Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Цветкова Екатерина Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №8 Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья « Нетрадиционные техники рисования как средство развития

творческого воображения детей младшего дошкольного возраста»

Современное

общество

в

сложившейся

социально-экономической

ситуации

требует развития творчески активной личности.

В условиях современного мира

человек

должен

уметь

решать

проблемы,

преодолевать

различные

препятствия

эффективно

и

нестандартно.

Поэтому

наиболее

актуальным

является

вопрос

о

воспитании и развитии творческих способностей, а также гибкости и нестандартности

мышления.

Психологи

доказали,

что

воображение

широко

включено

в

творческую

деятельность

человека

на

различных

этапах

его

жизни.

Особенно

значимым

становится

выявление

специфики

воображения,

закономерностей

его

развития

и

становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как

указывал

Л.С.

Выготский,

закладываются

основы

развития

данного

процесса.

На

значение

воображения,

фантазии

в

жизни

ребенка

указывали

практически

все

психологи, изучавшие онтогенез психического развития.

Л.С.

Выготский

также

обращал

внимание

на

относительность

детского

воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других

психических

процессов.

Глубоко

подметил

это

К.Д.

Ушинский,

который

писал:

«Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и

не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается

позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую

власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь

развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Н.П.

Сакулина

отмечала,

что

нужен

и

возможен

поиск

таких

путей

взаимодействия,

которые

с

одной

стороны

сохраняют

преимущества

детского

творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения [15,

c.65].

Т.е. надо использовать разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски)

и нетрадиционные (нитью, мыльной пеной, свечой и т. д,). Все необычное привлекает

внимание детей, заставляет их удивляться.

Экспериментальные исследования И.А. Лыковой, автора программы «Цветные

ладошки» направлены на изучение проблем художественно

эстетического воспитания

детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности как на

специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в

условиях семейного воспитания [9, c.14].

Т.С. Комарова в работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Наряду с

рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без

кисти – размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи,

столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д.» [7, c.18]. Все эти

способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование

карандашом

и

кистью.

Но

в

большинстве

случаев

задача

создания

образа

и

не

ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к

манипулировании с материалами, подсказывая новые возможности.

Младший дошкольный возраст – начало качественно нового этапа в развитии

ребенка.

Психологический

выход

из

совместной

со

взрослым

позиции

«Мы»

и

возникновение собственного самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса

перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает.

Если

его

интересы

в

раннем

возрасте

определялись

миром

предметов,

то

в

посткризисный период центральное место в поле его осознания занимает мир людей.

Он

с

любопытством

изучает

взрослых,

«открывает»

для

себя

в

новом

качестве

сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек,

его

деятельность,

поведение,

и,

главное,

отношения

между

людьми,

становятся

объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания

со стороны ребенка [10, c.21].

Большое

значение

для

развития

ребенка

этого

возрастного

периода

имеют

первые

представления

о

себе

и

окружающих

людях.

Ребенок

осознает

свой

эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится

отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень

существенно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные

(логические) связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому

опыту

событий.

На

этом

строятся

игровые

цепочки,

последовательность

которых

адекватна логике реальной жизни.

Одним из важнейших психологических новообразований дошкольного детства

является воображение. Эта «общедетская» способность к преобразованию (анализу,

синтезу,

комбинированию)

представлениями

с

целью

создания

новых

образов

возникает внутри игры и в ней развивается [10, c.95].

Из

острой

потребности

ребенка

быть

взрослым

и

невозможности

это

осуществить

реально

рождается

новая

ведущая

деятельность,

в

которой

ребенок

удовлетворяет

свои

социальные

потребности

сотрудничестве

со

взрослым

и

с

другими детьми) в ролевой игре. Это становится возможным в результате освоения

особой игровой техники. Техника игры заключается в различных уровнях замещения,

которыми постепенно овладевает ребенок:

- предметном (наряду с реальными предметами ребенок использует предметы -

заместители);

- позиционном (социальном), когда позиция «Я» замещается позицией «Некто,

другой». Ребенок действует от имени другого лица, с позиции принятой роли;

-

ситуативном

результате

устойчивого

ролевого

поведения

происходит

замещение

реальной

ситуации

ситуацией

воображаемой.

