Автор: Непокрытова Наталья Сигизмундовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве в ДОУ для детей с ОВЗ"
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в
инклюзивном образовательном пространстве в ДОУ для детей с ОВЗ
Федеральный
государственный
образовательный
с т а нд а рт
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
направлен
на
обеспечение права на образование «особых» детей.
В
основу
инклюзивного
образования
положена
идеология,
которая
исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко
всем людям, но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые
образовательные потребности. Из этого следует, что инклюзивная форма
обучения не должна вытеснять традиционную (специальное обучение).
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования,
подразумевающий доступность образования для всех.
Учитель-логопед
–
это
специалист,
занимающийся
вопросами
выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), относящиеся к одной из
самых
многочисленных
категорий
детей
с
ОВЗ,
являются
наиболее
перспективной группой в отношении коррекции и компенсации недостатков
развития в период дошкольного детства (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.).
Поэтому
раннее
начало
коррекционно-педагогической
помощи,
ее
комплексность,
систематичность,
пролонгированность,
качественность
выступают гарантами того, что в школе они будут получать образование в
соответствии
с
АООП,
вариант
1
(5.1).
Поэтому
в
дошкольных
образовательных
организациях
(ДОО)
особое
место
должно
отводится
логопедическому сопровождению этих детей.
В связи с развитием инклюзивного образования меняется контингент
детей с ОВЗ, и, соответственно, перед учителем-логопедом ДОО стоит задача
преодоления
речевой
недостаточности
не
только
у
детей
с
первичными
речевыми нарушениями (с тяжелыми нарушениями речи - ТНР), но и у
других детей с ОВЗ, имеющих речевую патологию (дети с нарушениями
слуха
и
зрения,
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата,
задержкой
психического
развития,
умственной
отсталостью,
расстройствами
аутистического спектра). В спектр функциональных обязанностей учителя-
логопеда будет входить обеспечение реализации программ коррекционной
работы, адаптированных основных образовательных программ (АООП) и
адаптированных образовательных программ (АОП) для различных категорий
детей с ОВЗ в составе команды специалистов психолого-педагогического
сопровождения.
Учитель-логопед,
являясь
членом
команды
специалистов
(учителя-
дефектолога,
педагога-психолога,
тьютора,
социального
педагога),
реализующих
психолого-педагогическое
сопровождение
детей
с
ОВЗ
в
инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную
работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении
академического
компонента
образовательной
программы,
связанных
с
проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. В связи с
ориентацией
системы
общего
образования
на
инклюзивную
практику
возросли требования к учителю-логопеду. Это касается всех направлений
деятельности
учителя-логопеда:
дифференциальной
логопедической
диагностики,
разработки
индивидуально-ориентированных
программ
коррекционного
воздействия,
подбора
и
разработки
методов
и
приемов
коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой
патологией, профилактических мероприятий.
Цель
деятельности
учителя-логопеда
–
создание
у с л о в и й ,
способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а
также
дальнейшему
развитию
устной
речи,
профилактики
нарушений
письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ
для дальнейшего успешного обучения в школе.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности
учителя-логопеда решаются следующие задачи:
1.
Проведение
логопедического
обследования
с
целью
определения
структуры
и
степени
выраженности
речевого
нарушения:
установление
психолого-педагогического заключения (диагноза).
2.
Разработка
перспективного
плана
коррекционно-логопедической
работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
помощи
ребенку
с
ОВЗ.
Определение
направлений,
методов
и
приемов
логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
4.
Комплектование
групп
для
занятий
с
учетом
психофизического
состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ
(АОП),
адаптированных
основных
образовательных
программ
(АОП)
методических
рекомендаций
по
обучению
детей
с
ОВЗ.
Определение
разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного
стандарта.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития
ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
7.
Взаимодействие
со
специалистами
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8.
Разработка
предложений
по
повышению
эффективности
диагностической,
коррекционной
работы.
Обобщение
и
распространение
наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9.
Обеспечение
и
контроль
за
соблюдением
здоровье
сберегающих
условий
обучения
и
воспитания
детей
с
ОВЗ
в
ДОО.
Совместное
с
воспитателем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению
правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного
запаса детей, социально-коммуникативному развитию.
10.
