Автор: Неверова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 6 "Детский сад № 30"Ежик"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников"
Изобразительное искусство как средство воспитания
дошкольников.
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без
решения вопросов эстетического воспитания.
Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством,
начиная
с
младшего
возраста,
определены
в
концепциях
дошкольного
воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомят с содержанием
произведения,
выразительными
средствами;
с
помощью
искусства
формируют нравственно-эстетические чувства, качество, личность.
Возможно, ли знакомить детей с искусством? Какие психологические
особенности
ребенка-дошкольника
используют
взрослые,
включая
изобразительное
искусство
в
педагогический
процесс
как
средство
воспитания. Ответы на эти вопросы мы находим в научных работах педагогов
и
психологов
прошлого
и
современности,
отмечающих
высокую
эмоциональность
и
отзывчивость
ребенка,
мыслительную
активность
в
познании окружающего мира, образность мышления.
Что
же
приобретают
наши
дети
от
общения
с
изобразительным
искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость
узнавания
окружающего
мира,
одновременно
знакомого
и
незнакомого.
Воспринимая
произведения
искусства,
ребенок
становится
пытливым,
наблюдательным,
эмоционально
отзывчивым.
Искусство
создает
радость
общения с товарищами, формируют умение сопереживать.
Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают
«видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание
самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает
ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно
прославляет эти прекрасные качества души человека.
Постоянное
общение
с
изобразительным
искусством
учит
ребенка
ориентироваться
в
духовных
ценностях
общества,
он
приобретает
самостоятельность эстетических суждений.
Воспринимая произведения художника, эмоционально откликаясь на
него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия
над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в
процессе восприятия картины говорит о творческом труде дошкольников.
Искусство
побуждает
детей
к
собственной
художественной
деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий
замысел, речевые и изобразительные умения.
Показателем внимания изобразительного искусства на развитие ребенка
являются сами дети.
Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли,
особый интеллектуальный труд души. Этот особый труд души человека будет
желанным
в
том
случае,
если
он
будет
к
нему
подготовлен,
а
такую
подготовку возможно начинать с детства.
По словам В. А. Сухомлинского «… то, что упущено в детстве, никогда
не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило
касается
всех
сфер
духовной
жизни
ребенка
и
особенно
эстетического
воспитания.
Чуткость,
восприимчивость
к
красоте
в
детские
годы
несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности».
В
условиях
современного
общества
педагоги,
художники,
искусствоведы
все
чаще
и
чаще
обращают
внимание
на
искусство
как
средство гуманизации личности. Надо продумать, чтобы везде, в любом селе
и
городе
любой
увлеченный
и
талантливый
ребенок
мог
практически
и
вполне
профессионально
быть
подготовленным
для
вступления
на
путь
искусства. Любой. В любом селе. Мы не имеем право терять таланты…