"Влияние необычных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Автор: Кудрявцева Елена Васильевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: Республика Алтай Усть-Канский район село Усть-Кан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние необычных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Влияние необычных техник рисования на развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач дошкольной
педагогики.
Одной из задач ФГОС ДОО является развитие индивидуальных способностей
и творческого потенциала каждого ребенка. Многие педагоги осознают, что
истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и
навыками, но и развитие воображения, наблюдательности и воспитание творческой
личности в целом.
Для актуализации творческого потенциала детей я выбрала рисование.
Рисование - это язык внутреннего мира маленького ребенка. Дети любят
рисовать потому, что рисование доступно, выразительно и продуктивно - рисуешь и
обязательно что – то получится.
И так, зачем и почему дети рисуют? Скорее всего, рисование имеет особый
биологический смысл. Ведь детство – период становления физиологических и
психологических функции организма ребенка. Тогда рисование – один из путей
выполнения программы совершенствования организма.
Детское рисование помогает координировать зрение и движения, развивает
чувственно – двигательную координацию. Наконец, рисование – это важный
информационный и коммуникативный канал.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение
одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Вот почему, по
мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не
случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность,
дает определенную свободу.
Когда я начинала работу по этой теме, то использовала термин
«нетрадиционные техники рисования». Но так как многие из этих техник, приемов
рисования хорошо освоены педагогами и применяются на практике, то называть их
«нетрадиционными» нецелесообразно. Поэтому, для себя я их называю необычные
техники или необычные методы рисования.
Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство, а необычные
техники рисования помогают увидеть и передать на бумаге то, что обычными
средствами сделать труднее.
На занятиях по изобразительной деятельностью я знакомлю детей с
различными техниками рисования по принципу: «От простого к сложному». Дети
узнают, что рисовать можно не только карандашом, кистью, но и пальчиками,
ладонью, с помощью подручных средств (ватных палочек, ниток, трубочек, листьев
деревья и т.д.)
Существует много нетрадиционных техник рисования: оттиск, тычковое
рисование, монотипия, кляксография, набрызг, нитями – которые относятся к
авангардному направлению искусства
XX века, которое получила название
абстракционизма. На сегодня, его считают частью мирового изобразительного
искусства. Многие признанные художники: В. Кандинский, П. Пикассо, М.
Чюрленис, Е. Поленова, П. Филонов - принадлежали к этому течению.
Необычные техники рисования привлекают детей своей свободою, здесь нет
никаких правил, главное – процесс.
Экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в этих
техниках раскрепощают ребенка, он не боится, что у него что – то не получится.
Поэтому я использую в совместной образовательной деятельности, в
режимных моментах и самостоятельной деятельности детей необычные методы и
приемы рисования. Так как они доступны и интересны, дают полную свободу для
самовыражения, развивают речь, мелкую моторику и помогают подготовить руку к
письму.
Работы детей, выполненные в необычных техниках рисования,
выставляются на конкурсах, используются для украшения пространства группы.
И так, опыт работы показывает, что использование необычных техник
рисования способствует самовыражению и самоутверждению детей. Дает
возможность выбирать, думать, искать, пробовать, вселяют уверенность в своих
силах.
А главное, эти техники дают детям порадоваться результатами своего труда.
Ведь всякое открытие чего – то нового, необычного несет радость, дает новый
толчок к творчеству.
Литература.
Комарова Т.С. детское художественное творчество. М., 2005
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. СПб., 2008.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2009.