Консультативная
работа
по
формированию
психолого-
педагогической
компетентности
по
вопросам
онтогенеза
детской
речи,
п р оя в л е н и й
в а р и а н т о в
д и з о н т о ге н е з а ;
о бу ч е н и е
р о д и т е л е й
специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной
речи
и
подбор
комплексов
коррекционно-развивающих
упражнений,
направленных на профилактику нарушений письма и чтения.
11. Консультирование педагогических работников по использованию
специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему
речевые нарушения.
Учитель-логопед должен стремиться к обеспечению более гибкого и
прочного
усвоения
обучающимися
знаний,
повышения
познавательной
мотивации
и
интереса,
обеспечения
условий
для
общекультурного
и
личностного развития.
Коррекционно-педагогическая
деятельность
учителя-логопеда
осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в
структуру
АООП
(АОП)
образовательной
организации.
Исходя
из
этого,
определяются
основные
направления
деятельности
учителя-логопеда
в
рамках
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
ОВЗ,
обучающихся в инклюзивной образовательной организации.
Основными
направлениями
профессиональной
деятельности
учителя-логопеда
являются:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
организационно-методическое,
консультативно-просветительское
и
профилактическое.
Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в
себя
углубленное
изучение
ребенка
с
ОВЗ,
выявление
индивидуальных
особенностей
речевого
развития
и
причин
возникновения
проблем
в
развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Учитель-
логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в течение
учебного года. Результаты логопедического обследования учитель-логопед
представляет на медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное
логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития
ребенка
с
ОВЗ,
о
сформированности
коммуникативных
умений
и
сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-
логопедической
работы
с
детьми
с
ОВЗ.
В
процессе
осуществления
логопедической
помощи
ребенку
предусматривается
промежуточное
логопедическое
обследование,
позволяющее
скорректировать
имеющуюся
индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического
воздействия
и
акцентировать
внимание
на
наиболее
стойких
проблемах
речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая
диагностика
должна
представлять
собой
углубленное
логопедическое
обследование,
охватывающее
все
компоненты
речевой
системы
и
особенности коммуникативного развития.
Коррекционно-развивающее
направление работы учителя-логопеда
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом
возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же
оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития,
обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления
входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ,
методик
и
приемов
обучения
в
соответствии
с
его
особыми
образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции
нарушений
устной
речи,
а
также
развитию
коммуникативных
навыков детей с ОВЗ.
Коррекционная
работа
учителя-логопеда
осуществляется
в
рамках
целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.
Организационно-методическое
направление
работы
у ч и т е л я -
логопеда
заключается
в
разработке
индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих программ, активное участие в АОП и АООП для
детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также
ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь
включительно)учитель- логопед оформляет следующие документы: речевую
карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, рабочую программу
коррекционно-педагогической работы, индивидуальные тетради на каждого
ребенка и др.
Учитель-логопед
принимает
участие
в
методических
объединениях,
заседаниях
ПМПк,
пополняет
логопедический
кабинет
новинками
методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику,
учитель-логопед
постоянно
совершенствует
свой
научно-методический
потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях
создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми
нарушениями речи) на базе ДОО, изучает предлагаемые новые нормативно-
правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы включает:
- индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам
речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-
педагогической компетентности родителей (или законных представителей)
детей
с
ОВЗ,
задействованных
в
инклюзивном
процессе,
по
вопросам
онтогенеза устной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора
простейших
приемов
логопедической
работы
по
коррекции
речевых
нарушений у детей;
- консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой
развивающей
среды,
возникающим
проблемам,
связанным
с
развитием
обучением
и
воспитанием
ребенка
с
ОВЗ
в
процессе
реализации
инклюзивной
практики.
Учитель-логопед
консультирует
администрацию
образовательной
организации
и
педагогов
по
вопросам
организации
специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.
Профилактическая
работа
заключает ся
в
с в о е в р е м е н н ом
предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений,
создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне
общего образования.
Каждое
направление
деятельности
учителя-логопеда
включается
в
единый
процесс
психолого-педагогического
сопровождения
и
в
рамках
инклюзивного
образования
приобретает
особое
значение,
так
как
ориентировано
не
только
на
преодоление
речевых
расстройств
у
обучающихся
с
ОВЗ,
но
и
на
их
социализацию
и
адаптацию
в
среде
нормально развивающихся сверстников.