Авторы: Шестак Ксения Викторовна, Моложавенко Вера Леонидовна
Должность: магистрант тюмгу, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Белоярский
Наименование материала: статья
Тема: "Условия работы с языковым портфелем как средством оценивания учебных достижений школьников"
Статья: Условия работы с языковым портфелем как средством
оценивания учебных достижений школьников
Формированию необходимых навыков рефлексии и оценки результатов
познавательной
деятельности
эффективно
помогает языковой
портфель
(далее – ЯП). ЯП является одним из самых современных и перспективных
технологических
средств
и
используется
как
инструмент,
отражающий
достижения учащегося при овладении иностранным языком. Структура ЯП
включает в себя титульный лист, содержание документа, языковой паспорт,
языковое
досье
и
языковая
биография,
необходимые
рекомендации,
диагностический
инструментарий,
листы
самооценки,
зачетный
лист.
В
данной статье мы рассмотрим практические результаты работы с языковым
портфелем
и
перечень
условий,
необходимых
для
его
внедрения
и
эффективного использования.
Критерии эффективности работы с ЯП целесообразно объединить в три
группы:
• спектр ЯП и его многофункциональность;
• влияние ЯП на уровень мотивации школьников;
• нужность и важность модели в контексте ФГОС.
Эксперимент
по
работе
с
ЯП
помог
выявить
необходимые
педагогические
условия.
Ими
стали:
работа
с
ЯП
вместе
с
другими
современными
образовательными
технологиями,
соответствующая
переподготовка
и
обучение
учителей,
расширение
инновационной
деятельности
образовательного
учреждения,
формирование
и
развитие
рефлексивных навыков обучающихся, ориентир на продолжительное время
работы
с
языковым
портфелем,
осуществление
методической
поддержки
обучающихся, выражающееся в разработке памяток, буклетов по работе с
языковым портфелем и в проведении консультативных занятий. Проведение
мониторинговой работы также является необходимым условием успешной
реализации. Ответственность за полное и своевременное информирование
учащегося и его родителей о способах накопления ЯП ответственен учитель -
предметник,
за
системность
заполнения,
объективность
данных
и
достоверность
информации
несут
ответственность
владелец
языкового
портфеля,
его
родитель.
Учитель
осуществляет
контроль
и
оказывает
посильную помощь.
Каждая часть языкового портфеля имела свои критерии для оценки с
последующим
выставлением
баллов.
Критериями
стали:
правильность
заполнения данных языкового паспорта, эстетичность и творческий подход к
оформлению. Наличие разнообразных творческих и проектных работ, лучшие
контрольные
тесты,
выполнение
письменных
заданий,
ранжирование
дипломов и сертификатов в части языковое досье. Работа в системе с листами
рефлексии
и
планирования
учебных
задач
и
целеполагания,
со
шкалой
самооценки коммуникативных умений, наполняемость таблиц со сведениями
о ходе изучения английского языка.
Кроме
оценивания
самих
разделов
ЯП,
оценивалась
и
его
устная
презентация
на
школьной
конференции
по
языковому
портфелю.
Критериями,
по
которым
оценивалась
устная
презентация,
были:
самостоятельность
работы,
самооценивание,
речевая
культура,
логика
презентации
и
актуальность
работы.
Экспертами
в
оценивании
являлись
учителя – предметники, куратор группы, завуч по УВР,
представители
родительского комитета.
В
конце
учебного
года
при
проведении
промежуточной
аттестации
учащихся учитываются баллы за представление ЯП, они учитываются при
выставлении годовой оценки, учетом документов и определением итогового
балла занимается руководитель группы по ЯП и завуч по УВР.
Введение языкового портфеля указало на проблему сбора достаточного
количества материалов учащимися 5 и 6 классов, по этой причине срок
комплектования было предложено увеличить и продолжить работу с 4 по 9
класс
включительно.
Еще
одной
причиной
увеличения
срока
явилось
желание сделать ЯП более содержательным.
Результаты в контексте широты воздействия ЯП показали спектр всех
возможностей
данной
технологии:
инструмент
оценивания
достижений,
способ
воздействия
на
учебную
мотивацию
обучающихся,
способ
расширения деятельности учителей и школьников что сможет привести к
модификации образовательного процесса в целом.
В контексте отношения школьников к учебной деятельности произошел
рост уровня их учебной мотивации, развитие самообучения и рефлексии,
было
оказано
содействие
индивидуализации
образования
и
дальнейшей
успешной
социализации
обучающихся.
Участники
эксперимента
также
отмечают востребованность ЯП, рост ответственности обучающихся и их
родителей в связи с введением языкового портфеля.