Напоминание

Особенности организации групповой работы как способ формирования коммуникативных УД.

Автор: Панюс Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №7
Населённый пункт: город Реж Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации групповой работы как способ формирования коммуникативных УД.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад: Особенности организации групповой работы как

способ формирования коммуникативных УД.

В современных образовательных технологиях групповая

работа учащихся используется как средство

интенсификации и оптимизации учебного процесса, при

котором ярко выражены межличностные процессы,

отсутствующие при индивидуальной работе: общение,

высокое доверие, взаимное влияние, поддержка,

эффективное использование ресурсов каждого ученика.

Групповое взаимодействие учащихся на уроке ИЯ-это:

. реализация принципа активности в обучении, который был

и остаётся основным в дидактике, так как групповая работа

характеризуется высоким уровнем познавательной и

коммуникативной мотивации школьников.

. один из факторов развивающего обучения, направленного

на формирование творческой личности, способной получать

новые знания через сотрудничество с другими членами

группы;

. интерактивная форма обучения активизирует

мыслительную деятельность, поддерживает их внимание на

уроке; развивает речевую инициативу.

Преимущества групповой работы на уроке:

- возникает благоприятная для учения доверительная,

эмоционально – положительная атмосфера в классе:

исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает

уверенность в собственных силах.

- решается проблема преодоления стеснительности,

скованности некоторых учащихся, так как они чувствуют

себя более комфортно в условиях взаимообучения и

взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или

обратиться за помощью к одноклассникам. Такое

взаимодействие способствует повышению

коммуникативной и познавательной мотивации. Групповое

обучение – это модель лечения для тех детей, которые

эмоционально подавлены и поведенчески

дезорганизованы.

- При групповой форме работы учитель ИЯ перестаёт быть

только источником информации, но и выполняет роль

организатора и помощника речевого взаимодействия, а

учащийся становится равноправным речевым партнёром.

Это одно из проявлений личностно-ориентированного

подхода.

- работа в группе убеждает учащихся на практике в том, что

овладения ИЯ предполагает не только активное общение с

учителем , но интенсивную самостоятельную работу по

накоплению знаний, совершенствованию навыков и

умений.

- групповая работа позволяет вовлечь ( увеличивается

время пребывания в иноязычной среде ); обеспечивает

непрерывное речевое взаимодействие, что особенно важно

в рамках достижения коммуникативной цели урока.

Учащиеся глубже и в большем объёме усваивают материал,

снижается тревожность, возрастают познавательная

активность и творческая самостоятельность.

- развивается самостоятельность и чувство ответственности;

совместная деятельность распределяется среди учеников:

одни предлагают идеи, другие- решают задачу; третьи –

контролируют работу; четвёртые – оценивают. Каждый

становится ответственным за определённую часть общего

задания; поэтому групповое общение развивает

способность к кооперации и сотрудничеству.

- рационально организованная групповая деятельность на

уроке способствует сплочению коллектива. От участников

группы требуется умение выслушать, поддержать мнение

или оспорить, выработать групповое решение ----

воспитывается толерантность, уважение к другой точке

зрения.

В ходе группового взаимодействия на уроке у учащихся

развиваются:

- общеучебные умения (умение слушать, соблюдать

определённый порядок обсуждения, аргументировать своё

согласие и несогласие, делать вывода).

- компенсаторные умения (использование лексического

парафраза, замена сложных грамматических конструкций

на более употребительные, умение пользоваться

справочным материалами).

Многие учителя сталкиваются с проблемой оценивания

групповой работы:

- в одной группе оказываются разные по силам ученики.

Если учитель выставляет одинаковую для всех участников

группы отметку, то она не всегда реально отражает вклад

каждого ученика, может быть несправедливой при оценке

их знаний и речевых умений. Важно донести до учащихся

мысль о том, что командный успех может быть получен при

условии, если все члены группы задействованы в обучении.

- группы неодинаковые по уровню овладения ИЯ. Но

соблюдая принцип доступности – посильности в

обучении,учитель может скорректировать ситуацию,

предложив задания разные по степени сложности, но

возникает проблема дифференциации оценок; задание

повышенной сложности должно оцениваться более

высоким баллом.

В практике преподавания групповая раб не нашла ещё

широкого применения. Есть ряд трудностей:

- большая наполняемость группы;

- неприспособленность классного помещения (отсутствие

возможности перестановки мебели);

- затрата времени (учитель не успевает проконтролировать

все группы);

- нехватка методических пособий и разработок;

- неготовность учащихся к подобной форме работы на

уроке;

- низкий уровень языковой подготовки;

- непонимание каждым учеником своей роли в процессе

группового общения;

- нежелание некоторых учащихся работать в группе;

- разный темп работы (одни учащиеся выполняют задания

раньше и отвлекают остальных.

Успех коллективной работы в микрогруппах зависит от

профессиональных и личностных качеств учителя, а также

от желания и умения учеников работать совместно; учителя

и учащиеся должны быть психологически готовы к работе в

группе и к её организации. Необходимо время чтобы

научить взаимодействовать.

