Автор: Мысьянова Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Воскресенка СП детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: Вожский р-он Самарской области
Наименование материала: Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в детском саду
Тема: "Лукоморье"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Воскресенка структурное подразделение
детский сад «Рябинка» м. р. Волжский Самарской обл.
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в детском саду
« Лукоморье».
Руководитель кружка: Мысьянова А. Г.
С. Воскресенка
Содержание
1.
Пояснительная записка
- актуальность программы
- цель и задачи программы
- интеграция ОО
Используемые методы и приёмы работы с детьми
- формы организации детей
- материалы и оборудование
2. Тематический план кружка.
3. Список литературы
1.Пояснительная записка
Программа
кружка
основана
на
интеграции
художественно
–
речевой,
театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. В
основе
программы
лежит
ознакомление
детей
с
русским
народным
творчеством.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании
воспитательного
процесса
дошкольного
образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития
личности
ребенка
огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельность
—
изобразительная,
музыкальная,
художественно - речевая. Важной задачей эстетического воспитания является
формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического
вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического
развития детей, а также развития их творческих способностей представляет
театрализованная деятельность.
Занятия
театральной
деятельностью
помогают
развить
интересы
и
способности
ребенка;
способствуют
общему
развитию;
проявлению
любознательности,
стремления
к
познанию
нового,
усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности,
проявлению
общего
интеллекта,
эмоций
при
проигрывании
ролей.
Кроме
того,
занятия
театральной
деятельностью
требуют
от
ребенка
решительности,
систематичности
в
работе,
трудолюбия,
что
способствует
формированию
волевых
черт
характера.
У
ребенка
развивается
умение
комбинировать
образы,
интуиция,
смекалка
и
изобретательность,
способность
к
импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на
сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных
потребностей
ребенка,
раскрепощению
и
повышению
самооценки,
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на
себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,
умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат
ребенка.
Выполнение
игровых
заданий
в
образах
животных
и
персонажей
из
сказок
помогает
лучше
овладеть
своим
телом,
осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать
свои
мысли
и
излагать
их
публично,
тоньше
чувствовать
и
познавать
окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных
ценностей,
природы),
которое,
развиваясь
параллельно
с
традиционным
рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает
чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что
прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что
не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение,
быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир,
задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Актуальность.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта
и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их
читать, писать и считать. А не способность чувствовать, думать и творить.
Педагогическая
установка
в
первую
очередь
на
развитие
мышления
превращает
эмоционально
–
духовную
сущность
ребёнка
во
вторичную
ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники, они
быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и
удивляются,
возмущаются
и
сопереживают,
всё
чаще
они
проявляют
равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Замыкаясь
на
телевизорах,
дети
становятся
менее
общительными,
более
конфликтными,
многие
не
умеют
сопереживать,
поддерживать
близкого,
выражать свои чувства и настроение.
Новизна программы:
Новизна
данной
программы
заключается
в
том,
что
созданы
условия,
обеспечивающие
полноценное
художественно
-
творческое
и
творческо
-
эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении
владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей
школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме
и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также
на развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство
детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам
и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность данной программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности
средствами
театра
помочь
детям
раскрыть
их
творческие
способности,
развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же
повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления,
речи, музыкально – эстетического воспитания, пластики движений), что в
будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из
самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со
сверстниками.
В
этой
связи
приоритетной
задачей
воспитания
является
развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками
и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий,
умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство
детей
с
культурным
наследием
русского
народа,
формирование
любви
к
фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают
воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Цель данной программы:
Формирование
творческой
личности,
обладающей
широким
кругозором,
богатым
духовным
миром,
творческими
способностями
и
способной
к
успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи данной программы:
Образовательные:
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Москвы.
Развивающие:
Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства
видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы
(в соответствии с их возрастными особенностями).
Развить
интерес
к
истории
различных
видов
искусств,
театра,
истории
мировой культуры.
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной
деятельности,
а
также
поэтапного
освоения
детьми
различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
Воспитывать у детей художественный вкус.
Формировать морально-этические нормы поведения.
Формировать
в
каждом
ребенке
творческую
личность,
обладающую
бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Задачи кружка:
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять
положительные и отрицательные качества персонажей.
5.
