Автор: Карпова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: РС(Я) Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие связной речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 58 «Красная шапочка»
Согласованно: Утверждаю:
Решение педагогического Приказ от 31.08.2017г.
Совета МДОУ №58 Заведующая МДОУ
Протокол №______ «Красная шапочка»
от «__»__________2017г. Сердюкова Е.А.______
План по самообразованию
На 2017-2018 г.
Духовно-нравственное развитие детей средствами театрализованной деятельности
Составитель: воспитатель
Карпова Елена Геннадьевна
Нерюнгри
2017
год
Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей,
психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
формирование
представлений
о
честности,
справедливости,
доброте,
воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей
кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и
чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть
отзывчивыми
к
взрослым
и
детям,
умения
проявлять
внимание
к
их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на
помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными
ценностями коллектива;
закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки
и проведения спектаклей;
развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной
деятельности.
Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни
и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая
существует
последние
пару
десятилетий.
Ухудшение
духовно-нравственного
состояния
общества,
обеднение
его
моральных
устоев,
выражающаяся,
в
недостаточном
развитии
представлений
о
духовных
ценностях
и
определенном
искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной
незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства,
имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития
духовно-нравственной
сферы
на
данном
этапе
решается
тем
успешнее,
чем
гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем
самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному
воспитанию
рассматривают
ознакомление
с
системой
ценностей,
усвоение
представлений
о
которых
обеспечивает
духовно-нравственное
становление
растущего
человека.
На
мой
взгляд,
содержанием
духовно-нравственного
воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается
ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в
различных
видах
деятельности,
находясь
в
постоянном
взаимодействии
со
сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю
духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.
Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему
опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную
жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и
перевоплощения,
является
важным
фактором
в
художественно-эстетического
развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой
сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и
показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и
сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а
также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического
воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а
сказка
«Репка»
развивает
у
младших
дошкольников
умение
быть
дружными,
трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя
ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся
найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица
Аленушка
и
братец
Иванушка»,
«Снегурочка»,
«Терешечка»
учат
слушаться
родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в
сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и
тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках
всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»),
мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и
козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр
сказок
является
той
самой
щедрой
почвой
для
«взращивания»
представлений
о
добре
и
зле,
ведь
их
смысл
–
в
активной
борьбе
со
злом,
уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В
сказке
ребенок
встречается
с
идеальными
образами
героев,
что
помогает
ему
выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы –
образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку
большую
информацию
о
жизни,
людях,
социальном
опыте
окружающего
его
общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-
чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает
воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою
душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем
направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь
положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического
потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию
нравственных
качеств
дошкольников;
осмыслению
духовных
и
нравственных
ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов
и
родителей;
обновлению
содержания
и
форм
осуществления
духовно-
нравственного
воспитания
дошкольников;
укреплению
сотрудничества
ДОУ
и
семьи.
И
как
конечной
цели
воспитание
гуманистически
целостной
духовно
развитой
личности,
которая
сможет
противостоять
реалиям
нашей
действительности,
созидая
и
приумножая
добро
вокруг
себя,
стремясь
к
нравственному самосовершенствованию, имеющую желание
путем внутренней
работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный
идеал,
направить
свою
деятельность
на
служение
благородному
делу,
своему
Отечеству.
Срок
Тема
Содержание работы
Практический выход
В
течении
года
- изучение нормативных
документов;
- чтение конкретных
педагогических
периодических изданий;
- чтение методической,
педагогической и
предметной литературы;
- обзор в интернете
информации по
образовательным областям;
- посещение семинаров,
тренингов, конференций,
занятий коллег;
- дискуссии, совещания,
обмен опытом с коллегами;
- систематическое
прохождение курсов
повышения квалификации;
- проведение открытых
занятий для анализа со
стороны коллег;
- изучение и внедрение
новых технологий;
- общение с коллегами в
детских садах, районе,
городе и в Интернете и
изучение их опыта работы;
обмен собственным опытом
с воспитателями.
- создание собственного
сайта и электронного
портфолио;
- участие в конкурсах,
проводимых в детском саду
и сайтах интернета с детьм,
также в профессиональных
конкурсах;
- работа с родителями;
- информация для родителей
о театральной деятельности
в детском саду
(консультация,
анкетирование, памятки)
- разработка новых форм,
методов и приёмов
обучения;
- доклады, выступления;
- работа с детьми в
театральном кружке;
- оформление театрального
уголка;
- работа со студентами
педагогического колледжа;
Сентябрь
Изучение закона об
Консультация для
2017 г.
