Автор: Гришко Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 Фрунзенского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника
«Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием
всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического
развития,
подготовки
к
школе
и
ко
всей
будущей
жизни.
Развитие
дошкольника
можно
осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.
Ребенок,
увлеченный
замыслом
игры,
не
замечает,
что
он
учится,
хотя
при
этом
сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать
эту
естественную
потребность
для
вовлечения
детей
в
более
сложные
и
творческие
формы
игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе
позволяет, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,
организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.
Об одной многофункциональной игрушке, которая может развивать и интеллектуальные, и
творческие способности, сегодня и пойдет речь. С этой игрушкой можно играть по-разному,
использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Что же это за игрушка? Это хорошо
нам знакомые обыкновенные счетные палочки!
Каким же образом такая простая и почти примитивная игра, как счетные палочки, могут
помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и
становиться с каждым днем умнее и изобретательнее? Конечно, для того чтобы заинтересовать
современного
ребенка,
стоит
потрудиться.
Обязательно,
представляем
наши
палочки
«волшебными». И на примере показываем, что считать, рисовать, изображать различные фигуры
могут именно они. А дальше все зависит от нашего воображения и творчества при занятии с
детьми. Насколько интересно и занимательно мы сможем построить игру, поставить задачу или
волшебное превращение -- от этого зависит результат интеллектуального занятия.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес.
Дети
могут,
не
отвлекаясь,
упражняться
в
преобразовании
фигур,
перекладывая
палочки
по
заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества
личности
ребенка:
самостоятельность,
наблюдательность,
находчивость,
сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В
ходе
решения
каждой
новой
задачи
ребёнок
включается
в
активную
умственную
деятельность,
стремясь
достичь
конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим
средством
воспитания
у
детей
дошкольного
возраста
интереса
к
математике,
к
логике
и
доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание
на проблеме.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия,
обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Игры и упражнения с палочками являются одним из эффективных средств в работе по
развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв
формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для
последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке
гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.
Упражнения со счетными палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию,
внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о
геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с
понятием «симметрия».
В младшем дошкольном возрасте детям вместо палочек можно предлагать карандаши, так
как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление
фигур начинается с простого изображения. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и
сопровождаются
пошаговыми
инструкциями.
В
процессе
выполнения
задания
необходимо
объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце, дорожку
или
забор.
Показ
образцов
изображений
сопровождается
стихами,
загадками,
потешками,
изображениями реальных предметов. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка возникал не
только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду
деятельности.
В
среднем
дошкольном
возрасте
изображения,
предлагаемые
детям
усложняются:
они
состоят из двух – трёх частей. Это может быть телевизор, ёжик, флажок и др. В этом возрасте
детям
выдаются
разноцветные счётные
палочки.
Результаты
детской
деятельности
рассматриваются и анализируются.
В старшем дошкольном возрасте предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из
большого
количества
элементов,
которые
дошкольники
могут
объединить
одним
небольшим
сюжетом. Дети уже в состоянии выполнять самостоятельно задание. Дошкольникам старших
групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются
более
чёткие
движения
пальцев
рук
и
пальцев.
Обязательным
условием
остается
анализ
результатов деятельности. В этом возрасте ребятам необходимо предлагать составить фигуры из
заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и
творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того,
дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение
слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием
выполненных детьми изображений.
Дошкольники
шестилетнего
возраста
способны
создавать
изображения,
состоящие
из
множества
деталей,
проводить
анализ
изображения,
а
также
придумывать
и
выкладывать
различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т. п. Старшим дошкольникам нравятся
соревнования:
каждый
самостоятельно
выкладывает
придуманные
им
фигуры
из
заданного
количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребёнком, были сюрпризом
для другого, тогда их интереснее сравнивать. Играть можно на время или на использование
определённого
количества палочек.
«Кто раньше выложит фигуру»,
«Использовать в фигуре
с ем ь палочек».
Когда
фигуры
готовы,
дети
показывают
их
друг
другу,
проверяя,
сколько
использовано палочек, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются.
С готовыми фигурами можно поиграть в игры, например,
«Найди, что изменилось». Один
ребёнок отворачивается, а другой (или воспитатель) добавляет к солнышку два и три луча.
Первый,
глядя
на
изображение,
должен
определить,
какие
фигуры
изменились
и
как.
Возможностей их видоизменять много: можно надевать на людей шляпы, пристраивать дома,
удлинять или укорачивать вагоны и т. п.
Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует
развитию
мышления,
пространственной
ориентировки,
но
и
доставляет
детям
удовольствие,
вызвает у них положительные эмоции!