Напоминание

"Цифровое воспитание – это молодая сфера педагогики"

Автор: Абдуллина Люция Ткбрисовна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Никифарово МР Альшеевский район РБ
Населённый пункт: село Никифарово, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Цифровое воспитание – это молодая сфера педагогики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выступление на родительском собрании

«Цифровое воспитание – это молодая сфера педагогики»

Абдуллина Люция Табрисовна – учитель информатики.

Уважаемые родители!

Вы ожидаете, что я расскажу вам как все закрыть и запретить. Не совсем так,

говорить я буду о цифровом воспитании.

Это молодая сфера педагогики, только формирующаяся, но на сегодня очень

важная. Чиновники, учителя, политики всех уровней у нас в стране и за рубежом

оценивают

цифровую

грамотность,

как

одну

из

важнейших

компетенций

для

молодого поколения.

У кого-то может возникнуть вопрос "а что такого страшного для моего

ребёнка в интернете?" Ну возникают проблемы, так ребенок выключит и забудет.

Иногда забыть не получается и травма остаётся на всю жизнь, уже этого

достаточно, чтобы озадачиться защитой ребенка, но вопрос значительно сложнее,

чем кажется на первый взгляд.

Чтобы проще было осознать значение цифрового воспитания, я приведу

такой пример.

Вы отправляете своего ребёнка в магазин, даёте ему деньги. Магазин далеко

от дома и путь не самый безопасный. Вы в таких случаях учите по какой улице

идти безопасно, а по какой нет. Запрещаете общаться с посторонними, доставать и

показывать деньги, а в случае приставаний как звать на помощь. Вы расскажете что

купить в магазине, как правильно выбрать товар и как оплатить. Ещё скажете

какую сдачу должны дать. Вспоминаете как вы своему ребёнку или вам мама в

детстве давала такие инструкции?

В

сети

есть

также

свои

опасные

и

неопасные

улицы-сайты,

желающие

отобрать деньги вашего ребёнка, хулиганы, педофилы и прочие тёмные личности.

Ещё

десять

лет

назад интернет представлял

собой

большую

библиотеку

текстов, картинок и видео. Дети играли в простые сетевые игры, а продвинутые

игры вы покупали на дисках.

Сегодня интернет это системы дистанционной работы, учёбы, развлечений,

супер

и

гипермаркеты,

а

ещё

социальные

сети,

через

которые

ваш

ребёнок

поддерживает

тысячи

социальных

связей.

Дети

пишут

в

сутки

от

30

до

600

сообщений формате текста, фото или видео. Посчитайте сколько в час ребёнок

отправляет сообщений, исключив учебное время, сон! И проводят в сети до 5

часов!

Это не общение с коробкой дисплея, а настоящая виртуальная жизнь.

Виртуальный

мир

отличается

от

реального

мира

и

проблемы,

с

которым

сталкиваются дети в сети, отличаются как по сути, так по методам их решения.

Давайте посмотрим на основные "цифровые" проблемы поколения.

Проблемы, с которыми сталкивается поколение

Клиповое мышление

Вдумайтесь

в

этот

факт:

за

десять

лет

человечество

накопило

информации

в

триллионы раз больше чем за последние несколько сотен лет. Мы находимся в

мощнейшем информационном потоке и наши дети в первую очередь.

Вспомните свой путь из школы домой. Вы в сопровождении нескольких друзей

идете по улице. На ходу обсуждаете события школьного дня, кто в кого влюбился,

кто подрался и как намазали клеем стул учителя. Вокруг дома, деревья, прохожие.

Так вы добирались до двери своего дома, где выбирали один из пяти телеканалов,

ставили пластинку или читали книгу.

Теперь посмотрите на современного ребёнка. Он идёт тоже с друзьями, но

кроме физически присутствующих, его сопровождает ещё с десяток в виртуальном

мире. Они на ходу переписываются, созваниваются. Обсуждать им приходится

больше, поскольку вовлечены благодаря сети в значительно больше число событий

(вспомните

600

сообщений

в

сутки).

При

этом

они

ещё

делятся

ссылками,

рисунками,

видео,

фото,

делают

селфи,

играют

в онлайн,

просматривают

бесконечные ленты пабликов... В это время в наушники играет музыка... И вот ваш

ребёнок добрался до двери вашего дома, а вместе с ним домой приходят десятки

виртуальных друзей, общение не прекращается, терабайты рекламы, новостей,

информации... А дома еще у многих есть компьютер, куча игр и все продолжается с

новой силой.

Это новый информационный мир, в котором ребёнок находится сам по себе.

И поведение в этом мире отличается. При таком мощном информационном потоке

совершенно по-другому работает мозг. Он начинает поверхностно анализировать

поступающую

информацию.

В

результате

образуется

клиповое

мышление,

неспособность к глубокому анализу.

