Напоминание

"Общение ребёнка с животными".

Автор: Соколова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №37 "Русалочка"
Населённый пункт: город - курорт Анапа
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Общение ребёнка с животными".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей:

«Общение ребёнка с животными».

Современное воспитание ориентирует детей в основном на освоение

мира

техники.

В

результате

ребенок

больше

чувствует

себя

частью

технократической

цивилизации,

чем

живой

природы.

Последствия

такого разделения человека и природы сказываются в самых разных

областях

жизни.

Прежде

всего

в

нарушении

чувственной

и

эмоциональной сферы ребенка.

Все

основные

связи

с

миром

и

отношение

к

нему

формируются

у

ребенка в раннем детстве. Но именно в этом возрасте дети практически

лишены общения с живой природой. Такое общение, и в первую очередь

с

животными,

учит

ребенка

относиться

ко

всему

живому

как

к

самоценному,

уважать

его

право

на

существование

и

нести

за

него

о т в е т с т в е н н о с т ь .

Э т о

в п р я м у ю

с в я з а н о

с

р а з в и т и е м

общегуманистической позиции личности: более терпимого отношения к

другим людям, понимания их права на свой собственный, отличный от

«моего»

взгляд

на

мир.

Общение

с

животными

помогает

с

раннего

возраста сформировать эти качества на основе глубинного чувственно-

эмоционального опыта.

Животные выделяются в общей картине мира. Они обладают такими

физическими

свойствами

и

качествами,

которые

вызывают

положительную

эмоциональную

реакцию

малыша.

Это

теплота,

мягкость, упругость, пушистость, звуки определенного тембра и ритма.

Особенно

ярко

эти

качества

выражены

у

детенышей

животных.

Постоянная изменчивость и непредсказуемость их поведения создают

благоприятные условия для удержания внимания ребенка, для развития

его восприятия, моторики и т. д. Активность, инициативность в общении

делает

животных

прекрасными

партнерами

в

играх

и

развлечениях

детей. В таких играх ребенок получает представление о животных и их

поведении,

учится

корректировать

свое

поведение

в

соответствии

с

желаниями

и

возможностями

партнера.

Дети

быстро

понимают,

что

щенок или котенок многого просто не могут, и учатся (причем охотно, в

логике игры и по собственной инициативе) «прилаживаться» к ним и

учитывать их особенности.

Позже

появляется

покровительственное

отношение

к

любимому

существу.

Сознание,

что

он

делает

для

других

доброе

и

полезное,

пробуждает в маленьком человеке чувство самоуважения, собственной

значимости,

желание

помочь,

поступиться

своими

интересами

ради

другого.

Для детей основное — возможность прямого контакта с животными.

Чем младше ребенок, тем это важнее. Но и для более старших детей,

испытывающих недостаток положительно-эмоционального общения со

взрослыми, страдающих повышенной тревожностью, застенчивостью,

замкнутостью,

имеющих

трудности

в

общении,

животное

является

отличным

партнером,

который

с

готовностью

принимает

и

отдает

любовь, не судит ребенка и не оценивает его неловкостей в поведении.

Дети быстро находят общий язык с животными. У них много сходного

в

формах

общения:

большая

доля

использования

эмоций

и

других

несловесных способов контакта.

Конечно,

лучшим

партнером

для

ребенка

могут

стать

собака

или

кошка.

Они

находятся

на

достаточно

высокой

стадии

психического

развития,

их

собственные

способы

общения

таковы,

что

удачно

«вписываются»

в

человеческие.

Для

детей

раннего

возраста

они

подходят больше всего. Однако далеко не все могут или хотят держать

дома этих животных. Прекрасными товарищами могут стать морская

свинка, хомячок, белая крыса, кролик. Они быстро становятся ручными.

