Напоминание

Развитие связной речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Автор: Карпова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: РС(Я) Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие связной речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 58 «Красная шапочка»

Согласованно: Утверждаю:

Решение педагогического Приказ от 31.08.2017г.

Совета МДОУ №58 Заведующая МДОУ

Протокол №______ «Красная шапочка»

от «__»__________2017г. Сердюкова Е.А.______

План по самообразованию

На 2017-2018 г.

Духовно-нравственное развитие детей средствами театрализованной деятельности

Составитель: воспитатель

Карпова Елена Геннадьевна

Нерюнгри

2017

год

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей,

психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

формирование

представлений

о

честности,

справедливости,

доброте,

воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей

кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и

чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть

отзывчивыми

к

взрослым

и

детям,

умения

проявлять

внимание

к

их

душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на

помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными

ценностями коллектива;

закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки

и проведения спектаклей;

развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,

используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной

деятельности.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая

существует

последние

пару

десятилетий.

Ухудшение

духовно-нравственного

состояния

общества,

обеднение

его

моральных

устоев,

выражающаяся,

в

недостаточном

развитии

представлений

о

духовных

ценностях

и

определенном

искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной

незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства,

имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития

духовно-нравственной

сферы

на

данном

этапе

решается

тем

успешнее,

чем

гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем

самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному

воспитанию

рассматривают

ознакомление

с

системой

ценностей,

усвоение

представлений

о

которых

обеспечивает

духовно-нравственное

становление

растущего

человека.

На

мой

взгляд,

содержанием

духовно-нравственного

воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается

ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в

различных

видах

деятельности,

находясь

в

постоянном

взаимодействии

со

сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю

духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.

Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему

опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную

жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и

перевоплощения,

является

важным

фактором

в

художественно-эстетического

развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой

сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и

показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и

сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а

также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического

воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а

сказка

«Репка»

развивает

у

младших

дошкольников

умение

быть

дружными,

трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя

ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся

найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица

Аленушка

и

братец

Иванушка»,

«Снегурочка»,

«Терешечка»

учат

слушаться

родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в

сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и

тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках

всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»),

мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и

козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр

сказок

является

той

самой

щедрой

почвой

для

«взращивания»

представлений

о

добре

и

зле,

ведь

их

смысл

в

активной

борьбе

со

злом,

уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В

сказке

ребенок

встречается

с

идеальными

образами

героев,

что

помогает

ему

выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы –

образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку

большую

информацию

о

жизни,

людях,

социальном

опыте

окружающего

его

общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-

чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает

воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою

душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем

направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь

положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического

потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию

нравственных

качеств

дошкольников;

осмыслению

духовных

и

нравственных

ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов

и

родителей;

обновлению

содержания

и

форм

осуществления

духовно-

нравственного

воспитания

дошкольников;

укреплению

сотрудничества

ДОУ

и

семьи.

И

как

конечной

цели

воспитание

гуманистически

целостной

духовно

развитой

личности,

которая

сможет

противостоять

реалиям

нашей

действительности,

созидая

и

приумножая

добро

вокруг

себя,

стремясь

к

нравственному самосовершенствованию, имеющую желание

путем внутренней

работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный

идеал,

направить

свою

деятельность

на

служение

благородному

делу,

своему

Отечеству.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В

течении

года

- изучение нормативных

документов;

- чтение конкретных

педагогических

периодических изданий;

- чтение методической,

педагогической и

предметной литературы;

- обзор в интернете

информации по

образовательным областям;

- посещение семинаров,

тренингов, конференций,

занятий коллег;

- дискуссии, совещания,

обмен опытом с коллегами;

- систематическое

прохождение курсов

повышения квалификации;

- проведение открытых

занятий для анализа со

стороны коллег;

- изучение и внедрение

новых технологий;

- общение с коллегами в

детских садах, районе,

городе и в Интернете и

изучение их опыта работы;

обмен собственным опытом

с воспитателями.