Работа над
темами:
-знакомство с
театром;
-кто работает в
театре;
-правила
поведения в
театре;
-с/р игра «Театр».
образовании в новой
редакции
Изучение нового СанПиН
Подбор и приобретение
необходимого материала и
оборудования для
реализации проекта
Разработка Авторской
программы «Правильное
детство» по духовно-
нравственному развитию
дошкольников средствами
театрально деятельности на
первый год
Разработка рабочей
программы для театрального
кружка «Теремок» на
первый год.
Подбор и изучение
литературы по теме;
дидактических игр и
упражнений; сюжетных
картин; составление
библиографии.
Беседы, просмотр картинок
и видео- роликов.
Знакомство с театральными
профессиями. Знакомство с
устройством театра изнутри.
родителей по теме
«Театр- наш друг и
помощник»
(анкетирование,
памятки).
Изготовление папки-
передвижки
.
Знакомство с понятием
театр, видами театров,
воспитание
эмоционально-
положительного
отношения к театру.
Пополнение
словарного запаса
Воспитание
эмоционально-
положительного
отношения к театру и
людям, которые там
работают. Пополнение
словарного запаса.
Расширять интерес
детей к активному
участию в театральных
играх.
Октябрь
2017 г.
Работа над
темами:
-варежковый
театр;
-мимика;
-сила голоса;
-пальчиковый
театр.
Артикуляционная
гимнастика;
упражнение угадай
интонации;
скороговорки;
игра «Успокой куклу»;
игра «Теремок»;
отгадываем загадки
Артикуляционная
гимнастика;
игра «Перебежки»;
пальчиковые игры;
игра «Веселый бубен», Игра
«Эхо»
«Праздник со
Смешариками»
(игра «Караван», викторина,
загадки, игра
«Энциклопедия», игра
«Ожившие механизмы»,
игра «Найди и исправь
ошибку»
Освоение навыков
владения варежковым
и пальчиковым
театрами.
Развитие мимики;
раскрепощение через
игровую деятельность;
Развивитие силы
голоса;
работа над
активизацией мышц
губ.
Ноябрь
2017 г.
Работа над
темами:
-плоскостной
пальчиковый
шагающий театр;
-пантомима;
-сила голоса и
речевое дыхание;
-конусный
настольный
театр;
-мимика и жесты
Артикуляционная
гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие
сенсомоторики;
этюд «Старый гриб»;
пальчиковые игры
пальчиковые игры;
этюд «Цветочек»; игра
«Гудок»;
скороговорки; этюд
«Удивительно»
игра «Прекрасный цветок»;
игра «Дует ветер»;
пальчиковые игры;
игра «Медведь и елка»;
игра «Солнечный зайчик»;
этюд «Это я! Это мое!»
игра «Волк и семеро
козлят»;
игра «Одуванчик»;
этюд «Великаны и гномы»;
упражнения на тренировку
памяти;
игра «Радуга»;
Освоение навыков
владения шагающим
пальчиковым театром
театром (инсценировка
сказок «Рукавичка»,
«Заюшкина избушка»).
Освоение навыков
владения конусным
настольным театром
(инсценировка сказок
«Три поросенка» и
«Кот в сапогах»).
Развитие умения
концентрироваться на
предмете и копировать
его через движения;
развитие сценической
раскрепощённости;
развитие силы голоса
и речевого дыхания;
активизация мышц губ
Развитие воображения;
обучение с помощью
мимики передавать
этюд «Медведь в лесу»
настроение,
эмоциональное
состояние.
Декабрь
2017г.
Работа над
темами:
-теневой театр
-куклы
би-ба-бо;
-слух и чувство
ритма.
Артикуляционная
гимнастика;
игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»;
пальчиковые игры;
отгадываем загадки;
этюд «Колокола»;
игры- диалоги;
игра «Чудесные
превращения»
Освоение навыков
владения теневым
театром (инсценировка
сказок «Заюшкина
избушка», «Гуси-
Лебеди»). Освоение
навыков владения
театром би-ба-бо
(инсценировка сказки
«Волк и лиса»).
Развитие мелкой
моторики рук в
сочетании с речью.
Развитие слуха и
чувства ритма у детей.
Конкурс рисунков «В
театре» (организация
выставки и
награждение
грамотами и призами
победителей конкурса)
Январь
2017 г.