Рекомендации по организации работы в группах:

. группы должны быть небольшие – не более 5 человек; в

группе желательно сильного ученика (лидера) на роль

консультанта;

. четко объяснить задание, чтобы учащиеся поняли ,что им

предстоит сделать;

. регламентировать время на выполнение задания;

. не затягивать работу в группах , иначе учащимся станет

скучно или устанут;

. не прерывать учащихся в процессе общения, не

вмешиваться в работу;

. во время подготовки групповых заданий проходить по

классу, прислушиваясь к обсуждению.

. объяснять задания, подводить итоги на ия;

. предусмотреть дополнительные задания, для тех кто

раньше всех справится с заданием;

. выслушивать мнение представителей каждой группы;

. при комментировании и оценке сделать акцент на более

удачные моменты в общении (правильно подобранный

языковой материал, лексическое наполнение,

использование жестов, интонации, эмоционального фона).

Для поддержания положительного психологического

климата на уроке исправление ошибок проводится

безадресно. Желательно, чтобы ученики сами исправляли

ошибки.

Групповая работа помогает учителю ИЯ создать на уроке

«языковую среду», близкую к естественным ситуациям

общения.

П Р О Т О К О Л

Семинара районного методического объединения

учителей иностранных языков

№2 от 28.02.2014

Тема: Внедрение современных образовательных технологий на уроках

английского языка как средство повышения качества гуманитарного

образования.

Присутствовали: 12 учителей Пудемской СОШ, Дизьминской СОШ,

Уканской СОШ, Ворцинской СОШ, Никольской СОШ, Ярской СОШ №1,2.

Повестка семинара:

1.

Открытый урок. Учитель Поздеева Ф.Ф. 9 класс, тема «Выбор

профессии».

2.

Открытый урок. Учитель Веретенникова М.Ю. 8 класс, тема «Здоровый

образ жизни».

3.

Заседание «круглого стола»: - анализ открытых уроков;

- доклад « Особенности организации групповой работы на уроке

английского языка как способ формирования коммуникативных УД».

Докладчик учитель английского языка ЯСОШ №2 Панюс С.Н.

- доклад « Проектная деятельность как средство формирования УУД на

уроках английского языка в начальной школе». Докладчик учитель

английского языка ЯСОШ №2 Барышникова О.П.

В начале семинара с приветственным словом выступила руководитель РМО

Панюс С.Н. Ознакомила с планом семинара, учителя заполнили лист

регистрации.

1.

Учителя методического объединения присутствовали на открытом

уроке у учителя английского языка ЯСОШ №2 Поздеевой Ф.Ф. в 9в

классе.

2.

Открытый урок для учителей РМО показала учитель английского языка

ЯСОШ №2 Веретенникова М.Ю. в 8 а классе.

3.

Анализ открытых уроков учителями был проведён грамотно, с

методическим обоснованием. Уроки прошли в доброжелательной

рабочей атмосфере заинтересованности у учащихся; создание ситуации

успеха на уроке, ситуации общения, позволяющей проявлять ученикам

инициативу. Учителя отметили, что представленный учебный материал

направлен на тренировку навыков аудирования, диалогической и

монологической речи и применение их в конкретных ситуациях

общения.Контроль сформированности речевых умений, будь то на

понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо. Использование и

смена разнообразных форм, методов обучения, технологий, видов

речевой деятельности на уроках. Применение более расширенного

языкового материала в лексических упражнениях ведёт к развитию

коммуникативных умений. Развитие познавательной мотивации на

ассоциациях из личного опыта учащихся 9 класса направлено на

формирование коммуникативной компетенции.

Решение: информацию принять к сведению.

С докладом об организации групповой работы на уроке английского языка

выступила учитель английского языка Панюс С.Н. Результатом деятельности

в обучении ия является овладение учащимися коммуникативных УД. В

современных образовательных технологиях групповая работа учащихся

используется как средство интенсификации и оптимизации учебного

процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы. Групповое

взаимодействие на уроке обеспечивает реализацию принципа активности;

один из факторов развивающего обучения; интерактивную форму обучения.

(см. приложение). Барышникова О.П. выступила с докладом на тему

«Проектная деятельность как средство формирования УУД на уроках

английского языка в начальной школе». Метод проектов повышает

мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, простор для

творческой и созидательной деятельности. Ольга Петровна отметила

основные этапы работы над проектом, представила критерии оценки

проектной деятельности (см. приложение).

Решение: Принять информацию к сведению.

В разделе «разное» Панюс С.Н. ознакомила учителей РМО с положением о

внеклассном конкурсе по английскому языку, который пройдёт в апреле, в

ЯСОШ №1. Представила информацию к размышлению по образовательным

цифровым ресурсам, применяемых на уроках ИЯ, на следующее заседание

РМО учителей иностранных языков.

Решение: Принять информацию к сведению.