Этих животных можно держать в клетках. С ними меньше проблем при

отъезде на дачу или в отпуск. Черепахи или ящерицы, лягушки, рыбки

хороши

для

детей

постарше,

у

которых

на

первое

место

выступают

самостоятельность и познавательные интересы. Им уже хочется самим

ухаживать за своими питомцами. Птицы меньше всего подходят для

малышей, поскольку обычно их нельзя брать в руки, однако для детей

постарше они тоже будут очень интересны.

Не забывайте, что ребенок строит свое отношение к миру по образу и

подобию окружающих его взрослых, прежде всего родителей. Поэтому,

выбирая

животное,

руководствуйтесь

склонностями

членов

семьи

и

общим укладом своей жизни. Гораздо лучше держать дома канареек,

рыбок

или

лягушек,

если

ими

увлекается

кто-то

из

взрослых,

чем

собаку,

если

ее

не

хочет

никто.

Ваше

собственное

увлеченное

отношение, любовь, готовность к некоторым неудобствам и радость от

общения с животными — самый лучший способ воспитания.

Не заводите животное только для ребенка. Это должен быть общий

любимец

семьи.

Вместе

с

его

появлением

перестраивается

многое

в

привычном укладе жизни всех ее членов. Не думайте, что ребенок будет

самостоятельно ухаживать за щенком или хомячком, хотя он и обещает

вам

это.

Главная

ценность

для

него

эмоциональное

общение,

физический контакт, тепло и любовь, к которым он стремится. Забота и

уход

только

в

первое

время

интересны,

в

основном

за

счет

своей

новизны. Но ведь ребенок и в других сферах жизни не обслуживает себя

или других сам. Он делает это с помощью взрослых. Поэтому не следует

корить

его

за

безответственность.

Надо

включить

малыша

в

вашу

деятельность по уходу за животным. Сначала он будет вместе с вами

выполнять

несложные

действия.

Причем

чем

младше

ребенок,

тем

больше должна быть доля непосредственного контакта с ним. Младенец

первого года жизни только общается и играет со своим другом. В этом

возрасте главное — физический контакт и прямое взаимодействие. До 4

—5 месяцев малыши без боязни тянутся к животным и очень быстро

учатся правильно с ними взаимодействовать (не хватать и не тянуть

резко), привыкают к движениям и реакциям животных. К концу первого

полугодия, когда у детей возникает настороженное отношение ко всему

новому, первый контакт с животным надо производить осторожно. В

этом случае ребенок сначала должен увидеть, как взрослые общаются с

новым существом.

На втором году жизни малыш может участвовать в кормлении — давая

корм с руки или из кормушки. Придержит собаку, когда ее расчесывают.

Поглядит и успокоит вместе с мамой кошку в моменты ее волнения или

испуга.

На

третьем

году

дети

активно

включают

животных

в

свои

игры.

Наряду с этим они уже могут самостоятельно выполнять отдельные

действия: положить кошке корм и отнести кормушку на установленное

место,

придержать

лапы

собаке,

когда

ее

моют

после

прогулки,

подержать хомячка в руках во время чистки клетки и насыпать чистые

опилки и т. д.

Чем старше дети, тем больше доля этих действий. Четырехлетние уже

могут иметь свои собственные

постоянные маленькие обязанности, которые, однако, еще включены в

общую

деятельность

или

выполняются

под

контролем

взрослых.

Старшие

дошкольники

более

самостоятельны:

они

сами

могут

контролировать

свои

действия.

Однако

полностью

самостоятельно

ухаживать

за

животными

могут

дети

только

среднего

и

старшего

школьного возраста, и то далеко не все. Да и надо ли это, если кошка,

собака, попугай — общие любимцы в доме?

В

более

старшем

возрасте,

предподростковом

и

подростковом,

животные могут служить «проводником» в мир сверстников. В этом

возрасте дети посещают кружки и клубы, отвечающие их увлечениям.

Там

создаются

тесные

дружеские

коллективы,

объединяющие

детей

общим любимым делом. На фоне такого «делового» общения легче

установить

контакты,

преодолеть

застенчивость,

проявить

себя

и

заслужить признательность окружающих.

