственное мнение, легко попадает под негативное влияние
и т.д.
Напротив,
толерантная
личность
обладает
способностью
принимать
себя, других - такими, какие они есть на самом деле; независимостью и
оригинальностью в восприятии мира; богатством эмоциональных реакций.
Вторая задача заключается в просвещении школьников. Прежде всего
необходимо обращать их внимание на то, что признание «другого» (человека,
мнения, идеи) состоит в осознании права быть другим, отличным, особым.
Умение
видеть
и
понимать
«другого»
очень
ценно,
так
как
развивает
способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения: «другой» и
собственной.
Чтобы эффективно справиться с выполнением этих задач, учитель сам,
в первую очередь, должен обладать толерантным сознанием и поведением,
практически
владеть
технологиями
толерантного
воспитания,
уметь
творчески применять их в конкретных условиях. При подготовке к урокам по
обществознанию,
истории
или
классному
часу
учителю
могут
оказать
помощь следующие материалы.
Правила развития толерантности
(по материалам ЮНЕСКО)
1.
Безразличие
к
людям
порождает
соответствующее
отношение
с
их
стороны. Отношение окружающих зависит только от нас самих.
2.
Не буду искать «соринку в чужом глазу».
3.
Права свои лучше отстаивать тогда, когда помнишь свои обязанности.
4.
Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия
успеха.
5.
Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным
делам.
6.
Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках (своих или чужих)
вредно. Ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем
о прошлом.
7.
Общаясь,
вместо
повелительного
наклонения
полезнее
чаще
употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать ещё то-то», «Я
был бы рад, если бы ты…»).
8.
Полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не
преследовать
за
критику-это
избавит
от
ошибок
и
только
укрепит
авторитет.
9.
Здоровый
юмор
скрашивает
тёмные
стороны
нашей
жизни
и
подбадривает других, вселяет в них веру.
10.Уважайте людей не унижайте их достоинство.
Правила педагогической толерантности
(по материалам ЮНЕСКО)
Эффективно работающий для развития толерантности учитель должен:
1.
Воспитывать с любовью и во имя любви.
2.
Воспитывать в духе мира.
3.
Вовлекать в процесс воспитания родителей и общественность.
4.
Поощрять совместную деятельность.
5.
Признавать значимость и способности каждого.
6.
Формировать чувство справедливости.
7.
Избегать жестких иерархических решений.
8.
Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе.
9.
Быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.
10.Не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования.
11.Воспитывать сопричастность.
12.Быть примером для детей и сообщества.
13.Уметь слушать.
14.Выражать одобрение относительно того, что сделано.
15.Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников
чувство взаимного расположения.
16.Давать ученикам возможность самостоятельно решать свои проблемы.
Список литературы
1.
Асмолов А. Г. Толерантность в общественном сознании России. М.:
1998
2. Баныкина С.В. Егоров В.К. Учимся толерантности