Ребенок

действует

в

воображаемом плане.

Таким

образом,

в

младшем

дошкольном

возрасте

происходит

развитие

социальной направленности игровых действий ребенка. Он берет на себя первые роли

– близких взрослых и воссоздает в игре модель отношения взрослых к ребенку. Но еще

очень привлекательными остаются и превращения в животных, что появляется в

раннем детстве и, по сути, еще лишено социального содержания. Дети передают не

отношения между ними (в отличие от сказочных персонажей, поведение которых

построено

на

социальных

отношениях),

а

лишь

внешние

признаки,

характерные

движения (зайка прыгает, медведь ходит вразвалочку и пр.).

Дети к началу дошкольного возраста обладают уже достаточно развитой речью,

высокой

речевой

активностью.

Ребенок

фактически

постоянно

«звучит».

Когда

сотрудничает со взрослым, решает трудную наглядно-действенную задачу и т.д. В

младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается одна из основополагающих

функций речи – коммуникативная, основной формой которой является диалог. Диалог

состоит из вопросов, сообщений (о себе, о ком-то) и побуждений (просьб, приказаний),

которые

являются

основными

видами

коммуникативных

высказываний.

Младший

дошкольник использует в своей речи все виды высказываний.

Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов,

включенное в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в

результате

оригинальные

и

ценные

продукты.

Почти

вся

человеческая

культура

является

результатом

творческого

воображения

людей.

Проблемой

творческого

воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи

как Л.С. Выготский, Е.И. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.

Специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов,

понимается,

как

способность

выражать

особенности

одного

объекта

или

явления

посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. В воображении

используются,

прежде

всего,

символические,

метафорические

формы

отражения

действительности [14, c.112].

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного

развития,

индивидуальных

особенностей

личности.

Опыт

ребенка

младшего

дошкольного возраста складывается и растет постепенно, он отличается глубоким

своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится

ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям

на

развитие

его

воображения,

тем

больше

развивается

умение

фантазировать,

способность творить.

Воображение

начинает

развиваться

к

2

годам.

Первые,

пока

еще

совсем

несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия,

воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша

становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 –

4 лет иногда путает воображаемое с действительным – то, что он выдумал, с тем, что

правда происходило [18, c.119].

Дети

трехлетнего

возраста

уже

умеют

слушать

несложную

сказку,

живо

ее

переживают,

иногда

дополняют

ее

от

себя.

Эти

первые

проявления

воображения

отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы

привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им

воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все

более

богатый

опыт

основу

развития

воображения.

Однако

в

течение

продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте

развито

лучше,

чем

в

более

поздние

периоды

жизни.

Легкость

и

своеобразие

комбинаций,

которые

возникают

у

детей

этого

возраста,

привели

некоторых

исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта

легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у

взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения,

которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в

этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов

объективного мира и вообще слабо знает действительность.

Рост

произвольности

воображения

проявляется

у

дошкольника

в

развитии

умения создавать замысел и планировать его достижение.

У

младших

дошкольников

замысел

рождается

нередко

после

того,

как

выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень

неустойчиво.

Замысел

легко

разрушается

или

теряется

по

ходу

его

реализации,

например

при

встрече

с

трудностями

или

при

изменении

ситуации.

Само

возникновение

замысла

происходит

стихийно,

под

влиянием

ситуации,

предмета,

кратковременного эмоционального переживания.

Младшие

дошкольники

играют

10-15

минут.

Внешние

факторы

приводят

к

появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они

забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с

реальными функциями [5, c.37].

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем

дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать,

что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше. Приступая, например, к

рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе

рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом

меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в

башню,

башня

-

в

большой

пароход

и

т.

д.