Итак,

заводя

животное

в

доме,

учитывайте

возраст

и

личностные

особенности своего ребенка. Это поможет вам правильно организовать

их взаимодействие.

Не ставьте малыша перед необходимостью сразу самому действовать с

новым объектом. Пусть он сначала понаблюдает,

как

это

делаете

вы.

И

только

когда

ребенок

сам

потянется

к

животному, предоставьте ему возможность дотронуться до него. При

этом ограничьте движения животного и переключите его внимание на

себя: так малышу будет легче освоиться. Первое время общение ребенка

с животным должно проходить только в присутствии взрослых. Одних

их лучше не оставлять.

Эти

правила

«знакомства»

применимы

к

детям

всех

возрастов,

особенно если они раньше не имели опыта общения с животными и

побаиваются их. Эти правила действительны и в том случае, когда вы

заводите животных у себя дома, и тогда, когда знакомите с ними детей у

друзей или родных. В этой ситуации лучше, если ребенок сначала видит

обращение с домашними питомцами хозяев, особенно их детей. Затем

включитесь сами и только после этого привлекайте ребенка.

Маленькие

дети

быстро

привыкают,

что

у

животных

есть

свои

привычки и потребности, им нельзя мешать во время еды и отдыха.

Если у ребенка постарше такого опыта нет,

надо обратить на это его внимание, проследить, насколько хорошо он

это понял и принял.

Часто у нас нет возможности держать в доме живое существо. А иногда

нет

желания.

Если

вы

не

можете

себя

пересилить,

лучше

не

надо.

Гораздо полезней,-если ребенок пообщается с собакой или кошкой в

семье, где их любят, чем если он будет постоянно видеть и слышать, что

щенок

обуза

и

помеха,

а

котенок

надоедливый,

шкодливый

и

никому не нужный.

Проблема

общения

детей

с

животными

возникает

не

только

в

городских семьях. В сельской местности она не снимается, хотя имеет

свои особенности. Потребительское отношение к сельскохозяйственным

животным, скотине — не зло. Это необходимый «защитный механизм».

Ведь невозможно съесть поросенка или петуха, если относиться к нему

как к любимому товарищу и партнеру для игр. Однако потребность в

общении с животными и его польза для детей одинаковы везде и всегда.

Поэтому родителям стоит обратить внимание на отношение своих детей

к дворовой собаке и домашней кошке (а они есть практически в каждом

сельском доме). У них совсем другой «статус», они не «скотина», а

помощники и участники в общей жизни семьи.

Животные

оказываются

рядом

с

ребенком

не

только

в

доме.

Они

окружают его в городе и за его пределами. Дети активно тянутся к

собакам, кошкам, голубям на улице, в подъезде, в магазине. Не стоит

пугать

их

тем,

что

собака

укусит,

а

от

кошки

можно

заразиться

глистами. Объясните малышу, что это чужое животное, ему может не

понравиться,

что

его

трогают

руками.

Лучше

посмотреть

на

него

и

поговорить

с

ним

на

расстоянии.

Если

собака

с

хозяином,

нужно

спросить разрешения погладить его. Предупредите малыша, что совсем

не обязательно ему это разрешат.

В

лесу

и

в

поле

поддержите

любопытство

ребенка,

обратите

его

внимание на красивую раскраску насекомых, особенности их строения и

движений. Полюбуйтесь вместе ловкими прыжками лягушки, полетом

и пением птиц. Если вы сами не любите брать в руки насекомых и

других

животных,

не

обязательно

делать

это

и

ребенку.

Вполне

достаточно понаблюдать за ними. Тем более что у диких животных своя

жизнь

и

заботы,

им

может

не

понравиться,

что

вы

им

мешаете.

Особенно это касается детенышей зверей и птиц в лесу. А вот бояться

маленьких беззащитных созданий не нужно. Они живут своей жизнью и

уж точно не считают врагом ни вас, ни ваших детей. Такое отношение

дети не освоят сами. Они поймут это только с помощью взрослых. Как и

все остальное в своей жизни.