Напоминание

"Условия работы с языковым портфелем как средством оценивания учебных достижений школьников"

Авторы: Шестак Ксения Викторовна, Моложавенко Вера Леонидовна
Должность: магистрант тюмгу, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Белоярский
Наименование материала: статья
Тема: "Условия работы с языковым портфелем как средством оценивания учебных достижений школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья: Условия работы с языковым портфелем как средством

оценивания учебных достижений школьников

Формированию необходимых навыков рефлексии и оценки результатов

познавательной

деятельности

эффективно

помогает языковой

портфель

(далее – ЯП). ЯП является одним из самых современных и перспективных

технологических

средств

и

используется

как

инструмент,

отражающий

достижения учащегося при овладении иностранным языком. Структура ЯП

включает в себя титульный лист, содержание документа, языковой паспорт,

языковое

досье

и

языковая

биография,

необходимые

рекомендации,

диагностический

инструментарий,

листы

самооценки,

зачетный

лист.

В

данной статье мы рассмотрим практические результаты работы с языковым

портфелем

и

перечень

условий,

необходимых

для

его

внедрения

и

эффективного использования.

Критерии эффективности работы с ЯП целесообразно объединить в три

группы:

• спектр ЯП и его многофункциональность;

• влияние ЯП на уровень мотивации школьников;

• нужность и важность модели в контексте ФГОС.

Эксперимент

по

работе

с

ЯП

помог

выявить

необходимые

педагогические

условия.

Ими

стали:

работа

с

ЯП

вместе

с

другими

современными

образовательными

технологиями,

соответствующая

переподготовка

и

обучение

учителей,

расширение

инновационной

деятельности

образовательного

учреждения,

формирование

и

развитие

рефлексивных навыков обучающихся, ориентир на продолжительное время

работы

с

языковым

портфелем,

осуществление

методической

поддержки

обучающихся, выражающееся в разработке памяток, буклетов по работе с

языковым портфелем и в проведении консультативных занятий. Проведение

мониторинговой работы также является необходимым условием успешной

реализации. Ответственность за полное и своевременное информирование

учащегося и его родителей о способах накопления ЯП ответственен учитель -

предметник,

за

системность

заполнения,

объективность

данных

и

достоверность

информации

несут

ответственность

владелец

языкового

портфеля,

его

родитель.

Учитель

осуществляет

контроль

и

оказывает

посильную помощь.

Каждая часть языкового портфеля имела свои критерии для оценки с

последующим

выставлением

баллов.

Критериями

стали:

правильность

заполнения данных языкового паспорта, эстетичность и творческий подход к

оформлению. Наличие разнообразных творческих и проектных работ, лучшие

контрольные

тесты,

выполнение

письменных

заданий,

ранжирование

дипломов и сертификатов в части языковое досье. Работа в системе с листами

рефлексии

и

планирования

учебных

задач

и

целеполагания,

со

шкалой

самооценки коммуникативных умений, наполняемость таблиц со сведениями

о ходе изучения английского языка.

Кроме

оценивания

самих

разделов

ЯП,

оценивалась

и

его

устная

презентация

на

школьной

конференции

по

языковому

портфелю.

Критериями,

по

которым

оценивалась

устная

презентация,

были:

самостоятельность

работы,

самооценивание,

речевая

культура,

логика

презентации

и

актуальность

работы.

Экспертами

в

оценивании

являлись

учителя – предметники, куратор группы, завуч по УВР,

представители

родительского комитета.

В

конце

учебного

года

при

проведении

промежуточной

аттестации

учащихся учитываются баллы за представление ЯП, они учитываются при

выставлении годовой оценки, учетом документов и определением итогового

балла занимается руководитель группы по ЯП и завуч по УВР.

Введение языкового портфеля указало на проблему сбора достаточного

количества материалов учащимися 5 и 6 классов, по этой причине срок

комплектования было предложено увеличить и продолжить работу с 4 по 9

класс

включительно.

Еще

одной

причиной

увеличения

срока

явилось

желание сделать ЯП более содержательным.

Результаты в контексте широты воздействия ЯП показали спектр всех

возможностей

данной

технологии:

инструмент

оценивания

достижений,

способ

воздействия

на

учебную

мотивацию

обучающихся,

способ

расширения деятельности учителей и школьников что сможет привести к

модификации образовательного процесса в целом.

В контексте отношения школьников к учебной деятельности произошел

рост уровня их учебной мотивации, развитие самообучения и рефлексии,

было

оказано

содействие

индивидуализации

образования

и

дальнейшей

успешной

социализации

обучающихся.

Участники

эксперимента

также

отмечают востребованность ЯП, рост ответственности обучающихся и их

родителей в связи с введением языкового портфеля.