Экспериментально

установлено,

что

нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в

процессе

создания

его

ребенком

заставляет

детей

перестраивать

и

менять

весь

рисунок.

Новые

линии

в

связи

с

уже

нанесенными

ранее

вызывают

у

юного

рисовальщика

новые

ассоциации,

которые

и

дают

толчок

дальнейшему

ходу

воображения.

Художественное творчество благотворно влияет на общее развитие малыша:

пробуждают

эмоциональную

отзывчивость,

формируют

трудолюбие,

развивают

мышление, внимание, память, воображение, усидчивость. Рисование приобщает детей

к миру прекрасного, развивает креативность. Формирует эстетический вкус, несет в

себе

элементы

психотерапии

успокаивает,

отвлекает,

занимает.

Яркие

краски

вызывают восторг у детей [1, c.50].

Использование

нетрадиционных

форм

рисования

способствует

развитию

творческих

способностей

и

воспитанию

любви

и

интереса

к

изобразительной

деятельности у детей дошкольного возраста.

Творчество

дошкольника

неразрывно

связано

с

работой

воображения,

познавательной

и

практической

деятельностью.

Свобода

творческого

выражения

младшего

дошкольника

определяется

не

только

образными

представлениями

и

желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение

детьми

в

процессе

обучения

различных

вариантов

изображения,

технических приемов будет способствовать их творческому развитию [4, c.48].

Изобразительная

деятельность

с

использованием

нетрадиционных

изобразительных

технологий

является

наиболее

благоприятной

для

творческого

развития способностей детей младшего дошкольного возраста, т.к. в ней особенно

проявляются

разные

стороны

развития

ребенка.

Термин

«нетрадиционный»

(от

латинского

traditio

привычный)

подразумевает

использование

материалов,

инструментов,

способов

рисования,

которые

не

являются

общепризнанными,

традиционными, широко известными [9, c.15].

Чтобы

ребенок

рисовал

с

удовольствием

и

совершенствовался

в

своем

творчестве,

взрослый

своевременно

должен

помогать

ему.

Детям

очень

сложно

изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования:

кисть, карандаш, фломастеры. Использование лишь этих предметов не позволяет детям

более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем

угодно и как угодно.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит

в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками (забавных

цыплят

и

веселых

гусениц).

Делать

рисунок

собственной

ладошкой

(петушков

и

бегемотов или нарисовать членов своей семьи), ставить на бумаге кляксы и получать

забавный

рисунок.

Ребенок

любит

быстро

достигать

результата

в

своей

работе.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник

способствует развитию у ребенка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировке на листе бумаги;

глазомера и зрительного восприятия;

творческого воображения;

изобразительных

навыков

и

умений,

наблюдательно сти,

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

формирование навыков контроля и самоконтроля [11, c.160].

Формирование творческих способностей в изобразительной деятельности ценно

не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые

затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном

осуществлении

самых

разнообразных

видов

деятельности,

что

дает

перспективу

работы на будущее.

Существует

множество

техник

нетрадиционного

рисования,

их

необычность

состоит

в

том,

что

они

позволяют

детям

быстро

достичь

желаемого

результата.

Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок

собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

У

младших

дошкольников

можно

применять

следующие

техники

нетрадиционного рисования:

Рисование

пальчиками:

ребенок

опускает

в

пальчиковую

краску

пальчик

и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного

цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается [13,

c.54].

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает

отпечаток

на

бумаге.

Рисуют

и

правой

и

левой

руками,

окрашенными

разными

цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею

по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,

заполняется

весь

лист,

контур

или

шаблон.

Получается

имитация

фактурности

пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются

и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой.

Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького

(ягодка)

до

большого

(облачко,

ком

снеговика).

После

этого

бумажный

комочек

опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не

давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) [12, c. 283].

С

самого

раннего

возраста

дети

пытаются

отразить

свои

впечатления

об

окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.

Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке,

мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а

еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и

навыки

рисования

традиционными

способами

и

средствами.