Развивать
умение
оценивать
поступки
героев,
ситуации,
чувствовать
юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам
знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать
слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа
составлена
с
учетом
реализации
межпредметных
связей
по
разделам:
1. Художественно – эстетическое развитие:
«Музыкальное
воспитание»,
где
дети
учатся
слышать
в
музыке
разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями,
близкими
по
содержанию
сюжету
спектакля,
учатся
рисовать
разными
материалами в разной технике, представляя себе как должен выглядеть их
герой.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ
какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
3.
«Познавательное
развитие»,
где
дети
знакомятся
с
литературными
произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля
и
других
форм
организации
театрализованной
деятельности
(занятий
по
театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях,
праздниках
и
развлечениях,
в
повседневной
жизни,
самостоятельной
театральной деятельности детей).
4.
«Социально
–
коммуникативное
развитие»,
где
дети
знакомятся
с
явлениями
общественной
жизни,
предметами
ближайшего
окружения,
природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание
театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии
специалистов
ДОУ:
к
консультации
педагога-психолога
прибегаем
для
решения
социально-нравственных
проблем
у
детей.
Советы
логопеда
помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги
принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители
оказывают
помощь
в
изготовлении
атрибутов,
костюмов
к
праздникам;
участвуют в качестве персонажей.
Беседы
с
родителями,
их
участие
в
работе
кружка
помогают
и
дома
закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,
достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты:
Дети
овладевают
навыками
выразительной
речи,
правилами
поведения,
этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
ДОУ
дополнилась
разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих
игр.
Режим и формы занятий: периодичность занятий – 2 раза в месяц
Продолжительностью 20 минут
Формы занятий: индивидуальные, групповые, подгрупповые.
Техническое оснащение занятий;
Дидактические игры, материал.
О б р а з ов ат е л ь н ы й
( т е м ат и ч е с к и й )
п л а н
д о п о л н и т е л ь н о й
образовательной (кружковой) программы
Наименование
темы
Содержание темы
занятий, формы
работы
оборудование
Сроки
реализации
1 Вводное
Первое посещение
кружка. Беседа
чтение любимых
сказок;
рассматривание
иллюстраций.
Иллюстрации,
рисунки к
сказкам, книги,
куклы –
персонажи.
Сентябрь
2.Изменю себя
друзья, - догадайся
кто же я.
Ряжение в
костюмы,
имитационные
этюды.
Знакомство с
русским
народным
костюмом.
Картинки,
различные
костюмы:
сарафаны,
платки,
передники,
головные
уборы.
сентябрь
3.Пойми меня
Отгадывание
загадок; игровые
упражнения.
октябрь
4.Игры с бабушкой
Варварушкой
Игры и
упражнения для
создания игровой
мотивации.
Октябрь.
5. «Игрушки»
Познакомить
детей с приёмами
кукловождения
настольной
игрушки.
ноябрь
6.Пантомимическая
игра «Угадай, кого
покажу»
ноябрь
7. «В гости
пальчики пришли
Развивать мелкую
моторику рук в
сочетании с
речью.
декабрь
8. Ознакомление со
сказкой «Гуси –
лебеди»
Чтение р. н.
сказки;
рассматривание
иллюстраций.
декабрь
9. Чтение
произведений К. И.
Чуковского
Помогать детям
находить средства
выражения образа
в движении.
январь
10. Игровая
викторина по
произведениям К.
И. Чуковского
Развивать
имитационные
навыки,
фантазию,
эмоциональную
память.
январь
11. «Пойми меня»
Отгадывание
загадок, игровые
упражнения.
Февраль.
12. «Мы водили
хоровод».
Воспитывать
доброжелательные
отношения между
детьми.
февраль
13. «Сказка на
столе»
Обыгрывание р. н.
сказок при
помощи игрушек
из фетра.
март
14. «Дайте срок ,
построим теремок»
Отгадывание
загадок по сказке,
имитационные
упражнения под
музыку.
март
15. Традиции
русского народа в
Познакомить
детей с новым -
апрель
былинах и
сказаниях.
былины.
16. Драматизация
сказки «Гуси –
лебеди».
апрель
17. «По следам
сказки»
Игровое занятие
цель которого
научить
вспомнить
знакомую сказку,
характеризовать
героев.
Май.
18. Итоговое
занятие.
Подведение
итогов работы за
год.
Май
Список литературы:
1.Антипова Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Москва
2010г.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. Просвещение. 2000 г.
3. Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М. Просвещение 2006г.
4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. Владос
2000г.
5. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.
Просвещение: 2007г.
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М.
Владос, 2003г.