Для получения нового эмоционального переживания обладатель клипового

мышления вынужден постоянно искать все более кричащие заголовки новостей,

вирусные ролики, слушать более эмоциональную музыку. Зависимость от эмоций

одна из причин интереса детей к недетскому контенту и суицидальным группам,

которые позволяют получать более сильные переживания.

Клиповое

мышление

снижает

способность

к

анализу,

как

следствие

снижается

усвоение

знаний

и

падает

успеваемость,

делает

человека

более

податливым к манипуляциям.

В чем же причина формирования клипового мышления? Это естественная

защита мозга от информационного перегруза. Информационный перегруз одна из

главных

проблем

цифрового

воспитания

молодого

поколения.

К

сожалению,

информационная

диета

крайне

сложная

задача.

Это

в

первую

очередь

целеполагания в поиске информации. И родительский контроль.

Цифровой слепок личности

Обсуждениями, фотографиями, картинками каждый оставляет след в сети.

Так формируется уникальный цифровой слепок личности.

Цифровой

слепок

позволяет

сформировать

психологический

портрет

человека, что очень часто используют сегодня специалисты по набору персонала.

Кандидаты научились давать ожидаемые ответы на вопросы, по этой причине

последние все чаще прибегают к анализу профиля в социальной сети. Особенно

точный анализ осуществляется на основе детского цифрового портрета, поэтому

уже сегодня ребенок закладывает проблемы в будущем, размещая жесткие шутки у

себя

на

стенке

в

соцсетях.

К

сожалению,

дети

мало

задумываются

о

своей

настоящей и будущей цифровой репутации.

Другой проблемой является размещение персональных данных в открытом

доступе. Сегодня приняты ряд законов о защите персональных данных, но без

обучения детей и без участия родителей сложно решить эту проблему. Защита

персональных данных позволяет сохранить пользователей, не нанести вред его

цифровой репутации, а также защититься от криминала в реальном мире.

Ненужные социальные связи

В нашей стране воспитание ребенка целиком и полностью сфера родителей.

Никто, согласно Гражданского и Семейного кодексов, не имеет прав на воспитание

ребенка, кроме родителей или официальных представителей (опекунов).

Вы

даете

право

школам

обучать,

библиотекам

выдавать

книги,

секциям

проводить занятия спортом, заключая с ними договор.

Сеть Интернет позволяет любому желающему общаться с вашим ребенком.

Вы

не

можете

регулировать

эти

социальные

связи,

между

тем

по

данным

исследований, дети сталкиваются с интернет-угрозами достаточно часто. Более

трети

детских

гаджетов

были

заражены

вирусами,

треть

детей

встречали

сексуальные

изображения,

сцены

жестокости,

четверть

теряла

контроль

над

аккаунтом

в

социальной

сети.

Около

5%

стали

объектом

сексуального

домогательства.

Вы

прекрасно

понимаете,

что

эти

цифры

могут

быть

иного

порядка,

поскольку дети не всегда могут классифицировать действия людей, с которыми они

общаются в сети.

Безопасность устройства выхода в сеть

Зачастую

родители

не

до

конца

осознают

значение

гаджетов

в

жизни

современного поколения. Многие воспринимают компьютер или смартфон как

игрушку.

Но

это

не

так. Устройство

является

неотъемлемой

частью

этого

поколения.

Современный

ребенок

уже

не

видит

разницы

между

реальным

и

виртуальным миром. Сегодня можно говорить о том, что наши дети живут в

дополненной реальности, где органично переплетаются оба мира. Но жизнь в

дополненной

реальности

невозможна

без

терминала

(компьютера,

планшета,

смартфона, плеера).

Потеря или поломка устройства выхода в дополненную реальность может

привести не только психологическим потерям, но и физическим, поскольку эти

устройства

содержат

цифровой

след

вашего

ребенка,

включая

персональные

данные.

Защита

устройства

вашего

ребенка

подразумевает

не

только

вирусную

защиту. Почти треть детей были лишены устройств или у них пытались отобрать. В

отношении почти четверти этих детей, согласно опросам, было применено насилие.

Выбор технических решений

Осуществлять

контроль

ребенка

в

сети

сложно

физически

без

использования

технических решений. Есть программы помощники для родителей:

1.

Контроль активности в сети (защита от поиска вредной информации)

2.

Контроль

за

использованием

программ

(регулирование

использования

ПО

на

компьютере и мобильных устройствах)

3.

Контроль времени использования устройств (ограничение времени использования

устройства выхода в сети)

4.

Определение местонахождения ребенка (установление геолокации устройства)

5.

Контроль активности в социальных сетях (контроль публикаций в соцсетях и

общения)

6.

Отслеживание звонков и смс (сбор статистики о звонках и смс ребенка)

7.

Уведомление родителей (мгновенная передача на ваше мобильное устройство в

случае нарушения режима)