А

со

временем

уже

осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в

собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту

работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном

искусстве

нетрадиционными

техниками.

Такое

нестандартное

решение

развивает

детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть

и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих

детей.

Детей

3-4

лет

увлекают

пробами

пользования

разными,

новыми

для

них

материалами

для

создания

беспредметных

композиций.

Конечно,

в

этом

манипулировании

с

материалами

имеются

и

положительные

черты:

богатство

технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных

мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке,

однако оно отвлекает от передачи объективного содержания [17, c. 125].

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют

и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным

делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции,

раскрывает

возможность

использования

хорошо

знакомых

им

предметов

в

качестве

художественных

материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Итак,

творческое

воображение

процесс

создания

новых

образов,

представлений,

которые

воплощаются

затем

в

любом

виде

деятельности.

Необходимость

использования

нетрадиционных

техник

в

развитии

творческого

воображения детей младшего дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь

разнообразие

предоставляемых

детям

изобразительных

материалов,

отход

от

традиционных,

привычных

способов

создания

рисунков,

поиск

новых

творческих

решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети

любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают

успешный продукт деятельности.

Список использованных источников:

1.

Величко

Ю.В.

Особенности

развития

творческого

воображения

у

современных дошкольников // Акмеология. – 2014. – № 3-4. – С. 49-51.

2.

Выготский

Л.

С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте

:

Психологические очерки / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1967. – 93 с.

3.

Глен М.Н. Культурные практики детей дошкольного возраста на занятиях

по росписи ткани // Новые ценности образования. - 2014. - № 4. - С. 254-271.

4.

Горяева

Н.А.

Первые

шаги

в

мире

искусства

/

Н.А.

Горяева.

М.:

Просвещение, 2011. – 184 с.

5.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:

учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Г.Г. Григорьева – М., 2013. – 344 с.

6.

Казакова

Т.Г.

Детское

изобразительное

творчество.

М.:

КАРАПУЗ-

ДИДАКТИКА, 2013. – 192 с.

7.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение,

2012. – 158 c.

8.

Комлева

В.В.

Искусство

как

показатель

уровня

сбалансированности

физических и душевных сил ребёнка // Педагогика искусства. - 2012. - № 3. - С. 23-

33.

9.

Лыкова

И.

А.

Программа

художественного

воспитания,

обучения

и

развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" / И.А. Лыкова. – М. : КАРАПУЗ-

ДИДАКТИКА, 2011. – 144с.

10.

Партыка

Н.В.

Система

работы

по

развитию

художественно-

творческих способностей детей 6-7 лет в процессе создания выразительного образа

природы с использованием нетрадиционных техник рисования // Вестник Коми

государственного педагогического института. - 2010. - № 8. - С. 100-108.

11.Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития

художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста //

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,

психология. - 2011. - № 2. - С. 159-163.

12.

Петухова Л.В. Содержание, формы, методы развития художественно-

творческих

способностей

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

процессе

освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Психология и

педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 23. - С.

282-289.

13.

Погодина

С.

Художественные

техники

классические

и

неклассические:

для

работы

во

всех

возрастных

группах

/

С.

Погодина

//

Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С. 52-67.

14.

Пронина

Е.В.

Развитие

творческого

воображения

дошкольника

//

Детский сад от А до Я. – 2009. – № 3. – С. 111-119.

15.

Сакулина

Н.

П.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду

:

пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. –М. : Владос, 2011. –

208с.

16.

Телегина

И.С.

Развитие

изобразительных

способностей

старших

дошкольников в сюжетном рисовании // Сибирский педагогический журнал. - 2011.

- № 7. - С. 245-255.

17.

Фадеева

Е.Р.

Активизация

познавательной

активности

старших

дошкольников средствами оригинальных техник // Наука и школа. - 2012. - № 3. - С.

124-126.

18.

Черданцева

А.П.

Технология

развития

творческого

воображения

дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 112-120.

19.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного

возраста: Учебное пособие / Н.В.Шайдурова – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 160 с.