- создание собственного

сайта и электронного

портфолио;

- участие в конкурсах,

проводимых в детском саду

и сайтах интернета с детьм,

также в профессиональных

конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей

о театральной деятельности

в детском саду

(консультация,

анкетирование, памятки)

- разработка новых форм,

методов и приёмов

обучения;

- доклады, выступления;

- работа с детьми в

театральном кружке;

- оформление театрального

уголка;

- работа со студентами

педагогического колледжа;

Сентябрь

Изучение закона об

Консультация для

2017 г.

Работа над

темами:

-знакомство с

театром;

-кто работает в

театре;

-правила

поведения в

театре;

-с/р игра «Театр».

образовании в новой

редакции

Изучение нового СанПиН

Подбор и приобретение

необходимого материала и

оборудования для

реализации проекта

Разработка Авторской

программы «Правильное

детство» по духовно-

нравственному развитию

дошкольников средствами

театрально деятельности на

первый год

Разработка рабочей

программы для театрального

кружка «Теремок» на

первый год.

Подбор и изучение

литературы по теме;

дидактических игр и

упражнений; сюжетных

картин; составление

библиографии.

Беседы, просмотр картинок

и видео- роликов.

Знакомство с театральными

профессиями. Знакомство с

устройством театра изнутри.

родителей по теме

«Театр- наш друг и

помощник»

(анкетирование,

памятки).

Изготовление папки-

передвижки

.

Знакомство с понятием

театр, видами театров,

воспитание

эмоционально-

положительного

отношения к театру.

Пополнение

словарного запаса

Воспитание

эмоционально-

положительного

отношения к театру и

людям, которые там

работают. Пополнение

словарного запаса.

Расширять интерес

детей к активному

участию в театральных

играх.

Октябрь

2017 г.

Работа над

темами:

-варежковый

театр;

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый

театр.

Артикуляционная

гимнастика;

упражнение угадай

интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Артикуляционная

гимнастика;

игра «Перебежки»;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра

«Эхо»

«Праздник со

Смешариками»

(игра «Караван», викторина,

загадки, игра

«Энциклопедия», игра

«Ожившие механизмы»,

игра «Найди и исправь

ошибку»

Освоение навыков

владения варежковым

и пальчиковым

театрами.

Развитие мимики;

раскрепощение через

игровую деятельность;

Развивитие силы

голоса;

работа над

активизацией мышц

губ.

Ноябрь

2017 г.

Работа над

темами:

-плоскостной

пальчиковый

шагающий театр;

-пантомима;

-сила голоса и

речевое дыхание;

-конусный

настольный

театр;

-мимика и жесты

Артикуляционная

гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие

сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»;

пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»; игра

«Гудок»;

скороговорки; этюд

«Удивительно»

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро

козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку

памяти;

игра «Радуга»;

Освоение навыков

владения шагающим

пальчиковым театром

театром (инсценировка

сказок «Рукавичка»,

«Заюшкина избушка»).

Освоение навыков

владения конусным

настольным театром

(инсценировка сказок

«Три поросенка» и

«Кот в сапогах»).

Развитие умения

концентрироваться на

предмете и копировать

его через движения;

развитие сценической

раскрепощённости;

развитие силы голоса

и речевого дыхания;

активизация мышц губ

Развитие воображения;

обучение с помощью

мимики передавать

этюд «Медведь в лесу»

настроение,

эмоциональное

состояние.

Декабрь

2017г.

Работа над

темами:

-теневой театр

-куклы

би-ба-бо;

-слух и чувство

ритма.

Артикуляционная

гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»;

пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;

игры- диалоги;

игра «Чудесные

превращения»

Освоение навыков

владения теневым

театром (инсценировка

сказок «Заюшкина

избушка», «Гуси-

Лебеди»). Освоение

навыков владения

театром би-ба-бо

(инсценировка сказки

«Волк и лиса»).

Развитие мелкой

моторики рук в

сочетании с речью.

Развитие слуха и

чувства ритма у детей.

Конкурс рисунков «В

театре» (организация

выставки и

награждение

грамотами и призами

победителей конкурса)

Январь

2017 г.