Работа над
темами:
-театральные
игры;
- куклы-
говорунчики
- штоковый театр;
-сценическая
пластика
Артикуляционная
гимнастика;
игра «Что изменилось?»;
игра «Поймай хлопок»;
игра «Я положил в мешок..»;
игра «Тень»; этюд «Гадкий
утенок»
игра «Внимательные звери»;
игра «Веселые обезъянки»;
игра «Угадай что я делаю»;
игра- викторина с куклами
«Знаете ли вы ПДД?»;
сочиняем сказку сами;
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости
постучали»;
пальчиковые игры
«Бельчата»;
Развитие игрового
поведения, готовность
к творчеству; развитие
коммуникативных
навыков, творческих
способностей,
уверенности в себе.
Освоение навыков
владения куклами-
говорунчиками и
штоковым театром.
Повторение с детьми
основных ПДД
Побудить детей
импровизировать и
самих придумывать
сюжет для театра.
Развитие умения
передавать через
движения тела
характер животных.
Февраль
Работа над
Артикуляционная
Развитие умений
2017г.
темами:
-расслабление
мышц;
- театр из
деревянных
фигурок,
резиновых
игрушек
(персонажи из
мультфильмов);
-магнитный
театр;
-театр кукол-
оригами;
-чувства и
эмоции.
гимнастика;
этюд на расслабление мышц
«Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
скороговорки; пальчиковые
игры;
изготовление кукол-оригами
для театра;
упражнения на тренировку
памяти;
игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры
этюд «любимая игрушка»;
игра «Старый сом»;
упражнения на развитие
сенсорной моторики;
игра «Кошка и скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало».
владеть собственным
телом; управлять
собственными
мышцами.
Освоение навыков
владения данным
видом театральной
деятельности
(инсценировка сказки
«Репка», «Три
поросёнка», «Кот и
пес»)
Дать детям
возможность ощутить
себя «творцами»
кукол.
Конкурс «Игрушка для
театрального уголка
своими руками»
(семейное видео или
фото о том как это
делалось)
Организация выставки
и награждение
грамотами и призами
победителей конкурса.
Знакомство с миром
чувств и эмоций;
развитие умений
передавать чувства и
эмоции.
Март
2017 г.
Работа над
темами:
-театром масок;
-театр на
фланели;
-инсценировка
шуток-малюток;
-культура и
техника речи.
Сочиняем сказку сами;
артикуляционная
гимнастика;
игра «Птицелов»;
пальчиковые игры;
игра «Считай до пяти»;
игра «Больной зуб»;
игра «Укачиваем куклу»;
игра «Игра со свечой»;
игра «Самолет»;
игра Мяч эмоций»;
Освоение навыков
владения театром
масок (инсценировки
сказок «Мужик и
Медведь»,
«Волк и Семеро
козлят»,
«Курочка Ряба»)
Побудить детей
импровизировать и
самих придумывать
сюжет для театра.
Работа над развитием
речи, интонацией,
логическим
ударением.
Формирование
правильного четкого
произношения
(дыхание,
артикуляция, дикция);
развитие воображения;
расширение
словарного запаса.
Консультация для
родителей на тему
«Роль эмоций в жизни
ребенка»
(анкетирование,
памятки).
Апрель
2017 г.
Подготовка к
инсценировке
сказки «Красная
шапочка на
новый лад»
Артикуляционная
гимнастика;
разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и
декораций.
Развитие
эмоциональной, связно
- речевой сферы у
детей через
театральную
деятельность
Май
2017 г.
Театрализованное
представление.
Экскурсия в
кукольный театр.
Развитие творческой
самостоятельности,
эстетического вкуса в
передаче образа; развитие
речи детей, эмоциональной
направленности;
раскрытие творческих
способностей детей.
Показ спектакля
родителям.
Увидеть своими
глазами что такое
театр, как он устроен и
как работают артисты.
По возможности
заглянуть за кулисы.
Литература:
1.
Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные
занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
2.
И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
3.
И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
4.
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
5.
О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
6.
А.Н.Чусовская
«Сценарии
театрализованных
представлений
и
развлечений»
М.:2011г.
7.
Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
8.
И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
9.
Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
10.
А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
11.
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
12.
Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
13.
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»
М.: АРКТИ, 2002.
14.
Е.В.Мигунова
«театральная
педагогика
в
детском
саду».
Методические
рекомендации.М.:2009г.
15.
Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
16.
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
17.
Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском
саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..
18.
Н.Б.Улашенко
«Организация
театральной
деятельности.
Старшая
группа»
Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
19.
О.И.Лазаренко
«Артикуляционно-
пальчиковая
гимнастика».
Комплекс
упражнений.М.:2012г.