Работа над

темами:

-театральные

игры;

- куклы-

говорунчики

- штоковый театр;

-сценическая

пластика

Артикуляционная

гимнастика;

игра «Что изменилось?»;

игра «Поймай хлопок»;

игра «Я положил в мешок..»;

игра «Тень»; этюд «Гадкий

утенок»

игра «Внимательные звери»;

игра «Веселые обезъянки»;

игра «Угадай что я делаю»;

игра- викторина с куклами

«Знаете ли вы ПДД?»;

сочиняем сказку сами;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости

постучали»;

пальчиковые игры

«Бельчата»;

Развитие игрового

поведения, готовность

к творчеству; развитие

коммуникативных

навыков, творческих

способностей,

уверенности в себе.

Освоение навыков

владения куклами-

говорунчиками и

штоковым театром.

Повторение с детьми

основных ПДД

Побудить детей

импровизировать и

самих придумывать

сюжет для театра.

Развитие умения

передавать через

движения тела

характер животных.

Февраль

Работа над

Артикуляционная

Развитие умений

2017г.

темами:

-расслабление

мышц;

- театр из

деревянных

фигурок,

резиновых

игрушек

(персонажи из

мультфильмов);

-магнитный

театр;

-театр кукол-

оригами;

-чувства и

эмоции.

гимнастика;

этюд на расслабление мышц

«Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые

игры;

изготовление кукол-оригами

для театра;

упражнения на тренировку

памяти;

игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие

сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало».

владеть собственным

телом; управлять

собственными

мышцами.

Освоение навыков

владения данным

видом театральной

деятельности

(инсценировка сказки

«Репка», «Три

поросёнка», «Кот и

пес»)

Дать детям

возможность ощутить

себя «творцами»

кукол.

Конкурс «Игрушка для

театрального уголка

своими руками»

(семейное видео или

фото о том как это

делалось)

Организация выставки

и награждение

грамотами и призами

победителей конкурса.

Знакомство с миром

чувств и эмоций;

развитие умений

передавать чувства и

эмоции.

Март

2017 г.

Работа над

темами:

-театром масок;

-театр на

фланели;

-инсценировка

шуток-малюток;

-культура и

техника речи.

Сочиняем сказку сами;

артикуляционная

гимнастика;

игра «Птицелов»;

пальчиковые игры;

игра «Считай до пяти»;

игра «Больной зуб»;

игра «Укачиваем куклу»;

игра «Игра со свечой»;

игра «Самолет»;

игра Мяч эмоций»;

Освоение навыков

владения театром

масок (инсценировки

сказок «Мужик и

Медведь»,

«Волк и Семеро

козлят»,

«Курочка Ряба»)

Побудить детей

импровизировать и

самих придумывать

сюжет для театра.

Работа над развитием

речи, интонацией,

логическим

ударением.

Формирование

правильного четкого

произношения

(дыхание,

артикуляция, дикция);

развитие воображения;

расширение

словарного запаса.

Консультация для

родителей на тему

«Роль эмоций в жизни

ребенка»

(анкетирование,

памятки).

Апрель

2017 г.

Подготовка к

инсценировке

сказки «Красная

шапочка на

новый лад»

Артикуляционная

гимнастика;

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и

декораций.

Развитие

эмоциональной, связно

- речевой сферы у

детей через

театральную

деятельность

Май

2017 г.

Театрализованное

представление.

Экскурсия в

кукольный театр.

Развитие творческой

самостоятельности,

эстетического вкуса в

передаче образа; развитие

речи детей, эмоциональной

направленности;

раскрытие творческих

способностей детей.

Показ спектакля

родителям.

Увидеть своими

глазами что такое

театр, как он устроен и

как работают артисты.

По возможности

заглянуть за кулисы.

Литература:

1.

Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные

занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

2.

И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

3.

И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

4.

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

5.

О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

6.

А.Н.Чусовская

«Сценарии

театрализованных

представлений

и

развлечений»

М.:2011г.

7.

Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

8.

И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

9.

Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

10.

А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

11.

Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

12.

Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

13.

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»

М.: АРКТИ, 2002.

14.

Е.В.Мигунова

«театральная

педагогика

в

детском

саду».

Методические

рекомендации.М.:2009г.

15.

Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.

16.

А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

17.

Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском

саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..

18.

Н.Б.Улашенко

«Организация

театральной

деятельности.

Старшая

группа»

Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

19.

О.И.Лазаренко

«Артикуляционно-

пальчиковая

гимнастика».

Комплекс

упражнений.М.:2012г.